Особенности оплаты труда педагогических работников

Особенности оплаты труда педагогических работников

Особенности оплаты труда педагогических работников

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 декабря 2020 г. № 14-1/ООГ-17775 Об особенностях исчисления оплаты труда педагогического работника, отработавшего сверх установленной нормы часов

Физлицо работает в детском саду воспитателем. График работы сменный, смена — 7 часов. В течение отпуска сменщицы физлицо частично ее замещало, дополнительно отрабатывая по 4 часа. Вместо оплаты сверхурочной работы администрация детского сада произвела оплату по совместительству в одинарном размере. Возможно ли признать замещение сменщицы сверхурочной работой в целях оплаты в полуторном размере? Если да, то в каком порядке?

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел обращение от 01.12.2020 и по компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 2.7 приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ N 1601) норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается в том числе воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

В соответствии с пунктом 4 примечаний к Приказу N 1601 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников.

Также сообщаем, что Федеральной службой по труду и занятости в целях защиты прав и интересов работников и работодателей создана Система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», которая позволяет направить заявление в инспекцию труда, которая проверит соблюдение трудовых прав и поможет устранить нарушения, получить консультацию о применении требований и норм трудового законодательства в течение 3 рабочих дней, а также работодателю провести самопроверку соблюдения трудового законодательства.

Заместитель директора Департамента —
начальник отдела оплаты труда
Департамента оплаты труда, трудовых
отношений и социального партнерства
А.В. Фролова

Обзор документа

Минтруд указал, что не считается совместительством и не требует заключения трудового договора работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты педагогических работников.

Тарификация педагогических работников

Особенностью оплаты труда отдельных педагогических работников является исчисление ее с учетом объема установленной педагогической нагрузки. О ежегодной тарификации педагогических работников и порядке определения и распределения объема педагогической нагрузки читайте в данной статье.

1. Общие правила тарификации педагогических работников бюджетных организаций

Ежегодно на 1 сентября в учреждениях образования осуществляется тарификация учителей, преподавателей, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования, аккомпаниаторов, концертмейстеров, музыкальных руководителей, культорганизаторов (педагогические работники), которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку (подп. 1.1, ч. 4 подп. 1.2 п. 1 постановления N 25).

Связано это с ежегодным установлением указанным работникам объема педагогической нагрузки в астрономических часах, который в общем случае не изменяется только в течение текущего учебного года (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 постановления N 25).

Рассмотрим отдельные вопросы данного процесса.

Что входит в объем педагогической нагрузки?

Педагогическая нагрузка включает (п. 2 Инструкции N 25):

Педагогическая нагрузка педагогических работников

При этом учебные часы представляют собой часы педагогической деятельности, регулируемой расписанием уроков (учебных занятий, занятий) в соответствии с учебными планами в классах, специальных классах, учебных группах, группах, специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, классах интегрированного обучения и воспитания, объединениях по интересам, а также планами воспитательной работы (абз. 2 п. 2 Инструкции N 25).

Организационно-воспитательная работа осуществляется за пределами учебного расписания и включает:

— классное руководство (кураторство), воспитательную, идеологическую и культурно-массовую работу с учащимися, социально-педагогическую работу с родителями и др.;

— организацию и выполнение работы по обучению в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях, цикловых, предметных и методических комиссиях учебных заведений (п. 2 Инструкции N 70).

Дополнительный контроль — работа по проверке знаний учащихся, включая проверку письменных работ, и с использованием современных технологий — осуществляется по отдельным учебным предметам (дисциплинам) также за пределами учебного расписания (ч. 1 п. 4 Инструкции N 70).

Кто и как распределяет педагогическую нагрузку?

Распределение всей педагогической нагрузки между работниками, учет и контроль осуществляет руководитель учреждения образования по согласованию с соответствующим комитетом отраслевого профсоюза. Он также несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме (ч. 3 подп. 1.2 п. 1 постановления N 25, ч. 1 подп. 24.6 п. 24 Соглашения с отраслевым профсоюзом на 2019 — 2022 годы).

Предварительная работа по установлению педагогической нагрузки, как правило, проводится до ухода педагогических работников в отпуск. Тем самым работники заранее информируются о том, в каких классах, группах и с каким объемом нагрузки они будут работать в новом учебном году (ч. 2 подп. 24.6 п. 24 Соглашения с отраслевым профсоюзом на 2019 — 2022 годы).

Конкретный объем педагогической нагрузки устанавливается работникам исходя из количества часов согласно учебным планам, часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в учреждении. При этом нагрузка менее чем на ставку устанавливается с письменного согласия работника, кроме случаев, когда работник по трудовому договору (контракту) принят на условиях неполного рабочего времени (ч. 3 подп. 24.6 п. 24 Соглашения с отраслевым профсоюзом на 2019 — 2022 годы).

Объем часов дополнительного контроля определяется каждому учителю (преподавателю), выполняющему эту работу, пропорционально объему педагогической нагрузки, установленной на основании учебного плана по соответствующему учебному предмету (учебной дисциплине) (п. 7 Инструкции N 70).

Перераспределение учебной нагрузки в течение учебного года, как правило, не допускается. Исключением может быть изменение количества часов по тем или иным предметам, предусмотренным учебным планом, либо изменение количества классов (групп).

Что такое тарификация и как она оформляется?

Согласно ТК тарифы оплаты труда работников бюджетных организаций определяются по базовой ставке и коэффициентам тарифного разряда тарифной сетки (кратным размерам базовой ставки). В свою очередь, тарифный разряд — это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника (ч. 1, 4 ст. 60 ТК).

Таким образом, тарификация в оплате труда — это установление тарифных разрядов (разрядов выполняемых работ) работников для определения размеров их окладов. Тарификация может оформляться ведомостью либо тарификационным списком.

Тарифные разряды по должностям служащих педагогических работников бюджетных организаций определяются согласно постановлению от 03.06.2019 N 71. Данным документом определены также перечни отраслевых стимулирующих и компенсирующих выплат и утверждены инструкции о порядке их осуществления и размерах (п. 1 и 3 постановления от 03.06.2019 N 71).

Тарификация педагогов оформляется списком педагогических работников бюджетных учреждений образования, которым устанавливаются оклад, надбавки и доплаты с учетом педагогической нагрузки (Список). Список составляется ежегодно на начало учебного года на основании всех имеющихся данных и утверждается руководителем учреждения образования (п. 11 Инструкции N 25).

Список представляет собой документ, в котором также планируется штатная численность педагогов и расходы на оплату труда этих работников, включаемые в штатное расписание учреждения образования (абз. 2 ч. 2 п. 3 Инструкции о порядке расчета планового ФЗП N 149, п. 4 Методических рекомендаций).

По структуре Список похож на штатное расписание, однако в отличие от него он поименный и содержит персональные данные по каждому педагогу, а также планируемый размер его зарплаты без учета премий.

Законодательство не содержит указаний по составлению данного Списка. Исходя из практического опыта в Список включаются:

— педагогические работники, работающие по основному месту работы, в том числе находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

— учителя (преподаватели), работающие на условиях совместительства, которые также тарифицируются;

— вакантные должности (нераспределенные часы педагогической нагрузки из-за отсутствия кадров по предметам преподавания).

В Список не включаются работники, с которыми заключен гражданско-правовой договор.

По вакантным должностям в Списке размер оклада, надбавок и доплат рассчитывается как средний сложившийся размер оклада, надбавок и доплат по всем штатным единицам по соответствующим должностям работников (п. 5 Инструкции о порядке расчета планового ФЗП N 149).

В целях уточнения планового фонда оплаты труда при изменении базовой ставки, законодательства в части размеров выплат, изменения количества часов учебного плана, организационно-воспитательной работы, дополнительного контроля, объемов средств, направляемых на надбавку за контракт, а также при изменении у работников продолжительности стажа работы, квалификационной категории Список также уточняется (п. 4 Инструкции о порядке расчета планового ФЗП N 149).

2. Особенности тарификации учителей в школе

Об особенностях тарификации учителей в школе и преподавателей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования читайте в ilex.

Департамент образования Владимирской области

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г . № 597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики » в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено :

педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе;

педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение средней заработной платы до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;

преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г . № 761 « О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы » предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей , в том числе педагогов в системе учреждений культуры , до уровня не ниже среднего для учителей в регионе .

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г . № 1688 « О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей — сирот и детей , оставшихся без попечения родителей » предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных , медицинских организаций или организаций , оказывающих социальные услуги детям — сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей , до 100% от средней заработной платы в регионе .

2. Кто отвечает за повышение оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (администрация Владимирской области) и органов местного самоуправления.

3. Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?

В соответствии со статьей 136 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

4. Что делать, если мне задерживают выплату заработной платы?

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

5. Почему моя заработная плата ниже показателя, закрепленного в указах Президента?

Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации для соответствующей категории работников.

6. Какими нормативными правовыми актами регулируется размер заработной платы работников организаций сферы «Образование»?

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда, определяющей порядок и условия ее выплат.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждено положение о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования во Владимирской области.

Аналогичные положения о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений отрасли образования утверждаются каждым муниципальным образованием самостоятельно.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников должна быть доведена:

— в дошкольных образовательных организациях – до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Владимирской области;

— в общеобразовательных организациях – до уровня средней заработной платы во Владимирской области.

Ежемесячная заработная плата работников включает в себя как должностной оклад, так и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, начисляемые и выплачиваемые в соответствии с действующими в учреждениях коллективными договорами, положениями об оплате труда и стимулировании работников.

При этом следует отметить, что в настоящее время заработная плата педагогических работников образовательных организаций напрямую зависит от квалификации, творческой активности в работе.

7. Как рассчитывается должностной оклад воспитателя?
(пример для воспитателя государственного учреждения, не имеющего квалификационной категории, со стажем работы 12 лет)

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады педагогических работников государственных учреждений отрасли «Образование».

На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.

Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:

— по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;

— по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.

На основании указанного порядка должностной оклад воспитателя без категории, имеющего стаж 12 лет, работающего на 1 ставку, составит (руб.):

6 373*1,05*1,07*1,15 = 8 234,07 , где

1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность воспитателя отнесена к 4 квалификационному уровню);

1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;

1,15 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 10 до 15 лет.

Также при расчете должностного оклада воспитателю может быть установлен повышающий коэффициент специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.

8. Как рассчитывается должностной оклад учителя?
(пример для учителя государственного учреждения, с высшим образованием, не имеющего квалификационной категории и являющегося молодым специалистом)

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады работников государственных учреждений отрасли «Образование».

На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.

Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:

— по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;

— по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.

На основании указанного порядка должностной оклад учителя без категории, работающего на 1 ставку, в случае если учитель имеет высшее образование и является молодым специалистом, составит (руб.):

6 373*1,05*1,07*1,0*1,7 = 12 172,11 , где

1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность учителя отнесена к 4 квалификационному уровню);

1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;

1,0 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 0 до 2 лет;

1,7 – повышающий коэффициент специфики, установленный выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучавшимся по очной форме, поступившим на работу в образовательные организации до прохождения ими аттестации. Указанный коэффициент применяется не более 2 лет, за исключением времени нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Также при расчете должностного оклада учителю могут быть установлены другие повышающие коэффициенты специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.

Система организации и оплаты труда педагогических работников

Педагогический труд – планомерная совместная педагогическая деятельность, направленная на оказание образовательных услуг в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества (с экономической точки зрения).

Особенности педагогического труда

Интеллектуальный и творческий характерВысокие требования к педагогу со стороны государства и общества (образовательный ценз, здоровье, поведение)Слабо поддается четкой регламентации, нестандартен, требует самоуправляемостиОбразовательная услуга плохо поддается объективной оценке и непостоянна по качествуПроцесс производства образовательной услуги совпадает с процессом ее потребления

В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты труда с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции.

Единицей измерения труда педагогических работников является рабочее время – промежуток времени, в течение которого работник выполняет свои трудовые обязанности.

Виды рабочего времени:

1) Нормальное (не более 40 часов в неделю)

2) Сокращенное (для несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин и работников определенных профессий с учетом специфики и условий труда)

3) Неполное (по договоренности между работником и работодателем, при этом труд оплачивается пропорционально отработанному времени или объему выполненных работ).

Рабочее время в каждом году может различаться из-за наличия праздников, так как, согласно трудовому кодексу, накануне праздника рабочий день сокращается на 1 час, а если праздничный нерабочий день выпадает на выходной, то следующий будний день становится нерабочим.

Трудовой кодекс содержит специальную главу, устанавливающую особенности регулирования труда педагогических работников.

Рабочее время педагогического работника = учебная нагрузка (оплачивается преподавательская работа) + иная педагогическая работа (проверка тетрадей, классное руководство, педсоветы, методические объединения, перемены и т.д.).

Ставка заработной платы педагогическому работнику устанавливается, исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах, при этом одним часом педагогической нагрузки может быть и 45 минут, и 30 минут, и увеличения количества проводимых уроков при этом не происходит, так как продолжительность урока устанавливается для ученика и в его интересах.

Периоды школьных каникул, не совпадающие с очередным отпуском, являются обычными рабочими днями, во время которых педагог может в пределах определенной ему учебной нагрузки оформлять кабинет, выполнять организационную работу и т.д.

За часы педагогической работы, выполненной сверх установленной нормы, производится дополнительная оплата из расчета получаемой ставки (оклада) в одинарном размере.

Случаи работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:

Читайте также  Как Получить Звание Ветеран Труда В Тверской Области

1. Совместительство (по инициативе работника) внутреннее (с разрешения администрации в том же образовательном учреждении) и внешнее (вне стен образовательного учреждения, при этом разрешение администрации не требуется).

2. Сверхурочная работа (по инициативе работодателя).

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать 4 часов в день и 16 часов в неделю.

Рабочая неделя: 5-дневная с двумя выходными

6-дневная с одним выходным

Гибкое рабочее время, ненормированный рабочий день.

Ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически направляться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В отличие от других категорий работников, у педагогических работников граница между рабочим и внерабочим временем подвижна.

Внерабочим временем считается: время, связанное с работой в учреждении (передвижение к месту работы и обратно, перерыв на обед); время на домашний труд и другие бытовые потребности; время на удовлетворение физиологических потребностей человека (сон, еда, уход за собой); свободное время (активный отдых, чтение, хобби).

Заработная плата – часть ВВП, отраженная в себестоимости продукции и распределяемая в рыночной экономике между отраслями народного хозяйства, предприятиями и отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложения товаров.

Функции заработной платы: воспроизводящая (зарплата – основной источник дохода человека, главное средство возобновления его способности к труду);

Стимулирующая (зарплата – форма материального стимулирования труда работников).

Зарплата бывает номинальной и реальной. Номинальная зарплата – это начисленная и полученная работником зарплата за его труд за определенный период. Реальная зарплата – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату; покупательная способность номинальной зарплаты. Зависит от величины номинальной зарплаты и цен на товары и услуги.

Оплата труда педагогических работников складывается из:

— Основной (оплата за отработанное время, количество и качество выполненных работ);

— Дополнительной (выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым кодексом: отпуска, перерывы, льготные часы, выходное пособие при увольнении, государственные и общественные обязанности);

— Премии (выплачивается из прибыли предприятия за основные результаты работы);

— Вознаграждения (выплачивается из фонда оплаты труда за достижение определенного результата в деятельности).

Формы оплаты труда:

1. Повременная.

1.1. Повременная простая: зарплата напрямую зависит от количества отработанного времени.

1.2. Премиальная: к сумме заработка по тарифу прибавляется премия в определенном проценте к тарифу государственной сетки или другим измерителям.

2. Сдельная.

2.1. Прямая сдельная: оплата за число единиц изготовленной продукции и выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок с учетом необходимой квалификации.

2.2. Сдельно-премиальная: помимо суммы сдельной зарплаты работнику начисляются премии за конкретные показатели его производительной деятельности.

2.3. Сдельно-прогрессивная: выработанная продукция в пределах установленной нормы оплачивается по прямым неизменным расценкам, изделия сверх нормы – по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки.

3. Аккордная: определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.

Премирование труда – дополнительная форма вознаграждения персонала наряду с заработной платой, выплачиваемой при достижении плановых результатов предприятием в целом или его конкретным подразделением. Индивидуальное премирование отмечает особую роль отдельных личностей (высшего руководства, новаторов, изобретателей) и коллективное премирование, направленное на мотивацию социальных групп.

Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых регулируется заработная плата различных категорий персонала.

Элементы тарифной системы.

1. Тарифные ставки

2. Квалификационные разряды

3. Квалификационные категории

4. Должностные оклады.

В 1992 г. произошли радикальные изменения традиционной политики оплаты труда работников. В законодательном порядке был установлен минимальный размер оплаты труда, который за прошедшие годы неоднократно повышался. Существенно увеличился разрыв в заработной плате работников производственной и бюджетной сферы.

Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 г. был введен общий для работников образования и всех остальных бюджетных отраслей механизм организации и периодического пересмотра заработной платы. Месячные должностные оклады работников бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с ЕТС (единая тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов).

В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации педагогическим работникам присваиваются 7-16 разряды. Руководителям учреждений устанавливаются разряды оплаты труда выше, чем у педагогических работников (13 – 16) с учетом объемных и качественных показателей.

Объемные показатели: численность работников, число обучающихся или воспитанников, наличие дополнительных объектов, их сложность, сменность работы учреждения.

Качественный показатель – уровень квалификации руководителя.

1.12.2001 года были установлены следующие тарифные коэффициенты (см. таблицу).

РазрядТарифный коэффициентРазрядТарифный коэффициент
1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,222,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,9 4,2 4,5

Ставка 1 разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством РФ, а работников государственных и муниципальных учреждений – соответствующими органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (в Ленинградской области в 2008 г. ставка была 2000 рублей).

Существующая разрядная сетка приводит к оплате по одному и тому же разряду специалистов разной квалификации (преподавателей ВУЗов и учителей школы), нивелирует различные виды педагогической деятельности (семинары, научную работу, чтение лекций).

В настоящее время Россия плавно переходит к «подушевому» финансированию в расчете на одного ученика. Во многих школах России уже перешли на эту систему. Министерство образования и науки считает, что это позволит повысить конкурентоспособность образовательных учреждений. От этой реформы должны выиграть, в первую очередь, учреждения с большим контингентом учащихся.

Особенности почасовой оплаты труда педагогов

Труд педагогов финансируется органами госвласти субъектов РФ по установленным нормативам. Рассмотрим, как в образовательном учреждении вести учет отработанного времени и оплачивать работу преподавателей, которым установлена почасовая оплата.

Норма часов

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы определяются в зависимости от должности и (или) специальности педагогов с учетом особенностей их труда.

Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников», в частности, установлены следующие нормы для отдельных категорий педагогов:

– 18 часов в неделю – для учителей и тренеров 1–11 (12) классов общеобразовательных учреждений, школ искусств, а также для преподавателей по программам среднего профессионального образования, по специальным дисциплинам, педагогов допобразования;

– 720 часов в год – для преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы начального и среднего профессионального образования;

– 25 часов в неделю – для воспитателей, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

– 30 часов в неделю – для инструкторов по физической культуре, воспитателей в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня;

– 36 часов в неделю – для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

Вышеуказанная продолжительность рабочего времени включает преподавательскую (учебную), воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям. А норма часов за ставку заработной платы педагогов устанавливается в астрономических часах.

Дополнительно отметим, что за преподавательскую работу, выполняемую с согласия педагогов сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере.

Учет рабочего времени

Почасовая оплата производится в месяце, следующем за отработанным, без авансовых выплат, при условии, что у него есть составляющие заработной платы, установленные в фиксированном размере (должностной оклад, доплаты, надбавки и вознаграждения).

Размер оплаты

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Для государственных учреждений субъектов РФ рекомендации по разработке новых систем оплаты труда или типовые положения устанавливаются этим субъектом.

Например, в Москве Рекомендации по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утверждены постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. № 86-ПП.

Согласно указанным Рекомендациям, оплата труда московского педагога производится с учетом стоимости ученико-часа в данном учебном заведении с применением коэффициентов, прописанных в Положении о системе оплаты труда учреждения.

При этом учитывается коэффициент, соответствующий предмету, который ведет педагог, коэффициент за подгруппы (если таковой предусмотрен) и т. д.

Рассмотрим расчет заработной платы для московского учителя-почасовика по новой системе оплаты труда и согласно единой тарифной сетке на примере.

Пример. Учитель информатики имеет высшую квалификационную категорию и работает по почасовой оплате. Он ведет уроки каждый вторник в 7-м классе (2 академических часа), среднее количество академических часов в месяц – 72,8. По его часам применяются коэффициенты в соответствии с Положением об оплате труда.

Согласно новой системе оплаты труда, оплата отработанных им часов рассчитывается по следующей формуле:

Стоимость ученико-часа в данном учреждении х Коэффициент за квалификацию х Коэффициент за подгруппы х Коэффициент за проверку тетрадей х Коэффициент за предмет х Количество учеников х Количество часов.

В марте 2013 года одна неделя – каникулы, поэтому учитель информатики отработал 6 часов за этот месяц (2 ч 3 нед.). Таким образом, в марте ему полагается:

10,4 руб. х 1,15 х 1,5 х 1,1 х 1,15 х 15 уч. х 6 ч = 2042,47 руб.

При применении единой тарифной сетки и при наличии у педагога 13-го разряда, равного 21 313 руб., оплата за часы составит:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector