Новый закон «Об образовании в Российской»

Новый закон «Об образовании в Российской»

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 18, ст. 2625; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2018, N 32, ст. 5110; 2019, N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962) следующие изменения:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;»;

б) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;»;

в) пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;»;

2) статью 12 дополнить частью 9 1 следующего содержания:

«9 1 . Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.»;

3) дополнить статьей 12 1 следующего содержания:

«Статья 12 1 . Общие требования к организации воспитания обучающихся

1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).»;

4) часть 3 статьи 30 после слов «образовательной организации,» дополнить словами «включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).

Закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями

закон об образовании

Новый закон «Об образовании в РФ» регламентирует отношения, которые возникают в сфере педагогической деятельности. Он был принят с целью обеспечения права на обучение, создания условий для его реализации. Рассмотрим далее некоторые изменения в законе «Об образовании в РФ».

Общие положения

Новый закон «Об образовании в РФ» содержит организационные, правовые и экономические основы педагогической деятельности, ключевые принципы госполитики в данной сфере, общий порядок функционирования системы. В нормативном акте также указан юридический статус участников соответствующих отношений.

Государственные гарантии

В РФ каждому обеспечивается право на образование. Каждое лицо обладает им вне зависимости от имущественного, должностного, социального положения, языка, национальности, пола и расы, отношения к религии, места проживания, принадлежности к общественным организациям, убеждений и прочих обстоятельств. В стране гарантирована бесплатность и общедоступность дошкольного, начального, среднего (профессионального в том числе) и основного общего образования в соответствии с ФГОС, а также обучения в вузе на конкурсной основе, если гражданин поступает впервые.

Условия

новый закон об образовании

Закон Российской Федерации об образовании разъясняет обязанности государственных, региональных и местных структур власти в сфере обеспечения возможностей реализации гражданами своих прав. Указанные органы должны создавать соответствующие социально-экономические условия для получения лицами обучения, расширения возможностей, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей населения на различном уровне на протяжении всей жизни.

Задачи уполномоченных органов

Закон Российской Федерации «Об образовании» предписывает создавать надлежащие условия без дискриминации для:

  • Обучения лиц с ограниченными возможностями.
  • Коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации.
  • Оказания ранней помощи на базе специальных педагогических подходов и максимально подходящих для указанных лиц языков, способов и методов общения.
  • Обеспечения получения ими образования конкретного уровня и направленности, социального развития, в том числе путем организации инклюзивного обучения.

Закон «Об образовании» предписывает госорганам и местным структурам власти оказывать содействие гражданам, которые проявляют выдающиеся способности и к которым относят обучающихся, показавших высокий уровень творческих умений и интеллектуального развития в определенной области научно-исследовательской, технической или учебной деятельности, сфере искусства, спорта, физкультуры. Указанные институты осуществляют частично либо полностью финансирование содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке на период получения ими образования, в соответствии с нормативными актами РФ.

фз об образовании

Структура

По ФЗ «Об образовании в РФ» педагогическая система состоит из:

  1. ФГОС, государственных требований, учебных программ разного типа, направленности и уровня.
  2. Организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педработников, родителей и обучающихся.
  3. Государственных, местных и региональных органов, в функции которых входит управление педагогической сферой, а также сформированных ими совещательных, консультативных и прочих структур.
  4. Организаций, обеспечивающих образовательную деятельность, осуществляющих оценку ее качества.
  5. Объединений юрлиц, нанимателей и их ассоциаций, общественных структур, связанных с педагогической работой.

закон российской федерации об образовании

Уровни

По ФЗ «Об образовании в РФ» общее обучение включает в себя следующие ступени:

  1. Дошкольную.
  2. Начальную.
  3. Основную.
  4. Среднюю.

Профессиональное образование предполагает следующие уровни:

  1. Средний.
  2. Высший:
  • бакалавриат;
  • специалитет/магистратура;
  • подготовка специалистов высшей квалификации.

Дополнительное обучение состоит из таких подвидов, как доп. образование для взрослых и детей, а также профессиональная ступень.

последняя редакция закона об образовании

Последняя редакция закона «Об образовании в РФ» определяет основы объективной оценки качества педагогического процесса. Ими выступают ФГОСы. Они обеспечивают:

  1. Единство образовательной системы страны.
  2. Преемственность основных учебных программ.
  3. Разнообразие содержания педагогических планов соответствующего уровня, возможность создания рабочих проектов разной степени сложности и направленности (согласно потребностям и способностям всех детей).
  4. Госгарантии качества и уровня образования в соответствии с едиными требованиями и условиями реализации программ по дисциплинам.

Нормативы

ФГОСы, утвержденные в соответствии с законодательством, устанавливают требования к:

  1. Условиям, в которых осуществляется реализация основных учебных программ, в том числе материально-техническим, кадровым и финансовым.
  2. Структуре образовательного процесса.
  3. Объему учебных программ.
  4. Результатам освоения дисциплин обучающимися.

Закон «Об образовании в РФ» предусматривает, что ФГОСы устанавливают сроки прохождения общего и профессионального обучения с учетом различных его форм, технологий, особенностей некоторых категорий граждан. Стандарты разрабатываются по уровням или профессиям, направлениям, специальностям. Закон «Об образовании в РФ» допускает установление специальных требований для обеспечения реализации права на обучение лицами с ограниченными возможностями.

изменения в законе об образовании

Перечни профессий

Списки направлений, специальностей с указанием квалификации, порядок их формирования утверждаются исполнительным госорганом, который осуществляет функции по выработке политики и нормативному регулированию в сфере педагогической деятельности. Закон «Об образовании в РФ» допускает установление соответствия отдельных профессий в перечнях тем, которые были указаны в предыдущих требованиях.

Учебные программы

Они определяют содержание образовательного процесса. Оно, в свою очередь, должно обеспечивать сотрудничество и взаимопонимание между народами, людьми вне зависимости от их этнической, национальной, расовой, религиозной, социальной принадлежности. Содержание образования должно учитывать различие мировоззренческих подходов, содействовать реализации права на обучение, развитию способностей каждого гражданина, формированию и совершенствованию его личностных качеств. Эти задачи выполняются согласно принятым в семье обучающегося социокультурным и общественно-нравственным ценностям. Содержание профобразования должно обеспечивать приобретение гражданином квалификации.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292) (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292) (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 93-ФЗ) установлено, что при приеме на обучение исключается требование наличия заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях, установленное ранее Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ):

в случае если общая продолжительность обучения обучающегося не будет превышать более чем на один учебный год срока освоения образовательной программы, на которую он переводится, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом, утвержденным организацией, имеющей в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты <3> (с учетом формы обучения и иных оснований, влияющих на срок освоения образовательной программы).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р.

Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования за 2016 г. (форма N СПО-Мониторинг)» разработаны в целях обеспечения реализации Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в рамках которого за государственными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия обеспечения осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне, а также реализации пункта 19 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р.

Новые поправки к закону «Об образовании»: почему они могут поставить крест на просветительской деятельности?

Сегодня, 16 марта, Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в закон «Об образовании». Он касается ведения просветительской деятельности — теперь делать это можно только с согласования. Поправки вызвали бурную дискуссию в научной среде: ведущие ученые и популяризаторы страны высказывают опасение, что осудить теперь можно будет любого из них. Петицию против них подписало почти 240 тысяч человек. «Собака.ru» рассказывает, что это за документ и какие претензии предъявляют к нему представители научного сообщества.

Что случилось?

В ноябре 2020 года группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андреем Климовым и главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла в Госдуму законопроект о просветительской деятельности. Несмотря на возмущения ученых и популяризаторов, 16 марта его одобрили в третьем, окончательном чтении.

О чем говорится в законопроекте?

Текст самих поправок занимает ровно одну страницу (две — вместе с фамилиями авторов и заголовками). В них разъясняется, что же такое «просветительская деятельность» — это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Упоминается, что «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Также в случае принятия этих поправок образовательным организациям придется согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения все международные договоры и работу с иностранными учеными.

Зачем это нужно?

В пояснительной записке к закону прямо говорится, что главная его цель — противодействие иностранному вмешательству: «Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.

В целях недопустимости негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс предлагается наделить федеральные органы государственной власти, уполномоченные в сфере образования, полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений».

Как отреагировали на законопроект в самой Госдуме?

Несмотря на то, что комитет по образованию и науке рекомендовал принять документ, в его заключении к законопроекту предъявляется масса претензий. В частности, там указывается на противоречие: поправки вносятся в закон об образовании, при этом направлены на регулирование деятельности, осуществляемой «вне рамок образовательных программ». Также обращается внимание на то, что определение просветительской деятельности слишком размыто («отсутствуют признаки, отделяющие ее от развлекательной и информационной деятельности»). Комитет утверждает, что «предложенные нормы дублируются в других законодательных актах» и что они «существенно усложняют регуляторное воздействие без снижения социально значимых рисков». Всего претензии заняли пять страниц, что в пять раз больше самого законопроекта.

Как отреагировали ученые и просветители?

Инициатива сразу вызвала критику научного и просветительского сообщества. Участники нулевых чтений в Общественной палате (видео доступно здесь) высказались резко против изменений. Они заявили, что в проекте размыто определение «просветительской деятельности» и под нее подпадают любые сайты, YouTube-каналы, подкасты и лекции в школах.

Против документа высказался в своем открытом письме вице-президент РАН, глава Комиссии РАН по популяризации науки Алексей Хохлов, а декларацию против него подписали почти 1 200 ученых.

Астрофизик, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов подготовил петицию, где подчеркивается, что «многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения». Ее подписали почти 240 тысяч человек.

Читайте также  Оформляем жалобу в Роспотребнадзор на банки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector