Основные положения Пенсионной реформы 2020

Основные положения Пенсионной реформы 2020

Закон о гарантированном пенсионном плане в 2020-2021 годах – обзор новой пенсионной реформы

Пенсионная система в Российской Федерации пока находится в стадии реформирования, создание накопительной пенсии заморожено, государство ищет способ формирования дополнительного источника дохода для граждан, прекративших трудовую деятельность. Все попытки внесения поправок в закон сейчас предпринимаются именно с этой целью, так как существующая система накопительной пенсии показала свою неэффективность.

Уже отвергнута идея индивидуального пенсионного капитала, формирующегося за счет отчислений нескольких процентов с заработной платы в определенный фонд под проценты (процент определяется гражданином и средствами ИПК может воспользоваться в экстренных случаях). Обязательность таких отчислений вызвала отрицательную реакцию в обществе и была разработана новая пенсионная реформа в 2020-2021 годах. Последние новости: Минфин РФ реализует вторую попытку создания закона о гарантированном пенсионном плане в 2020 году (первый был отвергнут Минтрудом РФ). Рассмотрим основные положения предлагаемой реформы.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Что произошло

Планируются изменения в пенсионной реформе в 2020 году, на портале федеральных нормативных актов опубликован законопроект, предполагающий введение гарантированного пенсионного плана. Пока проект нового закона находится в разработке, сейчас он проходит стадию общественного обсуждения.

Гарантированный пенсионный план (ГПП) – что это такое и как его составлять?

По сути это новое название индивидуального пенсионного капитала (ИПК), но формироваться он будет по новым принципам. Однако суть осталась прежней – граждане в течение трудовой деятельности делают отчисления, которые аккумулируются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), имеющих право инвестировать, использовать эти средства. Из этих денег и процентов, которые смог заработать НПФ, гражданину выплачивается пенсия после прекращения трудовой деятельности (либо достижения определенного возраста).

Главная декларируемая цель – дать возможность гражданам копить средства на пенсию (страховая пенсия в России не слишком большая). Кроме того, за счет граждан создается целая отрасль, в экономику вливается большой объем капитала.

Ранее ИПК предполагал автоматическое подключение к планируемой системе, в настоящее время ГПП разрабатывается строго на принципах добровольности участия.

Как подключиться к системе ГПП

Законопроект о гарантированном пенсионном плане в 2020-2021 годах предполагает, что инициативу его формирования высказывает сам гражданин.

Добровольность участия предполагает следующие принципы подключения к системе ГПП:

  • гражданин самостоятельно формирует заявку специально уполномоченному лицу «пенсионному оператору», ведущему реестр участников системы и занимающемуся администрированием пенсионных взносов;
  • гражданин в любое время вправе поменять НПФ (без утраты процентов);
  • договор считается заключенным после начала отчисления взносов;
  • в течение полугода с момента внесения первого взноса у гражданина есть возможность воспользоваться «периодом охлаждения» и отказаться от участия в программе ГПП с возвратом средств в полном объеме;
  • можно приостановить выплату взносов (не более, чем на пять лет каждый раз) и возобновить их внесение в любое время.

В заявке необходимо указать свои данные, включая номер СНИЛС, выбранный НПФ и ставку, процент отчислений по ГПП с заработной платы. Заявление можно подать как через работодателя, так и в Многофункциональном центр, на портале Госуслуг.

Закон о гарантированном пенсионном плане в 2020-2021 годах – обзор новой пенсионной реформы

Размер взносов

Он может быть любым, это определяет сам гражданин. При этом можно выбрать как процент от заработной платы, подлежащий уплаты, либо конкретную сумму денежных средств. Гражданин также имеет право сколько угодно раз менять как размер взносов, так и способ их формирования (процент с заработка, либо конкретная сумма).

Что будет с накоплениями до 2014 года (до заморозки)

Гарантированный пенсионный план или новая пенсионная реформа в 2020-2021 годах предполагает, что все имеющиеся накопления можно использоваться для ее пополнения, а можно и отказаться от ГПП, получив накопления в установленном виде. При этом перевод накопленных средств в другой НПФ или из ПФР в НПФ будет осуществлен только через пять после подачи заявления, текущие платежи будут сразу поступать в выбранный НПФ.

Если отказаться от ГПП средства накопительной пенсии, уже сформированные, будут выплачиваться тремя путями:

  • единовременная выплата;
  • срочная выплата;
  • периодически выплачиваемая пенсия.

Для каждого вида есть условия назначения и порядок отчисления.

Напомним, что на накопительную пенсию не распространяется повышение пенсионного возраста.

Дополнительные положения

Средства на счетах НПФ будут застрахованы, при этом гарантируется наличие определенного неснижаемого остатка средств на счету. На счету гражданина сумма фиксируется раз в 5 лет до неснижаемого остатка, если деньги вложены неудачно и потеряны, НПФ компенсирует убыток за свой счет.

Так же как и в случае ИПК средства из ГПП можно будет получить в тяжелых жизненных ситуациях. Государство обещает налоговые льготы для участников системы, освобождение от НДФЛ на внесенные средства.

Средства, накопленные в ГПП, смогут быть использованы в качестве пенсии, назначаемой на 15-20 лет или единовременной выплаты с уплатой подоходного налога.

Срок вступления в силу

Система гарантированного пенсионного плана в 2020-2021 годах будет еще дорабатываться, очевидно, что не все положения будут приняты, некоторые изменены или дополнены, так как вопрос достаточно сложный.

Изначально власти рассчитывали, что гарантированный пенсионный план заработает уже с 2021 года, однако, этот срок признан пока нереальным, скорее всего, закон о ГПП вступит в силу с 1 января 2022 года.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.

Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.

Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).

Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

    Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  1. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  2. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Помоги государству — уйди на пенсию досрочно. Власти вносят поправки в закон о пенсиях

Иногда бывает интересно наблюдать за тем, как государство выпутывается из проблем, которые само себе создало. Затеяли пенсионную реформу, чтобы сэкономить бюджет, реализовали, а сейчас не знают, что делать с безработными. Ведь тот, кто должен быть на пенсии, сейчас занимает рабочие места или получает пособие по безработице. Минэконом развития пытается решить проблему, переписывая закон прямо на бегу. Теоретически в этом году для пенсионеров будут послабления — выйти на заслуженный отдых можно будетраньше на 3 года. Но у каждой государственной инициативы есть оборотная сторона.

Государство запуталось в собственных сетях

Иногда хочешь сэкономить, берёшь на обед котлету за 20 рублей, а потом на 500 рублей покупаешь лекарства от отравления.

Примерно так получилось с пенсионной реформой. Её цель — сэкономить деньги в бюджете, ведь больше людей будут работать и отчислять деньги в Пенсионный фонд, а выплат на содержание пенсионеров потребуется меньше. В итоге бюджет перестанет перечислять средства на дофинансирование ПФР.

Протесты не помогли. Фото: cont.ws

Ещё в самом начале у людей возник вопрос: что будет с рабочими местами? Но власть убедила народ, что проблем с безработицей нет, всех пристроим и устроим. Никто не предполагал, что придёт коронавирус с кризисом и миллионы людей останутся без работы и шансов найти её.

Что имеем? Людей предпенсионного возраста увольняют первыми, а потом не берут на работу. Они идут на биржу труда и получают пособие из бюджета. Потом оно, кончно, закончится. Но возникнет социальная напряжённость. Что тоже опасно для государства.

Те, кто не уволен, занимают места. Значит, без работы и шансов её найти находится кто-то другой.

Государство лучше не сделало ни для людей, ни для себя. Что так, что так приходится платить деньги из бюджета. Только потоки разные. Пенсия выдаётся за счёт ПФР, а пособие по безработице напрямую из бюджета.

Пусть они уйдут на пенсию

Минэкономразвития и Минтруд решили обновить старую схему по досрочному выходу на пенсию. Сейчас на это имеют право люди, которые не могут найти работу после сокращения, а до пенсии осталось 2 года.

Министерства предлагают в течение 2020 года выводить на пенсию тех, кто остался без работы, а до пенсии осталось 3 года. Получается, что на заслуженный отдых смогут уйти женщины 52,5 лет и мужчины 57,5 лет с учётом переходного периода.

Новые правила выхода на пенсию. Фото: zen. yandex.ru

К тому же новый законопроект убирает обязательный трудовой стаж для выхода на досрочную пенсию, хотя сейчас надо отработать 20 лет женщинам и 25 — мужчинам.

Рано радоваться

В существующих правилах досрочного выхода на пенсию сказано, что на это имеют право работники, которых сократили на предприятии, а Центр занятости населения подтвердил, что человек не может найти работу.

С такими условиями получается, что на досрочную пенсию смогут претендовать единицы. С учётом недоработанного стажа пенсия будет невысокой, а пенсионер потеряет возможность подрабатывать, когда ситуация с рабочими местами нормализуется, поскольку ему из-за этого отменят досрочную пенсию.

Если же закон уберёт и эти условия, то начнутся злоупотребления со стороны работодателей, которые так начнут избавляться от сотрудников старше 50 лет, перекладывая финансовую ответсвенность за них на государство.

Основные положения пенсионной реформы

В декабре 2001 года были приняты федеральные законы « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Указанные законы вступили в силу с 1 января 2002 года и с этой даты на территории Российской федерации началось реформирование системы пенсионного обеспечения.

Старая пенсионная модель была крайне несовершенна. Пенсионное законодательство не было кодифицировано, и до конца 2001 года в Российской Федерации действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих граждан, устанавливая им ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсий.

Необходимо было заменить старую модель на новую, которая была бы свободна от недостатков «предшественницы», позволяла бы решать неразрешимые для «старой» модели задачи, в том числе и главные среди них – создать социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых и осуществить связь размера пенсии с размером заработной платы для высокооплачиваемых, позволить регулярно повышать пенсии пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед работающими.

Разрабатывая новую пенсионную модель законодатель исходил из того, что следует проводить реформу лишь в случае, если результаты можно будет почувствовать в ближайшее время, в первую очередь в виде повышения «старых» пенсий, в связи с этим с 1 января 2002 год были проведены следующие повышения:

-работающим пенсионерам, было предоставлено право полностью получать пенсию и продолжать работать (прибавка по этой категории в среднем составила 450-500 рублей);

-пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, и инвалидам 1-й группы, пенсии увеличены минимум до 1110 рублей;

-инвалидам 1-й и 2-й групп с детства, а также детям-инвалидам повышены пенсий до 900 рублей;

-круглым сиротам, потерявшим обоих родителей прибавка пенсии составила более 400 рублей;

-родителям, потерявшим детей на военной службе повышена базовая часть трудовой пенсии до 900 рублей при сохранении прав на полную страховую часть.

Отличительными чертами и основными положениями новой пенсионной системы являются:

1. Введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из 3-х составляющих частей: базовой, страховой и накопительной.

2. Сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении заработка принимается во внимание весь период трудовой деятельности.

3. Пенсионные права пенсионеров, оформивших пенсию до 1 января 2002 года, конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты. В целях обеспечения равных возможностей для разных категорий работающих граждан при формировании расчетного пенсионного капитала их пенсионные права конвертируются.

4. Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия российского гражданина состоит из 3-х частей: базовой, страховой и накопительной:

Основные положения Пенсионной реформы 2020

Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас «заморожена». То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет «переработки».

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений — это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года — значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип «отложенных индексаций» предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Читайте также  Срочный трудовой договор с пенсионером по возрасту

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

«Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала», — говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней — маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.

C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции «Единой России», чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория — молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность — вернуться к старой системе распределения выпускников.

Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон «О страховых пенсиях» вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий — например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен — по принципу «год за год».

Для «обычных» работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет — мужчины, и 55 лет — женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет — для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины — в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу «на год за год, пропуская год» в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году — в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста «по полгода за каждый год». В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других — изменения все же будут.

Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют «северным стажем») в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе — на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) — на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам — в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока — в 68 лет, а мужчинам — позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.

Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у «массовки» — больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. «Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, — пояснили «РГ-Неделе» в минтруде. — Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет». Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) «сдвигать» и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

«Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, — уточнили в минтруде. — Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений» (см. рисунок).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector