Общая характеристика института упрощенного

Общая характеристика института упрощенного

Читать контрольная по основам права: «Общая характеристика института упрощенного производства в России» Страница 1

Список литературы Этапы развития упрощенного производства в гражданском судопроизводстве Во многих зарубежных странах давно прослеживается тенденция внедрения в процессуальную практику упрощенного производства и других различных форм ускоренного производства. Причины неустойчивости и нестабильности, современное состояние этого важного института в нашей стране можно проследить на основе историко-правового анализа его развития.

Стоит начать с того, что еще в римском праве существовало понятие «summatimcognoscere», которое в дальнейшем послужило толчком для развития суммарных порядков в средневековой юриспруденции и современном законодательстве. Суть заключалась в том, что в простых случаях судья ограничивался исследованием главных спорных моментов и удовлетворением требований сторон без доказывания обосновывающих фактов. Так в средневековье, в частности, некоторые города Италии с развитием торгового оборота установили суммарное судопроизводство по торговым делам для взысканий по векселям и другим бесспорным документам.

В России возможность рассмотрения дела в отсутствии ответчика предусматривалась Судебником 1497 года. Более того, о существовании так называемого бессудного обвинения свидетельствует и Соборное уложение 1649 года. Далее Уставом гражданского судопроизводства 1864 г. был введен сокращенный порядок процесса, в котором по согласию сторон могли рассматриваться любые дела, за исключением двух категории дел: дела казенных управлений и иски о вознаграждении за убытки, причиненные лицами судебного и административного ведомств.

Как пишет А.Е. Солохин, упрощенное производство в нашей стране появилось лишь в 1891 году и применялось к бесспорным требованиям о взыскании определенной денежной суммы по письменным обязательствам. Следует подчеркнуть, что существовал закон от 3 июня 1891 г. «Об упрощенном порядке судопроизводства по векселям, долговым обязательствам и наемным договорам и о сокращенном судопроизводстве», который предусматривал дальнейшее упрощение и ускорение производства для таких дел. По мнению В.В. Захарова, упрощенное судопроизводство того времени отличалось следующими чертами: во-первых, единоличное рассмотрение дела судьей окружного суда; во-вторых, сокращенные сроки рассмотрения дела; в-третьих, принимались только оригиналы документов и стороны могли ссылаться только на письменные доказательства; наконец, на любой стадии процесса истец и ответчик вправе ходатайствовать о производстве по делу в общем судебном порядке.

Как видно, в дореволюционный период ускоренные формы производства использовались судом весьма активно, что не скажешь о советском периоде. Лишь в 80-х годах прошлого столетия, как указывает З.А. Папулова, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1985 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР» был введен упрощенный порядок для вынесения постановлений о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

Особенности института упрощенного производства

Упрощенное производство — это специальный порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 21.1 ГПК РФ, согласно которой судами общей юрисдикции рассматриваются дела искового производства. В отличие от приказного производства рассмотрение дел в порядке упрощенного производства не исключает наличие спора о праве.

Дела, перечисленные в части первой статьи 232.2 ГПК РФ, а при согласии сторон — и иные дела рассматриваются мировыми судьями, иными судами общей юрисдикции в порядке упрощенного производства.

С исковым заявлением (заявлением) по требованиям, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, вправе обратиться граждане – физические лица и индивидуальные предприниматели, организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы. С исковым заявлением (заявлением) по требованиям, рассматриваемым в указанном порядке, в суд общей юрисдикции вправе обратиться прокурор в пределах своих полномочий.

С учетом положений пункта 5 части первой статьи 23 ГПК РФ мировыми судьями в порядке упрощенного производства рассматриваются дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, дела по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает пятидесяти тысяч рублей, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности (часть первая статьи 232.2 ГПК РФ).

Иные дела, предусмотренные статьей 232.2 ГПК РФ, рассматриваются районными судами в порядке упрощенного производства.

Согласно п. 1 части первой статьи 232.2 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств в порядке упрощенного производства, если цена иска, рассматриваемого судом общей юрисдикции, не превышает ста тысяч рублей.

При этом заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства только в случаях:

— если указанное требование не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства;

— если по указанным требованиям может быть выдан судебный приказ, но в принятии заявления о вынесении (выдаче) судебного приказа по данным требованиям мировым судьей было отказано или судебный приказ был отменен (часть третья статьи 125, статьи 128 и 129 ГПК РФ).

В соответствии с п. 1 части первой статьи 232.2 ГПК РФ под денежными средствами, которые подлежат взысканию в порядке упрощенного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), общая сумма которых не должна превышать пределов, установленных указанными нормами.

Цена иска, рассматриваемого судом общей юрисдикции и состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

Требования, вытекающие из гражданских правоотношений, одно из которых носит имущественный характер и относится к требованиям, указанным в части первой статьи 232.2 ГПК РФ, а другое — неимущественный характер, рассматриваются в порядке упрощенного производства в случае, если суд не выделит требование, которое носит неимущественный характер в отдельное производство (часть шестая статьи 232.2 ГПК РФ). Так, рассматриваются в порядке упрощенного производства дела, в которых, наряду с подлежащими рассмотрению в таком порядке требованиями потребителя о взыскании денежных средств, заявлено требование о компенсации морального вреда.

По смыслу пункта 1 части первой статьи 232.2 ГПК РФ, в порядке упрощенного производства судами общей юрисдикции рассматриваются дела об истребовании как движимого, так и недвижимого имущества. При этом стоимость недвижимого имущества определяется исходя из его кадастровой стоимости, а стоимость движимого имущества и стоимость недвижимого имущества, сведения, о кадастровой стоимости которого отсутствуют, — исходя из рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 232.2 ГПК РФ в порядке упрощенного производства рассматриваются дела по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает ста тысяч рублей. К таким делам относятся, например, дела о признании права собственности на недвижимое имущество.

В силу пункта 3 части первой статьи 232.2 ГПК РФ суды общей юрисдикции, независимо от суммы заявленных требований, рассматривают дела по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.

К числу документов, устанавливающих денежные обязательства ответчика, относятся, например, договор займа, кредитный договор, договор энергоснабжения, договор на оказание услуг связи, договор аренды, договор на коммунальное обслуживание.

К документам, подтверждающим задолженность по договору, относятся документы, которые содержат письменное подтверждение ответчиком наличия у него задолженности перед истцом (например, расписка, подписанная ответчиком, ответ на претензию, подписанный сторонами акт сверки расчетов).

Дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, если представленные документы подтверждают только часть задолженности, а часть требований, которая не подтверждена такими документами, не превышает пределов, установленных пунктом 1 части первой статьи 232.2 ГПК РФ. В случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств суд вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (часть четвертая статьи 232.2 ГПК РФ).

Требования, предусмотренные пунктом 3 части первой статьи 232.2 ГПК РФ, подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства в одном из следующих случаев:

— если цена иска превышает установленные частью первой статьи 121 ГПК РФ пределы;

— если цена иска не превышает таких пределов, но в принятии заявления о вынесении (выдаче) судебного приказа по данным требованиям мировым судьей было отказано или судебный приказ был отменен (часть третья статьи 125, статьи 128 и 129 ГПК РФ);

— если цена иска не превышает указанных пределов, но требование не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства (например, требование о взыскании неначисленной работнику заработной платы).

Размер денежной суммы, взыскиваемой на основании пункта 3 части первой статьи 232.2 ГПК РФ, может быть пересчитан на дату вынесения решения суда, а также на дату фактического исполнения денежного обязательства.

В порядке упрощенного производства судами общей юрисдикции могут быть рассмотрены дела, не включенные в перечень, содержащийся в части первой статьи 232.2 ГПК РФ, если стороны согласовали рассмотрение такого дела по правилам упрощенного производства и если отсутствуют обстоятельства, указанные в частях третьей и четвертой статьи 232.2 ГПК РФ.

Согласование рассмотрения дела в порядке упрощенного производства осуществляется в ходе подготовки дела к судебному разбирательству посредством заявления стороной ходатайства об этом и представления согласия другой стороны либо представления в суд согласия сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, предложенное по инициативе суда (пункт 5.1 части первой статьи 150, статья 152, часть вторая статьи 232.2 ГПК РФ).

Согласие сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства должно быть очевидным, например, следовать из письменного либо зафиксированного в протоколе заявления сторон.

Отсутствие возражений сторон в отношении предложения суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства само по себе не является согласием на рассмотрение дела в таком порядке.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела, связанные с государственной тайной; дела по спорам, затрагивающим права детей; дела о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; дела особого производства(часть третья статьи 232.2 ГПК РФ), даже если стороны согласовали рассмотрение такого дела по правилам упрощенного производства.

Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства в гражданском процессе.

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются по правилам искового производства с особенностями, установленными главой 21.1 ГПК РФ, в частности, судебные заседания по указанным делам не назначаются, в связи с чем лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте судебного заседания, протоколирование в письменной форме и с использованием средств аудиозаписи не осуществляется, правила об отложении разбирательства дела (судебного разбирательства), о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются (статья 232.1 ГПК РФ).

При принятии искового заявления (заявления) к производству суд решает вопрос о том, относится ли дело к категориям дел, указанным в части первой статьи 232.2ГПК РФ.

Если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в части первой статьи 232.2 ГПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть вторая статьи 232.3 ГПК РФ). Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.

Указание в исковом заявлении третьих лиц само по себе не является препятствием для его рассмотрения в порядке упрощенного производства (часть четвертая статьи 232.2 ГПК РФ).

Если дело не относится к категориям дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, суд, приняв исковое заявление (заявление) к производству по общим правилам искового производства, начинает подготовку дела к судебному разбирательству (статьи 133 и 147 ГПК РФ).

В определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству суд может предложить сторонам рассмотреть данное дело в порядке упрощенного производства (часть вторая статьи 232.2 ГПК РФ).

При обращении с исковым заявлением (заявлением) по требованию, подлежащему рассмотрению или рассмотренному в порядке приказного производства, истец или заявитель должен указать в исковом заявлении (заявлении) об отказе в принятии заявления о вынесении (выдаче) судебного приказа или об отмене судебного приказа и приложить копии соответствующих определений.

Если копия соответствующего определения отсутствует, однако заявитель обращался с заявлением о выдаче судебного приказа, такое исковое заявление (заявление) подлежит оставлению без движения (статья 136 ГПК РФ).

Если указанные требования не рассматривались в порядке приказного производства, то исковое заявление (заявление) подлежит возвращению (пункт 1.1 части первой статьи 135 ГПК РФ).

УПРОЩЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО (ГЛАВА 21.1 ГПК)

Упрощенное производство– это рассмотрение спора без вызова сторон.

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом по общим правилам искового производства.

Все дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства, делятся на две группы:

1. Обязанность суда рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

2. Право суда рассмотреть дело в порядке упрощенного производства при соблюдении ряда условий.

Основания для рассмотрения дела без вызова сторон (обязанность суда рассмотреть дело в порядке упрощенного производства):

1. Дела о взыскании денежных средств или истребовании имущества при условии, что цена иска не превышает 100 тыс. руб., и дело не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства.

В гражданском процессе также выдается судебный приказ в случае взыскания суммы по договору. Означает ли это, что в случае взыскания задолженности до 100 тыс. руб. по договору упрощенный порядок применяться не будет? Нет, не означает, ведь судебный приказ может быть отменен. После этого при предъявлении взыскателем иска, дело будет рассматриваться в порядке упрощенного производства.

Другой вариант перехода к упрощенному порядку — взыскание до 100 тыс. руб. по требованиям, не основанным на сделке. В частности, вытекающим из факта причинения вреда.

2. Дела о признании права собственности, если цена иска не превышает 100 тыс. руб. (причем речь может идти, как о движимом, так и недвижимом имуществе).

3. Дела о взыскании задолженности по требованиям, основанным на документах:

а). устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые им признаются, но не исполняются;

б). подтверждающих задолженность по договору.

Эти дела могут быть рассмотрены также и в приказном порядке. Поэтому иск предъявляется в случае отмены приказа.

Право суда рассмотреть дело в порядке упрощенного производства:

По ходатайству стороны при согласии другой стороны или по инициативе суда при согласии сторон судья при подготовке дела к рассмотрению может вынести определение о рассмотрении в порядке упрощенного производства иных дел.
Инициатива может исходить:

— от одной из сторон при согласии другой стороны;

— от суда при согласии обеих сторон.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела:

1) возникающие из административных правоотношений;

2) связанные с государственной тайной;

3) по спорам, затрагивающим права детей;

4) особого производства.

Если дело было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, то суд должен перейти к рассмотрению по общим правилам искового производства в случаях, если:

  • дело не подлежит рассмотрению в упрощенном порядке;
  • в дело вступило третье лицо;
  • принят встречный иск, который не может быть рассмотрен в упрощенном порядке;
  • необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства;
  • заявленное требование связано с иными требованиями или удовлетворение требования может нарушить права третьих лиц.

При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства исковое заявление подается с соблюдением общих правил подсудности. Суд выносит определение с указанием на рассмотрение дела в упрощенном порядке, устанавливает сроки для предоставления доказательств и возражений.

Также суд устанавливает срок, в течение которого стороны вправе направить дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Дело рассматривается судом без вызова сторон, ведения протокола и проведения предварительного заседания.

Судья выносит только резолютивную часть решения, его копию направляет сторонам. Мотивированное решение составляется, если:

· одна из сторон заявила ходатайство об этом в течение 5 дней со дня подписания резолютивной части;

· на решение подана апелляционная жалоба.

Мотивированное решение изготавливается в течение 5 дней с даты поступления заявления или подачи апелляционной жалобы.

Обжаловать решение в апелляции стороны могут в течение 15 дней с даты его принятия.

В случае, если подавалось заявление о составлении мотивированного решения, то эти 15 дней исчисляются с даты изготовления решения в полном объеме.

В суде апелляционной инстанции дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон. Однако стороны могут быть вызваны в судебное заседание, если судья посчитает спор достаточно сложным.

Дополнительные доказательства в апелляции не принимаются. За исключением случая, когда в первой инстанции они были представлены стороной по истечении срока, установленного для этого и причина пропуска была необоснованно признана неуважительной.

ЗАОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Заочное производство – это рассмотрение дела судом без участия ответчика, не явившегося в суд, хотя он был надлежаще извещён о времени и месте судебного разбирательства.

Условия вынесения заочного решения (ст. 233 ГПК РФ):

1. Надлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела в отсут­ствие ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания, возможно в случаях, если:

ü сведения о причинах неявки отсутствуют;

ü суд признает причину неявки неуважительной;

ü ответчик умышленно затягивает производство по делу.

Когда сведений о вручении повестки нет или в повестке не были указаны последствия неявки в судебное заседание, применять такую процедуру нельзя.

2. Неявка ответчика в суд.

Заочное решение не выносится, если ответчик:

а). не явился по причинам, признанными судом уважительными, и суд был извещён о причинах неявки;

б). Просил рассмотреть дело без его участия.

3. Несообщение ответчиком суду об уважительных причинах неявки и отсутствие его просьбы о рассмотрении дела без участия ответчика.

При участии в деле нескольких ответчиков, рассмотрение дела в порядке заочного производства возможно в случае неявки в судебное заседание всех ответчиков.

4. Согласие истца на рассмотрение дела в заочном производстве.

Если ситец не согласен на заочное рассмотрение дела, суд откладывает разбирательство дела и направляет ответчику повторное извещение.

Особенность судебного разбирательства в порядке заочного производства состоит в том, что истец не вправе изменять основание или предмет иска или увеличивать размер исковых требований.

Способы обжалования заочного решения:

1. Подача ответчиком в течение семи дней в суд, принявшего заочное решение, заявления об отмене этого решения.

Заявление об отмене заочного решения рассматривается в судебном заседании в течение десяти дней со дня его поступления в суд.

При этом суд вправе:

а). Оставить заявление ответчика без удовлетворения;

б). Отменить заочное решение и возобновить рассмотрение дела по существу.

Основания отмены заочного решения:

— неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами;

— сторона представила доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого заочного решения.

2. Подача апелляционной жалобы в суд вышестоящей инстанции.

ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Особое производство — разновидность гражданского судопроизводства, не связанная с разрешением спора о праве.

Главная особенность особого производства — отсутствие спора о праве.

Лицо, возбудившее дело в порядке особого производства, называется заявителем.

Согласно ст. 245 ГПК РФ к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства, относятся дела:

ü об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

ü об усыновлении (удочерении) ребенка;

ü о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим;

ü об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

ü об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

ü о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

ü о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

ü о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

ü о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

ü по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

ü по заявлениям о восстановлении утраченного судебного произ­водства.

Дела особого производства рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, уста­новленными главами 27 — 38 ГПК РФ.

Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставле­нии заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заяви­телю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Суд вправе устанавливать факты, от которых зависит возник­новение, изменение или прекращение личных или имущест­венных прав граждан или организаций.

Суд устанавливает факты в порядке особого производства:

ü если факты порождают юридические последствия;

ü если установление факта не влечет последующее разрешение спора о праве;

Читайте также  Статья 61 ТК РФ Вступление трудового договора в силу

ü если законом не предусмотрен иной (несудебный) порядок ус­тановления фактов.

В ст. 264 ГПК РФ содержится перечень фактов, устанавливае­мых в порядке особого производства. Он, однако, не является исчерпывающим, и при соблюдении указанных выше условий суды вправе устанавливать и другие факты. Так, в порядке особого производства устанавливаются факты родственных от­ношений лиц, нахождения лица на иждивении, регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти и др.

В заявлении об установлении фактауказывается цель, то есть правовые последствия установления факта для заявителя. К заявлению приобщается документ, подтверждающий невоз­можность установления факта в несудебном порядке

Особенности упрощённого производства по административным делам

В недавно вышедшем Постановлении Пленума ВС РФ № 42 рассмотрены многие спорные вопросы упрощённого производства по административным делам. В каких случаях дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке, можно ли обжаловать решение и какие обязанности есть у участников дела — рассказал эксперт-юрист «Что делать Консалт» Александр Новиков.

На практике при рассмотрении дел в упрощённом порядке могут возникать сложности, связанные с применением норм Кодекса административного судопроизводства в связи с недостаточным урегулированием. Некоторые спорные вопросы упрощённого производства по административным делам получили разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощённого (письменного) производства» (далее – Постановление).

Что такое упрощённое производство?

Упрощённое (письменное) производство – это специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора[1].

Когда дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого производства?

С учётом приведённых Верховным Судом разъяснений административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства при наличии одного из следующих условий:

  • всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
  • ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
  • указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей (в частности, в порядке упрощённого (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменён) ( ч. 1 ст. 291 КАС РФ);
  • в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц ( ч. 7 ст. 150 КАС РФ);
  • заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод ( ч. 1 ст. 120 КАС РФ);
  • при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

Помимо указанных выше ситуаций, могут быть рассмотрены в порядке упрощённого производства также дела об оспаривании нормативно-правовых актов. Разъяснения по категории нормативно-правовых актов, которые могут рассматриваться в порядке упрощённого производства, даны в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» .

Так, в порядке упрощённого производства могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативно-правового акта, признанного судом не действующим полностью или в части, либо на нём основаны и из него вытекают.

Кроме того, в этом же порядке могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правового акта, повторно принятого в целях преодоления решения суда о признании нормативно-правового акта не действующим полностью или в части, либо требования об оспаривании положений нормативно-правового акта, содержащих правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим[2].

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела, указанные в главах 24 , 28 — 31.1 КАС РФ ( ч. 2 ст. 291 КАС РФ). Также по правилам упрощённого (письменного) производства не могут быть рассмотрены административные дела в апелляционной и кассационной инстанциях (абз. 3 п.1 Постановления).

Права и обязанности участников дела, рассматриваемого в порядке производства

При наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощённого производства суд выносит определение. В определении суда должны быть указаны сведения о наличии оснований, дающих возможность применения правил упрощённого производства по рассматриваемому административному делу, а также разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощённого производства представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения[3]. Определение должно быть направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела не позднее следующего дня, за днём вынесения определения[4].

Отказ административного ответчика от получения копии определения либо неполучение по обстоятельствам, зависящим от него, не препятствуют рассмотрению административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства (абз. 5 п. 4. Постановления).

В ситуации, когда на рассмотрение административного дела в порядке упрощённого производства не явились все участники дела, надлежащим образом извещённые о его рассмотрении (есть доказательства надлежащего извещения), и их явка не является обязательной или не признана судом обязательной, в том числе представители таких лиц, дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке при выполнении всех условий, указанных ниже[5]:

  • рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ);
  • отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтверждённые доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.

Помимо прав и обязанностей, предусмотренных статьёй 45 КАС РФ, участники дела, рассматриваемого в упрощённом порядке, вправе подавать документы в электронном виде, в том числе письменные заявления, возражения, объяснения и доказательства[6].

Сроки для представления решения

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, должно быть вынесено судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) , в любой из дней в пределах данного срока.

Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Упрощённый порядок рассмотрения дела не предполагает вызова сторон. В связи с этим, лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия решения по делу. После вынесения решения по административному делу, не позднее следующего рабочего дня, копия решения направляется лицам, участвующим в деле[7].

При этом вправе составить решение в форме электронного документа[8].

Обжалование решения

Если после принятия решения в порядке упрощённого производства в суд будут поданы возражения от заинтересованного лица, считающего неправомерным рассмотрение дела в упрощённом порядке, или представлены новые доказательства по делу, направленные в установленный законом срок (в том числе доказательства, содержащие уважительность причин неявки в судебное заседание, в котором разрешён вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощённого производства), суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого производства, и одновременно о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства. Также к обстоятельствам, влекущим отмену решения по делу, будет являться возражение лица, не привлечённого к участию в административном деле, но принятое судом решение затрагивает его права и обязанности, при условии подачи такого возражения в течение двух месяцев после принятия решения.

При необходимости заявление об отмене решения, принятого в порядке упрощённого производства, может быть рассмотрено с вызовом лиц, участвующих в деле. Такая необходимость определяется по усмотрению суда. В случае отсутствия такой необходимости решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле.

Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд. Об этом сказано в пункте 9 Постановления.

На наш взгляд, такие действия оправданы. Это связано с тем, что упрощённое производство позволяет сократить время от подачи заявления в суд до момента вынесения решения по делу, тем самым оптимизируется деятельность судов и нагрузка непосредственно на судей. Сама же процедура облегчена тем, что явка лиц, участвующих в деле, не требуется, судебные заседания по делу не проводятся, предусмотрена возможность как направления документов и доказательств в электронном виде, так и вынесение решения в форме электронного документа.

Устраняя пробелы регулирования административного производства по упрощённым делам, Пленум Верховного Суда тем самым минимизирует процессуальные проволочки как от участников процесса, так и у судов, которые смогут руководствоваться позицией Верховного Суда, а не формулировать собственные выводы. Тем более отступление от принципа единообразия в толковании и применении судами норм права предоставляет сторонам дела повод для его обжалования (ст. 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) ).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector