Профессиональный стандарт руководителя

Профессиональный стандарт руководителя

Профессиональный стандарт руководителя

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Руководитель (директор, заведующий) образовательной организации

Требования к образованию и обучению

Высшее образование — специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»

Высшее образование — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление»

Высшее образование — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки»

Высшее образование — специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) в сфере образования и педагогических наук и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»

Требования к опыту практической работы

Не менее пяти лет на педагогических и/или руководящих должностях в дошкольных образовательных организациях или общеобразовательных организациях

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие должности

При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации

Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной трудовой функции, а также их совокупность в части руководства направлением деятельности или решением отдельных управленческих задач могут выполняться лицами, занимающими должности заместителя руководителя в порядке делегирования им полномочий и распределения обязанностей

Часть 3 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 22, ст.3380); статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4363).

Профессиональные стандарты

Профессиональный стандартхарактеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

  • при приеме на работу для определения квалификации работника;
  • при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
  • при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
  • при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
  • при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт педагога ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 27.05.2015 № 536 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ ОТ 10.01.2017 № 10Н

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46 , ч. 1,2 ст.52 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ):

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550);

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38994);

Приказ Министерства труда России
от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог — психолог(психолог в сфере образования)»

Приказ Минтруда России от 06.05.2015 №276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 №37509);

Перечень нормативно-законодательных актов РФ

— Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

— Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

— Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

— Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

— ч.1 ст.46. Право на занятие педагогической деятельностью

-ч. 1,2 ст.52. Иные работники образовательных организаций

▪ Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации»

▪ ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 12.05.2016 №09-1086 «О ЕДИНЫХ ПОДХОДАХ К ПОДБОРУ И НАЗНАЧЕНИЮ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»;

▪ ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 10.08.2015 №08-1240 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ

РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»;

▪ ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 03.03.2015 №08-241 «О переносе срока применения профстандарта педагога»;

▪ Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;

▪ ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) РФ от 12.02.2016 №09-ПГ-МОН-814 «О рассмотрении обращения»;

▪ «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по

вопросам применения профессиональных стандартов»);

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 (223.712Kb)
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями на 11.09.2018)

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Дополнительная информация о разработке и применении профессиональных стандартов

Должностная инструкция vs Профессиональный стандарт руководителя проекта

Меня тут несколько раз спрашивали, что включает должностная инструкция руководителя проекта, в какой-то момент отвечать одно и то же надоело, поэтому ответ в посте.

Не все в курсе (хотя, я надеюсь, большинство об этом все же слышало), что в 2014 году появился профессиональный стандарт 06.016. Руководитель проектов в области информационных технологий. Стандарт официальный, утверждённый приказом Минтруда России, и уже даже обновленный в 2016 году.

Найти его можно в открытых легальных источниках, например, в системе ГАРАНТ по ссылке.

Более того, для платных подписчиков ГАРАНТ предлагает доступ к должностной инструкции руководителя проекта, разработанной на основе этого стандарта. Доступ к ГАРАНТУ есть почти в любой компании, попробуйте спросить своих юристов или HR.

Если доступа к ГАРАНТУ внезапно нет – из открытого профстандарта можно “вручную” выбрать то, что релевантно именно для той позиции, для которой вы готовите должностную инструкцию, это даже интереснее, да и результат будет лучше. Тем более что в стандарте есть все – от образования до опыта работы, от необходимых умений до выполняемых задач.

Структура профстандарта для руководителя проектов

Стандарт состоит из перечня трудовых функций (общим числом 154) и более чем подробно их описывает.

Причем, что приятно, он разделен на три так называемые “обобщенные трудовые функции”, в которых легко узнать уровни сложности проекта:

  • Уровень А – Управление проектами в области ИТ на основе полученных, планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров
  • Уровень В – Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
  • Уровень С – Управление проектами в области ИТ любого масштаба в условиях высокой неопределенности, вызываемой запросами на изменения и рисками, и с учетом влияния организационного окружения проекта; разработка новых инструментов и методов управления проектами в области ИТ

Для каждой обобщенной трудовой функции указаны входящие в нее трудовые функции, возможные наименования должности исполнителя, требования к образованию и обучению, и требования к опыту практической работы.

Пример

Обобщенная трудовая функция А. Управление проектами в области ИТ на основе полученных, планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров (простые проекты для начинающих руководителей проектов) имеет следующие отличительные черты:

  • Возможные наименования должностей: Помощник руководителя проектов, Руководитель проектов
  • Требования к образованию и обучению: Высшее образование – программы бакалавриата, Повышение квалификации в области проектного менеджмента
  • Требования к опыту практической работы: рекомендуется работа по профессиям “системный аналитик” и/или “архитектор программного обеспечения” не менее одного года

На этом уровне работник выполняет 30 различных функций, каждая из которых подробно описана. Например, трудовая функция А/27.6 Идентификация заинтересованных сторон проекта в области ИТ в соответствии с полученным заданием включает в себя:

  • Трудовые действия: Анализ заинтересованных сторон проекта в соответствии с полученным заданием, Создание реестра заинтересованных сторон проекта
  • Необходимые умения: Анализировать входные данные, Разрабатывать документы
  • Необходимые знания:Управление коммуникациями в проекте, Управление заинтересованными сторонами проекта
  • Другие характеристики: <тут прочерк>

И такой перечень есть для каждой из 154 функций для всех 3х уровней. Согласитесь, удобно?

Несмотря на название «Руководитель проектов в области информационных технологий» – должностную инструкцию на его основе можно написать для PMа практически в любой области, все базовые требования там есть.

Кто такой помощник руководителя? Профстандарт и должностная инструкция специалиста

Как известно, для каждой должности, включая помощника руководителя организации, должна быть разработана соответствующая должностная инструкция. Она представляет собой документ, содержащий основные полномочия и обязанности, закреплённые за таким работником.

Настоящая статья поможет разобраться в правилах и порядке разработки должностной инструкции помощника директора организации.

Профстандарт

Основные требования, предъявляемые к квалификации тех или иных работников, закрепляются на законодательном уровне в рамках соответствующих профессиональных стандартов.

Вместо этого названия в нормативных документах используется следующее обозначение такой должности – «специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией».

Так, профстандарт помощника руководителя утвержден Приказом МТиСЗ РФ от 06.05.2015 года № 276н. Данный документ включает в себя следующие основные разделы:

  1. Общие сведения – отражается назначение помощника директора, группа занятий, к которой относится такая должность, а также вид экономической деятельности.
  2. Трудовые функции – в данном разделе перечислены основные обязанности, закреплённые за помощником. Они затрагивают следующие области:
    • организационное и документационное обеспечение деятельности компании и самого руководителя;
    • информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка директора компании.
  3. Подробные характеристики трудовых функций помощника – описываются требования к образованию, навыкам и умениям, особые условия допуска к работе и т.д.
  4. Сведения об организациях, разработавших данный профессиональный стандарт.

Кто должен разрабатывать ДИ?

Сразу необходимо обозначить, что в действующем трудовом законодательстве не даны какие-либо пояснения касательно того, кто именно должен заниматься составлением должностных инструкций.

Отсюда можно сделать вывод, что руководитель предприятия вправе самостоятельно решить вопрос о том, кто будет выполнять эти функции. Причем поручить эту обязанность он может абсолютно любому сотруднику.

Вместе с тем, в большинстве случаев созданием должностных инструкций, в том числе и для помощника руководителя, занимаются следующие категории работников:

  • специалисты отдела кадров;
  • юристы, работающие на предприятии;
  • начальники подразделений.

При этом, если речь идет о должности помощника директора, то в данном случае последний может внести дополнительные корректировки с учетом своих пожеланий.

Правила оформления инструкции

В целом должностная инструкция помощника руководителя имеет одинаковую структуру независимо от вида и организационно-правовой формы компании, в которой она разрабатывается. Ниже рассмотрим основные разделы данного документа.

Общие положения

В данном разделе может быть отражена следующая информация:

  • порядок назначения и освобождения от должности секретаря;
  • схема подчиненности;
  • характеристики, которыми должен обладать претендент на такое место (например, наличие высшего образования и опыт работы на аналогичной должности);
  • список нормативных документов, которыми должен руководствоваться работник в ходе выполнения своих трудовых обязанностей.

Как правило, информационное обеспечение помощника директора делится на 4 уровня: законодательство РФ, устав предприятия и внутренние правила, приказы и распоряжения руководства, а также сама должностная инструкция.

Кроме того, в разделе «Общие положения» также отдельным списком указываются знания и навыки, которыми должен обладать секретарь (например, умение работать с оргтехникой, знание компьютера и офисных программ, владение иностранными языками и т.д.).

Обязанности

Тут перечисляются все основные трудовые функции, которые должен выполнять помощник руководителя. В качестве примера можно обозначить несколько их разновидностей:

  • планирование рабочего дня руководителя, разработку графика встреч, переговоров, звонков, поездок;
  • сопровождение директора на различных официальных приемах и встречах;
  • разрешение организационных моментов;
  • доведение до сведения сотрудников организации распоряжений, отданных руководителем;
  • ведение документации, контроль за входящей и исходящей корреспонденцией, составление ответных писем;
  • подготовка различных отчетов и т.д.

Права

Наряду со списком обязанностей, помощник руководителя также обладает определенными правами, которые также должны быть закреплены в должностной инструкции. К основным из них можно отнести:

  • получение информации, необходимой для выполнения функциональных обязанностей;
  • представление руководителю организации предложений по усовершенствованию различных процессов;
  • направление запросов в другие структурные подразделения компании о предоставлении той или иной информации;
  • принятие самостоятельных решений в пределах вверенных полномочий;
  • получение доступа к конфиденциальной информации (при наличии такой необходимости).

Ответственность

Следует иметь в виду, что помощник руководителя также несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Об этом также должно быть написано в должностной инструкции.

Так, секретарь руководителя организации несет ответственность за следующие действия:

  • дезинформацию других работников предприятия;
  • уклонение от выполнения своих функциональных обязанностей;
  • причинение материального вреда;
  • просрочку выполнения поручений, полученных от руководителя;
  • разглашение конфиденциальной информации, касающейся деятельности компании;
  • недопустимое обращение с сотрудниками, деловыми партнерами и клиентами.

В завершение можно отметить, что сразу после оформления работника на должность помощника руководителя его в обязательном порядке должны под роспись ознакомить с соответствующей должностной инструкцией. Она представляет собой свод общих положений, прав, обязанностей и действий, за совершение которых сотрудник в будущем может понести наказание.

Читайте также  Как закрыть ИП в связи со смертью предпринимателя?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector