Социальный психолог
Социальный психолог специализируется на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п. Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках. Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.
Особенности профессии
Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:
- Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
- Мониторинг психологической безопасности участников группы.
- Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
- Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
- Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
- Разработка и реализация тренинговых программ, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
- Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
- Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.
Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Интересная, общественно полезная профессия.
- Активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая особую значимость в контексте глобализации.
- Возможность помогать людям.
- Возможность использовать профессиональные знания в собственной жизни.
Минусы
- Быстрое профессиональное выгорание при постоянной работе с социально уязвимыми категориями населения.
- Невысокая заработная плата.
- Высокая ответственность за состояние подопечных.
Важные личные качества
Для социального психолога важен аналитический склад ума примерно в той же степени, как и способности к эмпатии. Также подобный специалист должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, готовым к постоянному пополнению багажа своих знаний, к разработке нестандартных решений для заданных проблем. Не помешает ему и умение абстрагироваться от ситуаций своих подопечных, не принимать их слишком близко к сердцу.
Обучение на социального психолога
Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код — 37.03.01. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.
Курсы
ИПО
Профессия: психолог в социальной сфере
Психолог в социальной сфере — это эксперт по вопросам межличностных отношений в семье, на работе, в детском коллективе. Он помогает людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которая вызывает проблемы с адаптацией и социализацией. Например, специалист поддерживает беженцев, малоимущие семьи, матерей-одиночек, детей-сирот, приемных детей и родителей. Он помогает людям найти свое место в социуме и закрепиться в нем.
Обязанности психолога в социальной сфере:
- выявление нежелательных социальных явлений в группах, например, диагностика моббинга или буллинга;
- диагностика социальных проблем в жизни отдельных людей, например, наблюдение за девиантными подростками;
- разработка программы профилактики и коррекции нежелательных явлений в обществе, например, объединения подростков в «плохие компании»;
- изучение среды и разработка программы ее оздоровления, например, организация досуга для молодежи в деревне, чтобы она направляла свою энергию в полезное русло, а не в злоупотребление алкоголем;
- изучение климата в коллективе (классе), например, с помощью социометрии.
Психолог помогает не только людям с конкретными запросами и проблемами, но и тем, кто находится в уязвимом состоянии: родственникам онкобольных или всем пожилым людям.
Какие требования предъявляют к психологу в социальной сфере
Вы можете работать психологом в социальной сфере, если имеете образование:
- высшее или среднее профессиональное по направлению подготовки «Психология в социальной сфере»;
- любое высшее или среднее профессиональное образование и курсы психологии в социальной сфере (профессиональная переподготовка).
Личностные характеристики психолога в социальной сфере:
- эмпатия;
- любовь к людям;
- доброжелательность;
- терпимость;
- тактичность;
- стрессоустойчивость;
- коммуникабельность.
Востребованность профессии психолога в социальной сфере
Несколько фактов о востребованности психологов в социальной сфере:
- по данным сервиса поиска работы Superjob, по запросу «психолог в социальной сфере» в России открыто 400 вакансий с зарплатой от 17 000 до 60 000 рублей в месяц;
- на бирже фриланса Profi эксперты берут от 2 500 до 5 000 рублей за час работы.
Психолог в социальной сфере может работать где угодно, ведь любой вид деятельности связан с социальным взаимодействием. Например, он может устроиться корпоративным психологом и работать над сплочением коллектива, повышением мотивации и удовлетворенности сотрудников. Или с тем же образованием устроиться в кризисный центр и помогать всем, кто туда обратится: людям без определенного места жительства, детям, сбежавшим из дома, женщинам, ушедшим от домашних тиранов и т. д.
Плюсы и минусы работы психологом в социальной сфере
Плюсы работы психологом в социальной сфере:
- интересная работа с максимальной самореализацией;
- широкий выбор направлений, сфер и мест для работы;
- возможность использовать профессиональные знания и умения в личной жизни.
Минусы работы психологом в социальной сфере:
- риск эмоционального выгорания;
- высокий уровень ответственности.
Курсы и программы обучения по профессии психолог в социальной сфере
Вы можете стать психологом в социальной сфере, пройдя обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки от АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»:
Где пройти обучение по специальности психолог в социальной сфере
Получить профессию можно в вузе или на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В последнем случае вы потратите в 2-3 раза меньше времени и денег, чем при обучении в вузе.
Вы получите все, что нужно начинающему психологу на курсах подготовки дистанционно*:
- знания и навыки для проведения психодиагностики и психокоррекции;
- возможность работать в разных социальных областях и вести частную практику;
- базовые знания по общей, возрастной, дифференцированной психологии и расширенные знания по социальной и кризисной психологии;
- понимание нормативно-правовой основы деятельности социального психолога;
- общие знания из конфликтологии и девиантологии;
- возможность работать с детьми, подростками и взрослыми.
Работа в помогающей профессии позволит вам улучшить качество своей и чужих жизней. Вы научитесь помогать людям в трудных жизненных ситуациях, защищать интересы социально уязвимых групп, например, пожилых людей, матерей-одиночек, мигрантов.
Если вам нравятся несколько программ обучения, и вы не можете выбрать одну из них, то напишите нам. Заполните форму обратной связи на сайте, дождитесь звонка от специалистов и воспользуйтесь их помощью в выборе курса.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Рабочая книга психолога социальной защиты
Радикальные экономические реформы в современной России и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр экономических, медицинских, психолого-педаго- гических, правовых, бытовых и иных социальных услуг семьям и детям. И хотя сегодня уже создана целая сеть учреждений, оказывающих социальные услуги, социальная (психосоциальная) работа по-прежнему является недостаточно эффективной. Усилия специалистов направлены на запросы клиентов, которые в свою очередь продолжают носить прежде всего материальный характер. Получая материальные субсидии от государства отдельные члены общества, ведут пассивный, зависимый образ жизни, довольствуясь малым, впадая в состояние апатии и бездеятельности. При такой, «реактивной», позиции служб социальной защиты населения количество малоимущих, асоциальных семей не уменьшается и даже растет. Именно поэтому остается актуальным вопрос об иных — более активных и эффективных способах реагирования на проблемы индивида, отдельных групп и семьи.
Служба социальной защиты населения с момента своего образования носила комплексный характер. Это объясняется тем, что клиенты социальных служб страдают от множества социальных проблем: безработицы, последствий локальных войн, экологических катастроф, раннего сиротства, физической и психической недостаточности, безнадзорности, воспитания в обстановке насилия, алкоголизации, национальной и экономической дискриминации и т.п. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предписано содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи семье, центров реабилитации детей-инвалидов и т.д.).
В 1994 г. началось формирование службы практической психологии в системе социальной защиты населения, психологи стали принимать активное участие в социальном обслуживании семьи, женщин и детей. Перефразируя А.Г. Асмолова, можно сказать, что психология выстрадала свой путь в мир социальной работы. Совершенно отсутствовали специалисты, не было опыта, нормативной базы и др. Не были налажены ни вертикальные, ни горизонтальные связи между разными ведомствами, психологами и другими профессионалами, центрами разной ориентации, не решены вопросы кадровые и финансовые. Сегодня практическая психология, развиваясь совместно со всей системой социального обслуживания, заняла свое место. Психологи и педагоги-психологи работают практически во всех учреждениях социального обслуживания семьи, женщин и детей: центрах (отделениях) психолого-педагогической помощи, центрах экстренной психологической помощи по телефону, центрах социальной помощи семье и детям, центрах реабилитации несовершеннолетних, инвалидов, комплексных центрах социального обслуживания населения и т.д.
Роль практической психологии заключается в реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, в обеспечении психологической защищенности населения, поддержке и укреплении его психологического здоровья. В том числе практическая психология направлена на снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии (включая ауто- агрессию и суицид), формирование психологической культуры. Можно сказать, что возникли личностно-ориентированные учреждения социального обслуживания, в задачи которых входит профилактика семейного неблагополучия, помощь семье и детям в кризисных ситуациях.
Российские специалисты, работающие в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах страны, освоили ряд технологий помощи клиентам социальных служб: психологическая помощь по телефону, семейное и индивидуальное консультирование и др. Развиваются методики работы с семьей: супружеское консультирование и психотерапия; консультирование по вопросам детско-родительских отношений. Растет число методик психосоциальной работы с пожилыми, инвалидами и их родственниками. Во многих центрах социального обслуживания практически освоены различные формы индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками из проблемных семей. Возникают относительно новые формы и методы работы, связанные с возвращением человека в семью, как после реабилитации в детском центре, так и после выхода из кризисной ситуации. Многие учреждения социальной защиты осуществляют патронаж, который все чаще носит адресный характер.
Однако недостаточная разработанность теоретических и методологических оснований психосоциальной работы в России в целом и психологических оснований применения конкретных технологий работы с клиентами социальных служб в частности затруднили введение в практику действительно эффективных методов оказания помощи, внесения в жизнь клиента и его личность таких изменений, которые вернули бы его к полноценной жизни в обществе.
Одной из основных причин такого положения является недостаточная теоретико-методологическая база применения методов психосоциальной работы в учреждениях социальной сферы, что особенно отрицательно сказывается на качестве и эффективности данной работы. Зарубежными авторами (Maasy 1957; Turner, 1979 и др.) уже давно показано, что значительная часть задач прикладной (социальной, клинической, возрастной, педагогической) психологии и социальной работы перекрещивается в части изучения и создания оптимальных условий развития, обучения, труда, общения человека, групп и сообществ. Однако достижения западных специалистов не нашли достаточного применения в России, остаются малоизвестными, неадаптированными к условиям российской действительности, либо неинтегрированными и потому мало используемыми и неэффективными.
Первоначальное отсутствие опыта обучения кадров, учебных заведений, осуществляющих научно обоснованные программы подготовки для работы в учреждениях социальной защиты, слабая разработанность нормативной и методологической базы сильно затруднили введение истинно комплексного, эффективного подхода к работе с детьми, подростками и взрослыми членами социально неблагополучных семей. До сих пор особенно в сельских районах большинства регионов России либо отсутствуют узкие специалисты (психологи, врачи-психотерапевты, невропатологи, специалисты по социальной работе), либо они имеют недостаточную теоретическую и практическую подготовку и малый опыт работы с семьей и отдельными ее членами. Кроме того, нуждаются в теоретико-методологической проработке различные методики профилактической работы с семьей, не предполагающие ожидания момента, когда беда уже грянет, а направленные на ее предупреждение.
Особенно важным является то, что применение психологически обоснованных комплексных технологий психосоциальной работы с семьей должно согласовываться с современной гуманистической парадигмой общественных отношений, которая предполагает обеспечение помощи и поддержки членов семьи по самоосуществлению, самопознанию, рефлексии и самосовершенствованию; содействие в создании психических, нравственных и культурных условий, необходимых для существования и развития семьи и отдельного человека; помощь в организации семейного микросоциума с нормальными гуманистическими отношениями, стабильным и благоприятным психологическим климатом. При этом уникальность психосоциальной работы связана с тем, что она должна иметь своим предметом не только человека в неблагоприятных условиях (в этом случае она могла бы остаться только частью консультативной психологии и психотерапии), но должна еще заниматься процессом, имеющим место между элементами таких систем, как человек-человек в контексте группы или (со)общества, человек-группа, человек-(сообщество, группа-(со)общество, сообщество-общество. Все это делает изложение психологических оснований психосоциальной работы с отдельными индивидами, группами и семьей особенно актуальным. Попытка такого описания представлена в данной работе.
ЧАСТЬ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ … 7
Глава 1. Организация психологической службы в системе социальной защиты населения … 8
1. Организация, цели и задачи психологической службы. Статус работников психологической службы в системе социальной защиты населения … 8
2. Основные направления и формы организации деятельности психолога системы социальной защиты населения … 14
Глава 2. Теоретико-методологические основы психологической службы в системе социальной защиты … 47
1. Роль теории в практической психологии системы социальной защиты … 47
2. Теории социальной дезадаптации … 50
3. Критические жизненные ситуации (стресс, конфликт, кризис) и адаптация к ним … 59
4. Поведение преодоления. Копинг-стратегии … 72
5. Современные научные подходы к психосоциальной работе … 76
Глава 3. Профессиональное становление психолога. Супервизия и подготовка консультантов и психосоциальных работников … 92
1. Личность и подготовка психолога (психосоциального работника). Супервизия … 92
2. Принципы психосоциальной работы. Этика консультанта … 100
ЧАСТЬ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. … 107
Глава 1. Психосоциальная работа с детьми и подростками . 108
1. Психологические особенности дезадаптированных детей и подростков … 108
2. Основные направления работы психолога с детьми и подростками … 117
Глава 2. Психологическая работа с пожилыми в системе социальной защиты … 122
1. Процессы старения и причины изменения личностно-социального статуса пожилых … 123
2. Основное содержание психосоциальной работы с пожилыми людьми. Формы и методы … 135
Глава 3. Психосоциальная работа с инвалидами и их родственниками … 140
1. Ребенок-инвалид. Наиболее распространенные заболевания и тактика социально-психологической реабилитации … 140
2. Инвалиды-подростки … 155
3. Методы психосоциальной работы со взрослыми инвалидами … 160
Глава 4. Консультирование по проблемам, связанным с работой … 161
1. Проблемы безработицы … 161
2. Психосоциальная помощь безработным … 163
Глава 5. Психологическая помощь лицам без определенного места жительства … 166
1. Социально-экономические причины увеличения количества граждан без определенного места жительства … 166
2. Социально-психологические причины увеличения количества граждан без определенного места жительства … 168
3. Организация психологической работы с гражданами без определенного места жительства … 174
4. Психодиагностика в работе с лицами без определенного места жительства … 176
Глава 6. Консультативная работа с зависимыми (алкоголизм, наркомания) … 189
1. Общее представление о зависимости и со-зависимости … 189
2. Наркомания … 192
3. Алкоголизм … 193
4. Помощь клиентам с зависимостями и их родственникам … 196
Глава 7. Психологическая помощь при кризисе и суицидальном поведении … 200
1. Кризисная интервенция … 200
2. Суицид как проявление кризиса … 204
3. Факторы суицидального риска … 207
4. Задачи консультанта … 216
Глава 8. Психосоциальная работа со случаями насилия … 229
1. Насилие. Классификация видов и форм … 229
2. Консультирование жертв сексуального насилия … 229
3. Домашнее (семейное) насилие … 232
4. Консультирование по вопросу семейного насилия . 242
Глава 9. Психологическая работа с бывшими военнослужащими. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) … 250
1. Посттравматические стрессовые расстройства. Причины возникновения и распространенность … 50
2. Симптоматика ПТСР. Средства психодиагностики … 257
3. Предупреждение и лечение ПТСР … 267
Расчет времени на выполнение конкретных видов работ психолога … 273
Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) … 274
Карта обследования дезадаптированных детей и подростков … 280
Шкала SACS (Стратегии преодолевающего поведения) … 282
Методика определения акцентуаций характера (К. Леонгарда-Х. Смишека) … 286
Должностная инструкция специалиста по социальной работе
Должностные функции специалиста по социальной работе, как правило, учреждение прописывает в должностной инструкции. Этот документ помогает работодателю конкретизировать круг обязанностей, а сотруднику лучше понять, что от него требуется на рабочем месте. Какая информация должна быть в должностной инструкции специалиста по социальной работе, разберемся в статье.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе
1. Общие положения
- Специалист по социальной работе входит в категорию специалистов, подчиняется ______________, нанимается на должность и освобождается от нее приказом руководства учреждения.
- На данную позицию может быть принято лицо с высшим или средне-специальным образованием по специальности «Социальная защита» или с аналогичным образованием и прохождением переподготовки по курсу «Социальная защита». Требований к опыту работу нет.
- Во время выполнения своих трудовых задач работник должен опираться на:
- законодательство РФ в области своей деятельности (нормы семейного, уголовного, гражданского права);
- методическую документацию в своей области;
- устав учреждения;
- распорядительную документацию руководства учреждения;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- нормы охраны труда;
- требования пожарной безопасности;
- настоящий документ.
- Работник, принятый на должность специалиста по соцработе, должен знать:
- нормативно-правовую документацию и другие документы вышестоящих ведомств, регламентирующих работу в сфере соцобслуживания, государственной семейной политики;
- актуальные социальные методы развития региона;
- методы и специфику соцработы с семьями и отдельными гражданами различных категорий и социальных слоев, находящихся в тяжелых жизненных условиях;
- базовые положения психологии личности, семейной и возрастной психологии, правила помощи инвалидам, пенсионерам;
- ведущий опыт социальной работы как российский, так и зарубежный;
- национальные особенности и традиции своего региона;
- основы социологии;
- правила работы с компьютерной техникой.
- В период отсутствия данного сотрудника на его рабочем месте его обязанности и полномочия переходят другому сотруднику, назначенному руководством учреждения.
- В подчинении у специалиста по социальной работе числятся __________.
2. Должностные обязанности
Специалист по соцработе имеет следующие должностные обязанности:
- Находить граждан и семьи в зоне своей работы, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, составлять из базу данных.
- Выяснять причины нахождения их в тяжелой жизненной ситуации, решать, какие объемы соцпомощи им необходимы, способствовать предоставлению им этой помощи.
- Разрабатывать «социальный паспорт» территории в зоне своей работы, изучать потребности проживающих на ней семей и граждан в соцпомощи и обслуживании.
- Проводить социальный патронаж инвалидов и участников ВОВ, граждан, пострадавших от военных действий, одиноких пожилых людей, семей с детьми-инвалидами, детей-сирот.
- Помогать формировать пакет документов для принятия указанных выше граждан на временное или постоянное соцобслуживание, в целях попечительства и опеки.
- Давать всем обращающимся лицам консультации по соцвопросам.
- Участвовать в мероприятиях по формированию и улучшению семейной и социальной политики в своей регионе, по подготовке и внедрению региональных соцпрограмм.
- Оказывать содействие органам образования, внутренних дел, здравоохранения в своей профессиональной сфере.
- Принимать участие в деятельности методических объединений соцработников.
- Контактировать с разными учреждениями (государственными, религиозными, общественными) по вопросам оказания соцпомощи нуждающимся в ней гражданам и семьям.
- Помогать гражданам трудоустроиться, раскрыть свой потенциал.
- Помогать в формировании клубов и кружков, объединений семей по интересам, групп взаимопомощи.
- Участвовать в проведении культурно-массовых мероприятий для обслуживаемых семей и граждан.
- Формировать, вести и хранить должным образом необходимую документацию.
3. Права
Сотрудник на должности специалиста по соцработе имеет такие права:
- Предлагать мероприятия по улучшению работы, относящейся к пунктам данной должностной инструкции.
- Запрашивать и изучать все необходимые документы, требующиеся для выполнения своей работы.
- Повышать в установленном порядке свою квалификацию.
- Требовать от начальства помощи в выполнении своих должностных функций.
- Участвовать в решении вопросов охраны труда и других в своем учреждении.
- Другие права, гарантированные трудовым законодательством РФ.
4. Ответственность
Сотрудник, принятый на должность специалиста по соцработе, несет ответственность:
- За выполнение своих рабочих задач недолжным образом, указанных в данном документе, — в рамках положений актуального трудового законодательства РФ.
- За нанесение материального вреда работодателю — в соответствии с положениями ТК РФ и ГК РФ.
- За преступления на рабочем месте — в пределах норм ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.
Полезные сведения
При формировании должностной инструкции может пригодиться следующая информация:
- Составляя должностную инструкцию для данного специалиста, можно воспользоваться профстандартом «Специалист по социальной работе». Документ утвержден приказом Минтруда РФ от 22.10.2013 г. №571н и содержит обширное описание трудовых задач для такого работника, а также требования к опыту работы, образованию. Из профстандарта можно выписать все необходимые должностные обязанности.
- К составлению документа в учреждении привлекаются сотрудники юридического отдела, кадрового, делопроизводители. Можно также проконсультироваться с непосредственным начальником специалиста по социальной работе или руководителем подразделения.
- Подписывают бумагу сотрудники, с которыми она согласовывалась (обычно это юристы), и руководитель учреждения. Он расписывается и ставит на документе дату в графе «Утверждаю». Специалист по социальной работе при принятии на должность также ставит свою подпись, тем самым он подтверждает, что инструкция им прочитана и он с ней согласен. С этого момента начинается действие документа.
- Должностную инструкцию готовят и подписывают в двух экземплярах. В кадровый отдел отправляется один из них, второй же — передают работнику. Тому целесообразнее хранить бумагу на рабочем месте, при необходимости обращаясь к информации в ней.
- Трудовое законодательство не обязывает работодателей иметь должностные инструкции, однако Роструд в своих письмах часто поднимает тему важности этого документа. Он может быть использован в судах, поэтому большинство работодателей, а тем более бюджетные учреждения составляют их обязательно.
Важно! Использование должностных инструкций должно быть прописано в локальных нормативных актах учреждения.
Какая информация должна быть в документе
Универсального образца данного документа для должности специалиста по социальной работе не существует. Каждое учреждение формирует свой документ в зависимости от круга обязанностей работника и количества аналогичных штатных единиц, между которыми эти обязанности можно разделить. Однако любая инструкция всегда имеет базовые разделы и дополнительные. Коротко опишем суть основных разделов.
Общие положения документа
В этой части, как ясно из названия, описывают лишь в общих чертах требования к специалисту по соцработе: кому он подчиняется в учреждении, кто вправе его уволить, какое образование он должен иметь. Нужно также в общих чертах описать, какие знания ему понадобятся для выполнения своих должностных обязанностей.
В некоторых случаях можно прописать и профессионально важные качества. Лицу на этой должности необходимо обладать высоким уровнем эмпатии, быть стрессоустойчивым, уметь общаться с разными социальными слоями населения.
Должностные обязанности работника
Трудовые задачи должны всегда соответствовать тем знаниям и навыкам, которые перечислены в разделе выше. В круг обязанностей традиционно входит помощь незащищенным слоям населения, выявление таких граждан и семей, составление списка таких лиц. Этот раздел нужно прописать достаточно конкретно, чтобы после прочтения работнику сразу стало понятно, что именно он будет делать в учреждении, а также чтобы обеим сторонам избежать в дальнейшем недопонимания.
Права
Права специалиста по социальной работе стандартные, как и для большинства должностей. Это права получать нужные сведения и документы, гарантии от государства, участвовать в решении вопросов, связанных с деятельностью учреждения, получать помощь от руководства и других работников.
Ответственность работника
Наказание за каждый проступок описать невозможно, поскольку решение об ответственности принимается свое в каждом конкретном случае. Указывают только общие виды нарушений (материальный ущерб, некорректное выполнение должностных обязанностей), а наказания описывают общими словами: «в рамках текущего законодательства РФ».
Из дополнительных разделов можно назвать «Оценка деятельности», «Условия работы», «Взаимодействие в учреждении». Их включают на усмотрение работодателя.
К сведению! Документ распечатывают на листе формата А4 с реквизитами учреждения. Обязательно должна присутствовать отметка об утверждении документа руководителем. Завершать бумагу должны подписи руководителя специалиста по социальной работе, согласующего инструкцию работника и самого специалиста.