Земельные споры — порядок рассмотрения земельных

Земельные споры — порядок рассмотрения земельных

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ

1. Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых земельным законодательством.

Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением споров, рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.

Земельные споры можно подразделить на три группы:

— споры о признании права на земельный участок;

— споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;

— споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом.

Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке. Правовую основу административного порядка рассмотрения земельных споров составляет конституционное положение, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.

В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).

Рассмотрение земельного спора в административном порядке не препятствует обращению в суд, например, если кто-то не удовлетворен решением органа управления. Однако достигнутые соглашения в результате рассмотрения земельного спора в административном порядке могут быть приняты во внимание при рассмотрении земельного спора судом.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» . Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
———————————
БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.

— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права пользования или аренды земельных участков;

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом либо временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

— требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

— жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя;

— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. N 5 о применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ , судебному рассмотрению также подлежат дела:
———————————
БНА. 1991. N 3.

— по искам садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, пользующимися им без законных оснований;

— по искам членов садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, не имеющими права на пользование им;

— о возмещении убытков, причиненных уничтожением, порчей или повреждением насаждений и посевов на земельном участке;

— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;

— по спорам наследников умершего члена садоводческого товарищества и членов его семьи, имеющих право в соответствии с законодательством и уставом на дальнейшее пользование земельным участком, о защите нарушенного или оспариваемого преимущественного права на вступление в члены товарищества.

К этому перечню можно добавить также: споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним (ст. 2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); споры об установлении сервитутов на земельные участки (ст. 23 ЗК, ст. 274 ГК); споры об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК, ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ), споры о признании права собственности на самовольную постройку при условии предоставления в установленном порядке земельного участка под возведенную постройку (ст. 222 ГК) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2001. N 46. Ст. 4308; 2002. N 7. Ст. 629; N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2004. N 6. Ст. 406; N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213.

По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841; Ст. 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147; 2007. N 10. Ст. 1151.

Иски об установлении порядка пользования земельным участком подсудны исключительно суду по месту нахождения земельного участка. Указанная подсудность не может быть изменена соглашением сторон по делу.

Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:
———————————
БВС РФ. 1992. N 11.

— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);

— между Российской Федерацией и субъектами РФ, а равно между субъектами РФ.

Практика рассмотрения земельных споров арбитражными судами обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

2. Согласно п. 2 ст. 64 ЗК РФ до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Форма договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда только письменная. Состав суда определяется по усмотрению сторон: либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора. Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством голосов третейских судей. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции либо арбитражный суд согласно АПК или ГПК. Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушении Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» , иных законов или основополагающих принципов российского права и т.п.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Судебный порядок разрешения земельных споров

Одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права является судебная защита. Ст. 46 Конституции РФ предоставляет каждому право обращаться за защитой своих прав в суд. В суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Ст. 64 ЗК РФ устанавливает, что з емельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Спор (в данном случае) – надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения по предмету спора.

Предмет спора: оспариваемые действия граждан и организаций, в том числе государственных или муниципальных органов.

К земельным относятся споры, предметом которых являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется:

    • в порядке вынесения решений по жалобам на действия должностных лиц государственных и муниципальных органов, в том числе связанные с принятием нормативных или ненормативных актов (по делам, возникающим из публичных правоотношений), либо
    • в порядке искового судопроизводства.

    При рассмотрении земельных споров в судах применяются все общие процессуальные правила, никаких исключений для земельных споров не установлено .

    Заинтересованные лица могут обращаться:

      1. в суды общей юрисдикции (споры с участием граждан);
      2. в арбитражные суды (споры с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей);
      3. в третейские суды (по взаимному соглашению сторон);
      4. в Конституционный Суд РФ (определяет соответствие нормативных актов различного уровня Конституции РФ).

      Правила рассмотрения дел в различных судах определяются соответствующим процессуальным законодательством — гражданским или арбитражным. Основными актами в этой сфере являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).

      Обращение в суд может осуществляться в форме:

        • искового заявления (в общем случае);
        • заявления (подаются в суды общей юрисдикции на действия или бездействие административных органов и должностных лиц — глава 25 ГПК РФ).

        Исковое заявление (заявление) должно соответствовать требованиям процессуального законодательства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ).

        По общему правилу все заявления, подаваемые в суд, должны оплачиваться пошлиной. Размер пошлины определяется в соответствии с Налоговым кодексом. Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, может являться квитанция или платежное поручение, заверенные печатью банковского учреждения, в котором произведен платеж.

        В ходе судебного разбирательства выясняются все обстоятельства дела и выносится решение. В соответствии с действующим законодательством решение, выносимое судом, должно быть законным и обоснованным.

        Решение фиксируется в письменной форме с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством.

        При разрешении земельных споров применяются общие нормы ЗК РФ и ГК РФ о возмещении убытков. Кроме названных, имеются и другие нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при разрешении тех или иных земельных споров (например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»).

        11.1.1. Общий порядок рассмотрения земельных споров

        Динамично развивающееся и зачастую противоречивое законодательство в сфере охраны и рационального использования земель вызывает к жизни множество споров, связанных как с оборотом земель, так и с различными вопросами административного характера.

        Земельные споры возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, самовольным занятием и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.

        Сторонами в земельном споре являются:

        — исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо, с другой стороны, при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа;

        — граждане и юридические лица по спорам между собой в связи с нарушением границ землепользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.

        Споры о признании прав на землю рассматриваются судами в порядке искового производства как споры о праве гражданском. В качестве ответчика выступает администрация государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом распоряжения землей в соответствии со статьями 10 и 11 Земельного кодекса РФ, во втором случае — лицо, нарушившее земельные права потерпевшей стороны.

        Из анализа норм ЗК РФ можно сделать вывод, что в судах подлежат рассмотрению, в частности, следующие иски и споры о праве на землю:

        — в связи с отказом в предоставлении земельного участка в собственность гражданам и юридическим лицам из государственного и муниципального земельного фонда;

        — в связи с изъятием или отказом в предоставлении служебного земельного надела;

        — спор о земельном участке при переходе права собственности на недвижимость;

        — спор о земельном участке при продаже его с торгов (аукциона, конкурса) и признании права на землю;

        — иск о признании права на землю при разрушении здания, строения, сооружения при условии начала восстановления их в течение трех лет;

        — споры о признании прав на земельные участки при принудительном прекращении прав на землю по основаниям, предусмотренным статьями 44 — 48, 51, 54 ЗК РФ, статьями 284 — 286 ГК РФ;

        — спор по иску исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статьи 49, 55 ЗК РФ, статьи 279 — 283 ГК РФ).

        Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли — купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др. Следует иметь в виду, что, помимо ЗК РФ и ГК РФ, названные виды земельного оборота регулируются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

        При определении подсудности споров, связанных с земельными правоотношениями, следует учитывать правила родовой подсудности. В соответствии со статьей 23 ГПК РФ дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления, дела об определении порядка пользования земельными участками подсудны мировому судье.

        Территориальная подсудность земельных споров в большинстве случаев является исключительной и определяется по правилам статьи 30 ГПК РФ — иски о правах на земельные участки подсудны суду по месту нахождения земельного участка.

        Остальные требования подсудны судам по общему правилу, закрепленному в статье 28 ГПК РФ, — по месту жительства ответчика, а требования к организации — по месту нахождения организации.

        Исковые заявления оплачиваются государственной пошлиной. Требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, об определении порядка пользования земельным участком оплачиваются государственной пошлиной как требования неимущественного характера.

        Пунктом 2 статьи 64 ЗК РФ предусмотрена возможность передачи земельных споров до принятия дела к производству судом на рассмотрение третейского суда. Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

        В соответствии со статьей 5 указанного Закона спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

        Третейский суд принимает решение большинством голосов. Решение излагается в письменном виде, в нем указывается время и место постановления решения, состав третейского суда; третейская запись, на основании которой действовал суд; наименование всех участников спора; предмет спора; причины, по которым суд принял решение; постановление третейского суда. Решение подписывается всеми судьями и участниками спора. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, который выдается судом общей юрисдикции. В том случае, если судья отказывает в выдаче исполнительного листа, спор может быть решен в суде по заявлению заинтересованной в этом стороны (см. ст. 45 — 46 Закона о третейских судах).

        В то же время практика показывает, что, несмотря на все преимущества рассмотрения дел третейскими судами, стороны при земельных спорах выбирают в основном процедуру их рассмотрения компетентными «государственными» судами. Происходит это потому, что до сих пор контрагенты друг другу не доверяют. Стороны спора не могут положиться на добросовестность друг друга как в подборе судей, так и в выборе процедуры рассмотрения спора, что ведет к невозможности заключения третейского соглашения. Кроме того, такая процедура требует значительных материальных затрат, а это не всем доступно.

        Рассмотрение земельных споров

        Под понятием «земельные споры» подразумевается процесс обсуждения и доказывания своих прав на участок с соблюдением установленной на законодательном уровне процедуры.

        Земельные споры: понятие и их виды

        Под понятием «земельные споры» подразумевается процесс обсуждения и доказывания своих прав на участок с соблюдением установленной на законодательном уровне процедуры, а также при равноправии всех ее участников перед законом.

        Классификация земельных споров может осуществляться по нескольким признакам. Как правило, категории земельных споров напрямую зависят от причины, связанной с их возникновением.

        Выделяют следующие виды земельных споров:

        Земельные споры по предоставлению участков:

        • возникающие в связи с нарушением установленных правил предоставления участков и лишения права на владение;
        • возникающие из-за лишения возможности владения участком в установленных границах, которое произошло ввиду проведения отвода участков;

        Земельные споры при пользовании участками:

        • вмешательство постороннего лицо в ведение хозяйственной деятельности;
        • вмешательство и создание всевозможных помех, которые лишают возможности нормального землевладения.

        Земельные споры при изъятии участков:

        • принятие незаконного решения об изъятии;
        • наличие незаконных требований о прекращении договора временного пользования.

        Земельные споры по возмещению убытков:

        • взыскание убытков от неправомерных действий;
        • взыскание убытков от правомерных действий.

        Субъекты и объекты земельного спора. Срок давности земельного спора

        На законодательном уровне выделены следующие субъекты спора:

        • физические лица, обязанные уплачивать налог на землю;
        • юридические лица, обязанные уплачивать налог на землю.

        В качестве объекта спора выступает право собственности на определенный участок земли.

        Исковая давность на земельные споры вызывает множество дискуссий, ведь для них не совсем подходит установленный на общих основаниях срок в три года.

        В некоторых случаях, срок исковой давности составляет именно эти три года, если речь идет о заключении небольшой сделки. В такой ситуации срок начинается исчисляться с момента заключения договора.

        Но в земельном законодательстве есть и некоторые исключения, к примеру, если речь идет об устранении разнообразных препятствий, которые нарушают права собственника на пользование участком. В подобной ситуации срок исковой давности может быть приостановлен на установленный в законе срок.

        Порядок, в котором проводится разрешение земельных споров

        Каждый гражданин Российской Федерации имеет закрепленное в Конституции РФ право на обеспечение защиты своих прав и свобод. Суть требования заключается в том, что любые действия и бездействия государственных и муниципальных органов, государственных и должностных лиц, могут быть обжалованы в ходе проведения судебного заседания.

        Порядок проведения всех необходимых процедур, направленных на защиту конституционных прав и свобод каждого гражданина, определяется в соответствии с подведомственностью, урегулированной процессуальным законодательством. Так, любое подобное нарушение между субъектами может быть рассмотрено путем обращения гражданина:

        • в арбитражный суд;
        • в мировой суд;
        • в третейский суд.

        Процессуальные особенности земельных споров определены земельным и гражданским законодательствами. В отдельных случаях, установленных законодательством, решение земельных споров между субъектами может также проводиться и в административном порядке.

        Такое решение может быть в дальнейшем оспорено путем обращения в суд. Порядок разрешения земельных споров установлен гражданско-процессуальным законодательством.

        Порядок, по которому осуществляется рассмотрение земельных споров в суде

        Процесс рассмотрения земельных споров в ходе судебного заседания следующий:

        1. На первом этапе происходит обращение в суд для обеспечения защиты своих конституционных прав, то есть нарушенного земельного права. Обращение должно быть выражено в виде подачи искового заявления, содержащего в себе все обстоятельства нарушения.

        В обязательном порядке исковое заявление должно содержать наименования сторон, их точные адреса проживания или нахождения, цену иска, обстоятельства, которые выступают в качестве обоснования требования, а также полный перечень всех прилагаемых к документу ходатайств.

        В течение месяца после принятия искового заявления суд должен провести его рассмотрение.

        2. На втором этапе после рассмотрения заявления происходит возбуждение дела о необходимости провести рассмотрение земельного спора в ходе судебного заседания. На данном этапе суд проверяет все представленные доказательства, а также вызывает и опрашивает обе стороны об известных обстоятельствах спора. Кроме того, суд имеет право при необходимости запросить дополнительные документы.

        3. Следующий этап – вступительный, на котором происходит открытие судебного заседания и установление особого режима его проведения. Так, к примеру, в заседании имеют право принимать участие только лица, между которыми произошел спор. Прочие лица, находящиеся в зале, должны соблюдать тишину, в противном случае судья будет вынужден вынести определение о наложении на виновных санкции.

        На данном же этапе осуществляется проверка явки всех сторон, а также прочих участников рассмотрения дела. Явившимся должны быть разъяснены их права и обязанности.

        4. Далее стадия непосредственно самого судебного разбирательства. В ходе его проведения осуществляется доклад дела, заслушивание всех участников дела, начиная с истца и ответчика, проведение оценки всех представленных доказательств.

        5. Заключительная стадия рассмотрения земельного спора в ходе судебного заседания – принятие решения. Оно в обязательном порядке должно быть обоснованным и законным. Кроме того, судья должен основываться только на представленных ему для рассмотрения доказательствах, а не на своих предположениях и предпочтениях. Проигравшей стороне придется уплатить судебные издержки истца.

        Порядок рассмотрения земельных споров в третейском суде

        Процессуальные особенности данных споров позволяют осуществить его передачу в третейский суд. В Гражданском кодексе России установлено, что для рассмотрения в третейский суд могут быть переданы дела по поводу любых споров, кроме отдельных споров, выделенных на уровне федерального законодательства.

        Процессуальные особенности рассмотрения споров, связанных с землей, рассматривают передачу в третейский суд в качестве альтернативной формы защиты своих конституционных прав.

        Согласно гражданскому праву решение, принятое третейским судом, не несет никаких юридических последствий.

        Следовательно, любое решение, принятое данным судом, исполняется сторонами в добровольном порядке. Принудительное исполнение принятого решения находится за пределами компетенции третейского суда и возможно только после вынесения соответствующего решения мировым или арбитражным судом.

        Отдельно стоит сказать, что обязанность по проведению государственной регистрации прав на недвижимость, всех совершаемых с ней действий, не может учитываться в качестве основания, препятствующего передаче дела о защите нарушенных земельных прав в третейский суд.

        В отличие от решений мирового или арбитражного суда решение, принятое третейским судом, становится обязательным для исполнения только после прохождения им ряда процедур, среди которых получение соответствующего исполнительного листа. В ходе государственной проверки выявляется соответствие:

        Читайте также  В каких случаях возможно снижение брачного возраста
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector