Статья 372 Трудового кодекса РФ Действующая

Статья 372 Трудового кодекса РФ Действующая

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников .
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме .

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения .

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом .

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения .

Комментарий к статье 372 ТК РФ

В комментируемой статье предусмотрены процедурные требования к работодателю, принимающему в соответствии со ст. 8 ТК локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Они заключаются в следующем:

1) перед принятием локального нормативного акта работодатель обязан направить подготовленный проект и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников;

2) указанный орган внимательно рассматривает полученный от работодателя документ, формулирует в письменном виде свое мотивированное мнение по соответствующему проекту и не позднее пяти рабочих дней со дня его получения направляет работодателю;

3) в мотивированном мнении выборного органа может быть выражено либо согласие с проектом локального акта, либо несогласие с ним, либо могут содержаться предложения по его совершенствованию.

При наличии согласия, естественно, работодатель имеет право принять разработанный им локальный акт.

Если согласия нет либо содержатся предложения по совершенствованию проекта, то работодатель может согласиться с таким мотивированным мнением выборного органа либо обязан в течение трех дней после его получения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации. В процессе таких консультаций возможно устранение спорных вопросов.

При недостижении согласия возникшие разногласия должны быть оформлены протоколом. После этого работодатель имеет право принять локальный акт, хотя в нем остаются спорные вопросы.

Выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать принятый работодателем локальный акт без учета мотивированного мнения профсоюзного органа в соответствующую инспекцию труда или в суд. Кроме того, выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном порядке.

Если выборный орган обратится с жалобой (заявлением) в Государственную инспекцию труда, то она обязана в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и при выявлении нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, которое является обязательным для исполнения.

Другой комментарий к статье 372 ТК РФ

1. Согласно ст.8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают ЛНА в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. ЛНА может приниматься с учетом мнения представительного органа работников либо по согласованию с таким органом (подробнее см. комментарий к ст.8 ТК РФ). Комментируемая статья закрепляет такой порядок согласования.

Первым этапом становится направление работодателем проекта ЛНА и обоснования по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

2. ТК РФ предоставляет профсоюзной организации пятидневный срок для рассмотрения проекта и направления своего мнения работодателю. В указанный срок первичная профсоюзная организация рассматривает представленный проект с точки зрения обеспечения прав и законных интересов работников, формирует свои рекомендации по внесению в него изменений и дополнений либо соглашается с редакцией работодателя. В случае необходимости внесения в текст проекта изменений и дополнений они должны быть представлены работодателю в письменной форме, т.е. отражены в мотивированном мнении профсоюзной организации по данному проекту. Реализация рассматриваемого нормативного предписания представляет по своей сути одну из разновидностей согласительной процедуры, при которой каждая из сторон правоотношений выдвигает свои требования. Окончательная редакция документа формируется на основе компромисса путем уступок в отдельной части каждой из сторон, участвующих в обсуждении. В частности, на это указывает ч.3 комментируемой статьи, предусматривающая необходимость выработки согласия.

В случае несогласия профсоюзного органа с представленной редакцией нормативного акта он выражает свое несогласие в мотивированном мнении, направляемом работодателю. Такое мнение может отражать полное несогласие с разработанным проектом либо частичное. Полное несогласие отвергает сам факт концепции такого документа, частичное — указывает на необходимость, по мнению профсоюзного органа, внесения изменений и дополнений в текст представленного проекта.

Закон предоставляет работодателю возможность выбора. Он вправе согласиться с предложениями профсоюза и внести корректировки в текст проекта. Достижение согласия между работодателем и профсоюзной организацией свидетельствует о принятии и вступлении в силу указанного документа в соответствующей редакции.

В случае если работодатель не согласен с замечаниями профсоюзной организации, то он обязан провести дополнительные переговоры с профсоюзом в части выработки консолидированного решения по представленному проекту. Для дополнительных переговоров работодателю представляется трехдневный срок. Степень реализации данной возможности определяется взаимным стремлением сторон выработать консолидированное решение, обеспечивающее принятие соответствующего документа. Взаимная уступчивость является основным способом достижения целей и задач переговорного процесса, т.е. принятия соответствующего ЛНА с учетом мнения профсоюзного органа.

3. В отдельных случаях принципиальность обеих или одной сторон переговоров может привести к тому, что согласие не будет достигнуто, а соответственно, ЛНА не будет принят. Таким образом, профсоюз не сможет обеспечить защиту прав работников и предоставление им специальных гарантий, а работодатель, в свою очередь, не сможет принять и ввести в действие соответствующий локальный акт.

В связи с этим ТК РФ предусматривает специальные гарантии деятельности указанных субъектов, в том числе на случай недостижения между ними согласия в рамках проводимых переговоров. Непреодолимые разногласия отражаются в протоколе разногласий по общим правилам оформления такого протокола, т.е. с отражением в нем редакции каждой из сторон. В протокол разногласий включаются только те положения, по которым сторонам не удалось достигнуть соглашения. Протокол разногласий представляет собой неотъемлемую часть ЛНА и является приложением к нему. Оформление протокола направлено на фиксацию противоречий сторон, их разногласий в отношении рассматриваемого проекта ЛНА. Составление протокола свидетельствует о применении специальных последствий для каждой из сторон переговоров: работодатель в данном случае получает возможность принять данный документ в своей редакции, что, как правило, и делает большинство работодателей.

Таким образом, недостижение соглашения в ходе проводимых переговоров свидетельствует о возможности принятия документа в редакции работодателя, т.е. в его пользу. Указанные обстоятельства могут повлечь нарушение прав и интересов работников, поскольку мнение профсоюзного органа при принятии документа не учтено. Однако профсоюзная организация в таком случае может использовать иные формы защиты прав работников, в том числе:
— обращение в государственную инспекцию труда по соответствующему региону с требованием об устранении нарушений прав работников. Жалоба профсоюзного органа подлежит рассмотрению в месячный срок с момента ее поступления в соответствующую государственную инспекцию. Таким образом, государственный инспектор реализует свою надзорную деятельность в форме проведения проверки, причем такая проверка, как правило, носит внеплановый характер. В случае выявления факта нарушения трудовых прав работников государственный инспектор реализует свои полномочия в полном объеме, т.е. может выдавать предписания или осуществлять иные мероприятия, отнесенные к его компетенции. В случае отсутствия нарушения государственный инспектор уведомляет о результатах проведенной проверки заявителя, т.е. соответствующую профсоюзную организацию;
— обращение в суд — основанием обращения в суд, как правило, выступает требование о признании ЛНА недействительным, при этом закон не ограничивает профсоюз в предъявлении и иных требований, например, об устранении нарушений прав работников, о восстановлении нарушенного права и т.п.;
— возбуждение процедуры рассмотрения коллективного трудового спора. Данная процедура составляет предмет регулирования отдельных норм ТК РФ (см. комментарий к ст.ст.381-397).

Статья 372 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Комментарий к Статье 372 ТК РФ

Согласно комментируемой статье, работодатель, прежде чем принять соответствующее решение, направляет его проект и обоснование локального нормативного акта в выборный орган первичной профсоюзной организации, который представляет интересы всех или большинства работников предприятия. Последний, в свою очередь, должен в течение пяти рабочих дней со дня получения акта, письменно «выразить» работодателю свое мотивированное решение относительно обсуждаемого проекта.

В случае согласия профсоюза с предложенным проектом никаких вопросов и сложностей не возникает. В случае же несогласия с проектом локального акта либо профсоюз решил внести предложения по совершенствованию акта, то у работодателя есть несколько путей решения возникших «сложностей». Во-первых, он может согласиться с отрицательным решением профсоюза. Он может и попытаться переломить ситуацию, проведя в течение трех дней дополнительную консультацию с выборным профсоюзным органом, и попытаться добиться взаимоприемлемого решения.

Если же договориться не удалось, то разногласия заносятся в протокол, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт. Одновременно с этим у выборного органа первичной профсоюзной организации возникает право обжаловать его в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Помимо этого он имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Получив жалобу выборного органа первичной профсоюзной организации, государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня ее получения провести соответствующую проверку. В случае выявления нарушения работодателю будет выдано обязательное для исполнения предписание об отмене указанного локального нормативного акта.

Обратите внимание, что в случаях, предусмотренных законом, локальные нормативные акты, принятые без соблюдения предусмотренного Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными (ст. 8 ТК).

Другой комментарий к Ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации

1. При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, работодатель обязан осуществить процедуру учета мнения не любого выборного органа первичной профсоюзной организации, действующей у работодателя, а только представительного профсоюзного органа (представляющего интересы всех или большинства работников данного работодателя). К представительным профсоюзным органам следует относить выборный орган первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, либо которой работники на общем собрании (конференции) поручили представление своих интересов.

2. Процедура принятия локального нормативного акта с учетом мнения профсоюза состоит из следующих этапов: 1) рассмотрения проекта локального нормативного акта выборным профсоюзным органом; 2) проведения дополнительных консультаций при несовпадении позиций сторон; 3) принятия локального нормативного акта работодателем.

3. На первом этапе работодатель направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование необходимости его принятия выборному профсоюзному органу, указанному в п. 1 комментария к настоящей статье. Выборный профсоюзный орган рассматривает представленный проект и выражает работодателю свое мотивированное мнение. Оно должно быть направлено работодателю в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта. Если выборный профсоюзный орган согласен с предлагаемым проектом, то работодатель принимает локальный нормативный акт.

4. Второй этап (дополнительные консультации между работодателем и выборным профсоюзным органом) проводится в том случае, если на первом этапе согласие относительно проекта локального нормативного акта не было достигнуто.

Организация проведения дополнительных консультаций возложена на работодателя, который обязан проявить инициативу и обеспечить техническое оснащение проведения консультаций. Процесс проведения консультаций представляет собой переговоры представителей сторон. Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает никаких формальных требований к организации переговорного процесса, оставляя решение соответствующих вопросов на усмотрение сторон. Поэтому каждая из сторон вправе уполномочить на участие в переговорах и неодинаковое количество представителей. Вопросы о конкретном времени и месте проведения переговоров решаются по соглашению сторон.

Часть 3 комментируемой статьи отводит на проведение дополнительных консультаций 3 дня, исчисляемых с момента получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Стороны по соглашению между собой вправе увеличить срок их проведения. Результат консультаций (достижение согласия или констатация наличия разногласий) оформляется протоколом, подписание которого означает завершение данного этапа учета мнения выборного профсоюзного органа.

5. Работодатель вправе принять локальный нормативный акт вне зависимости от достижения в ходе консультаций взаимоприемлемого решения.

Принятый работодателем локальный акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Правом на обжалование такого акта обладает выборный орган первичной профсоюзной организации. В указанном порядке может быть обжалован не всякий локальный нормативный акт работодателя, а лишь принятый в нарушение установленного порядка учета мнения выборного профсоюзного органа либо принятый в соответствии с комментируемым порядком, но противоречащий, по мнению заявителя, законодательству о труде, коллективному договору, соглашению.

Часть 5 комментируемой статьи определяет процедурные особенности рассмотрения жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа, поданной в соответствии с настоящей статьей в орган государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Государственная инспекция труда обязана провести проверку правомерности принятия локального нормативного акта в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления). Если в ходе проверки будут выявлены факты нарушения законодательства, должностное лицо государственной инспекции труда обязано выдать работодателю предписание об отмене локального нормативного акта. Данное предписание обязательно для исполнения.

Принятие работодателем локального нормативного акта после подписания в ходе дополнительных консультаций протокола разногласий является основанием для начала коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ). О начале и процедурах разрешения коллективного трудового спора см. гл. 61 ТК РФ и комментарий к ней.

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным
договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного
акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации,
представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней
со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю
мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной
организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит
предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан
в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные
консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях
достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего
работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован
выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную
инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет
право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим
Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа
первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы
(заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание
об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Комментарий к Ст. 372 Трудового кодекса РФ

1. При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, работодатель обязан осуществить процедуру учета мнения не любого выборного органа первичной профсоюзной организации, действующей у работодателя, а только представительного профсоюзного органа. К таковым следует относить выборный орган первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, либо которой работники на общем собрании (конференции) поручили представление своих интересов.

2. Процедура принятия локального нормативного акта с учетом мнения профсоюза состоит из следующих этапов: 1) рассмотрение проекта локального нормативного акта выборным профсоюзным органом; 2) проведение дополнительных консультаций при несовпадении позиций сторон; 3) принятие локального нормативного акта работодателем.

3. На первом этапе работодатель направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование необходимости его принятия выборному профсоюзному органу, который представляет работодателю свое мотивированное мнение в течение пяти рабочих дней со дня получения проекта. Если выборный профсоюзный орган согласен с предлагаемым проектом, то работодатель принимает локальный нормативный акт.

4. Дополнительные консультации между работодателем и выборным профсоюзным органом проводятся в том случае, когда на первом этапе согласие относительно проекта локального нормативного акта достигнуто не было.

Организация проведения дополнительных консультаций возложена на работодателя, который обязан проявить инициативу и обеспечить техническое оснащение проведения консультаций. Процесс проведения консультаций представляет собой переговоры представителей сторон. Трудовой кодекс не устанавливает никаких формальных требований к организации переговорного процесса, оставляя решение соответствующих вопросов на усмотрение сторон, которые вправе уполномочить на участие в переговорах и неодинаковое количество представителей. Вопросы о конкретном времени и месте проведения переговоров решаются по соглашению сторон.

На проведение дополнительных консультаций сторонам отводится три дня, исчисляемых с момента получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Этот срок может быть увеличен по соглашению сторон. Результат консультаций (достижение согласия или констатация наличия разногласий) оформляется протоколом, подписание которого означает завершение данного этапа учета мнения выборного профсоюзного органа.

5. Работодатель вправе принять локальный нормативный акт вне зависимости от достижения в ходе консультаций взаимоприемлемого решения.

Локальный акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Правом на обжалование такого акта обладает выборный орган первичной профсоюзной организации. В указанном порядке может быть обжалован не всякий локальный нормативный акт работодателя, а лишь принятый в нарушение установленного порядка учета мнения выборного профсоюзного органа либо принятый в соответствии с данным порядком, но противоречащий, по мнению заявителя, законодательству о труде, коллективному договору, соглашению.

Государственная инспекция труда обязана провести проверку правомерности принятия локального нормативного акта в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления). Если в ходе проверки будут выявлены факты нарушения законодательства, должностное лицо государственной инспекции труда обязано выдать работодателю предписание об отмене локального нормативного акта. Данное предписание обязательно для исполнения.

Принятие работодателем локального нормативного акта после подписания в ходе дополнительных консультаций протокола разногласий является основанием для начала коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ). О начале и процедурах разрешения коллективного трудового спора см. гл. 61 ТК РФ и комментарий к ней.

Статья 372 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Статья 372 ТК описывает порядок учёта мнения выборного органа первичной профорганизации при принятии нанимателем локальных актов. Частично она имеет отсылочный характер.

Читайте также  Бессрочный трудовой договор образец и пример

Статья 372 ТК РФ

Структура ст. 372 ТК

В её начале говорится, что наниматель в ситуациях, предусмотренных соответствующими источниками, перед принятием решения направляет проект локального акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профорганизации, представляющий всех или большинство сотрудников.

К этим источникам относятся:

  • статьи ТК;
  • законы и иные акты;
  • коллективные договора и соглашения.

Указано, что упомянутому профсоюзному органу, получившему этот проект, даётся пять дней на рассмотрение. Его мотивированное мнение, принятое по итогам рассмотрения, вручается нанимателю в письменном виде.

Подчёркнуто, что в ситуации, когда данное мнение не содержит согласия с вышеуказанным проектом локального акта или содержит мнения по его улучшению, у нанимателя есть два пути:

  • согласиться с пожеланиями профсоюза;
  • в течение трёх дней после получения письма организовать дополнительные консультации с профсоюзом для выработки компромиссного соглашения.

Если после переговоров стороны так и не пришли к согласию, то неурегулированные моменты фиксируются в протоколе. После этого наниматель вправе самостоятельно принять первоначальный вариант локального акта. В этой ситуации у профсоюза имеются следующие варианты ответа:

  • обжаловать акт в соответствующей госинспекции труда;
  • обратиться в суд;
  • начать коллективный трудовой спор в порядке, прописанном в ТК.

Подчёркнуто, что госинспекции труда для проведения проверки даётся месяц с момента получения вышеупомянутой жалобы от профсоюзного органа. При идентификации нарушения нанимателю вручается обязательное к исполнению предписание об отмене вышеуказанного локального акта.

Рассмотренная статья, как видно из её содержания, подробно разбирает вариант с возникновением споров между профсоюзом и нанимателем о корректности новых локальных актов. Особенно важным представляется содержащееся в ней чёткое указание на варианты действий профсоюза.

Основные вопросы по использованию ст. 372 ТК

О каком порядке рассмотрения коллективного трудового спора упоминается в статье?

Данный порядок разобран в гл. 61 ТК. В ней рассмотрены следующие моменты, относящиеся к коллективным трудовым спорам:

  • процесс выдвижения требований сотрудников;
  • принципы рассмотрения нанимателем этих требований;
  • сроки и другие составляющие примирительных процедур;
  • участие примирительной комиссии и посредника в процессе урегулирования;
  • участие соответствующих госструктур в процессах урегулирования и пр.

Стоит отметить, что гл. 61 предусматривает в качестве крайней меры воздействия и опцию проведения забастовки. Её нюансы разбираются в статьях 409-417 ТК.

Что подразумевается в статье под мотивированным мнением профорганизации?

Имеется в виду, что при составлении этого мнения профсоюз должен опираться на соответствующие внутренние документы, профильные законы и иные актуальные источники. Их примеры:

  • нормативы внутреннего распорядка;
  • статьи ТК;
  • судебные постановления, в том числе уровня ВС;
  • положения отраслевых соглашений;
  • нормы других локальных актов и т.д.

Следует подчеркнуть, что упомянутые источники должны использоваться квалифицированно, без нестыковок и противоречий. Без учёта этого момента в дальнейших разбирательствах профорганизации будет трудно доказать, что она добросовестно подходила к выражению своего мнения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector