Профессии типа «человек-человек»: список профессий

Профессии типа «человек-человек»: список профессий

Профессии «человек-человек»: список, сферы деятельности и особенности

Выбрать профессию не так просто, как кажется. Для того чтобы граждане могли упростить себе поиск подходящей работы, была создана специальная классификация. Она была изобретена профессором-психологом, Евгением Александровичем Климовым. Согласно данной классификации, весь труд делится на 5 видов. Например, есть вариант «человек-природа». Называется он так потому, что работник будет взаимодействовать с природой при выполнении своих должностных обязанностей. Аналогичным образом имеют место профессии «человек-человек». Именно им придется уделить отдельное внимание. Что это за труд такой? Какие особенности он имеет? Обо всем этом будет рассказано далее.

профессии человек человек

Кратко о главном

Как уже было сказано, изучаемая классификация профессий позволяет определить предмет труда, с которым будет взаимодействовать работник. Если речь идет о варианте «человек-человек», то, как не трудно догадаться, придется постоянно контактировать с другими людьми.

Подобные профессии, как правило, связаны или с обучением, или с управлением компаниями/проектами, или с работой в торговых и медицинских коллективах. Если точнее, то все профессии «человек-человек» подразумевают постоянное общение людей друг с другом. Постоянная коммуникация — вот то, что является основой труда в изучаемой сфере. У работника изначально должен быть определенный «багаж» навыков и умений, чтобы добиться определенных успехов.

Отсюда следует, что деятельность человека профессии «человек-человек» — это работа, которая подойдет далеко не всем. К примеру, мизантропам или социопатам вряд ли подойдет подобного рода труд. А вот люди, которые любят общаться, с радостью согласятся на профессии в изучаемой области.

профессии типа человек человек

Об особенностях

Дело все в том, что конкретные типы работ, относящихся к изучаемому классу, имеют нечто общее. Речь идет о задачах. Ведь сами по себе профессии типа «человек-человек» разнообразны, они не похожи между собой. Например, нельзя найти ничего общего между полицейским, продавцом и врачом. Разве что задачу — взаимодействие с другими людьми. С пострадвшими, покупателями, пациентами и так далее.

Второй особенностью является наличие фактически двойного образования. Работник, который будет трудиться в данной сфере, должен иметь познания в области психологии, а также в своей специализации. Например, в медицине или менеджменте. Ведь без навыков психологии нельзя успешно продать товар, вылечить пациента или вообще руководить людьми. Этот факт должен учесть каждый гражданин. Подобные требования обязательны во всех профессиях изучаемого типа.

Требования к работникам

Существуют особые запросы к людям, планирующим работать с обществом. О них можно без особого труда догадаться. Профессии, связанные с людьми, как правило, подразумевают наличие таких умений и черт характера, как:

  • коммуникативные навыки;
  • дружелюбность;
  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение слушать окружающих;
  • отзывчивость;
  • склонность к эмпатии;
  • толерантность;
  • навыки разрешения конфликтов.

На всем этом перечень запросов не заканчивается. Но все перечисленные черты крайне важны для успешного труда. В противном случае профессии «человек-человек» не принесут успеха. Иными словами, только общительным и открытым людям удастся добиться определенных высот в построении карьеры в изучаемой области.

деятельность человека профессии

Что такое коммуникативные навыки?

Некоторые интересуются, что входит в понятие «коммуникативные навыки», необходимые для профессии класса «человек-человек». На самом деле ничего трудного в понимании этой особенности нет. Тем не менее не всем понятно, что такое навыки коммуникации.

На сегодняшний день под данным термином принято подразумевать:

  • умение красиво и правильно разговаривать;
  • навыки в правильном написании предложений;
  • умение слушать, слышать и выслушивать;
  • сопереживание и понимание к собеседнику;
  • навыки донесения своей позиции;
  • наблюдательность и изобретательность;
  • умение понимания психологии.

Конечно же, работники изучаемой сферы должны также уметь анализировать происходящее. Не лишним будет научиться наблюдать за поведением тех или иных людей. Все это поможет достичь определенного прогресса в выбранной профессии.

О подгруппах

На сегодняшний день в изучаемой сфере можно выделить 3 отдельные ветки. Это подгруппы профессии изучаемой области. Выделяют следующие типы работ: образовательные, обслуживающие и защитные.

профессии связанные с людьми

Как не трудно догадаться, к образовательным можно отнести разнообразных учителей, педагогов и репетиторов. Сюда же включают тренеров, ведущих кружков и секций, воспитателей.

Профессии из подгруппы под названием «защитная» — это инспекторы, юристы, военные, полицейские.

А вот обслуживающая подгруппа — это область, которую можно разделить на еще несколько частей. Обслуживание бывает: информационным, бытовым, медицинским, торговым, информационно-художественным. Соответственно, деятельность гражданина будет разной. Можно отнести сюда следующие должности: продавцы, гиды, библиотекари, врачи. Это далеко не полный перечень людей, относящихся к подгруппе под названием «обслуживающая». Можно дополнить их фармацевтами, медсестрами, парикмахерами, косметологами, вахтерами, официантами, мастерами маникюра и так далее.

Кто еще относится к типу «человек-человек»?

Многие граждане задумываются над тем, кого еще относят к работе в сфере «человек-человек». Ведь перечисленные профессии — это не исключающий перечень. На самом деле большинство профессий можно отнести к области «человек-человек». Из года в год перечень работ пополняется новыми вакансиями и должностями.

профессии класса человек человек

Например, стоит выделить такие профессии класса «человек-человек», как:

  • промоутеры;
  • стюардессы;
  • кассиры;
  • страховые агенты; ;
  • работники налоговых служб;
  • психологи;
  • политологи;
  • бармены;
  • операторы в call-центрах;
  • менеджеры.

Отсюда следует, что в основном люди работают друг с другом. Теперь понятно, какие есть профессии из области «человек-человек». Перечень работ, как уже было сказано, постоянно пополняется. Чтобы добиться успеха в изучаемой сфере, у граждан должны быть определенные навыки. О них тоже отныне известно.

Человек-человек

Тип «человек-человек» объединяет профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением.

Общие психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми.
  • Устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции.
  • Способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать.
  • Способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия, организовывать их взаимодействие, учитывать мнение другого человека.
  • Развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами.
  • Аккуратность, пунктуальность, собранность.

БАРМЕН и ОФИЦИАНТ

В данной публикации мы проведем обзор сразу двух профессий – официант и бармен. Дело в том, что данные профессии являются родственными, и их представители работают в одной сфере – система учреждений питания и развлечений (бары, рестораны, кафе, бистро, казино, клубы и т.д.)

Из всего персонала данных заведений именно бармены и официанты ближе всего соприкасаются с гостями, устанавливая профессиональный личностный контакт. Главной задачей официанта и бармена является качественное обслуживание посетителей, создавая и поддерживая при этом атмосферу радушия и гостеприимства. И, естественно, в каждом заведении существует собственный набор правил и традиций при обслуживании посетителей, с целью создания неповторимой «фирменной» атмосферы.

История возникновения данных профессий в нашей стране начинается во времена первых заведений общественного питания типа корчма и трактиръ, а также первых ресторанов…. Человек, выбирающий такую профессию, должен уметь работать с людьми, знать основы психологии, иметь приятную внешность, хорошие манеры. Из других требований можно выделить высокий уровень владения родным языком и необходимость владения иностранным языком при работе с иностранными гостями, хорошее здоровье, умение понимать настроение и пожелания заказчика, знание технологии приготовления различных блюд, обладание острым умом, хорошей памятью, чувством юмора, знание норм этикета и правил поведения. В определенных обстоятельствах и официанту, и бармену приходится проявлять талант актера, психолога, дипломата и даже врача (оказывая при необходимости первую медицинскую помощь).

Большое значение имеют одежда, походка, быстрота реакции, эмоциональная сдержанность, правильное произношение. Именно соответствие всем этим требованиям и постоянное повышение профессиональной квалификации являются залогом успеха в профессии и приема на работу в престижные заведения на высокооплачиваемые рабочие места.

Профессии относятся к формату «социальный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — коммуникабельность
  • — высокая степень стрессоустойчивости
  • — аккуратность и чистоплотность
  • — физическая выносливость
  • — энергичность и быстрая реакция
  • — тактичность и доброжелательность
  • — воспитанность и терпеливость
  • — чувство юмора
  • — хорошая дикция
  • — хорошая моторика рук
  • — хорошее обоняние
  • — хорошая память

Близкие по содержанию профессии:

  • — кассир
  • — повар
  • — кавист
  • — консультант по товарам
  • — метрдотель
  • — парикмахер

Выбирая, кем стать, стоит учитывать и различия этих профессий. Если официанту приходится работать в зале и обслуживать посетителей за столиками, то бармен выполняет свою работу, не выходя из-за стойки бара. Если официант имеет дело с различными блюдами и соответственно должен знать технологию их приготовления и правила сервировки стола, то бармен должен ориентироваться в десятках различных напитков, владеть техникой разлива, охлаждения напитков, приготовления коктейлей.

Важный момент для работы бармена и официанта – выставление счета за обслуживание. Необходимо уметь быстро и безошибочно посчитать сумму к оплате, не задерживая клиента.

Обучение данным профессиям на сегодня проводится как специализированными, так и многопрофильными учебными заведениями в сферах среднего профессионального и дополнительного образования (учебные центры, курсовые комбинаты). Существуют специальные тренинги и курсы при Барменской Ассоциации России.

Программа обучения включает все основные дисциплины – начиная с теории официантского дела и барного дела, и заканчивая основами этики и психологии общения.

Существуют и более редкие профессии и специализации из данной профессиональной группы. Например, бариста является специалистом по варке кофе и кофейных напитков (существуют специальные школы бариста, в России проводится чемпионат среди бариста). Сомелье представляет собой специалиста по выбору вина и относится к элитным профессиям, имея распространение в заведениях типа ресторанов премиум и люкс-сегмента. Кавист консультирует покупателей вина в специализированных магазинах и бутиках.

А. Мартин

ВРАЧ

Профессия врача входит в число наиболее социально значимых и необходимых во все времена. Понижение престижа и занижение уровня оплаты труда российских медицинских работников в последние два десятилетия является серьезной ошибкой социально-экономической политики государства. В большинстве развитых стран мира высококвалифицированные врачи входят в число специалистов с наиболее высоким уровнем оплаты труда.

И даже несмотря на данную несправедливость в отношении статуса врача в российском обществе часть молодежи России ориентируется при выборе

профессионального будущего именно на сферу современной медицины, желая стать специалистом, нужным всем и каждому.

Данная профессия является одной из древнейших. Конечно, в прежние века медицинские работники не располагали столь внушительным арсеналом технических средств, специализированного оборудования, компьютерной диагностики… Множество научных открытий (включая методы и препараты лечения сложных заболеваний) сделаны также лишь в ХХ и ХХI веке.

Необходимыми для будущих врачей личными качествами и способностями являются высокий уровень развития внимания, хорошая память, психоэмоциональная стабильность, отличная реакция, хорошее развитие логического и аналитического мышления, ответственность, аккуратность, выдержанность, доброжелательность…

В круг обязанностей врачей входит диагностика, профилактика, выявление причин, лечение различных заболеваний, проведение реабилитационных мероприятий, внедрение новых лекарственных препаратов, пропаганда здорового образа жизни и отказа от вредных привычек… Конкретный набор функций

врача определяет его специализация, а таковых в медицине десятки….

Профессия относится к формату «исследовательский».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — высокий уровень произвольного внимания
  • — отличная реакция
  • — хорошее развитие логического и аналитического мышления
  • — ответственность, аккуратность
  • — выдержанность
  • — хорошая моторика и ловкость рук
  • — бескорыстность, отсутствие брезгливости
  • — хорошая память
  • — психоэмоциональная стабильность

Близкие по содержанию профессии:

  • — генетик
  • — медсестра
  • — диетолог
  • — микробиолог
  • — ветеринар

В ходе обучения будущим врачам предстоит освоить массу специализированных дисциплин… В зависимости от специализации и квалификации выпускники медицинских учебных заведений могут трудоустраиваться не только в больницах, поликлиниках, профилакториях, санаториях, диспансерах, негосударственных медицинских центрах, но и в социальных организациях, образовательных учреждениях, службах спасения, исследовательских институтах, в медсанчасти предприятий и др…

Сегодня в Челябинске действует медицинский университет и два медицинских колледжа.

Профессии типа «человек – человек»

Профессии данного типа связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.

Особенность этих профессий заключается в том, что главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми.А для этого надо научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях. Чтобы добиться хороших результатов, выбирая профессии типа «человек — человек», необходимо обладать некоторыми важными качествами и способностями, основными из которых являются организаторские и коммуникативные. Коммуникативные способности личности обеспечивают ее общение и психологическую совместимость с другими людьми, помогают не теряться в новой обстановке, расширять круг своих знакомых, проявлять инициативу в общении, вносить оживление в коллектив. Организаторские способности помогают человеку смело принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу в общественных делах, нести ответственность за себя и других, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято окружающими.

Представителей профессий типа «человек — человек» можно встретить в различных сферах деятельности: образование (преподаватель, учитель, воспитатель); обслуживание (продавец, официант); медицина (врач, медицинская сестра, фельдшер), а также это профессии менеджера, следователя, инспектора по делам несовершеннолетних, переводчика, экскурсовода и многие другие.

Второй уровень составляют классы профессий и специальностей, разделяемых по признаку цели труда – результата, который требуется и ожидается от специалиста. Целью труда определяются профессиональные задачи.

1. Гностические профессии (от греч. «гнозис» знание). Ведущие цели в данном классе профессий (специальностей) распознать, определить, оценить, разобраться, проверить (корректор, эксперт, ревизор и др.).

2. Преобразующие профессии. Ведущие цели – преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить (инженер, животновод, менеджер, скульптор и т.д.).

3. Изыскательские профессии. Ведущие цели изобрести, придумать, найти общий результат, образец, вариант (селекционер, конструктор, научный работник и др.).

На третьем уровне каждый из предыдущих классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных средств труда:

1. Профессии ручного труда. Примеры в классе гностических
профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер
слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе
преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь,
картограф, художник-живописец; в классе изыскательных профессий —
ручные средства здесь могут быть, по-видимому, только
вспомогательными, как, например, «карандаш — бумага» в руках
конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда. Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля и др.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем — оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда. Это профессии, основными средствами труда которых являются внутренние, психологические средства труда (мысленные схемы решения задач, разного рода мысленные эталоны — образцы результатов деятельности). Эти средства есть у представителя каждой профессии, но в некоторых случаях они являются главными и основными.

На четвертом уровне выделяются группы профессий по признаку условий труда:

1. Работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому, «комнатному»: лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду: агроном, монтажник стальных и железобетонных
конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.): антеннщик-
мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за
жизнь, здоровье людей
— взрослых или детей, большие материальные
ценности: воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Классифицируя такие сложные многопризнаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, доминирующие группы признаков, ведь каждая профессия может характеризоваться одновременно свойствами разных типов.

Профессии типа «человек-человек»: список профессий

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Человек рождается, живет и умирает в обществе других людей. Вся история человечества – это история развития общества – совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Рост, развитие, обучение и воспитание ребенка, формирование личности человека возможны только в условиях общения и взаимодействия с другими людьми – родителями, воспитателями, ближайшим социальным окружением. Каким бы обширным ни был накопленный опыт, какими бы совершенными ни были носители информации, какими бы развитыми ни были области знаний, необходимо живое общение при передаче сведений от одного поколения другому – необходим труд воспитателя, учителя, преподавателя.

Каких бы высот ни достигла медицина, как бы далеко ни шагнула диагностика болезней, какой бы высококлассной ни была медицинская техника, оказать реальную помощь больному могут только санитарка, медсестра, фельдшер, врач.

Даже в условиях детальной проработки законов, упрощения правовых процедур и предельной ясности нормативных документов людям нужен специалист, владеющий всем объемом необходимой информации и способный оказать помощь в конкретной ситуации – юрист, юрисконсульт, нотариус, адвокат.

Совместная работа людей на производстве, в торговле, здравоохранении, воспитании – в любом виде деятельности – не будет эффективной, если не будут потрачены дополнительные усилия на организацию и управление этой деятельностью. Очевидна необходимость управленческих профессий – менеджера, администратора, организатора, диспетчера, распределителя работ, агента.

Повседневно-бытовая жизнь общества замрет, если не будет продавцов, официантов, парикмахеров, проводников, поваров, кассиров, билетеров, работников сферы обслуживания, стюардесс.

Мы не сможем путешествовать, совершать экскурсии, заниматься туризмом, цивилизованно отдыхать, узнавая новое, если не будем прибегать к услугам профессионалов – экскурсоводов, гидов, групповодов, туристических агентов и менеджеров, социально-культурных работников.

Все перечисленные профессии относятся к профессиям типа «человек – человек».

Реализация многочисленных видов профессиональной деятельности, где предметом труда является другой человек, протекает в особых условиях, отличных от условий работы в любой другой сфере – будь то «Знаковая система», «Техника», «Природа», «Бизнес» или «Художественный образ».

В любом из направлений сферы «человек – человек» специалист, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, должен обладать знаниями и умениями по работе с людьми.

Более того, успешное выполнение профессиональных обязанностей окажется невозможным, если не будет услышан и понят другой человек, не будут учтены его особенности и пожелания, не будет установлен контакт. Врач не увидит полной картины болезни, не сможет составить прогноз и дать рекомендации, если не будет стремиться видеть конкретного больного. Продавец-консультант не справится с работой, если не выявит пожелания клиента. Педагог не достигнет желаемого результата, если не захочет узнать сильные стороны ученика и не будет опираться на них. Менеджер не сможет в полной мере реализовать потенциал коллектива, если не учтет личностные качества сотрудников.

Вместе с тем доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к людям должны сочетаться у специалистов сферы «человек – человек» с высокой эмоциональной устойчивостью, выдержкой, самоконтролем, умением владеть собственными чувствами. Работа с людьми часто сопряжена с высоким нервно-психическим напряжением и требует хорошо развитых не только коммуникативных, но и эмоционально-волевых качеств.

Профессии «человек – человек» – самые гуманные, наполненные общением и радостью взаимопонимания. Люди, выбравшие их и готовые работать с самоотдачей, могут ожидать благодарного отклика со стороны других.

Все многообразие профессий типа «человек – человек» может быть разделено на следующие направления:

– воспитание и обучение;

– организация и управление;

В рамках каждого направления находятся специальности, близкие по своим характеристикам. Представление о круге родственных профессий позволяет видеть возможности и планировать продвижение в отношении роста квалификации и в отношении освоения смежных специальностей, что, безусловно, повышает устойчивость профессионала в условиях рынка.

Читайте также  Незаконное использование товарного знака или бренда
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector