Реабилитация детей инвалидов: закон, как происходит

Реабилитация детей инвалидов: закон, как происходит

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.

При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.

К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.

Правила реабилитации детей-инвалидов

Правила реабилитации детей-инвалидов

Инвалидность подразумевает, что у её обладателя диагностированы хронические проблемы со здоровьем, то есть присутствует травма или сложное заболевание. Причём данные состояния ограничивают жизнедеятельность человека, социальную активность. Что касается детей-инвалидов, они, как правило, не способны контролировать свои реакции и поведение из-за серьёзных умственных, психоневрологических и/или физических отклонений от нормы. Самообслуживание, общение со сверстниками для них тоже затруднительно, а обучение и дальнейшая работа порой даже неосуществимы. Учитывая всё это, государство создаёт различные возможности для реабилитации детей с инвалидностью. Далее раскроем тему подробней.

Понимание и направления реабилитации детей-инвалидов

По оценкам специалистов в РФ зарегистрировано более 600 000 несовершеннолетних с рассматриваемым статусом. При этом ежегодно цифра увеличивается из-за нездоровья молодых родителей, социально-бытовых проблем, плохой экологической обстановки и по иным причинам. Поэтому для обеспечения условий, в которых дети-инвалиды смогут жить максимально полноценно с учётом своих особенностей и ограничений, создана система по реабилитации.

Реабилитация, фактически, это комплекс мер, призванных помочь травмированным или больным гражданам с ограниченными возможностями здоровья, чтобы у них появилась возможность учиться, быть занятыми на работе, нормально жить и полноценно участвовать в жизни социума. Условно реабилитация делится на:

— медицинскую — здесь речь идёт о мероприятиях, которые должны уменьшить влияние патологии-провокатора инвалидности на организм;

— физическую — подразумевается исправление, восстановление или компенсация утраченных физ. возможностей организма за счёт адаптивной и лечебной физкультуры;

— психологическая — состоит в комплексе особых мер, с помощью которых создаётся психологическая среда, чтобы инвалиду было комфортно жить в обществе и в целом;

— социальная — элемент психологической направленности, способствующий самостоятельности человека с ОВЗ, его адаптации в социальном плане;

— профессиональная — в данном случае имеется ввиду обеспечение лицам с инвалидностью конкурентоспособного образования и развитие навыков проф. деятельности для трудоустройства.

Перечисленные действия для ребёнка-инвалида в полной мере могут быть реализованы только на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и плана со всеми актуальными направлениями в них. ИПР выдают по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

В стандартной программе (с 2005 года) указана информация о ребёнке-инвалиде, выявленном у него заболевании, установленной степени ограничений и о группе инвалидности. Здесь прописаны также виды и объёмы, порядок и сроки осуществления реабилитационных мероприятий медицинской, физической, психолого-педагогической направленности.

В последнем случае подразумевается:

— получение ребёнком-инвалидом дошкольного и школьного образования;

— психолого-педагогическую работа с целью коррекции соответствующих нарушений;

— предоставление для обучения необходимого материально-ресурсного оснащения.

— патронаж семьи и, если требуется, консультирование родителей по вопросам адаптации больного ребёнка (и не только), оказание психологической поддержки;

Законы РФ о реабилитации детей-инвалидов

На сегодняшний день в социальной гос. политике тематика адаптации и комплексной реабилитации детей инвалидов занимает одно из приоритетных мест. Во многом это объясняется интеграцией в мировое сообщество, где соблюдение свобод и права людей с ОВЗ давно является признаком цивилизованного общества и нормой. Кроме того, не стоит забывать об увеличении числа больных детей.

В любом случае в РФ реабилитационные мероприятия проводятся с опорой на Декларацию о правах ребёнка и Декларацию о правах инвалидов ООН. В обозначенных документах зафиксировано право не достигших совершеннолетия инвалидов на экономическое и социальное

обеспечение удовлетворительных условий жизни. Им гарантированы психологическая и медицинская поддержка, возможности учиться, проявлять свои способности и готовиться к трудовой деятельности.

Плюс, реабилитация и соцзащита детей с ОВЗ базируются на Конституции РФ и Федеральных законах «О социальной защите инвалидов РФ», «Об основных гарантиях прав ребёнка», «Об образовании», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в РФ». Дополнительно рассматриваемую тему регулируют специальные указы Президента страны и федеральные целевые программы, созданные для оказания социальной помощи лицам с ОВЗ, улучшения условий их жизни.

Социальная реабилитация детей-инвалидов

Чтобы ребёнок с инвалидностью имел представления об обществе, его ценностях, культуре, принятых нормах поведения, в целом развился, получил образование, был воспитан правильно, умел взаимодействовать с окружающими, разработан комплекс мер по социальной реабилитации. Благодаря различным мероприятиям дети с ОВЗ также должны стать более самостоятельными, освоить бытовую ориентацию и самообслуживание.

А так как дети-инвалиды в основном изолированы от сверстников, не могут или с большими трудностями посещают объекты исторического и культурного наследия, главной задачей социальной реабилитации становится организация среды и пространства, где ребёнок сумеет развить и проявить заложенные умения, окажется вовлечённым в общение с другими детьми, с окружающим миром.

Следует принять во внимание, что в реабилитации несовершеннолетних инвалидов должно активно развиваться не только медицинское направление. Конечно, терапия заболеваний и их профилактика жизненно необходимы, однако это не должно способствовать обособлению детей с ОВЗ в отдельные школы по признакам проблем со здоровьем. Хотя долгие годы имела место практика помещения инвалидов не только в спецшколы, но и в закрытые лечебные учреждения, санатории и тд, сегодня с помощью соцреабилитации стремятся интегрировать особенных детей в одно пространство со здоровыми, чтобы преодолеть неприятие, страх, комплексы и способствовать раскрытию потенциала.

Для более успешной интеграции инвалидов уделяют внимание:

— облегчению и улучшению условий их быта за счёт использования бытовых приборов и технических средств;

— созданию особых условий для практического взаимодействия в социуме;

— восстановлению и развитию физ. возможностей;

— подготовке к процессу обучения и рекомендациям по выбору подходящего ОУ;

— реализации их творческих способностей;

— организации пространства и досуга, чтобы было комфортно посещать музеи, культурные мероприятия, развивающие центры и тд;

— психологической поддержке, актуальной как для детей-инвалидов, так и для их родителей, родственников.

Рассмотренные виды деятельности призваны помочь ребёнку с инвалидностью и его близким влиться в общественную среду, стать её частью.

Реабилитация детей-инвалидов в домашних условиях

Если родители желают, чтобы их ребёнок проходил реабилитацию дома, первым делом нужно посоветоваться с лечащим врачом. Не лишними будут консультации с психоневрологом и педагогом. Мед. специалисты и педагоги должны исследовать состояние инвалида, а также дать оценку его физическим и интеллектуальным возможностям, зафиксировать степень ограничений и развития моторики.

По итогу формируется индивидуальная программа занятий, причём на начальном этапе допустимо выполнения большей части заданий совместно с обычными задачами по уходу за ребёнком. Например, в процессе повседневной заботы можно развивать у детей-инвалидов навыки самообслуживания, самостоятельности, способствуя параллельно его физическому развитию.

Важно, чтобы надомные занятия радовали ребёнка и в то же время являлись успешными. Для достижения этих целей эксперты советуют придерживаться следующих принципов:

— давать небольшие задания;

— развивать сохранные функции с помощью комплекса упражнений;

— чередовать виды деятельности, избегая однообразия и монотонности;

— новые задачи перемежать с простыми и освоенными, чтобы после приложения усилий ребёнок мог немного расслабиться;

— оценивать достигнутые результаты положительно, поощряя ребёнка и при необходимости оказывая поддержку (если он не может сделать что-то сам);

— придерживаться скорректированного педагогом, составленного минимум на две недели плана.

При всех преимуществах домашней реабилитации родителям следует подготовиться к капризам ребёнка-инвалида, его нежеланию выполнять задания и к другим возможным трудностям.

Реабилитационные центры для детей-инвалидов

Восстановительные мероприятия в комплексе, то есть по требуемым направлениям, реализуются в специальных реабилитационных центрах. В них есть все условия для социальной, педагогической, физической и медицинской реабилитации ребёнка с инвалидностью.

Ещё здесь предоставляется помощь психологического характера членам семьи несовершеннолетнего с ОВЗ. К примеру, родителей консультируют, обучают методам воспитания, вводят в круг поддержки и общения с такими же людьми

Ключевыми задачами центра являются всесторонняя реабилитация детей-инвалидов, их социальная адаптация детей, создание подходящей среды и благоприятного климата (в семье, между детьми). В реабилитационных центрах за дело берутся квалифицированные специалисты, начиная от врачей и заканчивая тренерами. Это гарантирует реализацию индивидуальных способов работы с каждым ребёнком-инвалидом.

Плюс, в подобных центрах проводят культурно-просветительские, культурные, спортивные и другие мероприятия с учётом особенностей учащихся. Нередко к участию приглашают родителей и здоровых детей, что позволяет всем вовлечённым в процесс обрести уникальный опыт общения и не только.

Памятка по реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

Реабилитация инвалидов — это система или процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация инвалидов – это система или процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности

Для каждого гражданина, официально признанного инвалидом, специалистами медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) — это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (ТСР) и услуг, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности вследствие стойкого нарушения функций организма.

ИПРА инвалида разрабатывается на один год, два года или бессрочно. Срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности.

С 1 января 2016 года вступил в действие новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), и их форм», утвержденный Приказом Минтруда России от 31.07.2015 г. № 528н (с изменениями Приказ от 13.06.2017 г. № 486н) Указанным Приказом принята новая форма индивидуальной программы реабилитации.

В неё включены следующие виды реабилитации:
-мероприятия по медицинской реабилитации или абилитации;

— мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации;

— мероприятия по общему и профессиональному образованию;

— мероприятия по социальной реабилитации или абилитации;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом.

Рекомендации ИПРА разрабатываются для каждого клиента индивидуально с учетом оценки особенностей и возможностей структур и функций организма.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», учреждения МСЭ направляют выписки по каждому разделу в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности: охраны здоровья, содействия занятости населения, образования, социальной защиты, физической культуры и спорта.

В разделе ИПРА «Социальная реабилитация или абилитация инвалида» предусмотрены:

1. социально-средовая реабилитация или абилитация;

2. социально-педагогическая реабилитация или абилитация;

3. социально-психологическая реабилитация или абилитация;

4. социокультурная реабилитация или абилитация;

5. социально-бытовая адаптация.

Особо важным пунктом при заполнении карты ИПРА является выбор ее исполнителей.

Критерием выбора является возможность реализации ИПРА в полном объеме.

Организации и учреждения городского округа Первоуральск, оказывающие услуги по реализации ИПРА

  • Мероприятия посоциальной реабилитации или абилитации

Первичное консультирование
по вопросам реализации ИПРА проводится
в отделении срочного социального обслуживания
ГАУ «КЦСОН «Осень» города Первоуральска»

по адресу: г. Первоуральск,
ул. Герцена, д.12-б, кабинет 1

понедельник-четверг с 8.00 до 17.15

пятница с 8.00 до 16.00

перерыв с 12.30-13.30

контактный телефон: (3439) 64-78-12

В ГАУ «КЦСОН «Осень» города Первоуральска» предоставляются технические средства реабилитации (ТСР) бесплатно

ТСР оформляются в социальном пункте проката ГАУ «КЦСОН «Осень» города Первоуральска»
по адресу: г. Первоуральск,
ул. Герцена, д.12-б, кабинет 1

  • Мероприятия по медицинской реабилитации или абилитации

(медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование
и ортезирование, санаторно-курортное лечение)

Осуществляется учреждениями здравоохранения городского округа Первоуральск

ГБУЗ СО «Городская больница
город Первоуральск»

по адресу: г. Первоуральск,

ул. Металлургов, 3-а

  • Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации

(профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве)

Услуги по профессиональной реабилитации оказывает
ГКУ СЗН СО «Первоуральский центр занятости»

по адресу: г. Первоуральск, ул. Береговая, 48

  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом

Услуги по подготовке и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий оказывает

Первоуральское муниципальное
бюджетное учреждение
физической культуры и спорта «Старт»

по адресу: г. Первоуральск, пр. Ильича, 2-в

Постановка в очередь на санаторно-­курортное лечение

В соответствии с пунктом 9 приказа Минздрава РФ от 05.05.2016 г. № 279н: «Санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утверждаемых Минздравом РФ, которые определяются лечащим врачом по результатам анализа объективного состояния здоровья. ».

Перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения определен приказом Минздрава РФ от 05.05.2016 № 281н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения».

Запись на санаторно-курортное лечение оформляется

в филиале Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида — раз­ра­ботан­ный на ос­но­ве ре­шения упол­но­мочен­но­го ор­га­на, осу­щест­вля­юще­го ру­ководс­тво фе­дераль­ны­ми уч­режде­ни­ями, ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы комп­лекс оп­ти­маль­ных для ин­ва­лида ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, вклю­ча­ющий в се­бя от­дель­ные ви­ды, фор­мы, объемы, сро­ки и по­рядок ре­али­зации ме­дицинс­ких, про­фес­си­ональ­ных и дру­гих ре­аби­лита­ци­он­ных мер, нап­равлен­ных на восс­та­нов­ле­ние, ком­пенса­цию на­рушен­ных или ут­ра­чен­ных функ­ций ор­га­низ­ма, восс­та­нов­ле­ние, ком­пенса­цию спо­соб­ностей ин­ва­лида к вы­пол­не­нию оп­ре­делен­ных ви­дов де­ятель­нос­ти.

1. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) раз­ра­баты­ва­ет­ся фе­дераль­ны­ми го­сударс­твен­ны­ми уч­режде­ни­ями ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы: Фе­дераль­ным бю­ро ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы (да­лее — Фе­дераль­ное бю­ро), глав­ны­ми бю­ро ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы (да­лее — глав­ные бю­ро) и их фи­ли­ала­ми — бю­ро ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы в го­родах и районах (да­лее — бю­ро).

Раз­ра­бот­ка ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) осу­щест­вля­ет­ся при про­веде­нии ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы на ос­но­ве оцен­ки ог­ра­ниче­ний жиз­не­де­ятель­нос­ти, выз­ванных стой­ким расс­трой­ством функ­ций ор­га­низ­ма, и ре­аби­лита­ци­он­но­го по­тен­ци­ала. В слу­ча­ях, тре­бу­ющих спе­ци­аль­ных ви­дов обс­ле­дова­ния граж­да­нина в це­лях уточ­не­ния струк­ту­ры и сте­пени ог­ра­ниче­ний жиз­не­де­ятель­нос­ти, ре­аби­лита­ци­он­но­го прог­но­за и ре­аби­лита­ци­он­но­го по­тен­ци­ала, а так­же по­луче­ния иных до­пол­ни­тель­ных све­дений, мо­жет сос­тавлять­ся прог­рамма до­пол­ни­тель­но­го обс­ле­дова­ния, ко­торая ут­верж­да­ет­ся ру­ково­дите­лем со­от­ветс­тву­юще­го бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро).

Ука­зан­ная прог­рамма до­водит­ся до све­дения ин­ва­лида (его за­кон­но­го предс­та­вите­ля) в дос­тупной для не­го фор­ме.

Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) со­дер­жит, как ре­аби­лита­ци­он­ные ме­роп­ри­ятия, пре­дос­тавля­емые ин­ва­лиду с ос­во­бож­де­ни­ем от пла­ты в со­от­ветс­твии с Фе­дераль­ным пе­реч­нем ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, тех­ни­чес­ких средств ре­аби­лита­ции и ус­луг, пре­дос­тавля­емых ин­ва­лиду, ут­верж­ден­ным рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 30 де­каб­ря 2005 г. № 2347-р (Соб­ра­ние за­коно­датель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции, 2006, № 4, ст. 453), так и ре­аби­лита­ци­он­ные ме­роп­ри­ятия, в оп­ла­те ко­торых при­нима­ют учас­тие сам ин­ва­лид ли­бо дру­гие ли­ца или ор­га­низа­ции не­зави­симо от ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых форм и форм собс­твен­ности.

2. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) сос­тавля­ет­ся в двух эк­земп­ля­рах, один эк­земп­ляр вы­да­ет­ся ин­ва­лиду (его за­кон­но­му предс­та­вите­лю) на ру­ки, о чем де­ла­ет­ся за­пись в жур­на­ле вы­дачи ин­ди­виду­аль­ных прог­рамм ре­аби­лита­ции, вто­рой эк­земп­ляр при­об­ща­ет­ся к ак­ту ос­ви­детель­ство­вания.

3. При ре­али­зации ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) обес­пе­чива­ют­ся пос­ле­дова­тель­ность, комп­лек­сность и неп­ре­рыв­ность в осу­щест­вле­нии ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, ди­нами­чес­кое наб­лю­дение и конт­роль за эф­фектив­ностью про­веден­ных ме­роп­ри­ятий.

Читайте также  Отцовский капитал 2019-2020 Что это, условия сумма?

4. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) раз­ра­баты­ва­ет­ся при про­веде­нии ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы граж­да­нина ис­хо­дя из комп­лек­сной оцен­ки ог­ра­ниче­ний жиз­не­де­ятель­нос­ти, ре­аби­лита­ци­он­но­го по­тен­ци­ала на ос­но­ве ана­лиза его кли­нико-функ­ци­ональ­ных, со­ци­аль­но-бы­товых, про­фес­си­ональ­но-тру­довых и пси­холо­гичес­ких дан­ных и ут­верж­да­ет­ся ру­ково­дите­лем бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро).

5. Спе­ци­алис­ты бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро) обя­заны объяс­нить ин­ва­лиду (его за­кон­но­му предс­та­вите­лю) це­ли, за­дачи, прог­но­зиру­емые ре­зуль­та­ты и со­ци­аль­но-пра­вовые пос­ледс­твия ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий и сде­лать со­от­ветс­тву­ющую за­пись в ак­те ос­ви­детель­ство­вания о да­те про­веде­ния со­бесе­дова­ния.

6. Раз­ра­бот­ка ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) сос­то­ит из сле­ду­ющих эта­пов: про­веде­ние ре­аби­лита­ци­он­но-экс­пер­тной ди­аг­ности­ки, оцен­ка ре­аби­лита­ци­он­но­го по­тен­ци­ала, оп­ре­деле­ние ре­аби­лита­ци­он­но­го прог­но­за и оп­ре­деле­ние ме­роп­ри­ятий, тех­ни­чес­ких средств и ус­луг, поз­во­ля­ющих ин­ва­лиду восс­та­новить или ком­пенси­ровать ут­ра­чен­ные спо­соб­ности к вы­пол­не­нию бы­товой, об­щест­вен­ной, про­фес­си­ональ­ной де­ятель­нос­ти в со­от­ветс­твии со струк­ту­рой его пот­ребнос­тей, кру­га ин­те­ресов, уров­ня при­тяза­ний, со­ци­аль­но­го ста­туса и ре­аль­ных воз­можнос­тей со­ци­аль­но-сре­довой инф­рас­трук­ту­ры.

7. Раз­ра­бот­ка ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) осу­щест­вля­ет­ся спе­ци­алис­та­ми бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро) с уче­том ре­комен­ду­емых ме­роп­ри­ятий по ме­дицинс­кой ре­аби­лита­ции, ука­зан­ных в нап­равле­нии на ме­дико-со­ци­аль­ную экс­пер­ти­зу ме­дицинс­кой ор­га­низа­ции, ока­зыва­ющей ле­чеб­но-про­филак­ти­чес­кую по­мощь граж­да­нину.

В слу­чае не­об­хо­димос­ти по приг­ла­шению ру­ково­дите­ля бю­ро (глав­но­го бю­ро, Фе­дераль­но­го бю­ро) в фор­ми­рова­нии ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) мо­гут участ­во­вать с пра­вом со­веща­тель­но­го го­лоса спе­ци­алис­ты уч­режде­ний здра­во­ох­ра­нения, го­сударс­твен­ных вне­бюд­жетных фон­дов, го­сударс­твен­ной служ­бы за­нятос­ти на­селе­ния, ра­бото­дате­ли, пе­даго­ги и дру­гие спе­ци­алис­ты.

8. В слу­ча­ях, тре­бу­ющих при­мене­ния слож­ных ви­дов ре­аби­лита­ци­он­но-экс­пер­тной ди­аг­ности­ки, граж­да­нин мо­жет быть нап­равлен для раз­ра­бот­ки или кор­рекции ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) в вы­шес­то­ящее фе­дераль­ное го­сударс­твен­ное уч­режде­ние ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы.

9. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида мо­жет быть раз­ра­бота­на на 1 год, 2 го­да и бесс­роч­но, ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ре­бен­ка-ин­ва­лида мо­жет быть раз­ра­бота­на на 1 год, 2 го­да и до дос­ти­жения граж­да­нином воз­раста 18 лет.

При не­об­хо­димос­ти вне­сения до­пол­не­ний или из­ме­нений в ин­ди­виду­аль­ную прог­рамму ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) оформ­ля­ет­ся но­вое нап­равле­ние на ме­дико-со­ци­аль­ную экс­пер­ти­зу и сос­тавля­ет­ся но­вая ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида).

За­мена тех­ни­чес­ких средств ре­аби­лита­ции по ис­те­чении ус­та­нов­ленно­го сро­ка поль­зо­вания в пе­ри­од дей­ствия ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) осу­щест­вля­ет­ся ис­полни­тель­ным ор­га­ном Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции по мес­ту жи­тель­ства ин­ва­лида при на­личии зак­лю­чения об от­сутс­твии про­тиво­пока­заний к обес­пе­чению ин­ва­лида тех­ни­чес­ким средс­твом ре­аби­лита­ции, вы­дава­емо­го вра­чеб­ной ко­мис­си­ей ме­дицинс­кой ор­га­низа­ции, ока­зыва­ющей ле­чеб­но-про­филак­ти­чес­кую по­мощь ин­ва­лиду.

10. Сфор­ми­рован­ная ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) под­пи­сыва­ет­ся ру­ково­дите­лем со­от­ветс­тву­юще­го бю­ро (глав­но­го бю­ро, Фе­дераль­но­го бю­ро) и ин­ва­лидом ли­бо его за­кон­ным предс­та­вите­лем, за­веря­ет­ся пе­чатью и вы­да­ет­ся на ру­ки ин­ва­лиду (его за­кон­но­му предс­та­вите­лю).

11. В слу­чае от­ка­за ин­ва­лида (его за­кон­но­го предс­та­вите­ля) под­пи­сать сфор­ми­рован­ную ин­ди­виду­аль­ную прог­рамму ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) она при­об­ща­ет­ся к ак­ту ме­дико-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы граж­да­нина. Ко­пия ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида в дан­ном слу­чае мо­жет быть вы­дана ин­ва­лиду (его за­кон­но­му предс­та­вите­лю) по за­яв­ле­нию ин­ва­лида (за­кон­но­го предс­та­вите­ля).

В слу­чае не­сог­ла­сия с ре­шени­ем бю­ро о ре­комен­ду­емых ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятиях ин­ва­лид (его за­кон­ный предс­та­витель) мо­жет об­жа­ловать дан­ное ре­шение в по­ряд­ке, пре­дус­мотрен­ном Пра­вила­ми приз­на­ния ли­ца ин­ва­лидом, ут­верж­ден­ны­ми пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 20 фев­ра­ля 2006 г. № 95 «О по­ряд­ке и ус­ло­ви­ях приз­на­ния ли­ца ин­ва­лидом» (Соб­ра­ние за­коно­датель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции, 2006, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).

12. Ре­али­зацию ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) осу­щест­вля­ют ор­га­низа­ции не­зави­симо от их ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых форм и форм собс­твен­ности, уч­режде­ния го­сударс­твен­ной служ­бы ре­аби­лита­ции ин­ва­лидов, не­госу­дарс­твен­ные ре­аби­лита­ци­он­ные уч­режде­ния, об­ра­зова­тель­ные уч­режде­ния.

13. Ко­ор­ди­нация ме­роп­ри­ятий по ре­али­зации ин­ди­виду­аль­ной прог­раммы ре­аби­лита­ции ин­ва­лида (ре­бен­ка-ин­ва­лида) и ока­зание не­об­хо­димо­го со­дей­ствия ин­ва­лиду осу­щест­вля­ет­ся ор­га­ном со­ци­аль­ной за­щиты на­селе­ния.

14. Оцен­ка ре­зуль­та­тов про­веде­ния ме­роп­ри­ятий ме­дицинс­кой, пси­холо­го-пе­даго­гичес­кой, со­ци­аль­ной и про­фес­си­ональ­ной ре­аби­лита­ции осу­щест­вля­ет­ся спе­ци­алис­та­ми бю­ро (Фе­дераль­но­го бю­ро, глав­но­го бю­ро) при оче­ред­ном ос­ви­детель­ство­вании ин­ва­лида.

15. В со­от­ветс­твии с Фе­дераль­ным за­коном от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О со­ци­аль­ной за­щите ин­ва­лидов в Рос­сий­ской Фе­дера­ции» (с из­ме­нени­ями) ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида яв­ля­ет­ся обя­затель­ной для ис­полне­ния со­от­ветс­тву­ющи­ми ор­га­нами го­сударс­твен­ной влас­ти, ор­га­нами мест­но­го са­мо­уп­равле­ния, а так­же ор­га­низа­ци­ями не­зави­симо от ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых форм и форм собс­твен­ности.

16. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции ин­ва­лида со­дер­жит как ре­аби­лита­ци­он­ные ме­роп­ри­ятия, пре­дос­тавля­емые ин­ва­лиду с ос­во­бож­де­ни­ем от пла­ты в со­от­ветс­твии с фе­дераль­ным пе­реч­нем ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, тех­ни­чес­ких средств ре­аби­лита­ции и ус­луг, пре­дос­тавля­емых ин­ва­лиду, так и ре­аби­лита­ци­он­ные ме­роп­ри­ятия, в оп­ла­те ко­торых при­нима­ют учас­тие сам ин­ва­лид ли­бо дру­гие ли­ца или ор­га­низа­ции не­зави­симо от ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых форм и форм собс­твен­ности.

17. Объем ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, пре­дус­матри­ва­емых ин­ди­виду­аль­ной прог­раммой ре­аби­лита­ции ин­ва­лида, не мо­жет быть мень­ше ус­та­нов­ленно­го фе­дераль­ным пе­реч­нем ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, тех­ни­чес­ких средств ре­аби­лита­ции и ус­луг, пре­дос­тавля­емых ин­ва­лиду.

18. Ин­ди­виду­аль­ная прог­рамма ре­аби­лита­ции име­ет для ин­ва­лида ре­комен­да­тель­ный ха­рак­тер, он впра­ве от­ка­зать­ся от то­го или ино­го ви­да, фор­мы и объема ре­аби­лита­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий, а так­же от ре­али­зации прог­раммы в це­лом. Ин­ва­лид впра­ве са­мос­то­ятель­но ре­шить воп­рос об обес­пе­чении се­бя конк­рет­ным тех­ни­чес­ким средс­твом ре­аби­лита­ции или ви­дом ре­аби­лита­ции, вклю­чая крес­ла-ко­ляс­ки, про­тез­но-ор­то­педи­чес­кие из­де­лия, пе­чат­ные из­да­ния со спе­ци­аль­ным шриф­том, зву­ко­уси­лива­ющую ап­па­рату­ру, сиг­на­лиза­торы, ви­де­ома­тери­алы с суб­титра­ми или сур­до­пере­водом, дру­гими ана­логич­ны­ми средс­тва­ми.

19. Ес­ли пре­дус­мотрен­ные ин­ди­виду­аль­ной прог­раммой ре­аби­лита­ции тех­ни­чес­кое средс­тво ре­аби­лита­ции и (или) ус­лу­га не мо­гут быть пре­дос­тавле­ны ин­ва­лиду, ли­бо ес­ли ин­ва­лид при­об­рел со­от­ветс­тву­ющее тех­ни­чес­кое средс­тво ре­аби­лита­ции и (или) оп­ла­тил ус­лу­гу за собс­твен­ный счет, ему вып­ла­чива­ет­ся ком­пенса­ция в раз­ме­ре сто­имос­ти при­об­ре­тен­но­го тех­ни­чес­ко­го средс­тва ре­аби­лита­ции и (или) ока­зан­ной ус­лу­ги, но не бо­лее сто­имос­ти со­от­ветс­тву­юще­го тех­ни­чес­ко­го средс­тва ре­аби­лита­ции и (или) ус­лу­ги, пре­дос­тавля­емых в по­ряд­ке, ус­та­нов­ленном Фе­дераль­ным за­коном. По­рядок вып­ла­ты та­кой ком­пенса­ции, вклю­чая по­рядок оп­ре­деле­ния ее раз­ме­ра и по­рядок ин­форми­рова­ния граж­дан о раз­ме­ре ука­зан­ной ком­пенса­ции, оп­ре­деля­ет­ся фе­дераль­ным ор­га­ном ис­полни­тель­ной влас­ти, осу­щест­вля­ющим вы­работ­ку го­сударс­твен­ной по­лити­ки и нор­ма­тив­но-пра­вовое ре­гули­рова­ние в сфе­ре здра­во­ох­ра­нения и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector