Служебная тайна: виды и понятие Толкование ФЗ

Служебная тайна: виды и понятие Толкование ФЗ

Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — 149-ФЗ) закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На практике встречаются случаи, когда ограничения на доступ к информации устанавливаются подзаконными актами. Подобным актом является «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). Согласно п.1.2 указанного Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Основным недостатком данного определения является крайне нечеткое определение служебной информации ограниченного распространения, поскольку категория «служебная необходимость» не определена ни в законодательстве, ни в юридической доктрине и может быть истолкована сколь угодно широко. Поскольку критерием отнесения тех или иных сведений к категории служебной информации ограниченного распространения являются не конкретные объективные факторы, а субъективная категория – «служебная необходимость», возникает повод для возможности принятия произвольных правоприменительных решений.

В действующих законах определены некоторые категории, которые по своему характеру приближены к понятию «служебная тайна», например:

На основании анализа вышеуказанных нормативных правовых актов представляется возможным дать следующее определение служебной тайне – это не относящаяся к государственной тайне, полученная государственным органом или органом местного самоуправления информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц. При таком понимании служебной тайны к ней будут относиться все иные (за исключением государственной тайны) виды информации ограниченного доступа, находящиеся в обладании государственного органа или органа местного самоуправления.

В отсутствие нормативно закрепленного понятия «служебная информация» им оперируют как нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения государственной и муниципальной службы, так и документы, определяющие особенности инвестиционных отношений.

В литературе же предлагаются различные подходы к разграничению служебной информации и служебной тайны: с учетом состава, характера и носителей сведений, на которые распространяется режим конфиденциальности. Однако концептуальной предметной основой дискуссии является определение того, являются ли служебной информацией только сведения, полученные в рамках служебных правоотношений в их публично-правовом смысле, или категория «служебная информация» применима к любым сведениям, полученным, в том числе, в рамках гражданских правоотношений.

Ст.9 149-ФЗ запрещает ограничивать доступ к информации «о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну)». Принцип открытости сведений о деятельности публичных органов развивается в Федеральном законе от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и в них под информацией о деятельности указанных органов понимается информация, как созданная, так и полученная этими органами в процессе своей деятельности. Важно отметить, что хотя оба закона не используют термина «служебная информация», но информация, составляющая предмет регулирования этих законов, вне всякого сомнения является служебной, и что названные законы не только декларируют принцип открытости такой информации, но и содержат ряд конкретных гарантий ее доступности.

Таким образом, можно попытаться провести границу между служебной информацией и служебной тайной. С точки зрения правовой доктрины предмет для спора отсутствует, и вряд ли кто-либо из специалистов сомневается, что информация, составляющая служебную тайну, входит в состав общей категории «служебная информация». Однако на уровне законодательства и правоприменительной практики проблемы существуют. Как было показано выше, в правовых актах эти категории часто смешиваются, и режим конфиденциальности пытаются распространить на всю служебную информацию.

Необходимо обратить внимание, что доступ к информации может быть ограничен ее обладателем в рамках реализации полномочий, предусмотренных ч.3 ст.6 149-ФЗ. Кроме того, согласно п.4 ч.3 ст.6 149-ФЗ обладатель информации может защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами.

Представляется возможным сформулировать основные квалифицирующие признаки информации для внутреннего пользования:

В п.3 ч.4 ст.6 149-ФЗ зафиксирована обязанность обладателя информации принимать меры по её защите. Эта обязанность соответствует праву по ограничению доступа к информации (п.1 ч.3 ст.6 149-ФЗ). Соответственно, обладателю информации для надлежащей реализации своих прав необходимо будет ввести режим информации для внутреннего пользования, представляющий собой систему правовых, организационных и технических мер по обеспечению конфиденциальности информации для внутреннего пользования.

Определение и виды служебной тайны в законе

Закон о служебной тайне — существует ли нормативный акт с таким названием, как расшифровывается понятие «служебная тайна» и где можно ознакомиться с перечнем составляющих служебную тайну сведений, узнайте из нашего материала.

Какой федеральный закон расшифровывает понятие «служебная тайна»

В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.

Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:

  • образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
  • распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).

Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.

СТ также можно определить как один из видов информации:

  • доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
  • защищаемой законом.

Подробнее о разных видах сведений, доступ к которым ограничен и защищается законом, узнайте на нашем портале:

  • «Закон о банковской тайне в российском законодательстве».
  • «Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?»

Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная

Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:

  • тайну следствия;
  • военную тайну;
  • налоговую тайну и др.

Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:

  • общенормативные;
  • административно-предупредительные;
  • форс-мажорные;
  • обеспечительные;
  • информирующие;
  • обязательно раскрываемые.

Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:

Детальную информацию о составе указанных групп

О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:

  • «Сведения о финансовом состоянии организации — форма П-3».
  • «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны

Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:

  • постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, устанавливающее схему обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности;
  • инструкции (положения, порядки) об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения и алгоритмы обращения с ней:
    • в научной сфере (инструкция утверждена приказом Минобрнауки от 30.12.2010 № 2233);
    • в автодорожной сфере (утв. приказом Росавтодора от 17.03.2014 № 78);
    • на воздушном транспорте (утв. приказом Росавиации от 18.12.2014 № 841);
    • в системе Следственного комитета РФ (утв. приказом Следственного комитета от 23.12.2014 № 109);
    • иные (утв. приказом МПР от 12.01.2044 № 8, приказом ФМБА от 21.01.2009 № 20).

    Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:

    • военной;
    • экономики, науки и техники;
    • внешней политики и экономики;
    • разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
    • противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер госзащиты.

    Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:

    • информацию о частной жизни граждан (сведениях, фактах, обстоятельствах), их персональных данных (кроме подлежащих размещению в СМИ в соответствии с законом);
    • информацию, составляющую тайну следствия и судопроизводства;
    • иную информацию, связанную с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен законом.

    Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).

    В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.

    Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне

    В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:

    • она имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
    • к ней законодательно ограничен доступ;
    • ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

    В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.

    • ст. 857 — перечислены сведения, относящиеся к банковской тайне (сведения о клиенте и банковском вкладе), а также указан ограниченный круг субъектов, имеющих к ним доступ (сами клиенты, бюро кредитных историй, должностные лица госорганов);
    • ст. 946 — установлен список сведений, которые не вправе разглашать страховщик (о страхователе, застрахованных лицах, выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, их имущественном положении);
    • ст. 1123 — определены сведения, составляющие тайну завещания (имеющие доступ к нотариальной информации лица не вправе до открытия наследства разглашать сведения о содержании завещания, его совершении, изменении или отмене);
    • иные статьи ГК РФ (ст. 727, 771 и др.).

    Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:

    • в законе о коммерческой тайне от 29.07.2004 № 98-ФЗ;
    • НК РФ (ст. 102, посвященная налоговой тайне, ст. 313, определяющая данные налогового учета как информацию, относящуюся к налоговой тайне);
    • иных НПА (аудиторская тайна в ст. 9 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, тайна связи — ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст. 15 закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ и др.).

    Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:

      ..

    Итоги

    Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.

    Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.

    Правовое регулирование конфиденциальной информации

    И нформация представляет собой сведения, которые регламентированы правовыми нормами. Существует два вида информации: сведения, находящиеся в открытом и в ограниченном доступе. Между открытой и конфиденциальной информацией имеются принципиальные различия. Распространение конфиденциальной информации создает угрозу экономической безопасности и наказывается в соответствии с действующим законодательством.

    Понятие и виды конфиденциальной информации

    Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ, сведения делятся на два вида:

    • информация для общего пользования. Вид данных, находящихся в открытом доступе для всех граждан РФ;
    • данные с закрытым доступом. Вид сведений, которые ограничены нормативно-правовыми актами РФ и доступны только определенным категориям лиц, которые получают доступ к информации в связи со своими служебными полномочиями.

    Понятие конфиденциальной информации

    В широком смысле слова, конфиденциальная информация – это сведения с ограниченным доступом. В узком смысле, конфиденциальная информация имеет особую ценность для лиц, пребывающих на государственной службе или работающих в организации.
    Законодатель раскрывает понятие «конфиденциальность информации» в Федеральном законе «Об информации» № 149-ФЗ. Согласно ст. 2 закона, к данным ограниченного доступа относятся сведения, которые не могут быть переданы третьим лицам без согласия на это обладателя данных.

    Конфиденциальная информация представляет собой определенную тайну, поскольку она доступна только нескольким категориям лиц, имеющим право и доступ на работу с ней. Охрана и правовая защита конфиденциальных данных гарантирована государством и закреплена в Конституции РФ. В основном законе РФ указано, что гражданин, организация и государство, имеют право на тайну.

    Основными источниками правового регулирования конфиденциальной информации в РФ являются:

    • международные договоры и соглашения;
    • конституция РФ;
    • федеральные законы;
    • законы субъектов;
    • локальные акты.

    Виды конфиденциальной информации

    Конфиденциальная информация делится на несколько видов в зависимости от содержания и от того, в каком кругу используется:

    1. Служебная тайна.

    Согласно Указу Президента № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», под служебной тайной понимают информацию, имеющую особую ценность, доступ к которой ограничивается государственными органами РФ в соответствии с действующим законодательством.

    Информация, являющаяся служебной тайной, также регулируется положениями Постановления Правительства РФ № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти».

    В указанном Постановлении закреплены правовые положения о работе с информацией, составляющей служебную тайну:

    • обязательное проставление отметки «Для служебного пользования»;
    • передача сотрудникам информации, содержащей служебную тайну, только под расписку;
    • хранение сведений «Для служебного пользования» в сейфах;
    • уничтожение документов, содержащих служебную тайну только по акту;
    • копирование документов со служебной тайной с письменного согласия руководителя.

    2. Коммерческая тайна.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ, под коммерческой тайной понимается режим ограничения использования, передачи и распространения информации, которая позволяет ее обладателю получить материальную или нематериальную выгоду.

    Обладание чужой коммерческой тайной позволяет конкурентам увеличить прибыль, избежать лишних расходов, получить привилегии на рынке товаров и услуг.

    Согласно закону № 98-ФЗ, сведениями, составляющими коммерческую тайну, могут быть результаты интеллектуальной деятельности, научно-техническая информация, которая представляет собой особую коммерческую ценность для организации.

    Ценность коммерческой тайны заключается в том, что она известна лишь определенному кругу лиц и недоступна третьим лицам. Примером коммерческой тайны может служить производство по уникальной технологии какой-либо продукции.

    Законодатель, помимо прочего, указывает, какие сведения не могут признаваться коммерческой тайной:

    • сведения из единого государственного реестра юридических и физических лиц, подтверждающие факт внесения записи в реестр;
    • лицензии и сертификаты, которые дают право заниматься предпринимательской деятельностью;
    • сведения о количестве сотрудников и размере заработной платы на предприятии;
    • информация, касающаяся задолженности или невыплаты заработной платы и любых социальных выплат;
    • сведения о нарушении законов и привлечении к юридической ответственности;
    • информация, касающаяся безопасности граждан, общества в целом и окружающей среды;
    • список лиц, имеющих право совершать юридические действия без доверенности;
    • информация о проведении конкурсов или аукционов по приватизации государственной или муниципальной недвижимости.

    3. Персональные данные.

    Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ поясняет, что можно считать персональными данными. Исходя из ст. 3 закона, персональные данные – это любые сведение относящиеся (прямо или косвенно) к субъекту персональных данных, то есть физическому лицу.

    Согласно закону, получение, обработка, хранение и иные действия с персональными данными физического лица, производятся только с согласия последнего.

    При этом лицо, которое занимается обработкой персональных данных, не имеет права разглашать сведения, которые ему предоставляет гражданин. В исключительных случаях допускается передача таких данных, если физическое лицо лично дает на это согласие, либо это предусмотрено действующим законодательством.

    4. Тайна уголовного судопроизводства.

    В Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ), закреплено положение, которое запрещает разглашать сведения, касающиеся уголовного дела на стадии предварительного расследования.

    Следователь или дознаватель обязан сообщить участникам уголовного судопроизводства о недопустимости разглашении сведений по уголовному делу, о чем составляется соответствующая расписка.

    Однако в ст. 161 УПК РФ говорится о том, что в исключительных случаях данные предварительного расследования могут предать гласности с разрешения лиц, ведущих расследование. Также, законодатель отмечает, что информация, которая может быть оглашена, не должна противоречить интересам следствия и участников уголовного судопроизводства.

    При этом запрещается разглашение сведений, которые содержат информацию о частной жизни участников уголовного дела, а также несовершеннолетних граждан, которые не достигли возраста 14 лет.

    5. Судебная тайна.

    В судопроизводстве также существует конфиденциальная информация, которая называется судебная тайна. В любой отрасли права (административной, гражданской и уголовной) законодатель закрепляет принцип ее соблюдения.

    Сущность данного принципа состоит в следующем:

    • судья или коллегия судей выносят решение только в совещательной комнате;
    • никто, кроме судей, не имеет право участвовать при вынесении решения, за исключением присяжных заседателей;
    • при участии в судебном разбирательстве присяжные заседатели не имеют права разглашать решения суда;
    • неразглашение информации по делам особой категории. Несмотря на то, что в РФ одним из принципов судопроизводства является гласность, то есть открытость судебного заседания, имеется ряд дел, по которым заседание в обязательном порядке должно быть закрытым. К таким делам, например, относятся все дела, касающиеся защиты прав и интересов несовершеннолетних.

    6. Профессиональная тайна.

    Профессиональная тайна есть практически в каждой профессии: врач, адвокат, нотариус, психолог. Для каждого специалиста существует особое понятие профессиональной тайны, которая регламентированное в различных правовых актах.

    Например, адвокаты руководствуются Федеральным законом № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В ст. 8 закона указано, что адвокатской тайной признаются сведения, которые стали известны адвокату при оказании юридической помощи своему доверителю. При этом недопустим допрос адвоката по обстоятельствам, которые стали ему известны в ходе профессиональной деятельности.

    Аналогичные правовые положения закреплены для нотариусов, врачей и иных специалистов, получающих сведения, которые не подлежат разглашению. Каждый сотрудник, который получает доступ к данным, подписывает документ о неразглашении сведений.

    Защита конфиденциальной информации

    Для того чтобы не произошла утечка конфиденциальной информации, необходимо предпринимать соответствующие меры, которые препятствовали бы этому. Законодатель закрепил правовые положения о защите данных в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149.

    Также существует несколько правовых способов защиты сведений ограниченного доступа. Законодательное регулирование по вопросам, связанным с защитой сведений ограниченного доступа, заключается также в закреплении юридической ответственности за разглашение такой информации.

    Защита информации

    Как упоминалось выше, положения, регламентирующие вопросы по защите конфиденциальной информации, закреплены в ФЗ № 149. В соответствии с законодательством, под защитой информации понимается:

    • обеспечение защиты сведений ограниченного доступа от неправомерного посягательства;
    • соблюдение режима ограниченного доступа к ограниченным данным;
    • принятие мер по реализации права на доступ к ограниченной информации.

    Законодательное координирование данных ограниченного доступа заключается также в том, чтобы принять меры по защите информации:

    • предотвращение утечки информации;
    • своевременное обнаружение попытки незаконно получить доступ к информации;
    • предупреждение последствий, которые возникают при несанкционированном доступе к сведениям;
    • постоянный мониторинг уровня защиты информации;
    • возможность восстановить данные, которые были уничтожены;
    • размещение информации ограниченного доступа в базах данных на территории РФ.

    Для защиты критичных данных существуют следующие виды защиты:

    • Физическая. Физическая защита заключается в хранении информации в специальных сейфах или хранилищах, доступ к которым разрешен узкому кругу лиц.
    • Аппаратная. Аппаратный способ защиты предполагает хранение информации на специальных компьютерах или серверах, которые постоянно контролируются с целью предотвращения несанкционированного доступа к данным.
    • Программная. Защита информации осуществляется с помощью программного обеспечения, которое своевременно блокирует неразрешенные действия пользователей и предотвращает утечку сведений.
    • Математическая (криптографическая). Математическая защита позволяет шифровать данные, делая их прочтение недоступным для третьих лиц.

    Ответственность за правонарушения в сфере информации

    Согласно ст. 17 Федерального закона № 149, за нарушение требований, установленных для конфиденциальных сведений, наступает юридическая ответственность.

    Правовые нормы закрепляют следующие виды ответственности:

    • Дисциплинарная. Данный вид ответственности применяется, когда работник совершил дисциплинарный проступок. Например, разгласил персональные данные коллеги третьим лицам.
    • Гражданско-правовая. Указанный вид ответственности предполагает взыскание морального или материального вреда за разглашение сведений ограниченного доступа.
    • Административная. К административной ответственности привлекается лицо, совершившее преступление, предусмотренное Кодексом об административной ответственности. Например, разглашение и распространение информации с ограниченным доступом.
    • Уголовная. Уголовная ответственность за преступление в сфере информации может наступить вследствие незаконного способа получения информации, например, за взлом программного обеспечения.

    Правовое регулирование конфиденциальной информации помогает обеспечивать ее сохранность и защиту. При этом гарантом защиты являются сразу несколько нормативных актов, регулирующих правовые вопросы, касающиеся сведений ограниченного доступа.

    Что такое служебная тайна — понятие и виды

    Что такое служебная тайна - понятие и виды

    Понятно, что государственная тайна является самым охраняемым и защищенным типом. Сюда относятся данные, касающиеся внешнеполитической, экономической, военной, разведывательной, розыскной деятельности государства.

    Некоторые люди часто слышат такое понятие, как «служебная тайна», но не все знают, что оно означает.

    Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое служебная тайна — виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне здесь тоже будет приведено.

    Общие сведения

    Виды тайн

    Тайны подразделяются на следующие виды:

    — государственная;

    — служебная;

    — коммерческая;

    — личная.

    Понятие служебной тайны

    Однозначного определения этого понятия законом не определено. Но суть и признаки отнесения информации к служебной тайне можно выделить, анализируя нормативные акты.

    Служебная тайна - это такие данные, доступ к которым закрыт специальными органами и/или федеральными законами

    Служебная тайна — это такие данные, доступ к которым закрыт специальными органами и/или федеральными законами. Ее запрещено разглашать, если только информация не запрашивается компетентными органами.

    Также интересна разница между коммерческой и служебной тайной. Согласно указу Президента России, коммерческая тайна — это данные, которые связаны с коммерческой работой, а служебная тайна — это те сведения, доступ к которым закрывается государственными органами власти.

    Также в постановлении под номером 1233 разъяснена система обращения со служебными данными. С помощью этого документа происходит урегулирование всех вопросов, встающих по поводу служебных данных, а также объясняется суть грифа конфиденциальности «Для служебных нужд».

    В положении говорится, что данные, имеющие ограниченный срок пользования, являются несекретными. Однако сведения, касающиеся работы компании, может не разглашаться, если в этом имеется служебная необходимость. Этот документ предписывает главам исполнительной власти назначить должностные лица, которые будут определять служебную информацию к виду ограниченного распространения и защищать ее. Это значит, что обладать служебной тайной могут все работники, которые относятся к сотрудникам государственных органов законодательной, исполнительной, судебной власти и структуры, подчинённые им.

    В каждой компании определен порядок выполнения целей и задач, существует собственная система ведения отчётности, контроля документооборота и так далее. Сведения такого плана называют служебной тайной. Объёмы таких данных определяются руководителями.

    Служебная тайна актов ЗАГСа

    Данные, полученные работниками ЗАГСа, тоже относятся к конфиденциальным. К этой информации должен быть ограничен доступ только теми сотрудниками, которые имеют на это право. Информация гражданского состояния не должна разглашаться. К такой информации относится рождение, смена фамилии, имени, усыновление, заключение брака, расторжение брака.

    СПРАВКА! Начальство ЗАГСа имеет право предоставить такую информацию исключительно по запросам органов следствия или дознания, прокуратуры, суда.

    Становится понятно, что тайна записи тоже может относиться к служебной тайне. В целом, почти все сведения и документы можно отнести к такому понятию. По сути ни один документ совершенно любой компании не должен быть доступен для посторонних.

    Защита служебной тайны

    Понятия служебной тайны и служебной информации являются очень близкими. К ним относятся все конфиденциальные сведения, циркулирующие в государственных структурах. Но это должно относиться и к коммерческим организациям. Они ведь тоже работают с огромным количеством документов. Они и составляют служебную тайну, которая тоже не подлежит разглашению.

    Структуры, относящиеся к негосударственным, должны разрабатывать собственные положения по поводу этого понятия. Обычно для этого издается документ, в котором идёт перечисление документов, имеющих гриф «Только для служебного использования». Кроме того, отдельные подразделения могут иметь свои положения, ведь все они имеют доступ к служебной тайне различных направлений. Всё это может быть сведено в единый для предприятия перечень. Так и организовывается защита служебной тайны.

    СПРАВКА! Гриф конфиденциальности используется во многих странах. К примеру, в США к тайне относят любую коммерческую информацию, попадающую к человеку во время его работы.

    Документы, относящиеся к категории «служебная тайна»:

    — законодательные акты в части правового статуса гос. структур, прав и собственности граждан страны, общественных объединений.

    — сведения о чрезвычайных ситуациях, природных явлениях, опасных экологических процессах, эпидемиологическом положении.

    — структура органов исполнительной власти, их направления, функции, формы осуществления деятельности.

    — очередность рассмотрения поданных документов.

    — осуществление решений по поданным документам.

    — данные о бюджете и экономическом состоянии, использовании государственных ресурсов.

    — бумаги, накапливающиеся в архивах и информационных сетях предприятий.

    Некоторые специалисты озадачены тем что к понятию государственной и служебной тайны относится такая информация, по которой можно узнать о нарушении закона представителями государственных структур. Именно эти упущения дают чиновникам возможность полностью ограничить доступ к данным служебных расследований и другим недоработкам.

    Открытость этого вопроса могла бы явиться главным стимулом хорошей работы органов власти. Из Положения следует, что руководство исполнительной власти устанавливают такую категорию должностных лиц, которая уполномочена определять документы или сведения к категории ограниченного распространения. Тем самым обеспечивается защита этой информации.

    Подробности

    Информация, относящаяся к служебной тайне

    Данные, которые относятся к служебной тайне:

    Однозначного определения этого понятия законом не определено

    • — сведения о руководстве компании и их сотрудниках. Сюда относятся профессиональные качества, опыт работы, анкетные данные, судимости, адреса проживания).
    • — документы о структуре организации, методах ее управления и обучения персонала.
    • — сведения о вложениях капиталов, счетах в банках, ценных бумагах.
    • — информация об источниках финансирования, контрактах и сделках.
    • — информация о состоянии материально-технической базы организации, ее кредитоспособность.

    Если служебная тайна будет разглашена, то это способно принести огромный урон предприятию, как материальный, так и нанести вред его репутации. Именно по этой причине сохранение служебной тайны – это непременное условие работы организации. Ясно, что служебная тайна не является государственной, однако ее правой режим все равно устанавливается государственными и негосударственными органами.

    Отнесение информации к категории служебной тайны

    Данные относятся к служебной тайне, если подходят под следующие критерии:

    — относится к служебной информации согласно федеральному закону;

    — относится к конфиденциальной информации других лиц, к примеру, банковская тайна, тайна личной жизни, коммерческая тайна;

    — не является государственной тайной;

    — сотрудник государственной структуры получил ее для служебного пользования.

    Проведя анализ правовых норм статьи 139 ГК РФ и постановления правительства 1994 года, можно выделить такое определение служебной тайны. Это конфиденциальная информация о деятельности государственных структур, которая охраняется законом и доступ к которой ограничивается вследствие служебной необходимости. Может быть и другой вариант. К примеру, служебная тайна является несекретной информацией, ограниченной в распространении из-за служебной необходимости в государственных органах.

    Закон о служебной тайне

    В недалёком прошлом под категорию служебной тайны подходила информация под грифом «Секретно» и за ее разглашение назначалась уголовная ответственность. На сегодняшний день эта статья убрана из УК РФ и ее прошлое толкование не применяется, потому что в 1993 году приняли «Закон о государственной тайне». Сегодня информация с грифом «Секретно» относится к государственной тайне.

    ВАЖНО! Использование грифа «Секретно» запрещено для других категорий документов, кроме государственных. Об этом говорится в статье 8 вышеуказанного Закона.

    Но ГК РФ, который вступил в силу в 1995 году, предусматривает такое понятие, как «служебная тайна». Это очень важно, потому что раньше этот вопрос рассматривался совсем в другом свете. В статье 139 говорится о том, что информация может становится служебной и коммерческой тайной, если она предоставляет для третьих лиц финансовый интерес. К этим сведениям нет свободного доступа и их владелец предпринимает меры для их сохранения. Помимо этого, эти данные находятся под защитой Кодекса и других законов.

    Наказание за разглашение служебной информации

    За разглашение информации, представляющих собой служебную тайну, предусмотрена административная или уголовная ответственность в зависимости от обстоятельств нарушения.

    • Административная ответственность

    Служебная тайна является информацией, не подлежащей разглашению. За нарушение конфиденциальности данных к административной ответственности привлекаются сотрудники. Согласно статье 15.21 КоАП РФ, в этих случаях назначается штраф. Его размер составляет от 30 000 до 50 000 рублей, а также отстранение от занимаемой должности на срок от года до двух лет.

    • Уголовная ответственность

    Уголовный кодекс имеет несколько норм по поводу несения ответственности за несоблюдение служебной тайны.

    1. Раскрытие информации об усыновлении, за которое назначается штраф до 80 000 рублей, либо лишение свободы сроком до 4 месяцев.
    2. Разглашении сведений о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей участников уголовного дела. За это нарушение предусмотрены штрафы до 200000 рублей, либо лишение свободы сроком до 5 лет.
    3. Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов. Наказание за это нарушение такие же, как и в предыдущем пункте.

    ВАЖНО! Сотрудник, нарушивший служебную тайну, сразу же увольняется с занимаемой должности.

    Читайте также  Приказ Федеральной службы по экологическому
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector