Правовой режим земель водного фонда

Правовой режим земель водного фонда

Категория земли: как определить и что можно построить

Фото: DifferRshutterstock

Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.

Содержание

Что такое «категория земли»

Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

  1. Земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Земли населенных пунктов;
  3. Земли промышленности;
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли запаса.

Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.

При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.

К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.

Категория земельного участка (также обозначается как целевое назначение) определяет, каким образом данный земельный участок можно использовать

Читайте также

Виды категорий земель

Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

Земли населенных пунктов

Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния

К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

Промышленные земли

Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.

Земли лесного фонда

Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии

Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

Земли водного фонда

Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

Земли государственного запаса

К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.

Фото:RTimagesshutterstock

Читайте также

Как определить категорию земли

Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.

Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.

Перевод земли из одной категории в другую

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

Правовой режим земель водного фонда: понятие и общая характеристика

Как известно, вода представляет собой неотъемлемую часть жизнедеятельности представителей человеческого общества, а также флоры и фауны. Это одна из основных составляющих природных ресурсов, которая используется и охраняется, а также считается уязвимым,ограниченным и возобновляемым источником жизни населения, которое непосредственно проживает на прилегающей к ним территории. Помимо этого водные ресурсы гарантируют стабильность экономического, социального и экологического благополучия населения и соседствующего с ними миром животных и растений. Исходя из этого начинают подниматься вопросы по поводу целесообразного использования водных объектов и их охраны, как основы всего существующего.

Говоря о водных ресурсах, находящихся на территории РФ, стоит отметить, что их большая часть включена в государственный водный кадастр и является водным фондом Российской Федерации.

Земли, на которых расположены поверхностные воды, а также занятые специальными сооружениями на водных объектах, являются землями водного фонда. Они считаются автономной категорией с 1968 г. и значатся в Основах земельного законодательства.

Водные объекты и их классификация

Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.

Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.

Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:

  • моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
  • проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
  • водоемы и водохранилища;
  • болота;
  • природные родники и гейзеры;
  • ледники, снежники.

Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:

  • моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
  • пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.

Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

Земли водного фонда

Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:

  • земельные участки, которые покрыты водой;
  • земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.

На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают

жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.

Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.

Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.

Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.

Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.

Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.

Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:

  • относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
  • сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
  • охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
  • устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.

Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.

Порядок использования земель водного фонда

Земельное и водное законодательство устанавливает правовой режим земель водного фонда. Исходя из того, что оба правовых режима относительно водных объектов и земель, на которых они находятся, тесно связаны между собой, земли водного фонда выделены в независимую группу.

Отличительной особенностью порядка пользования земель водного фонда, заключается в том, что их главная хозяйственная функция – это «обслуживание» использования водных объектов.

К землям водного фонда, также имеют отношение приводоемные участки, такие как:

  • водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы;
  • земли, на территории которых находятся объекты водоснабжения;
  • зоны рыбного и охотничьего хозяйства;
  • территории на которых находятся водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения и т.д.

Существует множество вариантов эксплуатации водоемов: они служат основным ресурсом питьевой воды; рыбохозяйственной зоной; местом для купания людей; судоходным водоемом; средством лесосплава и т.п. Многоаспектность их использования приводит к действию, на территории земель водного фонда, сводного правового режима, который устанавливают различные нормативно-правовые акты. Особое внимание следует уделить кодексу внутреннего водного транспорта РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Основываясь на вышеперечисленных документах выходит, что порядок использования земель водного фонда обусловливается правовым режимом водных объектов, которые на них находятся, а это:

  • цели, с которыми используется водоем. В этом случае получается, что водоем рассчитанный для питьевого назначения будет контролироваться правилами пользования санитарной охраны. Тогда как в отношении рыбохозяйственных водоемов устанавливается правовой режим охраны рыбных запасов и лимит хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное влияние на их состояние. Что касается водоема, отведенного под место для купания, то здесь устанавливаются нормы, сдерживающие деятельность хозяйственных предприятий, которые сбрасывают сточные воды в этот водоем;
  • экологическая обстановка, которая образовалась в месте его нахождения. Это говорит о том, что законодательство может ограничить или прекратить использование водоема, если место его расположения признано зоной экологического бедствия;
  • правовой статус субъектов землепо льзования. Таким образом, при заборах воды сельскохозяйственными предприятими, которые используют водоем для употребления в питье, процедура производится в порядке с утвержденными проектами водозаборных сооружений, основываясь на договорах о водопользовании или решениях о предоставлении водоемов в пользование.

Специальный правовой режим земель водного фонда

Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:

  • реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
  • осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
  • передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.

Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель. Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса. В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.

Некоторые виды водоемов могут находиться сразу в нескольких регионах Российской Федерации, что говорит о невозможности их использования в локальном порядке. Но если эксплуатировать водный объект в одном районе, это может негативно сказаться на его общем состоянии.

Таким образом, решение этой проблемы нашлось в бассейновом принципе регулирования водных отношений. Такой порядок позволяет собственникам и пользователям эксплуатировать водные объекты исключительно для своих нужд, не нарушая права и законные интересы других лиц.

Как говорилось ранее, в собственности Российской Федерации находятся практически все водные объекты, исключением являются пруды или обводненные карьеры, которые находятся в пределах территории относящейся к собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица. Однако, право собственности на данные объекты прекращается сразу после того, как заканчивает свое действие право собственности на земельный участок, в границах которого они расположены. На основании гражданского кодекса, пруды и обводные карьеры могут изыматься, но это будет иметь силу только в случае отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Что касается раздела таких земель, то это будет невозможным, только если требуется раздел пруда или обводненного карьера.

Из сказанного выше следует вывод, что право собственности на земли водного фонда состоит в непосредственной связи с правом собственности на водные объекты.

Земли водного фонда

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Под землями водного фонда в РФ подразумевают территории, на которых расположены водные объекты и их водоохранные зоны, отводные полосы, зоны водозабора, гидротехнические сооружения и иные участки, объекты и сооружения, причисляющиеся к водному хозяйству.

Водные объектыОбъекты водного хозяйства
Поверхностные
Моря и их части (бухты, проливы, фьорды, заливы и т.п.);
Водные потоки (естественные: реки, ручьи; искусственные: каналы);
Водоемы (естественные: озера; искусственные: водохранилища, пруды, каналы, обводненные карьеры);
Естественные выходы подземных вод (родники, ключи, гейзеры и др.);
Ледники (горные, покровные), снежники;
Болота;
Подземные
Бассейны подземных вод;
Водоносные горизонты;
ГЭС, насосные станции;
Плотины, туннели, каналы;
Судоходные шлюзы;
Сооружения для защиты от наводнений, для задержания водных и селевых потоков, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек;
Водопропускные сооружения;
Дамбы и другие гидротехнические сооружения;
Иные водохозяйственные сооружения;

К фонду причисляется не только дно водоемов, но и прибрежная зона. Происхождение объекта (искусственный или естественный) роли не играет. Но без сохранения гидравлической связи и постоянства, объект не может считаться водным, таковыми не являются контейнеры с жидкостью или дождевые лужи.

Законодательство России относит земли водного фонда к особо охраняемым. На их территории допустима легальная хозяйственная деятельность с соблюдением целевого назначения и правового режима.

Охранный режим фонда

Любая охрана включает в себя систему особых мероприятий, направленных на регулирование, сохранение и восстановление объекта охраны. Отношения, связанные с регулированием земель водного фонда складываются из предоставленных прав и наложенных обязанностей на участников таких отношений.

Три основных направления охранной деятельности:

  • регламентированные требования к использованию (только по назначению, недопустимость неправомерного использования);
  • санкции за нарушения норм водного и земельного законодательства в отношении земель водного фонда;
  • действия, направленные на восстановление водных ресурсов и прилегающих земель.

Главными задачами особого охранного режима являются контроль над загрязнением вод и земель, установление правил строительства, эксплуатации и сноса строений, а также санитарных зон около источников воды.

Надзор за соблюдением законодательных актов и регламента охраны земель водного фонда осуществляют уполномоченные должностные лица – государственные инспекторы в области использования и охраны объектов природы. Водное, земельное, гражданское, уголовное законодательство и соответствующие Федеральные Законы регулируют отдельные положения правового режима земель, включая ответственность за нарушения.

Запрещенное и разрешенное использование земель

Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).

Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:

  • использование стоков для водоснабжения почв;
  • размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
  • авиационно – химическое опыление;
  • неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
  • размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
  • нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
  • хранение и использование пестицидов, химикатов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых;
  • организация свалок;
  • некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:

  • централизованная канализация;
  • система отвода сточных вод и жидкостей;
  • сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;

Режим собственности

Субъектами водных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, пользователи (физические лица – для собственных нужд, юридические лица – для осуществления предпринимательской деятельности при наличии специальной лицензии).

На водные объекты и земли фонда распространяется федеральная собственность. Муниципальные образования и частные лица имеют такое право только на обособленные водные объекты. Субъекты РФ – только на те водоемы, которые полностью находятся в пределах субъекта и не относятся к федеральной собственности.

В частной собственности могут быть объекты, отвечающие следующим требованиям:

  1. Обособленность и замкнутость.
  2. Небольшая площадь.
  3. Отсутствие протоков.
  4. Отсутствие связи с другими водными объектами.

В исключительном ведении РФ находятся водоемы:

  1. Находящиеся на территории двух и более субъектов.
  2. Отвечающие за нужды обороны и иные нужды федерального значения.
  3. Являющиеся средой обитания охраняемых и редких видов рыб.
  4. Пограничные воды, внутренние и территориальные моря.
  5. Являющиеся курортными зонами, особо охраняемыми территориями, лечебно – оздоровительными зонами федерального значения.

Аренда земель водного фонда

Для аренды участка водоохранной зоны на свои нужды, необходимо заключить договор водопользования. Цели аренды могут быть следующими:

  1. Забор ресурсов с поверхности.
  2. Использование акватории в рекреационных и иных целях.
  3. Использование акватории для производства электроэнергии (без забора).

Заключение договора со стороны арендодателя осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и его подразделения (в отношении федеральных водных объектов), уполномоченный орган субъектов РФ, орган местного самоуправления (в отношении муниципальных объектов).

В договоре должны быть указаны сведения и границы объекта, цели использования, срок, порядок оплаты, ответственность, условия изменения и прекращения соглашения.

Суть договора сводится к аренде, обязательна регистрация в Государственном Водном Реестре. Максимальный срок заключения – двадцать лет, по истечении которого, добросовестный арендатор имеет преимущественное право на перезаключение. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в орган власти (не позднее, чем за три месяца до конца срока). Водопользователь может также передать свои права другому лицу, с согласия органа, заключившего договор (кроме договора о заборе воды).

В случаях, предусмотренных законом, при наличии нескольких претендентов на участок, проводится аукцион.

Регулирование отношений, связанных с арендой земель водного объекта, происходит в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Его же положения регулируют ответственность сторон, включая штрафы, пени и прочее. Ситуации, не предусмотренные ГК РФ, рассматриваются по Водному Кодексу.

Для оформления необходимо подать заявление, в котором указана информация о заявителе, название и место нахождения водоема, цели и сроки пользования. Вместе с заявлением подаются:

  • копии удостоверяющих документов (для юридического лица – учредительного документа);
  • доверенность, при необходимости;
  • данные, подробно описывающие действия заявителя с водным объектом, а также действия, направленные на сохранение ресурсов;
  • графическая схема расположения сооружений в зоне;
  • технические сведения обо всем оборудовании, которое планируется к установке, обоснования массы водозабора (при необходимости);

Уполномоченный орган в течение шестидесяти дней обязан рассмотреть заявку, согласовать ее условия с федеральными органами, принять решение и предоставить результат рассмотрения.

После согласования всех объектов, получения соответствующей лицензии на предпринимательскую деятельность, можно начинать строительство в рекреационных и иных целях, с учетом условий, указанных выше (о требованиях к сооружениям).

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы и на основании решения для обеспечения нужд обороны или безопасности. Местными органами власти возможна передача земли по решению и в иных целях. Содержание схоже с договором водопользования. Лицо подает заявление, орган власти в течение тридцати дней выносит решение – согласие или мотивированный отказ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Перевод земель водного фонда в другую категорию

Согласно Федеральному Закону №127-ФЗ от 21.12.04, перевод осуществляется в случаях:

  1. Создания на месте водного объекта особо охраняемой территории.
  2. Размещения сооружений и других объектов муниципального или государственного значения (при отсутствии альтернатив).
  3. Изменения границ населенных пунктов или установления новых границ.
  4. Изменения, исчезновения, смещения границ водоемов (только с заключением экологической экспертизы).
  5. Указания такого перевода в соответствующем разрешении при вводе в эксплуатацию искусственного участка суши на водоеме.

Обратный перевод земель может произойти, если они занимаются водоемами, если были возведены гидротехнические и иные сооружения или созданы водохранилища. Перевод также возможен в случае изменений местоположения водоема.

Водные объекты общего пользования

Можно ли ограничивить доступ к водоемам на территории РФ? Водный кодекс дает однозначный ответ: граждани имеют право свободного доступа к водным объектам. Исключение составляют редкие случаи. Давайте разберемся в наших правах и узнаем как бороться с самозахватом берегов.

Земли водного фонда: понятие, виды, состав и правовой режим

Категория земель водного фонда — это группа территорий, на которых осуществляются уполномоченными органами меры по регулированию и защите. Министерству природных ресурсов и экологии вменено в обязанности предпринимать природоохранные меры на данных площадях.

Понятие и виды земель водного фонда

Элементы, которые введены в структуру территорий водного фонда, перечислены в Водном Кодексе РФ. Статьи данного документа оговаривают, что эти земли имеют в своем составе водные объекты, ресурсы, а также береговые полосы, водозаборные зоны и гидротехнические сооружения.

Участки, относимые к водному фонду, определяются как возобновляемые, но из-за уязвимости природных ресурсов и их ограниченности, на территориях действует особый правовой режим, регулируемый законодательством.

Состав земель водного фонда

Территории, относимые к землям водного фонда, делятся на 2 большие группы:

  1. Естественные водоемы и заполненные водой площади.
  2. Участки, прилегающие к водным объектам и используемые физическими и юридическими лицами для обслуживания.

Территории второй группы, свою очередь, делятся на мелкие подгруппы в зависимости от своего наделенного функционала. Они могут:

  • обеспечивать население питьевой водой;
  • использоваться для оздоровительных нужд;
  • применяться для добывания технической воды для сфер промышленности и сельского хозяйства;
  • использоваться энергетическими компаниями;
  • служить в роли рыболовных комплексов.

Защита данных земель от нерационального использования и несоблюдения норм экологической безопасности осуществляется природоохранными службами. Особенный охранный режим устанавливается на территориях федеральными и муниципальными законодательными актами.

Водный объект, поверхностные объекты и береговая линия

Водный объект — это искусственная или естественная территория, свойства и особенности которой подразумевают необходимость введения особого режима.

Элементы данной категории определены в Водном Кодексе РФ: в их число включаются водные территории, располагающиеся над поверхностью земли, и воды, протекающие или содержащиеся под землей.

Поверхностные воды

Эта группа включает в себя наземную и водную территории в зоне береговой линии:

  • морские территории;
  • реки, крупные ручьи;
  • водохранилища;
  • водоемы;
  • болота;
  • естественные снеговые отложения;
  • ледники.

Объекты могут быть как искусственного, так и естественного происхождения, они составляют единую экосистему с землями водного фонда, поэтому на данных площадях вводятся особый правовой режим и правила пользования, защищающие природные ресурсы.

Подземные воды

К данной подгруппе относятся подземные бассейновые расположения, а также воды, протекающие постоянно или после осадков в горных массивах и расщелинах.

Береговая линия

Данный ландшафтный элемент также включается законодательством в перечень водных объектов. Береговая линия представляет собой охраняемую законодательством естественную полосу суши.

Фактически эти участки относятся к зоне непосредственного водного объекта, который они обрамляют, но на них допустима организация оздоровительной или хозяйственной деятельности, если она не противоречит установленным законодательством правилам.

Правовой режим

На территориях фонда действует введенный Земельным Кодесом правовой режим, заключающийся в требовании соблюдения установленных норм. Они регулируют правоотношения между государством и лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на выделенных участках данной категории.

Перевод земель водного фонда в иные категории может быть осуществлен в следующих случаях:

  • при формировании участка с особо охраняемой зоной;
  • при расширении площади городов и поселков;
  • при переносе федеральных или муниципальных объектов;
  • при наличии территориальных изменений, делающих использование водного объекта невозможным.

Не все земли, принадлежащие к фонду, разрешено переводить в иные категории. Запрет на переход наложен законодательством на следующие объекты:

  • изъятые из оборота площади (например, имеющие культурно-историческую ценность);
  • земли, на оборот которых наложено временное ограничение;
  • земли, находящиеся в распоряжении организаций, осуществляющих обслуживание населения (например, ГЭС или очистные сооружения);
  • территории, перемещенные в резерв.

Решение о переводе земель в иные категории решается на федеральном и муниципальном уровне на основании присутствия участка в специальных реестрах.

Право собственности

Согласно ЗК и ВК, участки, прилегающие или имеющие на своей площади замкнутые водные пространства, могут находиться в собственности у частных и юридических лиц. В таком случае территории выполняют хозяйственный функционал и могут быть проданы или переданы во владение вместе с расположенными на них прудами, карьерами и иными искуственными водоемами.

Важно отметить, что объектом купли продажи в этих случаях могут быть только замкнутые элементы: реки, озера не могут быть отчуждены вместе с прилегающими территориями, поскольку являются государственной собственностью и принадлежат к категории объектов общего пользования. Передача в собственность может быть осуществлена, если водоем, расположенный на участке:

  • имеет незначительные размеры;
  • не имеет протока к иным водоемам;
  • имеет замкнутую береговую линию.

При соблюдении всех перечисленных факторов, участки могут быть куплены, проданы, переданы в наследство или подарены. Если территория не является собственностью, пользоваться ей в хозяйственных нуждах и физическим, и юридическим лицам разрешается только на правах сервитута.

Охрана территорий водного фонда

Для обеспечения щадящего и рационального использования природных ресурсов на землях осуществляются охранные мероприятия, особенности которых подробно прописаны в ВК РФ. Помимо соблюдения мер по контролю за оборотом и пользованием территорий, входящих в данную категорию, государство требует от собственников и руководителей соблюдения мер по защите имеющихся ресурсов.

Законодательством определены элементы, требующие особенных мер по защите: это береговая линия и природоохранные зоны, прилегающие непосредственно к водным объектам. Охраной данных земель занимаются Министерство природных ресурсов и экологии, подчиненные ему федеральные ведомства, муниципалитеты, а также собственники. При фиксировании нарушений санитарных и природоохранных норм, следует ограничить эксплуатацию водного объекта и прилегающих к нему участков.

Читайте также  Нумерация счетов-фактур: как выбрать оптимальный
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector