Статья 45 (ТК РФ) Трудового кодекса РФ Соглашение

Статья 45 (ТК РФ) Трудового кодекса РФ Соглашение

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

(Часть дополнительно включена с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 45 ТК РФ

1. В определении понятия соглашения подчеркивается его регулятивное значение, указывается, что это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения.

К сожалению, законодателю не удалось последовательно провести эту идею: в ч. ч. 5 — 7 ст. 45, определяя значение конкретных видов соглашений, он упоминает лишь установление принципов регулирования социально-трудовых отношений.

2. Соглашение, в отличие от коллективного договора, заключается на других уровнях социального партнерства: федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут иметь общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).

3. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета (федерального, субъекта РФ, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.

4. В отличие от коллективного договора (см. коммент. к ст. 40), соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений.

5. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда.

Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения.

6. Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон Республики Дагестан от 15.11.2011 N 71 «О социальном партнерстве в Республике Дагестан» предусматривает следующие виды соглашений: республиканские; республиканские отраслевые (межотраслевые); территориальные; территориально-отраслевые (межотраслевые); иные соглашения (ст. 16).

7. Соглашения могут быть двусторонними, заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними, заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей. На практике основную часть отраслевых соглашений федерального уровня составляют двусторонние соглашения, а региональные и территориальные соглашения, как правило, заключаются на трехсторонней основе.

8. По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные.

Следует отметить, что ч. 10 комментируемой статьи предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы и соглашения на локальном уровне, однако в этом случае они должны быть посвящены «отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений».

Другой комментарий к статье 45 ТК РФ

§ 1. В ст. 45 внесены изменения в основном редакционного характера.

Кроме того, в нее включена ч. 3, заимствованная из прежней редакции ст. 35 ТК, об обязательном участии в заключении соглашений соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов. В подобной ситуации названные органы являются стороной соглашения.

Содержащиеся в ст. 45 общие характеристики генерального, межрегионального и регионального соглашений дополнены указанием на установление в них общих принципов регулирования экономических отношений, связанных с трудовыми (что вытекает из понятия соглашения, сформулированного в ч. 1 этой же статьи). Общие характеристики отраслевого (межотраслевого) и территориального соглашения дополнены указанием на установление в них компенсаций.

формулирует понятие соглашения;

затрагивает вопрос о его содержании (хотя имеется ст. 46, посвященная содержанию и структуре соглашения);

дает классификацию видов соглашений.

§ 3. Понятие соглашения, сформулированное в ч. 1 ст. 45, представляется недостаточно точным. В нем говорится, что соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Такими, как сказано в этой же статье, являются генеральные, межрегиональные и региональные соглашения. Что же касается отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, то в той же статье сказано, что они устанавливают не общие принципы, а общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) или на территории соответствующего муниципального образования.

§ 4. В качестве видов соглашений Кодекс называет генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное, но допускает существование и других видов соглашений.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривал еще и профессиональное тарифное соглашение (см. ст. 18).

§ 5. Соглашения могут заключаться на двух- и трехсторонней основе по договоренности сторон.

§ 6. Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ предусматривают широкий круг обязательств сторон, направленных на повышение благосостояния населения, совершенствование регулирования трудовых отношений, содержат обязательства сторон, в том числе обязательства Правительства РФ по подготовке и внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов в сфере труда.

Заключенное на 2005 — 2007 гг. Генеральное соглашение предусматривает, что стороны в числе приоритетных его целей ставят проведение в последующий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики, увеличения валового внутреннего продукта.

Стороны этого Соглашения приняли обязательства в области экономической политики, заработной платы, доходов и уровня жизни, развития рынка труда и содействия занятости населения; социального страхования, социальной защиты и отраслей социальной сферы; защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности; социально-экономических проблем северных регионов России; социального партнерства и координации действий сторон Соглашения. К нему приложен перечень Конвенций МОТ, необходимость первоочередной ратификации которых признана Сторонами.

Московское трехстороннее соглашение на 2006 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей заключено с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей г. Москвы — граждан России.

Его стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Московское соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и организациях, расположенных на территории города Москвы. Обстоятельства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Московское соглашение на 2006 г. открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующих в г. Москве, в порядке, определенном Законом города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 «О социальном партнерстве» (в редакции Законов города Москвы от 19 февраля 2001 г. N 72, от 16 января 2002 г. N 3, от 19 мая 2004 г. N 30).

Московское соглашение на 2006 г. содержит обязательства сторон в областях: развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения защиты населения города; регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города; создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня; обеспечения конструктивного взаимодействия сторон социального партнерства.

Статья 45 ТК РФ. Соглашение. Виды соглашений

Статья 45 ТК содержит базовую информацию по соглашениям и их классификации. Она описывает, на каких уровнях и с участием какого количества сторон переговорных процессов могут заключаться соглашения.

Статья 45 ТК РФ

Структура и наполнение ст. 45 ТК

В начальном абзаце даётся определение соглашения. Оно рассматривается как правовой акт, регулирующий взаимоотношения между сотрудниками и их нанимателем в социально-трудовой области, а также определяющий параметры прямо связанных с ней экономических взаимоотношений. Этот акт может быть заключён между представителями нанимателей и их сотрудников в границах их компетенции на следующих уровнях:

  • федеральном;
  • межрегиональном;
  • региональном;
  • отраслевом (или группы отраслей);
  • территориальном.

Далее указывается, что эти соглашения могут быть как двухсторонними, так и включающими три стороны – но для этого нужно взаимное согласие участников процессов коллективных переговоров.

Отдельно прописываются особенности соглашений, финансовая часть которых обеспечивается бюджетными средствами: они могут заключаться лишь после привлечения к переговорным процессам представителей госвласти или местного самоуправления.

В следующей части указывается, что имеется шесть разновидностей соглашений:

  • Генеральное – документирует параметры взаимоотношений между сотрудниками и нанимателями на общефедеральном уровне.
  • Межрегиональное – прописывает параметры взаимоотношений между сотрудниками и нанимателями на уровне двух и более регионов РФ.
  • Региональное – документирует принципы взаимоотношений сотрудников и нанимателей на общефедеральном уровне.
  • Территориальное – регулирует вопросы взаимоотношений сотрудников и нанимателей на конкретной территории.
  • Отраслевое (или группы отраслей) – регулирует общие параметры зарплат и социальных гарантий на уровне отдельной отрасли или их группы. Может быть оформлено на каждом из вышеуказанных уровней.
  • Иные соглашения – участники вправе заключать их на любом уровне из вышеперечисленных, а также на локальном уровне. Они затрагивают моменты, касающиеся социально-трудовой деятельности и тех отношений, которые имеют с ними прямую взаимосвязь.

Все перечисленные разновидности охватывают социально-трудовую сферу и связанные с ней вопросы экономического характера.

В заключительном абзаце указывается, что на всех указанных уровнях, от общефедерального до территориального, стороны вправе заключить одно трёхстороннее соглашение соответствующего уровня.

Итак, рассмотренная статья описывает параметры соглашений, заключаемых на двух или трёхсторонней основе, а также даёт их классификацию по территориальному признаку.

Параметры использования ст. 45 ТК

Чем отличается соглашение от колдоговора?

Основное отличие – уровни, на которых они действуют. Если колдоговор действует для отдельного экономического субъекта, то соглашение может охватывать отдельные отрасли, их группы, а также территории – от общефедерального до местного уровня, и на всех указанных уровнях они могут охватывать целые группы организаций-нанимателей.

Также есть и отличие в вопросах, которые затрагиваются в этих документах. В отличие от колдоговора соглашение может затрагивать и сферу экономики. Если в ст. 40 ТК говорится, что колдоговор охватывает лишь социально-трудовые отношения, то ст. 45 ТК добавляет к ним и экономические вопросы. Но нужно отметить, что понятие экономических отношений в ней не конкретизируется, что даёт широкий простор участникам переговорных процессов.

Каковы особенности соглашений, финансовая сторона которых обеспечивается бюджетными средствами?

В этой ситуации обязательно присутствие представителей органов госвласти соответствующего уровня, которые выступают отдельным участником переговорных процессов.

Какова специфика двух и трёхсторонних соглашений?

Если в двухсторонних соглашениях участвуют профсоюзы (или их группы) и наниматели, то в трёхсторонних к ним присоединяются и органы госвласти (местного самоуправления). Как правило, трёхсторонние соглашения распространены в субъектах и на территориях РФ, а двухсторонние – на общефедеральном уровне. Также нужно подчеркнуть, что разновидность соглашений оговаривается участниками переговорных процессов на добровольной основе.

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

  • Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора
  • Статья 46. Содержание и структура соглашения

Комментарий к ст. 45 TК РФ

1. Соглашение, в отличие от коллективного договора, заключается между полномочными представителями работников и работодателей в пределах их компетенции на более высоких уровнях социального партнерства — федеральном, региональном (межрегиональном), отраслевом (межотраслевом), территориальном.

2. По договоренности сторон соглашения могут быть двусторонние, т.е. без участия соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, или трехсторонними, с участием этих органов.

3. При полном или частичном бюджетном финансировании соглашений участие соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

4. Генеральное, региональное (межрегиональное) соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений соответственно на федеральном уровне, уровне двух и более либо одного субъекта РФ.

5. Отраслевое (межотраслевое), территориальное соглашения устанавливают общие условия оплаты труда, гарантии и компенсации работникам отрасли (отраслей) либо на территории соответствующего муниципального образования.

6. По отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений стороны могут заключать иные соглашения на любом уровне социального партнерства.

Судебная практика по статье 45 TК РФ

Заключено спорное Соглашение в соответствии с положениями статей 27, 45, 26 и 210 Трудового кодекса РФ, предусматривающих возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (в данном деле — по улучшению условий труда работников), и статьи 15 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Согласно статье 45 Трудового кодекса РФ соглашение представляет из себя правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на различных уровнях социального партнерства.
В силу статьи 29 Трудового кодекса РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» (далее — Союз работодателей) и РПРАЭП с участием уполномоченного органа управления использования атомной энергии — ГК «Росатом» 10 февраля 2012 г. в соответствии со статьей 45 ТК РФ с целью создания необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников отрасли с учетом интересов работодателей и государства заключили Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2012 — 2014 годы (далее — Отраслевое соглашение), согласно которому ГК «Росатом» разрабатывает кадровую политику и единую политику по формированию системы оплаты труда и социальной защиты работников отрасли и обеспечивает реализацию указанной политики; принимает правовые акты по социально-трудовым вопросам, затрагивающим интересы работников и работодателей, после обсуждения на заседаниях Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, созданной на паритетных началах представителями сторон Отраслевого соглашения (пункты 1.8.1, 1.8.3); с учетом предложений РПРАЭП и представителей работодателей совершенствует единую социальную политику отрасли, корпоративные социальные программы Госкорпорации «Росатом» и ее организаций (пункт 7.1.1).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (часть 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Читайте также  Как удвоить материнский капитал при покупке квартиры

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Комментарий к Ст. 45 ТК РФ

1. Соглашение, в отличие от коллективного договора, заключается между полномочными представителями работников и работодателей в пределах их компетенции на более высоких уровнях социального партнерства — федеральном, региональном (межрегиональном), отраслевом (межотраслевом), территориальном.

2. По договоренности сторон соглашения могут быть двусторонние, т.е. без участия соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, или трехсторонними, с участием этих органов.

3. При полном или частичном бюджетном финансировании соглашений участие соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

4. Генеральное, региональное (межрегиональное) соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений соответственно на федеральном уровне, уровне двух и более либо одного субъекта РФ.

5. Отраслевое (межотраслевое), территориальное соглашения устанавливают общие условия оплаты труда, гарантии и компенсации работникам отрасли (отраслей) либо на территории соответствующего муниципального образования.

6. По отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений стороны могут заключать иные соглашения на любом уровне социального партнерства.

Второй комментарий к Статье 45 Трудового кодекса

1. В ст. 45 внесены изменения в основном редакционного характера.

Кроме того, в нее включена ч. 3, заимствованная из прежней редакции ст. 35 ТК РФ, об обязательном участии в заключении соглашений соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов. В подобной ситуации названные органы являются стороной соглашения.

Содержащиеся в ст. 45 общие характеристики генерального, межрегионального и регионального соглашений дополнены указанием на установление в них общих принципов регулирования экономических отношений, связанных с трудовыми (что вытекает из понятия соглашения, сформулированного в ч. 1 этой же статьи). Общие характеристики отраслевого (межотраслевого) и территориального соглашения дополнены указанием на установление в них компенсаций.

формулирует понятие соглашения;

затрагивает вопрос о его содержании (хотя имеется ст. 46, посвященная содержанию и структуре соглашения);

дает классификацию видов соглашений.

3. Понятие соглашения, сформулированное в ч. 1 ст. 45, представляется недостаточно точным. В нем говорится, что соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Такими, как сказано в этой же статье, являются генеральные, межрегиональные и региональные соглашения. Что же касается отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, то в той же статье сказано, что они устанавливают не общие принципы, а общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) или на территории соответствующего муниципального образования.

4. В качестве видов соглашений Кодекс называет генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное, но допускает существование и других видов соглашений.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривал еще и профессиональное тарифное соглашение (см. ст. 18).

5. Соглашения могут заключаться на двух- и трехсторонней основе по договоренности сторон.

6. Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ предусматривают широкий круг обязательств сторон, направленных на повышение благосостояния населения, совершенствование регулирования трудовых отношений, содержат обязательства сторон, в том числе обязательства Правительства РФ по подготовке и внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов в сфере труда.

Заключенное на 2005 — 2007 гг. Генеральное соглашение предусматривает, что стороны в числе приоритетных его целей ставят проведение в последующий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики, увеличения валового внутреннего продукта.

Стороны этого Соглашения приняли обязательства в области экономической политики, заработной платы, доходов и уровня жизни, развития рынка труда и содействия занятости населения; социального страхования, социальной защиты и отраслей социальной сферы; защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности; социально-экономических проблем северных регионов России; социального партнерства и координации действий сторон Соглашения. К нему приложен перечень Конвенций МОТ, необходимость первоочередной ратификации которых признана Сторонами.

Московское трехстороннее соглашение на 2006 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей заключено с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей г. Москвы — граждан России.

Его стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Московское соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и организациях, расположенных на территории города Москвы. Обстоятельства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Московское соглашение на 2006 г. открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующих в г. Москве, в порядке, определенном Законом города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 «О социальном партнерстве» (в редакции Законов города Москвы от 19 февраля 2001 г. N 72, от 16 января 2002 г. N 3, от 19 мая 2004 г. N 30).

Московское соглашение на 2006 г. содержит обязательства сторон в областях: развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения защиты населения города; регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города; создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня; обеспечения конструктивного взаимодействия сторон социального партнерства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector