Расчет накладных расходов - образец РБ 2022 Белформа

Расчет накладных расходов — образец РБ 2022 Белформа

Какой процент накладных расходов от прямых затрат?

Расходы, осуществляемые при производстве продукции (работ, услуг), делятся на 2 вида:

  • прямые, которые возможно однозначно увязать с процессом создания конкретного вида продукции или определенного объекта;
  • накладные, прямую связь которых с объектами производства установить сложно, но эти расходы обеспечивают функционирование как самого производства, так и предприятия в целом.

Посмотрите, какие расходы называет накладными советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Горчилин И. О. Бесплатно получите пробный доступ к КонсультантПлюс и переходите к точке зрения чиновника.

Накладные расходы, в свою очередь, тоже делятся на 2 вида:

  • общепроизводственные — обеспечивающие работу производственных подразделений, непосредственно участвующих в создании продукции;
  • общехозяйственные — связанные с обеспечением работы организации в целом, и в том числе с управлением ей.

Начиная свою деятельность, организация для каждого вида производимой продукции (или объекта) составляет плановую калькуляцию (смету), целью которой является:

  • определение состава и количественных объемов прямых затрат на производство единицы продукции (одного объекта);
  • оценка количественных объемов накладных расходов в целом и с разбивкой по видам;
  • установление стоимости прямых затрат, накладных расходов и общей величины затрат на производство единицы продукции (объекта);
  • определение продажной стоимости единицы продукции (объекта) с учетом плановой прибыли и НДС.

В процессе работы этот расчет будет корректироваться, приближаясь к реальным показателям деятельности, полученным при анализе фактических данных. Соответственно, более близким к реальности станет и соотношение между прямыми и накладными расходами, что позволит в дальнейших экономических расчетах ориентироваться как на процентное содержание накладных расходов в общей сумме затрат на производство, так и определять объем накладных расходов путем расчета от суммы прямых затрат.

О существующих способах калькулирования себестоимости читайте в материале «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».

Структура прямых и накладных расходов по статьям

Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:

  • на материалы, необходимые для создания конкретной продукции;
  • зарплату персонала, непосредственно задействованного в создании этой продукции;
  • страховые взносы, начисляемые на зарплату персонала, создающего продукцию.

Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:

  • на оплату труда руководства и иного персонала производственного или общехозяйственного подразделения;
  • страховые взносы, начисляемые на оплату труда этого персонала;
  • материальное обеспечение текущей работы подразделений (малоценное оборудование, канцелярские и хозтовары, расходные материалы для малоценного оборудования);
  • амортизацию используемых основных средств;
  • содержание и эксплуатацию основных средств, в т. ч. на их текущее техническое обслуживание, обеспечение необходимыми ресурсами (ГСМ, сменно-запасные части, электроэнергия, вода, тепло, газ), текущие и капитальные ремонты;
  • аренду имущества;
  • страхование имущества и персонала;
  • получение разрешительной документации;
  • обеспечение качества выпускаемой продукции;
  • охрану труда;
  • информационно-консультационное и юридическое обеспечение;
  • командировки;
  • представительские мероприятия;
  • подбор персонала.

Образец приказа об утверждении накладных расходов вы можете найти в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к примеру оформления этого документа.

Подробнее о составе расходов общехозяйственного назначения читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.

Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Нормирование накладных расходов

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

  • в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
  • при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
  • для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
  • при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
  • для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
  • в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
  • при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
  • для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Итоги

Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

Распределение накладных и общехозяйственных расходов между разными видами готовой продукции в учете бюджетного и автономного учреждения

Распределение накладных и общехозяйственных расходов

  • пропорционально прямым затратам (например по оплате труда; стоимости израсходованного сырья и материалов; другим прямым затратам);
  • пропорционально объему выручки от реализации продукции;
  • пропорционально другому показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Инструкция не содержит рекомендуемых способов распределения общехозяйственных расходов учреждения между отдельными видами готовой продукции. Согласно этому документу учреждение устанавливает способ такого распределения в учетной политике . Поэтому общехозяйственные и накладные расходы проще всего распределять одинаковым методом. Часть общехозяйственных расходов может не распределяться, а отражаться в составе расходов учреждения текущего финансового года по дебету аналитического счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года». При этом перечня нераспределяемых расходов инструкция не содержит. Поэтому, по нашему мнению, учреждение должно его определить самостоятельно, закрепив в качестве элемента учетной политики.

Учреждение занимается производством трех видов готовой продукции. Стоимость сырья и материалов, использованных в процессе производства, составила 1 200 000 руб., в том числе:

  • на изделие № 1 — 500 000 руб.;
  • на изделие № 2 — 400 000 руб.;
  • на изделие № 3 — 300 000 руб.
  • занятых в производстве изделия № 1 — 206 500 руб.;
  • занятых в производстве изделия № 2 — 247 800 руб.;
  • занятых в производстве изделия № 3 — 135 700 руб.

Для упрощения данные в примере округлены до целых рублей.

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально стоимости сырья и материалов, израсходованных в производстве конкретных видов готовой продукции.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

500 000 : 1 200 000 × 340 000 = 141 667 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

400 000 : 1 200 000 × 340 000 = 113 333 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

300 000 : 1 200 000 × 340 000 = 85 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

500 000 : 1 200 000 × 90 000 = 37 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

400 000 : 1 200 000 × 90 000 = 30 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

300 000 : 1 200 000 × 90 000 = 22 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

141 667 + 37 500 = 179 167 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

113 333 + 30 000 = 143 333 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

85 000 + 22 500 = 107 500 руб.

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально заработной плате рабочих, занятых в производстве конкретных видов готовой продукции.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

206 500 : 590 000 × 340 000 = 119 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

247 800 : 590 000 × 340 000 = 142 800 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

135 700 : 590 000 × 340 000 = 78 200 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

206 500 : 590 000 × 90 000 = 31 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

247 800 : 590 000 × 90 000 = 37 800 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

135 700 : 590 000 × 90 000 = 20 700 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

119 000 + 31 500 = 150 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

142 800 + 37 800 = 180 600 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

78 200 + 20 700 = 98 900 руб.

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке от продажи конкретных видов готовой продукции. При этом выручка от продажи готовой продукции составила 3 800 000 руб., в том числе:

изделия № 1 — 1 330 000 руб.;

изделия № 2 — 1 710 000 руб.;

изделия № 3 — 760 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

1 330 000 : 3 800 000 × 340 000 = 119 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

1 710 000 : 3 800 000 × 340 000 = 153 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

760 000 : 3 800 000 × 340 000 = 68 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

1 330 000 : 3 800 000 × 90 000 = 31 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

1 710 000 : 3 800 000 × 90 000 = 40 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

760 000 : 3 800 000 × 90 000 = 18 000 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

119 000 + 31 500 = 150 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

153 000 + 40 500 = 193 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

Новые Методики по накладным расходам и сметной прибыли применяются с индексами II квартала 2021

Для соблюдения всех формальностей в федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН) по состоянию на 16.04.2021 наконец-то включены новые Методика по накладным расходам (НР, Приказ Минстроя 812/пр) и Методика по сметной прибыли (СП, приказ Минстроя 774/пр) спримечанием об их применении с индексами II квартала 2021 — когда индексы на II квартал считают с новыми нормативами НР и СП, а сметы составляют со старыми.

Данные Методики применяются совместно с индексами Минстроя (планируется выпуск индексов по статьям затрат!), начиная со II квартала 2021 года.

  • МДС 81-25.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве.
  • МДС 81-33.2004Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве.
  • МДС 81-34.2004Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним

Говорят, что с помощью комплексного применения двух методик сметную прибыль можно будет повысить на 2,7%-3%.

Теперь точно придется обновляться, перестраиваться, отучаться быть «кнопочником»…

Вся информация о состоянии дел с Методиками, датами утверждения, ссылками на приказы Минстроя и текстами самих методик — по ссылке.

Необходимо уже сейчас перестраиваться, вникать в подробности, учиться настраивать сметный софт (многое пока не делается автоматом по нажатию одной кнопки!). Не думайте, что всё осталось как было и к чему привыкли! В новых версиях сметных программ вводятся новые формулы расчёта, выходные формы, множество дополнительных настроек, которые необходимо будет выполнить, прежде чем производить расчет, многие ответы затрагивали здесь.

Есть такая расхожая фраза «документ должен вылежаться»…

То, что разрабатывают — очень долго согласовывается, качество документов вызывает обоснованную критику содержания, «новизны» переписанных документов и оформления… по-традиции внятно не отвечают на острые вопросы, предлагая разобраться во всем самим и самоустраняясь от роли координатора ценообразования… отчитываются о промежуточных результатах «наверх» («внизу» уже за много лет привыкли все эти «бодрые» обещания читать в лучшем случае по диагонали), не признавая или медленно исправляя «косяки»… застревая на этапе отправки/согласования, а то и перед включением уже утверждённых приказов в ФРСН…

Закрытость, отсутствие конкретных практических примеров (моделей, выходных форм, расчётов), «никакая» разъяснительная работа, нерешительность и пустые обещания ещё больше запутывают и позволяют сделать вывод, что нормотворцы — те ещё «космонавты», выставившие курс «ноль» на приборах в очередной попытке «урезать» Подрядчика.

А все «новеллы» разбиваются о нерешительность, постоянную занятость экипажа и отсутствие желания что-либо изменить.

Союз инженеров-сметчиков предоставляет запись специализированного авторского вебинара по новым Методикам, тема — Определяем сметную стоимость по новым Методикам Минстроя РФ, продолжительность — около 3,5 часов. Цена — 6 000 рублей. Наиболее полный и актуальный материал.

Выдержка из материала: «‎Указанные нормативы на проектную документацию, разработанную по договорам, заключенным до включения Методик в ФРСН, и представленную застройщику, не распространяются. При этом по инициативе застройщика такая проектная документация (сметная документация) может быть пересмотрена в соответствии с новыми Методиками.

Сметная стоимость, подлежащая проверке достоверности (проверке достоверности определения сметной стоимости строительства) в ходе государственной экспертизы проектной документации, начиная с даты включения Методик в ФРСН должна быть определена с применением новых нормативов НР и СП если ее передача застройщику, заказчику (техническому заказчику) будет осуществляться после указанной даты. При этом в организации по проведению государственной экспертизы должен представляться документ, подтверждающий передачу проектной документации (в том числе раздела «Смета») застройщику, заказчику (техническому заказчику)».

<Письмо> ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 27.08.2021 N 01-01-17/13107-СЛ

ФАУ «Главгосэкспертиза России», рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее — ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

В соответствии с положениями Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 21.12.2020 N 812/пр (далее — Методика N 812/пр, пункт 25), и Методики по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 11.12.2020 N 774/пр (далее — Методика N 774/пр, пункт 16), в случае отсутствия сметных норм на ремонтно-строительные работы (далее — ГЭСНр) при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту, аналогичных технологическим процессам, выполняемым при новом строительстве, с использованием сметных норм на строительные работы (далее — ГЭСН), к которым в соответствии с положениями сметных нормативов, включенных в ФРСН, применяются повышающие коэффициенты, учитывающие увеличение затрат на оплату труда, к нормативам накладных расходов и сметной прибыли для соответствующих ГЭСН по отдельным позициям локального сметного расчета (сметы) применяются коэффициенты 0,9 и 0,85 соответственно.

Согласно пункту 26 Методики N 812/пр при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту сетей инженерно-технического обеспечения коэффициент 0,9 не применяется.

Учитывая изложенное, коэффициенты, указанные в пункте 25 Методики N 812/пр и пункте 16 Методики N 774/пр, применяются при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту, аналогичных технологическим процессам, выполняемым при новом строительстве, и в случае когда сметная стоимость таких работ определяется с использованием ГЭСН (при отсутствии соответствующих ГЭСНр), к которым в соответствии с подпунктом «б» пункта 58 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее — Методика N 421/пр), применяются повышающие коэффициенты.

Кроме того, в соответствии с пунктом 59 Методики N 421/пр коэффициенты, указанные в подпункте «б» пункта 58 Методики N 421/пр, не применяются на работы по разборке (демонтажу) строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, сметная стоимость которых определена с использованием сметных норм и расценок по разборке (демонтажу), включенных в ГЭСН (подпункт «в»), на работы по разборке (демонтажу) строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения в случае полной разборки (демонтажа) указанных конструкций, систем и сетей, сметная стоимость которых определена по сметным нормам и расценкам на устройство (монтаж) ГЭСН с применением понижающих коэффициентов на разборку (демонтаж) (подпункт «г»), а также в случае невыполнения условий, приведенных в пункте 60 Методики N 421/пр (подпункт «е»).

Читайте также  Статья 807 ГК РФ Договор займа (действующая редакция)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector