Понятие, состав и особенности правового режима земель

Понятие, состав и особенности правового режима земель

15.1. Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам

Частные интересы в использовании земель противоположны публич­ным интересам, хотя и совпадение их возможно при оптимальном пра­вовом управлении. Например, в рациональном использовании сельско­хозяйственных угодий одинаково заинтересованы как фермер, так и го­сударство, предоставившее ему эти угодья (ст. 2, 8, 9 Конституции РФ).

Сферу частного в использовании земель представляют земли, при­надлежащие гражданам, что и вызывает необходимость в выделении их в особый вид по правовому режиму и более детальном изучении.

Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам, выражаются в следующем.

1. Основное влияние на правовой режим этого вида земель оказывает субъектный состав, по которому и выделяется данный вид земель. Поскольку субъектами данных отношений являются граждане, то данный вид землепользования представляет частный сектор с множеством разновидностей и комбинации. Например, в нем можно выделить и индивидуальное, и коллективное землеполь­зование, и нахождение земельных долей граждан в предприятиях смешанной формы собственности, и нахождение земельных участ­ков в объединениях граждан, не обладающих правом собственно­сти на данные участки.

Поскольку субъектами прав на землю являются граждане, облада­ющие единым правовым статусом (ограничение правоспособности и дееспособности их допускается только по особым законным основа­ниям), то правовой режим рассматриваемого вида земель является единым.

Разумеется, из этого правила, единообразного для всех граждан России, права на землю, равного доступа к осуществлению хозяйство­вания на земле, есть исключения. Например, право на служебный зе­мельный надел возникает, во-первых, лишь у работающих в определен­ных сферах общественно полезной деятельности; во-вторых, только на период выполнения работы. При этом в исключительных случаях право на служебный земельный надел у работника сохраняется после пре­кращения трудовых отношений. Однако это особое исключение из всеобщих прав на землю продиктовано интересами стимулирования притока работников в те сферы, в которых испытывается недостаток рабочих рук. Не каждый, к примеру, пойдет на работу в лесоохрану, на отдаленные полустанки железных дорог, на находящиеся в безлюд­ных местах посты рыбоохраны и т^д. В силу этого применение инсти­тута служебных земельных наделов не противоречит конституцион­ному равноправию граждан на земельные права.

2. Определенное влияние на правовой режим земель, принадле­жащих гражданам, оказывает и категория земельного фонда, в ко­торой находится участок, принадлежащий гражданину. В частности, на землях сельскохозяйственного назначения участки предоставля­ются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, для сенокошения и т.д.; на землях

под строительство индивидуальных жилых домов; землях специального назначения (промышленности, транспорта и служебные земельные

3. Круг объектов земельных правоотношений, в которых граж­дане обладают правом на землю, значительно шире, чем в земель­ных правоотношениях с участием других субъектов. В частности, в круг объектов земельных правоотношений, где субъектами ся граждане, обладающие правами на землю, входят и земельные доли, и права на» земельные доли и на земельные участки, которые могут быть вкладом в хозяйственное общество и товарищество.

Если земельные участки как объекты прав граждан на землю опреде­лены в натуре на местности, имеют границы, обладание участками реаль­но осязаемо (ограничением допуска на этот участок, установлением осо­бого режима охраны участка и т.д.), то земельные доли, принадлежащие гражданам, а также права на них имеют условный характер и обретают реальные черты при выделе земельной доли натуре на местности.

4. Характер использования земельных участков гражданами, которым принадлежат эти участки, сводится к двум основным видам: товарному и потребительскому.

Товарный характер использования земель выражается в использо­вании земельных участков для удовлетворения предпринимательских интересов гражданина. Например, крестьянское (фермерское) хозяйство создается для производства сельскохозяйственной продукции (выращи­вания сельскохозяйственных культур, производства мяса и молока) и последующей потребителям; хозяйственное

принадлежащее гражданину, осуществляет на производственных мощ­ностях, расположенных на определенных участках, производство тех или иных изделий, ремонт техники и оказание определенных услуг гражданам и организациям (потребителям). Собственник фермерского хозяйства и производственных мощностей получает лишь прибыль от реализации продукции, производства работ и оказания услуг, результа­ты же его труда идут на удовлетворение нужд других лиц.

Потребительский характер использования земель выражается в том, что все или основные результаты такого использования предназнача­ются для удовлетворения личных потребностей граждан, которым при­надлежат используемые участки. Например, использование земли в качестве личного подсобного хозяйства в виде индивидуального ого­родничества; использование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и т.д.

При этом грань между товарным и потребительским использова­нием земель довольно относительна.

В практике хозяйственных отношений бывает, что граждане про­дают всю произведенную в личном подсобном хозяйстве продукцию.

товарного определяется, во-первых, степенью повторяемости (система­тичности) формы использования; во-вторых, наличием или от­сутствием государственной регистрации такой деятельности, посколь­ку незарегистрированная предпринимательская деятельность являет­ся незаконной.

Здесь можно также выявить два основных вида использования зе­мель: растениеводческий и нерастениеводческий.

Как сельскохозяйственный, так и несельскохозяйственный харак­тер нерастениеводческого использования гражданами земельных уча­стков выражается в том, что почвенный покров земли здесь не экс­плуатируется, а поэтому при строительстве соответствующих строений и сооружений он подлежит снятию и направлению для сельскохозяй­ственных целей в установленном законом порядке.

Однако в сельскохозяйственном нерастениеводческом использова­нии земель, в отличие от несельскохозяйственного, присутствуют нор­мы, имеющие аграрно-правовое содержание. В частности, содержание скота должно соответствовать ветеринарно-санитарным нормативам; складирование кормов должно отвечать растениеводческим правилам; складирование минеральных удобрений — нормативам охраны окру­жающей среды и т.д.

Суммируя изложенное, можно сделать1 следующие основные выводы:

1. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам, облада­ет единством правового содержания, обусловленным единством правового статуса граждан Российской Федерации.

2. Этот правовой режим имеет специфические черты, позволя­ющие выделять его в самостоятельный вид.

3. Специфические черты правового режима земель, принадлежащих гражданам, обусловлены субъектным составом. Вместе с тем опре­деленное влияние оказывают на них и особенности правового режима той категории земель, в которой расположены участки граждан.

4. Содержание правомочий граждан в отношении, использова­ния принадлежащих им земельных участков зависит от того, ис­пользуются эти участки для товарного производства продукции или в потребительских целях, имеют растениеводческий или не­растениеводческий характер.

5. Объекты земельных правоотношений, участниками которых являются граждане, обладающие земельными участками, включа­ют в себя не только земельные участки, но и земельные доли и земельные права как на участки, так и на эти доли.

Земли населенных пунктов (понятие, виды, состав, особенности правового режима этой категории земель)

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

ГРАДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ (ВИДЫ):

1. сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов);

2. городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

3. городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района;

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера;

4. внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения;

5. С ОСОБЫМ ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ (ЗАТО — ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

6. НАУКОГРАДЫ — инновационные центры (2001 ГОД Город Королёв Московской области получает официальный статус «наукоград РФ»).

Департамент муниципального имущества и земельных отношений и департамент градостроительства администрации г. Красноярска

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации РФ.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

правовой режим земель населенных пунктов — это система правовых норм, отражающих особенности правового регулирования порядка использования и охраны земель в границах городских и сельских населенных пунктов, с помощью установления дозволений, ограничений, запретов и мер ответственности при не соблюдении данных норм, а также принципы руководства в пределах указанных земель установленных НПА РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым; 2) общественно-деловым;

3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Земли жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями (индивидуальной, малоэтажной, среднеэтажной, многоэтажной и других видов застройки), а также объектами культурно-бытового и иного назначения (п. 5 ст. 85 ЗК РФ).

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Земли производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам(п. 7 ст. 85 ЗК РФ). В состав производственных зон могут включаться: 1) коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; 2) производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; 3) иные виды (п. 7 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться (п. 9-10 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ):

1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах (п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение(п. 12 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства(п. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Закон красноярского края «о РЗО» Правовой режим пригородных зонУтверждение и изменение границ пригородных зон осуществляется законами края.

В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.

Территории сельскохозяйственного производства в составе пригородной зоны могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, для ведения гражданами и их объединениями садоводства, огородничества и дачного строительства, а также для ведения животноводства, сенокошения, выпаса скота, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Зоны отдыха населения в составе пригородной зоны предназначаются и используются для организации отдыха, туризма, лечения, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В зонах отдыха населения в составе пригородной зоны в соответствии с федеральным законом запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Резервные земли для развития города в составе пригородной зоны предназначены и используются для застройки и развития соответствующего города.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1601 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Особенности и общая характеристика правового режима земель населенных пунктов

Законодательство РФ выделяет отдельные категории земель, которые обладают различным правовым режимом. Основанием для выделения категорий выступают цели использования земель и особенности возникающих при этом правоотношений.

Земли населенных пунктов представляют собой территории, используемые для городских и сельских поселений. Правовое положение устанавливается в соответствии с территориальным зонированием. Основная его функция в регулировании правоотношений, возникающих при использовании земель. Подробнее об этом в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Законодательная база правового режима земель:

  • Правовой режим земель поселений устанавливается Земельным кодексом РФ (глава XV).
  • Градостроительный кодекс РФ. . .
  • Региональные правовые акты, регулирующие землепользование.
  • Нормативные акты органов местного самоуправления: градостроительные регламенты, правила землепользования и застройки.

Общая характеристика

Границы

  1. Утверждаются генеральным планом городского поселения.
  2. Утверждаются схемой территориального планирования муниципального образования.
  3. Запрещено пересечение границами населенных пунктов границ нескольких муниципальных образований.
  4. Запрещено разделение границами земельного участка, находящегося в пользовании у граждан или организаций. В редких случаях допускается разделение, тогда участок относится сразу к двум категориям.

Зонирование территорий

Правила землепользования и застройки утверждают классификацию территорий земель городов и сел:

  • Жилые зоны выделяются для обеспечения населения жилой и бытовой недвижимостью.
  • Общественные территории включают участки для административных зданий.
  • Производственные зоны формируют базу для промышленного строительства.
  • Инженерные включают участки под строительство и размещение инженерных сооружений.
  • Транспортные предназначены для строительства объектов водного, железнодорожного, автомобильного и иного транспорта.
  • Зоны рекреации отводятся под городские лесопарки, скверы, сады.
  • Сельскохозяйственные земельные участки используются для растениеводческих нужд (о том, можно ли использовать такие земли для садоводства, читайте тут, а о том, возможно ли на них ведение ЛПХ, говорится здесь).

Для каждой территориальной зоны устанавливается регламент, который регулирует:

  1. правовой режим зоны;
  2. особенности расположения;
  3. использование зоны;
  4. сочетание с территориями других видов.

Особенности

  • Зонирование производится конкретно для каждого населенного пункта, в зависимости от необходимости выделения определенных субрежимов, например, природоохранных зон.
  • Ограничение использования земельных участков собственниками в зонах с особым режимом производится в соответствии с Правилами землепользования, которые принимаются органами местного самоуправления.
  • Строительство объектов на территории с определенным правовым субрежимом производится только в соответствии с градостроительным регламентом. О том, можно ли использовать земли населенных пунктов под строительство, написано в нашем материале.
  • Включение участка в состав земель населенных пунктов не отменяет прав его собственников.

Пользование участком

Специфичность пользования землями населенных пунктов заключается в сложном взаимодействии земельного и имущественного законодательства при регулировании этой сферы правоотношений. Связано это с тем, что объекта правоотношений здесь два:

  1. земельный участок;
  2. строения и здания, расположенные на земле.

Субъект права выступает в двух ролях одновременно:

  • с одной стороны, он землепользователь или владелец земельного участка;
  • с другой, он является собственником зданий и сооружений.

Можно ли получить в собственность?

Для некоторых из них установлены ограничения на передачу в собственность:

  1. участки с особым режимом: природоохранные, зоны обороны и безопасности;
  2. зоны общего пользования.

Местные органы самоуправления предоставляют земельные участки следующим образом:

  • юридические лица могу оформить участок в собственность через покупку или в аренду;
  • физические лица получают участки в собственность путем приватизации или расширения приватизированного ранее участка;
  • территории для государственного или кооперативного строительства выдаются в аренду;
  • земли общего пользования (инженерные, транспортные, рекреационные) либо не закрепляются за пользователями, либо сдаются в аренду предприятиям ЖКХ.

Основанием для оформления права собственности на земельный участок выступает право собственности на находящиеся на нем строения.

Особенности регулирования и управления

Управлением в сфере пользования землями поселений занимаются органы местного самоуправления посредством специализированных служб или департаментом. Федеральный закон N 131-ФЗ разграничивает функции по управлению землями поселений:

  1. составление территориальных планов и схем;
  2. ведение Государственного кадастрового учета земельных участков;
  3. утверждение правил землепользования и застройки;
  4. выделение участков;
  5. оформление разрешений на постройку сооружений и зданий;
  6. резервирование, изъятие, выкуп участков;
  7. осуществление контрольных мероприятий.

Контролирующие функции также возложены на органы государственной власти и составляют:

  • контроль за соблюдением прав участников земельных правоотношений;
  • контроль за формированием рекреационных, промышленных и других зон;
  • определение порядка градостроительных мероприятий;
  • контроль за финансированием градостроительства и освоения средств.

Мониторинг

Мониторинг земель выступает частью мер по экологическому контролю и реализуется на всех уровнях:

  1. федеральном;
  2. региональном;
  3. местном.

Основные задачи мониторинга:

  • Выявление изменений на земельных участках, оценка их масштаба и последствий.
  • Сбор и организация доступа к актуальной информации по состоянию земельного фонда.

Мониторинг может осуществляется в двух формах:

  • исследование использования участков согласно их целевому назначению (о видах разрешенного использования таких земель и их целевом назначении мы писали здесь);
  • изучение состояния земель, которое включает наблюдение за загрязнением, захламлением, нарушением и т.д.

Территории городов и сел являются в первую очередь пространственной базой для создания необходимых большому числу людей условий жизни. Кроме того, на них концентрируется основная часть инвестиционных и строительных процессов, происходящих в стране.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео о том, что такое земли населенных пунктов:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

ГЛАВА 13. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ

Наука земельного права и его учебная дисциплина, имеющие своей задачей системное и полное изложение содержания правового регулирования, устойчиво оперируют понятием «правовой режим земель», которое отражено лишь в ряде нормативных актов без раскрытия содержания этого понятия. Нет четкого определения правового режима и в земельно-правовой науке, а определения, данные в дореформенный период, не подходят к современной практике и теории земельного права, поскольку они базировались на монопольном праве исключительной государственной собственности на землю.

Читайте также  Преданность компании оао ржд при увольнении

Исследуя понятие «правовой режим земель» и раскрывая его содержание, можно прийти к следующим основным выводам.

1. Под понятием «режим» (в переводе с французского — «порядок») можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию земель. Этот режим может быть установлен для всех земель Российской Федерации, а может быть особенным для определенных категорий земель и местностей. Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).

2. Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий. Так, на землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

В силу этого наличие объекта правового режима, его границ, определяющих пределы действия данного режима, является первым условием и элементом правового режима земель. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц.

Объектом особого правового режима являются земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель. Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

3. Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

а) органы, осуществляющие это регулирование. К их числу относятся государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

Данная градация основана на тех видах функций, которые эти органы осуществляют в соответствии со своими полномочиями в отношении земель. Например, если сельская, поселковая администрация осуществляет все виды предоставления земельных участков из земель муниципальной собственности в любую форму использования, то комитет по земельным ресурсам и землеустройству на местах выдает разрешения (лицензии) для проведения работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;

б) формы регулирования земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие формы регулирования:

установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования. Так, ЗК РФ определяет порядок регулирования государственными органами процедуры получения земельных участков в собственность и другие основания использования; пожизненно наследуемое владение; постоянное (бессрочное) пользование и т. д.; основания и порядок принятия участка к использованию; общие правила и обязанности лиц, использующих землю; основания прекращения прав на использование земли и т. п.;

контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными органами;

вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей. Так, органы комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) органами, специально на то уполномоченными, для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

4. Третьим элементом правового режима земель является наличие круга субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

а) лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования. Например, если собственники земель обладают всеми правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых прав, предусмотренных этим кодексом. Конкретные права землевладельцев и землепользователей по использованию земельных участков, устанавливаются договором, по которому получен земельный участок;

б) лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель. Так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

5. Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель.

Эти права и обязанности зависят от:

а)объекта земельно-правового режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

б) от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий;

в) от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

г) от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент. Так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования (п. 3 ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»), а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования (п. 2 ст. 59 указ. Закона).

6. Наконец, пятым элементом правового режима земель является наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений, которые выражаются в следующем:

а) наличие мер юридической ответственности за нарушения правового режима. Так, в случае систематического нарушения установленных режимов использования земель право собственности, землевладения, землепользования и аренды на них может быть прекращено; в случае нарушения законодательства, которым установлен тот или иной режим земель, наступает соответствующая юридическая ответственность;

б) наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение установленного правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения;

в) наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер. Так, в целях предотвращения химического, бактериального, радиоактивного и другого загрязнения почв законом устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций в почве, что позволяет предотвратить ущерб, причиняемый земле неизбежными отходами производства (ст. 25-27 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Подводя итог изложенному в настоящем параграфе, можно сделать следующие выводы.

1. Понятие «правовой режим земель» лишь упоминается в действующем законодательстве, однако не раскрывается его содержание, которое позволило бы наиболее полно и системно усвоить содержание земельно-правового регулирования.

2. Правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

3. Обязательными элементами и признаками правового режима земель является наличие объекта (категории земель или земельного участия) государственного регулирования данного режима (органов, форм регулирования); круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать правила земельного режима; прав и обязанностей субъектов, которые зависят от особенностей объекта земельного режима, от особенностей земли как объекта правового режима, от обстановки, существующей на данном земельном режиме; системы правовых мер, обеспечивающих охрану данного режима от нарушений.

4. Правовой режим земель можно подразделить на общий, присущий всему составу земель Российской Федерации; особенный, присущий отдельным категориям земель; и специальный (конкретный), присущий конкретным земельным участкам.

5. Общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима,, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector