Роструд рассказал, как проходят проверки соблюдения

Роструд рассказал, как проходят проверки соблюдения

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Костакова Е. В.

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону. В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Проверки Роструда: новое Положение

В статье мы проанализируем новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Разъясним, какие новшества оно привнесло в деятельность ГИТ и что необходимо учитывать в работе специалистам по охране труда.

ПОЧЕМУ ПОТРЕБОВАЛОСЬ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ?

Мы продолжаем раскрывать тему реформы контрольно-надзорной деятельности, начатую в прошлом номере[1]. В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства ведет ГИТ. Положение об этом виде контроля утверждает Правительство. С 1 июля 2021 года действует Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ[2], поэтому правительству пришлось разработать новое Положение о проведении проверок ГИТ. С 23 июля 2021 года ГИТ применяет новое Положение[3] взамен прежнего[4]. Старое Положение действовало почти 9 лет, новому Положению отведен срок менее 2 лет.

Документом установлено, что предметом контроля и надзора является соблюдение нанимателями норм трудового законодательства, включая законодательство в сферах СОУТ и обеспечения доступности специальных рабочих мест и условий труда для инвалидов. Контролирующим органом по-прежнему является Роструд и его подразделения.

На контрольно-надзорные правоотношения распространяются нормы недавно вступившего в силу Федерального закона № 248-ФЗ, а также положения ст. 353-365 ТК РФ.

Как и раньше, полномочия федеральной инспекции труда закреплены в разделе II Положения о Роструде[5]. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда приведены в пп. 6, 8 Административного регламента[6].

Полномочия государственных инспекторов труда в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях предусмотрены ст. 23.12 КоАП РФ.

Разберемся, изменится ли наша работа в плане взаимодействия с ревизорами. А если изменится, то как?

Обратите внимание

Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных контрольных (надзорных) мероприятий, не завершенных до 1 июля 2021 г., осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, мероприятий (ч. 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ). Следовательно, такие проверки осуществляются согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ[7].

ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ И ПОМЕНЯЛОСЬ ЛИ?

Новым Положением актуализирован предмет контроля

Согласно новому Положению предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о СОУТ, иных НПА, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.

Старое Положение ограничивало предмет плановых проверок проверочными листами.

Новое Положение определило объектами госконтроля:

• деятельность, действия (бездействие) работодателей — юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — контролируемые лица);

• деятельность организаций, осуществляющих проведение СОУТ.

Акцентируем внимание специалистов и ответственных лиц, у которых под контролем трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья, на второй части определения, поскольку охрана труда инвалидов для многих вещь не понятная.

РЕЗЮМЕ

Изучите и осмыслите новое Положение о проверках в сфере труда. Доведите информацию о новшествах или отсутствии таковых до своих коллег и совместно скорректируйте работу по исполнению обязательных требований и выстраиванию взаимоотношений с Рострудом и ГИТ.

[1] См. в статье: Подберезина С. Г. Новый закон о госконтроле: что изменится после 1 июля 2021 года// Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2021. — № 4. — С. 11–23.

[2] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 248-ФЗ.

[3] Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230; далее — новое Положение.

[4] Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875; далее — старое Положение.

[5] Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

[6] Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. № 160.

[7] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С. Г. Подберезина, эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2021.

Как проходит проверка Роструда

Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Роструд (Федеральная служба по труду и занятости, трудинспекция, Государственная инспекция труда, ГИТ) — структура, подведомственная Министерству труда, инструмент, позволяющий контролировать соблюдение законодательства в сфере труда. В задачу службы входит и урегулирование трудовых споров между работниками и работодателями. Роструд наделен правом проводить проверки планового и внепланового характера. Несмотря на то что год от года процедура их проведения становится все более прозрачной, вопрос, как подготовиться к проверке Роструда, волнует многих работодателей.

Что проверяет Роструд

Инспекторы Роструда проводят проверки как плановые, так и внеплановые, руководствуясь ТК РФ и ФЗ-294 от 26/12/08 г. В ходе проверки инспекторов может заинтересовать широкий спектр документов компании: от учредительных, до локальных нормативных актов, отдельных документов, регулирующих ту или иную сферу взаимоотношений администрации и сотрудника, с учетом специфики фирмы.

С другой стороны, нигде в трудовом законодательстве нет перечня документов по труду для юрлиц и ИП. Такой перечень выработан практикой контрольных мероприятий, осуществляемых ГИТ. Начинаются они с проверки учредительных документов, свидетельства о постановке на учет в ФНС, свидетельства о госрегистрации, затем проверяется документация в сфере труда:

  1. Штатное расписание, график отпусков. Обязательно должны быть у всех работодателей.
  2. Внутренние правила трудового распорядка. Обязательный документ для каждой организации и ИП (ст. 189, 190 ТК РФ).Строго установленной формы у документа нет. Его содержание: организация трудовой деятельности фирмы, регламентирование трудового процесса.
  3. Положение об оплате труда (иные аналогичные ЛНА в сфере труда). В такой документ обязательно следует внести пункт о порядке индексации заработной платы.
  4. ЛНА, касающиеся обработки персональных данных сотрудников (требования установлены ст. 86-88 ТК РФ, ФЗ-152 от 27/07/06 г.).
  5. ЛНА, касающиеся нормирования труда (гл. 22 ТК РФ).
  6. Инструкции по охране труда (р. 10 ТК РФ).

Инспектор может потребовать и иные документы, учитывая специфику фирмы или труда отдельных сотрудников, например:

  • колдоговор (может не заключаться, исходя из смысла ст. 36 ТК РФ, регламентируется гл. 7 ТК РФ);
  • график смен;
  • ЛНА о командировках (не нужен в государственном, муниципальном учреждении, органе местного самоуправления, для других – обязателен к разработке);
  • ЛНА о разъездном режиме работы, о разделении рабочего дня на части;
  • ЛНА о профподготовке, повышении квалификации, аттестации, независимой оценке квалификации работников;
  • договоры о полной материальной ответственности и пр.

Могут проверяться также приказы о приеме на работу (ознакомлен ли работник в установленный срок), иные документы кадрового характера, в том числе и о дисциплинарных взысканиях (оценивается их законность), соблюдение хранения трудовых книжек (например, приказ о назначении ответственного за ведение, хранение и учет). Документы по охране труда также проверяются. Они должны учитывать специфику бизнеса фирмы.

На заметку! Перечень наиболее значимых нарушений, согласно статистическим данным проверок, можно найти на сайте Роструда. Чаще всего инспекторы находят ошибки в оформлении трудовых договоров. Документ должен отвечать требованиям ст. 57 ТК РФ.

Как подготовиться к проверке

В настоящее время трудинспекция применяет при проверке так называемый риск-ориентированный подход. Его суть в том, что объекты контроля проверяются с учетом надежности фирмы, выраженной в категории (классе) риска, который присвоил ей Роструд (ФЗ-294, ст. 8.1-3, пост. Прав-ва №197 от 16/02/17 г.).

Информацию, к какому классу риска отнесена конкретная фирма, можно получить по запросу в Роструд в течение 15 дней после запроса (пост. Прав-ва – Правила №806 от 17/08/16 г.). Если юрлицу или ИП присвоен низкий класс риска, они полностью освобождается от плановых проверок.

Для проверок используются специальные листы с контрольными вопросами, сгруппированными по тематикам (оформление сотрудника, содержание трудового договора, изменение трудового договора, прекращение трудового договора и т.д.). Всего листов более ста. Условно их можно разделить на три группы: заработная плата, охрана труда, кадровое делопроизводство.

Каждый лист состоит из трех блоков:

  • сформулированный вопрос;
  • нормативный акт, устанавливающий то или иное требование;
  • ответ работодателя («да», «нет», «не относится»).

Листы ГИТ учитывают все изменения законодательства, поэтому их содержание и актуальность нужно отслеживать. В ходе проверки инспектор не вправе запрашивать данные сверх содержащихся в листах (по материалам пост. Правительства №1080 от 08/09/17 г.; приказ Роструда №201 от 11/04/18 г.; пост. Правительства №875 от 01/09/12 г.).

Подготовиться к грядущей проверке можно с помощью электронного ресурса Онлайнинспекция.рф– Электронный инспектор». Он позволяет самостоятельно пройти предварительную самопроверку. При ответах на контрольные вопросы следует проверять фактическое наличие тех или иных документов в сфере труда и их должное оформление.

План проверок и их периодичность

Плановые проверки Роструда, назначаемые с учетом риск-ориентированного подхода к объекту контроля, проводятся с периодичностью (пост. Прав-ва №197 от 16/02/17 г.):

  • высокий риск – 2 года;
  • значительный риск – 3 года;
  • средний риск – 5 лет и реже;
  • умеренный риск – 6 лет и реже;
  • низкий риск – проверок нет.

Основными критериями отнесения к группе риска выступают: результаты проверок фирмы за предшествующий трехлетний период, наличие или отсутствие случаев травматизма за тот же срок, задолженность по оплате труда предшествующие 12 месяцев.

Узнать, включена ли фирма в план проверок на текущий период, можно на сайте Роструда, на странице инспекции соответствующего региона. Сайт Генпрокуратуры публикует сводный план проверок фирм на год. Можно воспользоваться им. Для поиска, помимо наименования фирмы, необходимы ИНН и ОГРН.

Внеплановые проверки назначаются в случаях:

  • истечения срока, данного на устранение ранее выявленных нарушений;
  • поступления в инспекцию заявления о нарушении трудовых прав, законодательства о труде, (особенно если речь идет о сфере охраны труда либо о невыплате зарплаты);
  • заявления от работника о нарушении его прав, с требованием провести проверку;
  • издания приказа о проверке на основании поручения Президента, Правительства или требования прокурора (как результат поступивших в прокуратуру обращений, сведений).

Плановая (внеплановая) проверка может быть как выездной, так и документарной.

Итоги

Роструд может проверить юрлицо или ИП в плановом и внеплановом порядке. Внеплановая проверка возможна по заявлению извне о нарушении фирмой норм трудового законодательства, либо если истекает срок, данный на исправление недостатков при предыдущей проверке.

Плановая проверка назначается с учетом присвоенного компании класса риска применительно к сфере труда. Чем выше этот показатель, тем чаще компания будет попадать в план проверок Роструда. Плановые проверки проводятся с использованием специальных тематических листов ГИТ, содержащих соответствующие теме листа вопросы. У компаний есть возможность заранее подготовиться к визиту инспекторов с помощью сервиса Роструда «Электронный инспектор», методом самопроверки.

Планы проверок на соответствующий год публикуют как региональные инспекции по труду, так и сайт Генпрокуратуры РФ.

Как ГИТ будет проверять работодателей в 2021 году

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (за исключением некоторых положений). Это означает, что проверки будут проходить по новым правилам. Документ взял новый курс – на профилактику и предупреждение нарушений. Обновленные требования коснутся почти всех надзорных органов, в том числе и ГИТ.

Какие изменения произойдут.

Проверки станут короче. Документ изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С середины 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, на данный момент установлен максимум – 20 рабочих дней.

Введены новые формы контроля. Новый закон установил новые формы проведения контролирующих мероприятий:

Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.

С 1 июля контролирующие органы смогут заменить плановые проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня.

Внимание! такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!

Читайте также  Как правильно составить жалобу на врача за грубость

Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.

Все проверки будут фиксироваться онлайн. Все действия контроллеров в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах.

Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Риск-ориентированный подход. Методика предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Сокращение количества проверок. Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок.

Например, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключит договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).

Мониторинг вместо плановых проверок. Еще один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, – мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.

Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъемку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Кого проверит ГИТ в 2021.

По постановлению Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий. Но и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по ст. 28.7 КоАП РФ. Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства. Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника. При этом инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой. Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

Что проверит ГИТ в 2021.

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: они не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.). Но не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением.

При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России oт 19 августа 2016 г. № 438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:

политика работодателя в области охраны труда;

цели работодателя в области охраны труда;

обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:

подготовку работников по охране труда;

организацию и проведение оценки условий труда;

управление профессиональными рисками;

организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;

информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;

обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.

планирование мероприятий по реализации процедур;

контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

планирование улучшений функционирования СУОТ;

реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

управление документами СУОТ.

Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.

Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).

Внеплановые проверки ограничены рамками запроса (жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.

Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделать ст. 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.

Сроки проведения проверок ГИТ.

Напоминаем, плановые проверки трудовая инспекция проводит:

1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска;

1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска;

1 раз в 5 лет — компании со средним риском;

1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском.

Ответственность за нарушения охраны труда.

За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафы по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

для должностного лица – до 5 тыс. руб.;

для организации – до 80 тыс. руб.

Обратите внимание! Штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.

Например, если в Положении нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты (СИЗ), то организацию могут оштрафовать согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Штрафы по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

для должностного лица – до 30 тыс. руб.;

для организации – до 150 тыс. руб.

Не забывайте: если не выполнить требования трудовой инспекции и не представить документы на проверку, организации грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ:

штраф должностному лицу в размере от 2 до 4 тыс. руб.

Как будет проверяться соблюдение новых правил по охране труда.

Напомним, что с 1 января вступили в силу 38 новых правил по охране труда (ПОТ), еще 2 ПОТ начнут действовать чуть позже. Так, ранее действующие правила признаны утратившими силу. Но утратившие силу ПОТ, до сих пор включены в проверочные листы.

Роструд рассказал, что с 1 января 2021 года инспекторы не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 г. № 57-ТЗ).

Но, если в ходе проверки было выявлено нарушение новых ПОТ, инспектор вправе инициировать внеплановую проверку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector