Некорректное поведение Кодекс этики и служебного

Некорректное поведение Кодекс этики и служебного

Кодекс этики и служебного поведения сотрудников

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N42, ст. 4109; 2005, N29, ст. 3037, N49, ст. 5204; 2007, N 11, ст. 1283; 2008, N18, ст. 2009, N43, ст. 4921, N47, ст. 5431; 2010, N4, ст. 368, N19, ст. 2300, N20, ст. 2435) и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

2. Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организовать изучение Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В.П. Большакова.

Кодекс этики и служебного поведения

сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее — Кодекс) основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга.

2. Кодекс основан на положениях:

Конституции Российской Федерации;

Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996);

Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих);

Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616, № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, № 29, ст. 3624, № 48, ст. 5719, № 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459, № 7, ст. 704, № 49, ст. 6413, № 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31);

Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063; 2003, № 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, № 29, ст. 3123; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 1, ст. 31);

Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531; 2009, № 29, ст. 3658);

Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим уголовно-исполнительной системы (далее — сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие) на уважение, доверие и поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег, граждан и общества в целом.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему (далее — УИС), знакомится с положениями Кодекса.

4. Настоящий Кодекс служит следующим целям:

установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения:

выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

6. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.

II. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

7. Принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего учитываются гражданами Российской Федерации в связи с их нахождением на службе в УИС.

8. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;

л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

9. Сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему, наделенному организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим (далее — руководитель), рекомендуется быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении или органе УИС благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

10. Руководитель призван:

а) принимать меры по предупреждению коррупции;

б) не допускать случаев принуждения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

11. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

12. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений:

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

13. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

14. Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

ВС подтвердил, что Кодекс этики сотрудников УИС не нужно регистрировать в Минюсте

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ отклонила доводы заявителя, который пытался признать недействующим приказ ФСИН об утверждении Кодекса этики сотрудников уголовно-исполнительной системы (Апелляционное определение ВС по делу № АПЛ20-486).

В 2018 г. УФСИН России по Волгоградской области провело в отношении своего сотрудника Заура Гейдарова служебную проверку, а затем уволило его. При проверке применялся Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, поскольку контракт Гейдарова предусматривал ответственность за нарушение этого Кодекса.

Позднее мужчина обратился в ВС РФ с требованием признать недействующим Приказ ФСИН от 11 января 2012 г. № 5, который утвердил Кодекс этики сотрудников УИС. Административный истец настаивал на том, что этот нормативный акт нужно было зарегистрировать в Минюсте и опубликовать официально, а не в журнале «Ведомости уголовно-исполнительной системы». ФСИН и Минюст в судебном заседании утверждали, что приказ носит рекомендательный характер. Регистрировать и публиковать документ, по их мнению, не требовалось.

В октябре 2020 г. Верховный Суд в удовлетворении требований отказал. Он отметил, что согласно п. 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 обязательному официальному опубликованию подлежат те нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер. Предварительно эти документы проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции. Аналогичное правило о госрегистрации закреплено в п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009).

По мнению первой инстанции, в Кодексе этики сотрудников УИС нет норм, которые затрагивали бы права, свободы или обязанности граждан. ВС также отметил, что по заключению Минюста, которое тот давал в феврале 2012 г., этот Кодекс в госрегистрации не нуждается. «Кодекс, устанавливая нормы служебной и профессиональной этики сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, способствует формированию профессиональной культуры, имеет внутриведомственный характер, следовательно, не подлежал государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», – заключила первая инстанция.

Не согласившись с этим, Заур Гейдаров подал жалобу в Апелляционную коллегию ВС. В Кодексе есть нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и непосредственно затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, утверждал заявитель. Однако добиться отмены решения первой инстанции не удалось.

Апелляция решила, что положения Кодекса согласуются с нормами законов о службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о государственной гражданской службе, Общими принципами служебного поведения государственных служащих (Указ Президента от 12 августа 2002 г. № 885) и воспроизводят положения Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих. Этот акт – основа для конкретных кодексов этики госслужащих, напомнила она.

«Кодекс [этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы] является внутриведомственным актом, направлен на формирование профессиональной этики, нравственное воспитание и повышение эффективности выполнения сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей, и прав, свобод и законных интересов административного истца в указанном им аспекте не нарушает», – указала апелляция. По ее мнению, доводы о том, что Кодекс имеет признаки НПА и содержит нормативные предписания для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, «лишены правовых оснований». Оспариваемый акт носит внутриведомственный характер и не относится к тем, которые подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию, указала Апелляционная коллегия. Решение первой инстанции вступило в законную силу.

Адвокат АП г. Москвы Анатолий Железняк согласен с тем, что Кодекс этики сотрудников УИС не нужно было регистрировать в Минюсте. Верховному Суду для обоснования своего подхода достаточно было указать на соблюдение процедуры принятия приказа ФСИН, которым введен в действие Кодекс, считает эксперт.

«Апелляционное определение ВС выглядит несколько нескладным из-за того, что Суд в основном уделил внимание обоснованию законности положений Кодекса этики и сравнению его текста с указом президента и Типовым кодексом этики и служебного поведения госслужащих. Но доводом жалобы было нарушение порядка принятия документа, а не несоответствие его содержания требованиям законодательства», – заметил Анатолий Железняк.

В то же время, признал он, проблема применения кодексов профессиональной этики имеется. Но лежит она в плоскости трудового законодательства. «По сути, кодекс профессиональной этики применяется как отсылочное дополнение к трудовому договору, контракту с государственным и муниципальным служащим. Несоблюдение норм такого кодекса влечет последствия не само по себе, а как нарушение положений трудового договора, – пояснил адвокат. – Кодексы профессиональной этики в подавляющем большинстве случаев регулируют поведение не только в служебное время, но и за его пределами. Рекомендуют определенный порядок присутствия в социальных сетях, в обществе и т.д. Цель благая – повышение авторитета и общественной одобряемости действий госслужащих. Но возникает логичный вопрос: а допустимо ли в трудовом договоре возлагать на работника обязанности за пределами рабочего времени?»

Адвокат АК «Бажинов и Партнеры» Георгий Скурятин также поддержал подход Апелляционной коллегии ВС. «Несмотря на это, считаю, что кодексы этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих различных ведомств – если условиями контрактов о службе предусмотрена ответственность за нарушение таких норм, если они применяются при проведении служебных проверок, при привлечении к дисциплинарной ответственности – должны иметь иной статус, понятный и прозрачный механизм регистрации. Как вариант – подготовка и принятие законодателями единого Кодекса этики и служебного поведения для всех правоохранительных органов», – указал эксперт.

Кодекс этики и служебного поведения

1. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616, № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, № 29, ст. 3624, № 48, ст. 5719, № 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459, № 7, ст. 704, № 49, ст. 6413, № 51 (3 ч.), ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31), от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228), Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531; 2009, № 29, ст. 3658), иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол № 21) и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Кодекс представляет собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения государственных гражданских служащих Минтранса России (далее – государственные служащие).
3. Гражданину Российской Федерации, поступающему на государственную гражданскую службу в Минтранс России, рекомендуется ознакомиться с положениями Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей служебной деятельности, а каждому государственному служащему принимать все меры для соблюдения положений Кодекса.
4. Целью Кодекса является обобщение этических норм и установление правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.
5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.
6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в сфере государственной службы в Минтрансе России, основанных на нормах морали, уважительном отношении к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.
7. Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки их служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения
государственных служащих

8. Основные принципы служебного поведения государственных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с их нахождением на государственной гражданской службе в Минтрансе России.
9. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Минтранса России;
исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;
осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Минтранса России;
не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Минтранса России;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Минтранса России и Министра транспорта Российской Федерации, если это не входит в их должностные обязанности;
соблюдать установленные в Минтрансе России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Минтранса России, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных заимствований, государственного долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере их ответственности.
10. Государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, рекомендуется быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Минтрансе России благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
11. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призваны:
принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
принимать меры по предупреждению коррупции;
не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
12. Государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, следует принимать меры к тому, чтобы подчиненные им государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Читайте также  Орден Трудовой Славы СССР

III. Рекомендательные этические правила
служебного поведения государственных служащих

13. В служебном поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
14. В служебном поведении государственные служащие должны воздерживается от:
любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
курения вне отведенных для этого местах в Минтрансе России.
15. Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Государственным служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
16. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий государственной службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

17. Нарушение государственными служащими положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению, а также рассмотрению на заседании Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной в соответствии с приказом Минтранса России от 31 августа 2010 г. № 184 «Об образовании Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован Минюстом России 21 сентября 2010 г., регистрационный № 18499).
Соблюдение государственными служащими положений Кодекса предлагается учитывать при проведении аттестаций в Минтрансе России, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Нарушение чиновниками Кодекса этики может стать основанием для привлечения их к дисциплинарной ответственности

По данным Минтруда России, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 700 тыс. госслужащих, из них 500 тыс. на федеральном уровне и около 200 тыс. – на уровне субъектов РФ. При этом, как отмечает председатель комиссии ОП РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак, нынешняя деятельность госслужащих демонстрирует немало проблем, связанных как со взяточничеством, так и с нарушением морально-этических принципов. Исправить ситуацию призван новый Кодекс этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее – Кодекс), проект которого был в мае текущего года вынесен Минтрудом России на общественное обсуждение. Текст Кодекса в случае одобрения данного проекта будет утвержден соответствующим указом президента.

Ныне действующий Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) носит чисто рекомендательный характер – основная проблема заключается в том, что за нарушение его положений невозможно применить меры юридической ответственности. «С нашей точки зрения это серьезное упущение, поскольку госслужащий может и не нарушать нормы закона, но его поступок будет настолько аморальным, что дальнейшее прохождение им службы является недопустимым. Если мы посмотрим на практику в других странах, то увидим, что уже сейчас там существуют примеры, когда за нарушение норм этики чиновника увольняют. Мы пришли к выводу, что у нас есть резерв для совершенствования существующих норм в этом направлении», – рассказал в рамках состоявшегося вчера в ОП РФ общественного обсуждения Кодекса директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрий Баснак.

Таким образом, новый документ может стать нормативным правовым актом, нарушение норм и правил которого будет признаваться правонарушением, влекущим применение к чиновнику мер юридической ответственности – в том случае, когда нет оснований привлечь его к уголовной или административной ответственности. Соответствующие изменения планируется также внести в действующее законодательство (Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Новый Кодекс, кроме того, содержит положение об обязанности чиновников соблюдать морально-этические принципы и во внеслужебной деятельности. «Граждане оценивают поступки госслужащего не только в рабочем кабинете, но и когда он находится среди друзей и на улице – и это отношение проецируется на всю госслужбу», – уточняет Дмитрий Баснак.

Предполагается, что знание положений Кодекса будут проверять при поступлении на госслужбу.

Однако документ, на взгляд экспертов, все же нуждается в серьезной доработке.

Во-первых, упомянутые в Кодексе моральные принципы необходимо скорректировать. Проект определяет несколько основных принципов, которыми должны руководствоваться чиновники: гуманизм и патриотизм, честность и социальная ответственность, профессионализм, беспристрастность и объективность. Генеральный директор Национального союза «Управление персоналом» Александр Турчинов предлагает включить в этот перечень непредвзятость, добросовестность и справедливость. Кроме того, в Кодексе, по его мнению, не хватает положения об ответственности руководителя за действия подчиненных.

Во-вторых, следует четко прописать механизм реализации содержащихся в акте норм. Дмитрий Баснак уточняет, что рассмотрение вопросов, связанных с нарушением чиновниками положений Кодекса, могут поручить комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, работающим в каждом госоргане. Однако, по мнению Александра Турчинова, особое внимание следует уделить участию в этом процессе института государства и общества. «Можно и нужно создать комиссии по этике в общественных палатах – только тогда заработают институты гражданского общества», – подчеркивает он.

В-третьих, необходимо прописать в Кодексе обязанность чиновника сообщать своему руководителю и прокурору субъекта России об известных ему признаках и фактах хищения средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов и иных преступлениях и правонарушениях.

В четвертых, в Кодекс следует включить положения, регламентирующие прозрачность деятельности госслужащих. Общество, по мнению Владимира Слепака, должно получать объективную информацию о действиях каждого чиновника, чтобы иметь возможность сформировать свое мнение о его этическом портрете и повлиять в дальнейшем на принятие решения о его продвижении на службе. «Крупных чиновников необходимо заслушивать – независимо и беспристрастно. Госслужащие должны выступать, в частности, на специально организованных для этого общественными палатами России мероприятиях. Представители общественности должны предъявлять им требования и выставлять оценки их работы. Это залог здоровой ротации», – уточняет он.

ОП РФ анонсировала повторное рассмотрение доработанного законопроекта через несколько недель. Более того, не исключено, что в целях наиболее эффективной реализации положений нового акта Минтрудом России будет специально разработан типовой план мероприятий по внедрению и применению Кодекса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector