О служебной информации ограниченного распространения

О служебной информации ограниченного распространения

О служебной информации ограниченного распространения

Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 1994 г. № 1233
г. Москва
Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740, от 20.02.2016 № 123, от 18.03.2016 № 214, от 06.08.2020 № 1186)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

2. Установить, что служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 3 ноября 1994 г. № 1233

ПОЛОЖЕНИЕо порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740, от 20.02.2016 № 123, от 18.03.2016 № 214, от 06.08.2020 № 1186)
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями* информации (далее — документами), содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях (далее — организациях). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

Положение не распространяется на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

1.2. К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2016 № 123)

1.3. Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1186)

информация, содержащаяся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации). (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1186)

1.4. На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».

1.5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности в пределах своей компетенции определяет: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;

порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения;

организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

1.6. Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения.

1.7. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

1.8. За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

1.9. В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности, организации решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

2. Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения

2.1. Необходимость проставления пометки «Для служебного пользования» на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам.

2.2. Прием и учет (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляются, как правило, структурными подразделениями, которым поручен прием и учет несекретной документации.

2.3. Документы с пометкой «Для служебного пользования»:

печатаются в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах;

учитываются, как правило, отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа добавляется пометка «ДСП»;

передаются работникам подразделений под расписку;

пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;

размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;

хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

2.4. При необходимости направления документов с пометкой «Для служебного пользования» в несколько адресов составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Указатель рассылки подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, готовившего документ.

2.5. Исполненные документы с пометкой «Для служебного пользования» группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел несекретного делопроизводства. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка «Для служебного пользования».

2.6. Уничтожение дел, документов с пометкой «Для служебного пользования», утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производится по акту. В учетных формах об этом делается отметка со ссылкой на соответствующий акт.

2.7. Передача документов и дел с пометкой «Для служебного пользования» от одного работника другому осуществляется с разрешения соответствующего руководителя.

2.8. При смене работника, ответственного за учет документов с пометкой «Для служебного пользования», составляется акт приема-сдачи этих документов, который утверждается соответствующим руководителем.

2.9. Проверка наличия документов, дел и изданий с пометкой «Для служебного пользования» проводится не реже одного раза в год комиссиями, назначаемыми приказом руководителя. В состав таких комиссий обязательно включаются работники, ответственные за учет и хранение этих материалов.

В библиотеках и архивах, где сосредоточено большое количество изданий, дел и других материалов с пометкой «Для служебного пользования», проверка наличия может проводиться не реже одного раза в пять лет.

Результаты проверки оформляются актом.

2.10. О фактах утраты документов, дел и изданий, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, либо разглашения этой информации ставится в известность руководитель организации и назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Результаты расследования докладываются руководителю, назначившему комиссию.

На утраченные документы, дела и издания с пометкой «Для служебного пользования» составляется акт, на основании которого делаются соответствующие отметки в учетных формах. Акты на утраченные дела постоянного срока хранения после их утверждения передаются в архив для включения в дело фонда.

2.11. При снятии пометки «Для служебного пользования» на документах, делах или изданиях, а также в учетных формах делаются соответствующие отметки и информируются все адресаты, которым эти документы (издания) направлялись.

* Требования настоящего Положения распространяются на порядок обращения с иными материальными носителями служебной информации ограниченного распространения (фото-, кино-, видео- и аудиопленки, машинные носители информации и др.)

Нарушил то, не знаю что: проблемы с грифом «для служебного пользования»

Нарушил то, не знаю что: проблемы с грифом «для служебного пользования»

Российское законодательство по ряду причин ограничивает доступ к множеству видов информации, к которым, например, относятся десятки охраняемых законом тайн (государственная и коммерческая тайны, тайна следствия и т. д.). Существует и такая категория информации с ограниченным доступом, как «служебная информация ограниченного распространения» (информация с пометкой «Для служебного пользования»).

Не государственная тайна, а служебный секрет

Конституция России указывает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом (ч. 3 ст. 55) и прямо запрещает применять неопубликованные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15). Но порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения регулирует правительство. Федерального закона нет. Документы с пометкой «Для служебного пользования» не публикуются, но на практике, несмотря на прямой конституционный запрет, регулируют большое количество вопросов, влияющих на права, свободы и обязанности граждан и порядок их реализации. Иногда власти даже путают пометку «Для служебного пользования», называя ее «грифом», с государственной тайной и грифами «Особой важности», «Совершенно секретно» и «Секретно».

Но правительственное положение прямо указывает, что служебная информация ограниченного распространения не секретная (п. 1.2 положения). Получается, что это те сведения, которые государство не хочет делать доступными для общества, но в силу разных причин не может отнести к гостайне в соответствии с законом «О государственной тайне».

П. 1.3 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения запрещает относить к служебной информации ограниченного распространения, в частности, акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации. Но на практике эти ограничения далеко не всегда соблюдаются.

К служебной информации ограниченного использования нельзя относить акты, которые устанавливают права и обязанности. Но на практике это часто нарушают.

А основанием отнесения информации к категории служебной информации ограниченного распространения является субъективная оценка «служебной необходимости» (п. 1.2 Положения), что создает почву для произвольных правоприменительных решений и ставит реализацию права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов в зависимость от усмотрения должностного лица. Иногда непонятно, по каким причинам акт «засекретили». Более того, ведомства зачастую мотивируют свои требования или оправдывают запреты, ссылаясь на ведомственные акты, которые не опубликованы.

Попытки обжалования

Предпринималось несколько попыток обжаловать Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения. Основные усилия предпринял адвокат Иван Павлов (дела ВС № ГКПИ05-1426 2005 года, № ГКПИ06-1417 2007 года, Определение Конституционного суда от 11.07.2006 № 269-О). Суды встали на сторону государства.

В судебной практике встречаются дела об оспаривании проставления пометки «Для служебного пользования» на конкретных документах, но они редко увенчиваются успехом (примеры: дела № АКПИ14-1334, № АКПИ12-543). В числе причин — подход судов, которые ограничиваются формальной и поверхностной оценкой наличия у органа полномочия на принятие такого акта и отнесение информации к категории служебной.

В частности, в деле № АКПИ12-543 заявители оспаривали то, что проведение полного обыска осужденных, в том числе обследование естественных полостей тела, проводится на основании неопубликованного ведомственного нормативного правового акта. В деле Верховный суд согласился, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Но ВС сослался на ч. 7 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса, которая наделяет Минюст России правом определять порядок производства обысков и досмотров и Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, которое дает Минюсту право относить информацию к разряду ограниченного распространения. Этих оснований, по мнению Верховного суда, достаточно, чтобы, не оценивая соблюдения конституционного запрета, применять неопубликованные акты, регулирующие права человека (ч. 3 ст. 15), соблюдение конституционного права человека на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), а также соблюдение ч. 3 ст. 55 Конституции.

Тенденция к закрытости

В отсутствие централизованного регулирования в последнее время случился «бум» служебных тайн, что свидетельствует о растущей тенденции на закрытость государства от общества. Изменения законодательства и правоприменительная практика демонстрируют, что государство стремится установить такое регулирование, чтобы граждане могли получать только ту информацию, доступ к которой прямо предусмотрен законом. Относительно недавними нововведениями стали «профессиональная тайна» от ФСБ и «служебная тайна в области обороны» от Минобороны. Это создает своего рода занавес, еще больше закрывающий деятельность ФСБ от общества, а суды общей юрисдикции в подавляющем большинстве случаев отказываются давать оценку целесообразности принятых ФСБ решений.

При детальном изучении перечня ФСБ можно прийти к выводу, что в него включена та информация, которая может скорее скомпрометировать правоохранительные и военные органы, чем быть использована против безопасности России. Например, «сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках» (п. 14), «сведения о подготовке, заключении, содержании, выполнении, прекращении или приостановлении действия международных договоров и соглашений» (п. 18), «сведения о ходе и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями органов Федеральной службы безопасности и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» (п. 22), «о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в одной или нескольких областях деятельности» (п. 37).

Ограничение прав адвокатов и не только

У МВД и Минюста также имеется значительное количество актов с пометкой «Для служебного пользования». Зачастую сотрудники органов мотивируют правомерность своих действий в отношении адвокатов и защитников положениями неопубликованных актов. Проблема состоит еще и в том, что адвокаты и защитники в уязвимой ситуации, поскольку если они не подчинятся требованиям сотрудников (даже очевидно незаконным), то не смогут «здесь и сейчас» получить допуск к подзащитному.

В качестве примера можно привести недопуск адвокатов в отделения полиции с техническими средствами фиксации, например мобильными телефонами или планшетами, — это масштабная проблема в некоторых регионах. Запрет проносить телефоны означает в том числе невозможность фиксировать ход процессуальных действий и нарушения прав доверителей, делать копии материалов дел и, следовательно, эффективно осуществлять функции защитника. Это в целом отражает тренд на закрытость мест принудительного содержания: в мае 2021 года был принят закон, запрещающий пронос телефонов в колонии.

Запрет проносить телефоны отражает тренд на закрытость мест принудительного содержания.

В целом примеров ограничения прав граждан на том основании, что информация якобы отнесена к категории служебной информации ограниченного распространения, бесчисленное множество, например:

    за границу для сотрудников МВД на основании документа с пометкой «Для служебного пользования»; за видеосъемку автостоянки у здания межмуниципального отдела полиции, которая была запрещена на основании неопубликованной инструкции с пометкой «Для служебного пользования»; к командировочным расходам чиновникам в Чите — на смету поездки поставили пометку «Для служебного пользования».

Европейский суд несколько раз высказывался в делах против России по поводу актов с пометкой «Для служебного пользования». Например, в пилотном постановлении по делу Томов и другие против России 2019 года (об условиях транспортировки заключенных) ЕСПЧ указал среди прочего: «Инструкция по перевозкам, которая является основным документом, устанавливающим основные требования к организации перевозок, была отнесена к категории «только для служебного пользования» и как таковая была недоступна для заключенных, заявляющих о нарушении своих прав. Суды, рассматривающие иск г-на Ракова, не рассмотрели этот аспект его представления в апелляционной инстанции».

Порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения

Разработка Положения о порядке работы со служебной информацией ограниченного распространения

Кому необходимо разрабатывать «Положение о порядке работы со служебной информацией ограниченного распространения»? Организациям, имеющим документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения.

К таким документам относится паспорт антитеррористической защищенности объекта. Например, для образовательных организаций — см. Постановление Правительства № 1006 от 2 августа 2019 г.

Общая информация

Служебная информация ограниченного распространения – это несекретная информация, затрагивающая деятельность организации, ограничение на распространение которой определено требованиями обеспечения антитеррористической защищенности объекта.

Работа с такого рода информацией осуществляется в соответствии с правилами, разработанными в организации, которые оформляются в локальный документ — Положение о порядке работы со служебной информацией ограниченного распространения.

При разработке Положения следует опираться на следующие нормативные документы:

  • Постановление Правительства РФ № 1006 от 2 августа 2019 г. — для объектов Министерства Просвещения;
  • Постановление Правительства РФ № 1421 от 7 ноября 2019 г. — для объектов Министерства науки и высшего образования;
  • Постановление Правительства РФ № 272 от 25 марта 2015 г. (ред. от 19.01.2018) — для объектов с массовым пребыванием людей;
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Положение о порядке работы со служебной информацией ограниченного распространения обычно включает в себя четыре основных раздела:

  1. Общие положения
  2. Категории должностных лиц, уполномоченных хранить, передавать служебную информацию ограниченного распространения.
  3. Прием, учет (регистрация) документов, содержащих информацию ограниченного распространения.
  4. Заключительные положения

Далее рассмотрим подробнее эти разделы: что они могут включать. Ниже Вы сможете скачать образец готового Положения.

Структура положения

1. Общие положения

В данном разделе описывается общая информация о Положении, указываются нормативные документы, на основании которых разработано Положение, категории документов, которые принято относить к документам, содержащим информацию ограниченного распространения.

2. Категории должностных лиц, уполномоченных хранить, передавать служебную информацию ограниченного распространения

В данном разделе обычно указываются:

1. Категории должностных лиц, имеющих право ознакомления и пользования служебной информацией ограниченного распространения.

  • заведующий Учреждения;
  • заместители заведующего;
  • старшие воспитатели;
  • делопроизводитель.

2. Меры дисциплинарных взысканий за разглашение и распространение служебной информацией ограниченного распространения.

Например: Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, работник организации может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

3. Прием, учет (регистрация) документов, содержащих информацию ограниченного распространения

В данном разделе указываются:

1. Правила, по которым определяется необходимость проставления пометки «Для служебного пользования».

2. Правила передачи документов и дел с пометкой «Для служебного пользования».

3. Правила приема, учета (регистрации) документов, содержащих информацию ограниченного распространения.

4. Правила хранения документов, содержащих информацию ограниченного распространения.

4. Заключительные положения

В данном разделе указывается возможность внесения изменений, а также закрепляется обязательство организации опубликовать данное Положение в сети Интернет.

>>> Скачать образец Положения о порядке работы с документами, содержащими информацию ограниченного распространения.

Обучение должностных лиц

Должностные лица, допущенные к работе со служебной информацией ограниченного распространения, должны проходить подготовку и переподготовку по соответствующей программе обучения.

Для образовательных учреждений см. Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, п. 22 (г)

Подробнее о необходимых программах обучения можно прочитать в нашей статье: ЧИТАТЬ >>>

Наш учебный центр осуществляет набор на обучение по необходимым программам, в стоимость входит:

  • Курс дистанционного обучения;
  • Очное занятие с преподавателем (сейчас — через Вэбинар).

Нам доверяют уже несколько сотен образовательных организаций — у них успешно прошли прокурорские проверки на предмет соблюдения законодательства, наши удостоверения были приняты без единого замечания!

«Для служебного пользования»

Такая пометка на документах означает, что документ содержит информацию ограниченного распространения. Это информация:

  • о деятельности организации, если ограничения на распространение такой информации диктуются служебной необходимостью;
  • которая поступила в организацию и доступ к которой ограничен федеральными законами. Например, к такой информации относятся сведения конфиденциального характера.

На это указано в п. 1.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233.

Не относятся к информации ограниченного распространения (п. 1.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233):

  • правовые акты, устанавливающие статус госорганов, организаций, общественных объединений;
  • правовые акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  • сведения о чрезвычайных ситуациях и других опасных явлениях и процессах, которые необходимы для обеспечения безопасности населения и производственных объектов;
  • описание структуры госоргана и его функций, а также его адрес;
  • порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц, а также вынесенные по таким обращениям решения;
  • сведения об исполнении бюджета, состоянии экономики и потребностей населения;
  • документы, которые хранятся в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций и которые необходимы для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Читайте также  Ненормированный рабочий день в трудовом договоре

Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной

Такую информацию нельзя отнести к гостайне, так как она не является секретной. На нее не распространяется порядок обращения с документами, содержащими гостайну (п. п. 1.1 и 1.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233).

Также эта информация не является коммерческой тайной, потому что она касается деятельности органов власти либо госкорпораций, а также подведомственных им юридических лиц (п. 1.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233).

Кто определяет необходимость проставления на документах пометки «Для служебного пользования»

Решение о проставлении пометки «Для служебного пользования» на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, принимает исполнитель и должностное лицо, которое подписывает или утверждает документ. На это указано в п. 2.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233.

Относить служебную информацию к информации ограниченного использования могут должностные лица, уполномоченные на это руководителем госоргана и госкорпорации. Это установлено в абз. 1 и 2 п. 1.5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233. Они несут персональную ответственность за обоснованность принятия такого решения (п. 1.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector