Подписано Генеральное соглашение между

Подписано Генеральное соглашение между

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2018-2020 годы

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2018-2020 годы

Под документом поставили подписи председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

Данное Соглашение провозглашает принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, а также совместные действия сторон по их реализации.

Истоки такого рода взаимоотношений берут своё начало в Советском союзе. В те времена вопросы социально-трудовых отношений решались на уровне государственных ведомств: Государственного планового комитета (Госплана) и Госкомитета по труду и социальным вопросам при координации со Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС).

Когда в 1989-1991 годах Россия перешла на рыночную модель экономики, сформировались основные негосударственные отраслевые союзы. В качестве альтернативы ВЦСПС были созданы независимые профсоюзы — «Соцпроф», ФНПР, «Защита труда».

В декабре 1991 года начал свою работу Российский союз промышленников и предпринимателей. Однако, порядок взаимодействия между ними к началу рыночных реформ хоть и был узаконен, но на практике еще не реализовывался. Потому профсоюзы и работодатели «жили» по советским правовым нормам. По указу президента РФ Бориса Ельцина «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», подписанного 15 ноября 1991 года требовалось принять ряд документов. Как раз одним из них было Генеральное соглашение о принципах трехстороннего взаимодействия между правительством, союзами работников и работодателей. Соглашение необходимо было составить для определения обязательств сторон в области занятости населения, роста доходов и повышения социальных гарантий, обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, реализации республиканских социально-экономических программ.

Впервые Генеральное соглашение подписали 25 марта 1992 года члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В её состав вошли 43 человека под председательством государственного секретаря РФ Геннадия Бурбулиса. Первый документ действовал до конца 1992 года. Он установил основные направления деятельности в области законотворчества. Прежде всего, Генеральное соглашение предусматривало внесение в Верховный Совет РФ предложений о скорейшем принятии законов «Об охране труда», «Об отпусках», «О рабочем времени и времени отдыха». Правда, отдельные законы всё же приняты не были. Однако 25 сентября 1992 года Кодекс законов о труде РСФСР пополнился первоочередными поправками.

В последующие годы (с 1992 по 2013) было подписано 12 Генеральных соглашений. Первое время срок их действия составлял 1 год. В 1995 году подписано первое двухлетнее соглашение (на 1996-1997 годы), а 20 декабря 2001 года — первое трехлетнее. С 2002 года Генеральные соглашения принимаются в рамках Трудового кодекса РФ. Предыдущее соглашение на 2014-2016 годы, подписанное в 2013 году, продлили на 2017 год.

Новый документ содержит 7 разделов.

1) Экономическая политика.

Основные направления экономической политики в РФ включают 9 наименований. Среди них — обеспечение соответствия трудовых ресурсов потребностям экономики; содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест; повышение общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики страны.

2) Заработная плата, доходы и уровень жизни населения.

Для реализации этого направления необходимо в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, реализацию государственных гарантий по оплате труда, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.

3) Развитие рынка труда и содействие занятости населения.

Согласно этому направлению, приоритетной государственной задачей станет создание достойных рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения России.

4) Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы.

Данное направление предполагает развитие эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышения уровня социальной защиты работающих граждан.

5) Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность.

Главенствующее для пользователей сайта направление содержит ряд мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Прежде всего, предполагается принятие новых и пересмотр действующих норм и правил в сфере охраны труда. Кроме того, будет обеспечена разработка и внедрение новых механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе за счет повышения заинтересованности работодателей и работников в обеспечении безопасности труда и сохранении здоровья. Дублирующие требования, содержащиеся в законодательной и нормативной правовой документации по вопросам безопасности труда, будут исключены.

Планируется установить критерии безопасности и (или) безвредности гигиенических и иных нормативов среды обитания, а также контроль за их применением с учетом допустимого (приемлемого) риска. Целью таких преобразований является обеспечение единообразия в практике применения санитарных правил и нормативов в отношении рабочих мест с вредными условиями труда.

Для повышения эффективности методики по установлению категории риска предприятия будет разработан проект Концепции оценки профессионального риска причинения вреда жизни и здоровью работника.

К тому же, в рамках завершающегося периода по окончанию которого требовалось провести спец.оценку условий труда на рабочих местах всех организаций (до 31.12.2018), будет проведён мониторинг практики применения законодательства о спец.оценке в целях совершенствование ее нормативной базы.

Система и методы проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, также будут совершенствоваться.

Также Стороны договорились содействовать развитию корпоративных систем медицины труда. Медицина труда – это профилактическое направление медицины, изучающее все аспекты воздействия окружающей среды и техногенных производственных нагрузок, социальной обстановки на здоровье трудового населения с акцентированием внимания на факторы влияния негативных производственных и технологических циклов, токсических веществ и вредных отходов производства.

В Соглашении указано требование по актуализации перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, проект которого в прошлом году так и не был представлен широкой общественности.

В Порядок обучения по охране труда и проверке знаний планируется ввести новую систему гибких форм обучения, в том числе дистанционной. Систему подготовки и переподготовки специалистов по охране труда также ожидают изменения, направленные на внедрение современных технологий обучения.

Будет разработана и реализована подпрограмма «Безопасный труд на 2018 — 2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». В дальнейшем под неё будут переработаны и региональные программы.

Несмотря на название раздела, в качестве мер по промышленной безопасности установлено лишь одна — обеспечение формирования предложений по созданию нормативно-правовой базы применения системы дистанционного контроля за промышленной безопасностью опасных производственных объектов. Впрочем, в отношении экологической безопасности никаких мероприятий не предложено вовсе.

6) Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Приоритетными задачами этого раздела являются сбалансированное социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации, развитие производительных сил северных регионов, социальные гарантии гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

7) Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения.

В основе направления лежит принцип согласования интересов работников, работодателей и государства и распределения между основными субъектами экономики социальной ответственности за благосостояние населения страны. Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют безусловное выполнение обязательств содержащихся в Соглашении.

В целом, документ описывает практически все направления трёхстороннего взаимодействия. Надеемся, что результаты реализации содержащихся в нём мер, в частности касающихся сферы охраны труда и промышленной безопасности, будут достигнуты в намеченный срок.

Подписано 14е Генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством на 2021–2023 годы

Подписано 14-е Генеральное соглашение между Правительством РФ и объединениями профсоюзов, работодателей. Его действие запланировано на период 2021-2023 гг.

Соглашение регламентирует федеральные основы регулирования социально-трудовых и смежных с ними экономических правоотношений между работодателями, профсоюзами и органами исполнительной власти на текущий и последующие два года. Его текст еще не опубликован. Однако в обнародованных в настоящее время докладах участников соглашения информации, напрямую касающейся вопросов охраны и условий труда, не содержалось. Но соответствующие пожелания выразил Владимир Путин, обращаясь к участникам процесса подписания, попросил их предметно заняться укреплением здоровья работающих граждан, в том числе посредством проведения профосмотров, лечения, реабилитации, поддержки массового спорта.

Президент РФ принял участие в церемониальной процедуре подписания Генерального соглашения в режиме видеоконференции. По словам главы государства, данный НПА является социально значимым документом, поскольку затрагивает интересы свыше 70 млн россиян, работающих в различных отраслях экономики, социальной сферы.

Приоритет соглашения — создание антикризисных мер по поддержке сограждан, малого бизнеса, существенно пострадавших экономических секторов.

Президентом РФ выделены три ключевых направления в области труда и занятности:

  • Доведение рынка труда до уровня 2019 г. к концу 2021 г.
  • Укрепление здоровья работающих лиц. Предложено расширить программы льготного лечения и реабилитации трудящихся в профсоюзных/корпоративных домах отдыха и санаториях.
  • Развитие программ кадровой переквалификации. Последним надлежит стать общественно доступными, помогать людям в осваивании новых профессий или в приобретении каких-то вспомогательных навыков. Предлагается использование преимуществ технологического прогресса в целях расширения профессиональных, карьерных перспектив.

Из доклада Министра труда и соцзащиты следует, что одними из базовых направлений совместной деятельности станут: полномасштабное внедрение кадрового электронного документооборота; формирование требований к отраслевым системам оплаты труда и совершенствование активного содействия занятости – от обновленных стандартов работы ЦЗН до модернизации системы профессиональной квалификации.

По словам председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, появление данного соглашения опосредовано несколькими знаковыми событиями всероссийского и международного масштаба:

  1. Социальными конституционными поправками, в том числе об особой роли социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений.
  2. Принятием Декларации столетия МОТ о будущем трудовой сферы.
  3. Пандемией COVID-19 и необходимостью учета ее последствий при формировании мер защиты работающих граждан и рынка труда.

В тексте соглашения прослеживаются также приоритеты финансирования поддержки/развития человеческого ресурса, отраслей социальной сферы, а также сокращения уровня бедности, снижения налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.

Михаил Шмаков в своем выступлении подчеркнул, что все три стороны соглашения пришли к единому мнению о необходимости опережающих темпов роста МРОТ по сравнению с динамикой прожиточного минимума. Это и является залогом успешного сокращения бедности в России.

Особое внимание члены соглашения решили уделять в дальнейшем субъектам РФ и деятельности региональных трехсторонних комиссий. Пандемия негативно сказалась на работе таких органов в регионах и потому, по мнению участников соглашения, необходимо восстановить ее прежний уровень и наработанные механизмы.

Документ подписан Антоном Котяковым — Министром труда и социальной защиты, Михаилом Шмаковым — председателем ФНПР и Александром Шохиным — президентом Российского союза промышленников и предпринимателей. В церемонии принимала также участие Татьяна Голикова — координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Зампред Правительства РФ.

Генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ подписано на 2021-2023 годы

Генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ подписано и рассчитано на 2021–2023 годы, оно стало 14-м в истории. С 1993 года – даты первого соглашения – Генеральное соглашение определяет согласованные позиции трех сторон социального партнерства по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и совместные действия по их осуществлению.

В церемонии его подписания в режиме видеоконференции принял участие Президент РФ Владимир Путин. «Это действительно общественно значимый документ. Он напрямую затрагивает интересы более 70 миллионов граждан страны, которые работают в разных секторах экономики и социальной сферы, и, чтобы в полной мере защитить, гарантировать трудовые права людей, мы с вами должны и дальше действовать как настоящие партнёры», — отметил Президент.

По словам главы государства, приоритетом Соглашения является формировании антикризисных мер по поддержке граждан, малых предприятий, наиболее пострадавших отраслей экономики в целом.

При этом Владимир Путин выделил три главных направления в сфере труда и занятности:

  • Восстановления рынка труда до уровня 2019 года к концу текущего года.
  • Укрепление здоровья работников. Предлагается расширить программы льготного лечения и реабилитации работников в профсоюзных и корпоративных санаториях и домах отдыха.
  • Развитие программы переподготовки кадров. Президент отметил, что они должны стать доступными для граждан, помогали им получать дополнительные навыки или новую специальность.

Генеральное соглашение

«При подготовке соглашения произошли три новых ключевых события, которые повлияли и на дух, и на текст соглашения», — отметил в свою очередь председатель ФНПР Михаил Шмаков. По его словам, это:

  • Внесение в Конституцию социальных поправок, в том числе об особой роли социального партнёрства в регулировании социально-трудовых отношений.
  • Принятие Декларации столетия Международной организации труда о будущем сферы труда.
  • Пандемия новой коронавирусной инфекции и необходимость учёта её последствий при формировании мер защиты работников и рынка труда.

«Важно отметить то, что в текст соглашения включены приоритетное финансирование развития и поддержки человеческого капитала, отраслей социальной сферы, сокращение бедности и снижение налоговой нагрузки на малоимущих», — также отметил лидер профсоюзов.

Михаил Шмаков подчеркнул, что в обновлённой Конституции РФ закреплено положение, согласно которому МРОТ должен быть выше прожиточного минимума «Но мы считаем – все три стороны, кстати, с этим согласились, это положение включено в соглашение, – что МРОТ должен расти более высокими темпами, чем прожиточный минимум. Это как раз и будет нас всех подвигать к цели значительного сокращения бедности», — добавил он.

Генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2021–2023 годы: структура

Генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ имеет следующие разделы:

  1. Экономическая политика
  2. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
  3. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
  4. Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы
  5. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
  6. Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
  7. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения

Приложение № 1 Показатели проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации

Приложение № 2 Показатели проекта федерального бюджета

Приложение № 3 Индикаторы достойного труда (перечень показателей, рекомендуемых Международной организацией труда)

Приложение № 4 Перечень конвенций Международной организации труда

Приложение № 5 Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения

В Генеральном соглашении сохраняется порядок, что все стратегически важные документы, которые затрагивают социальную сферу, предварительно обсуждаются на заседаниях РТК, в том числе основные параметры федерального бюджета.

Профсоюзам удалось включить в текст соглашения приоритетное финансирование из федерального бюджета направлений, связанных с развитием и поддержкой человеческого капитала, отраслей социальной сферы, здравоохранения, образования, науки.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018 – 2020 годы

Подписи под документом поставили Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин, Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

С 1992 по 2017 год заключено 12 Генеральных соглашений.

Новое Генеральное соглашение содержит семь разделов, в которых определены совместные действия социальных партнеров в следующих областях:

  • экономическая политика;
  • заработная плата, доходы и уровень жизни населения;
  • развитие рынка труда и содействие занятости населения;
  • социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы;
  • условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность;
  • социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; развитие социального партнерства и координация действия Сторон Соглашения.

В Генеральном соглашении на 2018-2020 годы предусмотрено обязательство сторон обеспечить поддержание минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения и провести консультации по дальнейшему соотношению данных показателей при совершенствовании их содержания.

Также сторонами предлагаются обязательства сторон по реализации мер, направленных на предотвращение возникновения просроченной задолженности по заработной плате, а также защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.

В рамках реализации Генерального соглашения на 2018-2020 годы предусмотрено дальнейшее развитие Национальной системы квалификаций, в том числе на основе активного внедрения профессиональных стандартов, модернизации системы профессионального образования, развитию его технологической базы, системы независимой оценки квалификаций.

В качестве одного из основных государственных приоритетов страны в новом Генеральном соглашении установлено создание достойных рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения.

Предлагается продолжить и активизировать работу по следующим основным направлениям:

  • модернизация механизма социальной поддержки граждан, потерявших работу, а также проведение консультаций по вопросу внедрения механизма страховых принципов защиты от безработицы и по вопросу установления размера пособия по безработице не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и порядка и сроков его индексации;
  • расширение возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • совершенствование регулирования привлечения на рынок труда иностранной рабочей силы с учетом принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации; снижение занятости без оформления трудовых отношений;
  • развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
  • внедрение принципа превентивности при организации работы службы занятости населения в случае возникновения риска высвобождения работников, прежде всего в монопрофильных населенных пунктах;
  • повышение качества государственных услуг в сфере занятости, в том числе эффективности взаимодействия органов службы занятости населения с работодателями и гражданами, ищущими работу.

Одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала стороны Генерального соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Читайте также  Оплата переработок по Трудовому кодексу
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector