Сроки уплаты налогов для «непострадавших» отраслей

Сроки уплаты налогов для «непострадавших» отраслей

Отсрочка по налогам для «непострадавших» отраслей

В числе мер поддержки экономики, пострадавшей от коронавируса, Правительство предоставило возможность отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов (см. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409). Однако воспользоваться этой возможностью смогут не все, а только те, чей основной вид деятельности попал в перечень отраслей, пострадавших от COVID-19 (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434).

Но что же остальные? Ведь они вполне могли пострадать от COVID-19 ничуть не меньше, а то и побольше перечисленных в перечне. Для них налоговое и финансовое ведомство напомнило, что они, хоть и не могут пользоваться упрощенным порядком предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, но вправе рассчитывать на предоставление такой отсрочки (рассрочки) на общих условиях, предусмотренных главой 9 НК РФ (см. Письмо Минфина и ФНС от 01.06.2020 № СД-18-3/883@).

Казалось бы, справедливость восстановлена. Вот только возможность предоставления такой отсрочки (рассрочки) по причине «коронавирусных» финансовых потерь и на основании общих норм НК РФ, вызывает большие сомнения. Во-первых, для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога в соответствии с нормами НК РФ необходимо «вписаться» в определенные основания для ее предоставления. Для текущей ситуации, когда финансовое положение многих организаций и ИП ухудшилось в связи с пандемией, с натяжкой подходят следующие два:

§ Стихийное бедствие, технологическая катастрофа или другие обстоятельства непреодолимой силы, в результате которых налогоплательщик получил ущерб;

§ Угроза банкротства вследствие единовременной уплаты налога.

Попытка применения основания, связанного с наличием обстоятельств непреодолимой силы, сопряжена с рядом проблем. Во-первых, необходима доказанная взаимосвязь между ущербом и законодательным ограничением деятельности организации (ИП) в результате противоэпидемиологических мер. Во-вторых, необходимо добыть заключение органа исполнительной власти или организации, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о факте наступления в отношении заявителя обстоятельств непреодолимой силы, а также акт оценки причиненного ущерба (эти документы, согласно п. 5.1 ст. 64 НК РФ, должны быть приложены к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога). С банкротством все проще, ФНС самостоятельно проведет анализ финансового состояния в целях установления угрозы возникновения признаков банкротства в связи с единовременной уплатой налога. Однако будем честны, не так уж и часто уплата налогов может привести к банкротству. Помимо трудностей с определением основания для предоставления отсрочки (рассрочки) налоговых платежей, есть целый ряд ограничений и дополнительных условий. В частности, необходимо предоставление залога, поручительства, или банковской гарантии, о чем Минфин и ФНС напоминают в своем письме. Также есть случаи, когда отсрочка (рассрочка) предоставлена быть не может (ст. 62 НК РФ).

Получается, что возможность предоставления налоговой отсрочки (рассрочки) по уплате налогов на общих основаниях, предусмотренных НК РФ – вовсе не альтернатива упрощенному порядку предоставления отсрочки (рассрочки) «пострадавшим» отраслям, как попытались это представить Минфин и ФНС в своем письме. И все же совсем сбрасывать со счетов такую возможность тоже не стоит, особенно если налоговые платежи предстоят значительные, а финансовое положение организации или ИП оставляет желать лучшего. Если организация сможет найти для себя возможность получения отсрочки (рассрочки) платежей на основании положений главы 9 НК РФ, будет вполне разумно этой возможностью воспользоваться.

Как бизнесу из непострадавших от коронавируса отраслей законно получить отсрочку по налогам

Как бизнесу из непострадавших от коронавируса отраслей законно получить отсрочку по налогам

Получить рассрочку и отсрочку по налогам, пеням и штрафам может не только пострадавший в связи с COVID-19 бизнес: такие меры поддержки были предусмотрены и ранее. Руководитель компании «Авирта» Марат Самитов объясняет, как бизнесу добиться отсрочки по налогам на законных основаниях.

НК РФ предусматривает рассрочку и отсрочку по налогам, пеням и штрафам (пункт 1 статьи 64 НК РФ). Такие правила были предусмотрены и до появления COVID-19.

При отсрочке нужно единовременно погасить всю сумму в срок, на который ее предоставили. При рассрочке суммы в бюджет уплачивают частями по утвержденному графику. Но, в любом случае удастся оттянуть платежи в бюджет и сделать это законно.

Согласно НК РФ получить беспроцентную отсрочку можно в следующих ситуациях: при получении ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств (абзац 2 пункта 4 статьи 64 НК РФ).

Если вы занимаетесь ВЭД и хотите получить отсрочку или рассрочку в связи с пандемией, попробуйте запросить в ТТП сертификат о форс-мажоре. Подтверждение форс-мажорных обстоятельств по внешнеторговым договорам осуществляет только ТТП РФ (постановление правления ТПП № 173–14 от 23 декабря 2015 года).

При торговле на внутреннем рынке можно получить сертификаты в региональных палатах (tpprf.ru — новости от 24 марта 2020 года, письмо ТПП № ПР/0316 от 26 марта 2020 года). Акт оценки причиненного ущерба попытайтесь получить в Минпромторге.

Если чиновники не предоставят сертификат, сошлитесь на нормативные акты об обстоятельствах непреодолимой силы (указ президента № 294 от 28 апреля 2020 года, постановление правительства № 409 от 2 апреля 2020 года и так далее).

При получении отсрочки или рассрочки сделайте акцент на то, что пандемия по мнению суда приводит к убыткам. Это подтверждает, в частности, постановление Десятого ААС № А41-73316/17 от 3 июля 2018 года.

Чтобы понять, на какую суму рассчитывать, попросите бухгалтера посчитать стоимость чистых активов компании, дело в том, что отсрочка/рассрочка по уплате налогов не может их превысить (пункт 2.1 статьи 64 НК, приказ Минфина № 84н от 28 августа 2014 года).

Чтобы получить отсрочку/рассрочку по платежам в бюджет, представьте в ФНС заявление, справки из банков, перечень контрагентов-дебиторов, график погашения долгов, обязательство организации о соблюдении определенных условий (пункт 5 статьи 64 НК, пункт 3 порядка, утвержденного приказом ФНС № ММВ-7-8/683 от 16 декабря 2016 года).

Если речь пойдет о большой сумме, у вас могут попросить в обеспечение обязательств потребовать передачу имущества в залог, поручительство или банковскую гарантию (пункт 5 статьи 61, пункт 5.3 статьи 64 НК, пункт 12 порядка, утвержденного приказом ФНС от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-8/683).

Так что не только бизнес из наиболее пострадавших отраслей может рассчитывать на законный перенос сроков уплаты налогов, просто об этой возможности не так часто трубят по телевизору и в интернете.

Сроки уплаты налогов для «непострадавших» отраслей

Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе рассчитывать на уплату налогов (авансовых платежей по налогам) и страховых взносов в более поздние сроки, чем установлено НК РФ, только полагаясь на правило п.7 ст.6.1 НК РФ (редакция Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ), согласно которому в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с актом Президента РФ нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, нерабочий апрель, объявленный Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239, а также выходные и нерабочие праздничные дни начала мая и нерабочие дни на основании Указа Президента РФ от 28 апреля 2020 г. № 294 позволяют отложить уплату налогов и страховых взносов до 12 мая или на более позднюю дату, если нерабочий период будет еще продлен президентом.

Однако, поступая таким образом, налогоплательщикам следует иметь в виду, что, комментируя Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 об объявлении нерабочим периода с 30 марта по 3 апреля 2020 г., ФНС России в письме от 1 апреля 2020 г. №СД-4-3/5547 специально обратила внимание на содержащуюся в указе оговорку о его нераспространении на отдельные категории лиц (непрерывно действующие организации, медицинские и аптечные организации и т.д.), которая, по ее мнению, не означала для таких лиц продления до 6 апреля 2020 г. сроков представления налоговой отчетности и сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам) и сборов, приходящихся на период с 28 марта по 3 апреля 2020 г.

Поэтому несмотря на то, что такая трактовка правил исчисления сроков по НК РФ нарушает принцип равенства налогообложения, нельзя полностью исключать того, что вопрос о правомерности переноса налогоплательщиками на 12 мая 2020 года сроков декларирования и уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и страховых взносов, приходящихся на период с 4 по 30 апреля 2020 г., тоже будет разрешаться налоговыми органами не единообразно, а в зависимости от того, распространяются ли на них Указы Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 и от 28 апреля 2020 г. № 294 или нет.

В связи с этим обращает на себя внимание положение указа президента, согласно которому его действие не распространяется на «иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ». При этом, если применять к данному правилу логику ФНС России, должен следовать вывод, что категории лиц, на которые не распространяется юридическое последствие указа президента в виде переноса крайних сроков декларирования и уплаты налогов, теперь могут быть определены решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Как следствие, для налогоплательщиков, зарегистрированных например в Москве, приобретает уже налоговое значение указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, действующая редакция которого разрешает всем организациям и индивидуальным предпринимателям продолжать свою деятельность за исключением видов, прямо ограниченных (приостановленных) этим указом, при соблюдении мер карантинного характера и информировании городских властей о принятых режимах работы.

Тем не менее представляется, что отказ на таких основаниях в праве дожидаться первого рабочего дня для исполнения налоговых обязанностей вряд ли будет иметь место во всех случаях, когда налоговому органу станет известно о продолжении работы налогоплательщиком. Скорее всего, какое-то время (до изменения официальной позиции уполномоченных органов или появления судебных постановлений в пользу универсального значения «президентских» нерабочих дней) будет применяться подход, согласно которому такие дни не должны признаваться нерабочими при исчислении сроков, установленных НК РФ, для прямо поименованных в указах президента категорий налогоплательщиков:

  • непрерывно действующих организаций;
  • медицинских и аптечных организаций;
  • организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
  • организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
  • организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
  • организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
  • иных организаций, определённых решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, если организация не готова рисковать, то ей следует придерживаться правила: сроки уплаты налогов и взносов, приходящиеся на апрель, переносятся на 12 мая, если на организацию распространяются нерабочие «президентские дни». Если же организация продолжает работу в этот период, то уплатить налоги и взносы следует в сроки, предусмотренные НК РФ без учета нерабочих «президентских» дней.

Сроки уплаты налогов для «непострадавших» отраслей

Первый шаг – рассчитать выплачиваемую государству сумму. Между физическими и юридическими лицами есть разница. Обычные граждане не задумываются об этом вопросе, предприниматели действуют самостоятельно. Коммерческие организации проходят все предусмотренные системой налогообложения этапы.

Второй шаг – погашение налоговой задолженности. За граждан, именуемых физическими лицами, все действия проделывает работодатель. Расчет идет из заработанных на производстве денег. Здесь наниматель переводит государственный сбор в ФНС. Оплата налога на прибыль – прямая обязанность юридических лиц.

В 2021, как и в предыдущие годы, важно соблюдать обозначенные в законодательстве РФ сроки внесения платежей. Это сделает бизнес дешевле, ведь за просрочку предусмотрены пени и штрафы. Если предприятие крупное, суммы достигают внушительных величин.

Определение сроков уплаты налогов и сборов

Одним из элементов обязательных платежей выступают сроки уплаты налогов и сборов. Базовые нормы, устанавливающие обязанности налогоплательщиков по внесению к определенной дате федеральных, местных и региональных платежей установлены в ст. 57 НК.

Закон не содержит легального определения таких сроков. Однако это не служит препятствием для того, чтобы прийти к соответствующему понятию. Этому поспособствуют ряд особенностей:

  • порядок внесения платежа в бюджет предусматривает наличие метода, позволяющего определить своевременное исполнение этой обязанности налогоплательщиком. Это означает, что соответствующий механизм должен содержаться в законе. Существует как календарный метод (указание на дату), так и метод арифметического расчета, совмещенный с предыдущим способом установления;
  • итогом применения одного из методов является установление даты, которая отделяет надлежащее исполнение обязанности, которую предусматривает порядок внесения платежа в бюджет, от ненадлежащего;
  • несоблюдение срока уплаты налогов и сборов является основанием для взыскания соответствующих санкций (пени и штрафа).

Учитывая эти характеристики, получается следующее определение. Сроки уплаты налогов и сборов представляют установленные в законе даты, либо методику их определения, после истечения которых обязанности по внесению платежей в бюджет считаются невыполненными или выполненными ненадлежащим образом, что влечет установление пени и штрафа.

Как рассчитать налог на прибыль

Как рассчитать налог на прибыль

Нельзя перечислить несуществующую сумму. Чтобы ее узнать, следуют плану:

  • узнают действующую налоговую ставку;
  • определяют полученный доход за вычетом произведенных предприятием затрат на производство;
  • рассчитывают общую сумму налогового платежа.

В России налоговая ставка полученной за год прибыли равна 20%. Это общий показатель. Действуют и другие. Организации, оказывающие медицинские услуги, образовательные учреждения и сельхозпроизводители платят в бюджет по нулевой ставке. Если компания выполняет поставленные государством условия, применяется ставка в 9,15%. После нарушения требований налоги рассчитываются согласно 20% уровню.

Прибылью, с которой государство получает свой процент, считается совокупный доход предприятия, уменьшенный на величину понесенных им за тот же период расходов. Ее называют налогооблагаемой базой. Не вся полученная прибыль участвует в вычислениях, так как часть ее по 251 статье НК Российской Федерации налогом не облагается.

Чистая прибыль получается после уплаты соответствующего налога. По 270 статье НК определяют, какие расходы могут снизить налоговую базу, а какие нет. Они также делятся на прямые и косвенные.

Для вычисления дохода используют:

  • метод начисления;
  • кассовый способ.

Отличаются они временем фиксации понесенных производством убытков. В первом методе определяющим моментом является дата возникновения затрат, во втором — перевод средств на банковский счет организации или внесение денег непосредственно в кассу.

Если верно вычислена база, остается перемножить ее на налоговую ставку и результат оплатить в отделении ФНС. При этом в федеральный бюджет идет лишь 2%, остальные 18% остаются в регионе, зарегистрировавшем деятельность предприятия.

Установление сроков уплаты налогов и сборов

Порядок, предусмотренный ч. 1 ст. 57 НК, устанавливает правило, согласно которому сроки внесения отдельных платежей в бюджет определяются специальными нормами.

Однако ч.3 указанной статьи перечисляет возможные формы установления этого элемента:

  • наиболее простым способом служит указание определенной даты. Обычно такой метод применяется для платежей, вносимых в бюджет 1 раз в год;
  • другим случаем выступает указание на истечение определенного срока. Речь идет о годе, месяцах или кварталах;
  • Также возможно указание на наступление определенного события, либо совершение имеющего значение действия. К последнему случаю относится госпошлина. Обязанность внести ее в бюджет определяется датой, когда плательщик обращается за необходимыми госуслугами;
  • существует и смешанная форма. При ней указывается дата, следующая за истечением определенного срока. Речь идет об исполнении обязанностей в определенный день месяца, следующего за истечением отчетного периода (квартал, либо месяц).

Ч. 4 ст. 57 НК предусматривается ситуация, когда срок исполнения обязанности по уплате налога, несмотря на то, что этот элемент установлен в законе, наступает не ранее даты получения адресатом соответствующего налогового уведомления. На практике, это правило применяется в отношении транспортного, имущественного и земельного налогов.

35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов

Сроки уплаты налогов и сборов

устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 1 ст. 57 НК РФ).

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пеню в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 57 НК РФ).

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому такому действию (п. 3 ст. 57 НК РФ).

Порядок уплаты налогов и сборов:

уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 НК РФ).

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).

В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода

предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме (п. 4 ст. 58 НК РФ).

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ (ст. 58 НК РФ).

Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора: изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ).

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, если иное не предусмотрено гл. 9 НК РФ. Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 61 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора (ст. 61 НК РФ).

Изменение сроков уплаты налогов и сборов

Указанный порядок предусмотрен главой 9 НК. Ст. 61 устанавливает ряд принципов, которым должны соответствовать такие действия:

  • изменить сроки можно только путем переноса на более поздний срок;
  • допускается как перенос платежа полностью, так и частично;
  • устанавливается возмездность переноса сроков. Исключение составляет госпошлина;
  • изменение сроков возможно только в определенных формах. Речь идет о рассрочке, отсрочке, а также об инвестиционном налоговом кредите;
  • решение вопроса об изменении сроков происходит на основании соответствующего обращения плательщика;
  • действующий порядок подразумевает то, что ранее имевшиеся обязанности не обретают статус новых;
  • правила изменения сроков платы касаются как пеней, так и штрафа;
  • эта процедура недоступна налоговым агентам. Закон запрещает им выполнять обязанность за свой счет, поэтому оснований обращаться за послаблениями у них нет.

Все указанные принципы позволяют считать изменение сроков уплаты процедурой, осуществляемой в индивидуальном порядке, в отношении обязанного субъекта, запросившего ее.

Решение о предоставлении указанных послаблений, как правило, принимается налоговым органом.

Оно принимается согласно условиям, изложенным в приказе N ММВ-7-8/[email protected]

Если речь идет о госпошлине, то такие полномочия предоставляются органу, выполняющему оплачиваемые действия.

Примером служит суд, рассматривающий ходатайство об отсрочке или рассрочке госпошлины за рассмотрение дела.

Указанной главой устанавливаются требования к каждой из форм изменения сроков уплаты налога.

Нарушение сроков уплаты налогов и сборов

Если налогоплательщиком нарушен предусмотренный законом срок уплаты, ему будут начислены пени. Ей является денежная сумма, уплачиваемая помимо самой задолженности и вне зависимости от того, было ли привлечено к ответственности (уплате штрафа) лицо.

Пени рассчитываются за каждый день просрочки и начинают течь с даты, следующей за последним днем срока уплаты налога. Она определятся в процентном отношении к сумме задолженности. Для расчета ежедневных пени используется действующая ставка рефинансирования ЦБ, поделенная на 300.

Начисление этих процентов прекращается только тогда, когда долг по налогу полностью погашен.

Ст. 122 НК предусматривает ответственность за неуплату налога. Таковой признается неисполнение соответствующей обязанности в срок. Размер штрафа за такое нарушение составит 1/5 от неуплаченной суммы. Если налоговики смогут доказать умышленный характер бездействия, то виновника ждет штраф, составляющий 40% от задолженности.

Читайте также  Какие налоги и взносы при увольнении по соглашению

Действующие нормы позволяют налоговым органам применять широкий арсенал мер по взысканию штрафов и процентов. Они могут вставить инкассовые поручения, на основании которых обслуживающий плательщика банк будет обязан перечислить требуемые суммы в бюджет.

Автор статьи

Какие потребуются документы для уплаты налога на прибыль

Какие потребуются документы

Все ответы находятся в бухгалтерии предприятия. Именно отсюда берут информацию для уплаты государственного сбора на прибыль.

Зафиксированные проводками финансовые операции записаны так:

  • Д99 К68 – проводка, отражающая начисленный сбор;
  • Д68 К51 – запись об уплате налоговой задолженности предприятия.

Производственные расходы снижают налогооблагаемую базу, поэтому их тщательно проверяют. Кроме документального подтверждения они обязаны иметь целевое назначение в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

Основной отчетный документ перед Налоговой службой – декларация. Сюда вносят расчеты, полученную предпринимателем прибыль и убытки, а также направление деятельности управляемой им компании.

Налог оплачивают через оператора в банке, или переводом с личного счета на реквизиты ФНС России. Сдавая декларацию или оплачивая налог позже установленного законом срока, организации получают серьезные финансовые проблемы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector