Понятие приватизации и собственности Отличия

Понятие приватизации и собственности Отличия

В чем разница приватизации и собственности оформления права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница приватизации и собственности оформления права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все, кто проживает в квартире по договору соцнайма, в том числе несовершеннолетние дети, могут стать собственниками этого жилья.

Хочется на всякий случай выделить отдельные тезисы, аргументирующие главные отличия приватизации от оформления в собственность.

Стоимость приватизации квартиры

В этой статье мы дадим разъяснение чем отличается право на собственность недвижимостью от приватизации и какие особенности у каждой формы владения имуществом.

Кстати, вопреки популярному мнению приватизация никак не связана с местом в очереди на улучшение жилищных условий. Если вы приватизируете квартиру, в которой на каждого члена вашей семьи приходится менее 15 метров площади, то с учета нуждающихся вас никто не снимет — неважно, собственная квартира или государственная.

  1. Первая сторона – государство в лице органа, владеющего жилым наделом во время его передачи людям в найм.
  2. Вторая сторона договорных отношений – те, кто пользуются наймом, а также проживающие с ним граждане. Они должны иметь прописку.

Суть основных терминов, связь с понятиями «социальное жилье» и «муниципальный жилой фонд», история государственной недвижимости в нашей стране.

Разгосударствление может осуществляться на основании нормативно-правовых актов и регламентировано властными институтами. После того, как процесс приватизации завершён, собственник может использовать имущество по своему усмотрению: дарить, менять, продавать, безвозмездно отчуждать.

Процесс перехода недвижимого имущества проводится на добровольной основе, инициатором выступает проживающий гражданин, выразивший желание оформить на своё имя муниципальную недвижимость. При приватизации квартиры кто является собственником, зависит от количества лиц, участвующих в регистрации сделки.

Приватизация началась в 1991 году, когда государственное/муниципальное имущество активно начали передавать в частные руки. Коснулось это и простых людей, получивших возможность бесплатно получить от государства жилье. В частности – квартиры, землю и частные дома. Однако до сих пор, несмотря на все прошедшие годы, данная процедура остается чем-то непонятным и странным.

Приватизация и собственность: в чем разница, чем отличается?

Также имеется ряд ограничений, которые полностью ограничивают право принятия жилья на безвозмездной основе. К примеру, данная процедура возможна только для тех лиц, которые постоянно проживают на территории жилплощади по договору социального найма.

Благодаря участию МФЦ в 2021 году процесс предельно упрощён, запись проводится в дистанционном порядке во избежание очередей, а ксерокопии документов делаются специалистами при посещении с одновременной подачей документации.

Вступить в права собственности можно несколькими путями и неограниченное количество раз в течение жизни. 2. Распоряжаться имуществом можно по своему усмотрению. 3. Согласие на перепланировку ни у кого получать не требуется (работы должны производится с учетом всех существующих технических нормативов). 4.

Максимальный срок оформления документов при приватизации квартиры — 46 рабочих дней (два месяца). В этот срок должен быть заключен договор передачи квартиры в собственность или вынесен мотивированный отказ.

Основания возникновения, способы приобретения права собственности на землю. Правовые формы приватизации земель. Использование их для ведения фермерского хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности.

Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

Основное преимущество приватизации — вы бесплатно получаете право собственности на квартиру и можете распоряжаться жильем по своему усмотрению. Например, вот что можно сделать с приватизированной квартирой.

Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

Основное преимущество приватизации — вы бесплатно получаете право собственности на квартиру и можете распоряжаться жильем по своему усмотрению. Например, вот что можно сделать с приватизированной квартирой.

Из этого следует, что право собственности является последствием реализации права человека на приватизацию. Если рассматривать саму процедуру, то отличие есть только в том, что в процессе приватизации второй стороной выступает государство, а в процессе перехода права собственности — иное юридическое или физическое лицо.

Приватизация и собственность: в чем разница, чем отличается

Считается, что приватизированная квартира, ставшая собственностью, дает ее хозяину больше прав: теперь жилье можно продать, подарить, завещать или сдать в аренду.

Тем более что даже жилье госфонда народ умудряется передавать по наследству. Не путем официального завещания, конечно, а путем оформления обмена между близкими родственниками, например: бабушка в качестве члена семьи прописывается к детям, а внук переезжает в ее квартиру — договор найма перезаключается с ним.

Жилье, которое относится к категории неприватизированного — недвижимость, взятая в аренду, права на которую ограничены.

Важным этапом в приватизации является сбор документов. Процесс может занять несколько месяцев и стоить несколько тысяч. Поэтому лица прибегают к профессиональным агентствам или юристам. Понадобятся такие сведения:

  • Подтверждение факта заселения в квадратные метры. Этим подтверждением может быть ордер, находящийся в жилищной комиссии, социальный найм на квартиру, комнату или дом, который гражданин заключал с местной властью. В дополнение к договору дается распоряжение о передаче недвижимости в найм. Подаются бумаги в виде оригинала или копии.
  • Сведения по каждому участвующему в процессе. При этом, гражданин должен быть прописан на этих квадратных метрах. Информация берется в управляющем учреждении, ведущем на учете каждую домовую книгу.
  • Подтверждение того, что заявитель не имеет задолженностей по выплате коммунальных услуг. Если они есть даже в незначительной сумме, приватизация не будет разрешена до того, как будут погашены все долги.
  • Информация по месту раннего жилья. Это может быть выписка из домовой книги. Такие документы должны хранить сведения касательно отсутствия участия в других приватизациях по другим местам проживания. Эта информация запрашивается в регистрационном органе – заказывается справка на наличие других недвижимостей. Если ранее в приватизации не участвовали, то после запроса бумаги выданы не будут.
  • Подтверждение гражданства Российской Федерации.
  • Выписка из кадастра.
  • Паспортные и личные данные всех участников процедуры: как взрослых, так и несовершеннолетних.

Далеко не все могут разобраться с частной и муниципальной собственностью. Выбор в пользу того или иного варианта — всегда сложный. Особенно, если человек хочет сэкономить на коммунальных платежах, получить свою долю, подарить или завещать жилье. Очень часто возникают конфликты — с администрацией, Росреестром, ЖЭКом, ПФР и прочими службами.

Понятие «приватизации» появилось в лексиконе россиян в далеком 1991 году, после вступления в законную силу ФЗ №1541-1. Под приватизацией понимается процедура смена статуса собственности с муниципальной на частную. Далее оформление права на собственность. Это процесс регистрации в государственном органе, необходимый для подтверждения человека, как правообладателя недвижимостью. Это также обеспечивает новому владельцу возможность совершать любые операции с недвижимостью.

Москвы одновременно (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.11.2019 по делу N 33-51453/2019).

Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

Несоблюдение процедуры приватизации, а также процесса оформления имущества в собственность влечёт признание сделки недействительной. Поэтому очень важно чётко понимать, какое именно юридически значимое действие совершается и каковы его последствия. Отчуждение имущества в процессе приватизации всегда является возмездным, хотя в общественном понимании эти процессы считаются бесплатными.

В СССР такой договор заключался с гражданином, когда он получал ордер на заселение в квартиру. Сейчас такой договор заключают, если государство признало человека малоимущим и поставило на учет как нуждающегося в жилом помещении.

Приватизация и оформление собственности: отличия

Самое важное на тему: «Чем отличается приватизация от собственности квартиры» с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.

Долевая собственность не подразумевает деления собственно жилой площади (особенно, если места общего пользования невозможно разделить). Но каждый член семьи имеет право на определенную часть жилья в денежном эквиваленте. И определенные права – например, в случае продажи квартиры, каждый владелец доли должен оформить согласие на продажу и стать участником сделки.

Сама по себе процедура принятия в собственность – более обширное понятие, в отличие от приватизации. Сюда входит оформление договорных отношений, вопросы завещания, дарственная на имущество и другие аспекты. При этом все юридически значимые действия имеют разные этапы оформления. Чтобы была проведена приватизация, должна быть поддержка нормативных актов.

Приватизацией называется процесс преобразования собственности из муниципальной в частную, регулируемый законом ФЗ №1541-1. Основанием для приватизации является договор социального найма или ордер муниципалитета (в настоящее время используется крайне редко).

Сущность и механизм приватизации

Приватизация — это передача государственного имущества в личную собственность. Имущество может быть любое — не только квартира или комната, но также земля и нежилые помещения. Благодаря приватизации появляется право собственности на жилье, а значит, такое имущество можно продать, подарить, обменять на другое имущество, оставить в наследство или передать в залог для получения кредита.

Стоимостью переоформления. Если приватизация является процедурой бесплатной, то получение имущества по договору купли-продажи подразумевает покупку движимого или недвижимого объекта по рыночной цене.

Оснований на получение имущества в собственность может быть несколько: договор купли-продажи, завещание, дарственная и все та же приватизация.

Этапы процедуры. Приватизация имеет четкие правовые шаги: могут участвовать только те лица, которым дали на это право.

Особенности приватизированного и неприватизированного жилья. Есть ли разница между понятиями «приватизация» и «собственность». Достоинства и недостатки каждого из видов. Полезные юридические рекомендации.

Небольшое сходство есть в том, что приватизацией и оформлением права на собственность человек добивается полного овладения имуществом и права распоряжаться ею в соответствии с собственными нуждами и пожеланиями. В данной статье нам предстоит разобраться в отличии терминов между собой.

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация — отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

    Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

    Способы приватизации государственного и муниципального имущества

    Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

      1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
      2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
      3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
      4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
      5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
      6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
      7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
      8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
      9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
      10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
      11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

      При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — голосов) такого общества.

      Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

      Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

      Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

      Приватизация государственного и муниципального имущества

      Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

      Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

      Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

      Понятие и функции приватизации

      О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

      Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

      Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

      Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

      Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

      Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

      Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

      Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

      Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

      • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
      • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
      • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

      Приоритет законодательства о приватизации

      Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

      Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

      Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

      Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

      Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

      Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

      Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

      Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

      Начало отечественной приватизации

      Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

      Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

      • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
      • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
      • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
      • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

      Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

      Способы приватизации государственного и муниципального имущества

      Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

      Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

      Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

      Понятие приватизации, ее отличительные признаки и обязательные условия

      ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года . Одобрен Советом Федерации5 декабря 2001 года.

      · Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

      · Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

      · Основные признаки приватизации перечислены в ст. 217 ГК и могут быть сведены к следующим:

      · а) приватизируемое имущество должно быть объектом государственной или муниципальной собственности. Поэтому не является приватизацией, например, переход кооперативных квартир в домах ЖСК в собственность граждан или акционирование предприятия, созданного потребительским обществом. К таким случаям применимы общие нормы гражданского права;

      · б) покупатель приватизируемого имущества обязательно должен быть субъектом частной собственности. Поэтому переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является;

      · в) необходимость соблюдения особой публичной процедуры приватизации, предусмотренной законами о приватизации (процедуры подачи заявки, принятия решения о приватизации, об отказе в приватизации и т.д.). Не соблюдение этих правил может повлечь за собой признание соответствующих сделок недействительными (п. 2 ст. 29 Закона о приватизации). Именно наличие в процедуре приватизации особого публичного элемента заставляет законодателя при решении вопросов приобретения и прекращения права собственности отдавать приоритет законам о приватизации (ст. 217 ГК). При решении же других вопросов должны применяться общие нормы гражданского права.

      · В отдельных законодательных актах содержатся дополнительные признаки приватизации того или иного имущества. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о приватизации обязательным признаком приватизации признается ее возмездность. Это свидетельствует об окончательном завершении государственной политики бесплатной чековой приватизации, проводимой ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» . Напротив, в соответствии со ст. 1 и 11 Закона о приватизации жилищного фонда основным признаком приватизации жилых помещений по-прежнему остается ее безвозмездный характер.

      Обязательные условия для приватизации:

      • право на нее имеют все проживающие в квартире квартиросъемщики по договору соцнайма или согласно ордеру и только на ту площадь, на которой зарегистрированы и которая указана в документах или в равных частях, когда жилплощадь квартиры при процедуре делится между жильцами;
      • жильцы должны иметь постоянную прописку;
      • временно проживающие, а также, например, родственники нанимателей, которые не живут в квартире, приватизировать ее не имеют права;
      • по закону допускается приватизировать жилье только один раз за всю жизнь тем, у кого нет ранее приватизированного жилья (исключение составляют случаи, когда судом установлено, что права заявителя при прохождении процедуры были нарушены – тогда можно повторить ее еще раз);
      • от процедуры можно отказаться, но передать свое право приватизировать определенную долю жилья кому-либо нельзя (такой отказ оформляют письменно и заверяют нотариально).

      Процедура бесплатная касательно самого жилья, но за оформление документов придется оплатить несколько платежей и госпошлин. Основными законодательными актами, регламентирующими ее, являются ФЗ «О приватизации» от 2001 г. и Решение комитета России по муниципальному хозяйству «Об утверждении примерного положения о бесплатной приватизации жилфонда в Российской Федерации».

      В процессе приватизации государственного и муниципального имущества между ее участниками возникают соответствующие общественные отношения, регулируемые правом. В правовой литературе распространено мнение о существовании особых «приватизационных правоотношений»*(444).

      В качестве субъектов указанных отношений выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны — лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества. Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст.214 ГК РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК РФ). То есть собственником государственного и муниципального имущества, а следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

      Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов. Исходя из этого основания объекты приватизации всегда подразделялись на: имущество, приватизация которого запрещена; имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации); имущество, приватизируемое в особом порядке (по решениям Правительства РФ, без участия нерезидентов и т.п.); приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации. Закон 2001 г. предусматривает иную классификацию имущества исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества: имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности); имущество, подлежащее приватизации. При этом имущество, подлежащее приватизации, включает в себя имущество, приватизация которого ограниченна или осуществляется в особом порядке. Во-первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, для приватизации которых необходимо соответствующее решение Президента РФ: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Во-вторых, акции РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия, которые приватизируются на основании федерального закона (ст.7 Закона о приватизации 2001 г.).

      Читайте также  Образец характеристики на водителя автомобиля для
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector