МГУ, факультет биоинженерии и биоинформатики

МГУ, факультет биоинженерии и биоинформатики

МГУ, факультет биоинженерии и биоинформатики: отзывы студентов

С развитием технологий во многих отраслях появились новые специальности. В области биологии также выделились несколько инновационных направлений. Например, биоинженерия и биоинформатика. Их по праву называют «науками будущего». То, что они делают, – невероятно. Кажется, что волшебство прямо перед нами.

В МГУ им. М. В. Ломоносова факультет биоинженерии и биоинформатики функционирует уже 16 лет. Все это время он выпускает дипломированных биоинженеров и биоинформатиков, прошедших практику и готовых к работе.

Факультеты биоинженерии и биоинформатики МГУ привлекают студентов новейшей техникой, методами изучения, перспективами и возможностями.

Процесс работы

Что такое биоинженерия

Новейшее направление биологии, которое тесно связано с техникой — это биоинженерия. Справедливо полагать, что за ним будущее. Эта молодая наука только начинает долгий и перспективный путь развития. Тем не менее уже есть большой прогресс. Биоинженеры разрабатывают, а затем выращивают живые органы и ткани, которые могут прослужить дольше, чем трансплантологические. А также будут иметь низкий риск отторжения организмом.

В настоящее время биоинженерия сосредоточилась на клеточном и генном уровнях. Это дает огромные перспективы и надежды для медицины в целом. Например, на базе клеток тканей выращивают, как упоминалось выше, целые органы.

Искусственные импланты

Что такое биоинформатика

Биоинформатика — наука, объединяющая в себе биологию, математику, информатику. Отрасль находится на стадии развития. Задача специалистов этой сферы — обработка и анализ данных, получаемых в лабораториях, а также правильное структурирование и работа с этой информацией.

Проекты, созданные биоинформатиками, бывают абсолютно разными по масштабу. Сейчас наиболее популярные среди них — геномная биоинформатика (или персонализированная геномика). С помощью анализа для человека разрабатывается индивидуальный оптимальный метод лечения, диеты, физические нагрузки, особые рекомендации. Такая программа позволяет создать препарат с учетом особенностей конкретного человека.

Факультеты биоинженерии и биоинформатики МГУ дают знания, необходимые для дальнейшей работы.

Код в ДНК

Учеба в МГУ

Факультет биоинженерии и биоинформатики в МГУ был основан в 2002 году. Это первый вуз России, где начали подготовку кадров для работы по данным специальностям. По этому направлению готовят высококлассных специалистов, которые владеют новейшими знаниями в сфере биологических наук. Они имеют навыки для изменения предмета, согласно указанной цели. Обучение длится шесть лет.

  • Проводится обучение дисциплинам биоинженерного профиля.
  • Особое внимание математике. Ее изучают в увеличенном объеме.

Специфика программы

У факультета биоинженерии и биоинформатики в МГУ есть несколько отличительных черт, которые помогают сделать образование более результативным и качественным. Особая программа всесторонне развивает специалистов, учит думать, самообучаться и принимать важные решения.

Особенности образовательной системы факультета:

  • Междисциплинарный подход — основа программы обучения. Иными словами, для решения поставленного вопроса задействуют разные информационные области. Такие, как математика, химия, биология, физика. Для этого привлекают преподавателей этих факультетов, в том числе и сотрудников НИИ ФХБ им. А. Н. Белозерского МГУ.
  • Работают тьюторы. То есть наставники, которые занимаются организацией условий для складывания и осуществления индивидуальной образовательной программы обучающегося.
  • Каждый студент выполняет научную работу. Три курсовые по направлениям биоинформатики, биохимии, биоинженерии. На последнем курсе — завершающая дипломная работа. Также есть возможность защитить ее в форме доклада на конференции на иностранном языке.
  • Установлена сквозная система рейтинга. Это стимулирует обучающихся не опускать планку.
  • Некоторое внимание уделяется гуманитарным наукам и, конечно же, философии. Для желающих есть специальная программа углубленного изучения иностранных языков, по завершении курса выдают подтверждающий сертификат. Это открывает широкие перспективы работы за пределами России.
  • Студенты факультета в обязательном порядке проходят учебные практики.

Специалист биоинженерии

Вступительные экзамены

Для того чтобы поступить на факультет, нужно пройти вступительные испытания. Это ЕГЭ и работа, которую предлагают выполнить непосредственно в самом МГУ. Баллы вступительных экзаменов на факультет биоинженерии и биоинформатики в МГУ определяют, на какой основе (бюджетной или контрактной) будет проходить обучение. По баллам ЕГЭ учитывается математика, химия, биология и русский язык. По математике проводится дополнительный вступительный экзамен в письменной форме. Проходной балл на бюджет превышает 300.

Поступающим добавляются баллы за индивидуальные заслуги. Например, учитывается участие в олимпиадах по профилю, присутствие аттестата о среднем общем образовании с отличием, наличие золотого знака ГТО, спортивные достижения, а еще в некоторых случаях оценка, полученная за итоговое сочинение.

Документы подаются лично, по почте или в электронно-цифровой форме (для последнего варианта на официальном сайте университета указана контактная информация).

Тест, экзамен

Для школьников

Если учащиеся 9-11 классов хотят усовершенствовать знания и подготовиться к поступлению на факультет биоинженерии и биоинформатики, в МГУ есть специальные подготовительные программы. Например, на факультете уже 15 лет существует кружок генетической инженерии и молекулярной биологии. 10 лет функционирует кружок по биологии для старшеклассников. Факультет ежегодно проводит Всероссийскую заочную олимпиаду по профильным предметам.

Студенты, школьники

Отзывы

В целом о факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ отзывы положительные. Многие отмечают востребованность и перспективность данной специальности. А также дружелюбную, сплоченную команду. Но стоит отметить, что обучение на факультете довольно сложное, поэтому придется приложить немало усилий, чтобы познать эту науку. Но, конечно, при желании любые знания можно усвоить.

Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ зачастую пугает абитуриентов и школьников, находящихся в поисках «той самой профессии», сложностью обучения. Но если есть цель, а также интерес к биологии и математике, то эта специальность – прекрасный вариант.

Помимо продвинутой специальности, выпускники отметили, что факультет научил дружить, быть единой командой, превозмогать трудности. Он дал не только высшее образование, но и преподал простые жизненные истины.

Отзывы студентов МГУ о факультете биоинженерии и биоинформатики говорят сами за себя. Выпускники довольны своим выбором. Они с улыбкой вспоминают годы, проведенные в университете.

Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ

Факультет биоинженерии и биоинформатики — структурное подразделение Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, ведущее образовательную и исследовательскую деятельность по специальности «Биоинженерия и биоинформатика». Создан в 2002 году. Декан факультета — академик РАН, профессор В. П. Скулачев.

Содержание

Образовательная система

Образовательная система факультета имеет следующие особенности, значительно отличающие его от остальных факультетов МГУ [1] [2] :

  • В основе программы обучения на факультете лежит междисциплинарный подход, с особым упором на сочетание современной молекулярной биологии и вычислительной математики.
  • На факультете введена система тьюторов — ученых, персонально руководящих исследовательской работой студентов. Научная работа студентов играет центральную роль в подготовке.
  • На факультете введена сквозная система рейтинга для стимуляции соревновательности студентов.
  • Студенты факультета проходят учебные практики: на I курсе — биологическая практика (Звенигородская биологическая станция им. С. П. Скадовского); на II курсе — зоологическая практика (Беломорская биологическая станция имени Н. А. Перцова, Карельский берег Кандалакшского залива Белого моря); на III курсе — практика по биоинформатике (10 человек по конкурсу, Лейденский университет, Нидерланды).

История

Факультет биоинженерии и биоинформатики был создан на базе Института физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского МГУ в 2002 году; первый набор студентов составил всего 25 человек [3] . Это первое образовательное учреждение России, начавшее готовить студентов по специальности «биоинженерия и биоинформатика» [4] . В 2011 году проходной балл на ФББ составил 437 баллов, самый высокий среди факультетов МГУ [5] . Факультет является головным организатором международной конференции по компьютерной биологии Moscow Conference on Computational Molecular Biology, проходящей биеннально с 2003 года [6] .

Примечания

  1. [1] РИА «Новости»: интервью с В.П. Скулачевым, 6 сентября 2009 года
  2. [2] Информация о факультете биоинженерии и биоинформатики на официальном сайте
  3. [3]. Студентов научат клонировать. Труд, №035, 28 февраля 2002 года
  4. [4]. Инженеры клонирования. Арсеньевские вести, №13(472), 28 марта 2002 года
  5. [5] Проходные баллы в 2011 г. на бюджетные места в МГУ
  6. [6] Moscow Conferences on Computational Molecular Biology

Ссылки

    Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
РекторВиктор Антонович Садовничий
ФакультетыМеханико-математический • ВМК • Физический • Химический • ФНМ • Биологический • ФФМ • ФББ • Почвоведения • Геологический • Географический • Исторический • Филологический • Иностранных языков • Философский • Политологии • Социологический • Экономический • Юридический • Журналистики • Психологии • ИСАА • Гос. управления • ВШБ • ВШТ • Искусств • МШЭ • Глобальных процессов • Мировой политики • ВШП • ВШГА • Физико-химический
ФилиалыБаку • Севастополь • Ташкент • Международный центр (Женева)
ДругоеСтуденческий театр • Знаменитые выпускники • Почётные профессора
Инфраструктура
Учебные корпусаГлавное здание • Первый корпус • Второй корпус
ОбщежитияФилиал дома студента • Дом аспиранта и стажёра
Издательства и библиотекиИздательство • Типография • Научная библиотека
ДругоеБотанический сад • Памятник студенческим отрядам • СУНЦ • Храм мученицы Татианы
  • Факультеты по алфавиту
  • Появились в 2002 году
  • Факультеты МГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ» в других словарях:

ФББ МГУ — Факультет биоинженерии и биоинформатики Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Английское название Faculty of Bioengineering and Biocomputer Science (MSU) Основан в … Википедия

ДАС МГУ — Дом аспиранта и стажёра (ДАС) студенческое общежитие Московского Государственного Университета в Черёмушках, на пересечении Большой Черёмушкинской улицы и улицы Шверника, часть инфраструктуры МГУ. В него входят два 16 этажных корпуса, соединённых … Википедия

Дом аспиранта и стажера МГУ — Дом аспиранта и стажёра (ДАС) студенческое общежитие Московского Государственного Университета в Черёмушках, на пересечении Большой Черёмушкинской улицы и улицы Шверника, часть инфраструктуры МГУ. В него входят два 16 этажных корпуса, соединённых … Википедия

Структура МГУ им. М. В. Ломоносова — Основная статья: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Внутренняя организация Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова  ведущего высшего учебного заведения России  обеспечивает решение… … Википедия

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГУ) — МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, МГУ), крупнейшее высшее учебное заведение России, один из центров мировой науки. В составе университета 31 факультет(2005): механико математический,… … Энциклопедический словарь

ФББ — Факультет биоинженерии и биоинформатики Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Английское название Faculty of Bioengineering and Biocomputer Science (MSU) Основан в … Википедия

ДАС — Дом аспиранта и стажёра (ДАС) студенческое общежитие Московского Государственного Университета в Черёмушках, на пересечении Большой Черёмушкинской улицы и улицы Шверника, часть инфраструктуры МГУ. В него входят два 16 этажных корпуса, соединённых … Википедия

Биология — У этого термина существуют и другие значения, см. Биология (значения). Биология (греч. βιολογία βίο, био, жизнь; др. греч. λόγος  учение, наука)  система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с… … Википедия

Биолог — Биология (с греческого βιολογία βίος, биос, «жизнь»; λογία, логия, «наука») наука о жизни, одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в… … Википедия

МГУ, факультет биоинженерии и биоинформатики

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
02.09 Место химии в системе естественных наук. Возникновение и развитие химии.
09.09 Основные понятия химии. Химическая эволюция материи.
16.09 Элементы химической термодинамики и химической кинетики.
23.09 Агрегатные состояния вещества.Многокомпонентные системы. Растворы неэлектролитов.
30.09 Растворы электролитов.Окислительно-восстановительные процессы.
07.10 Химия элементов. Водород и кислород.Вода.
14.10 Строение атома и периодический закон. Химическая связь.
21.10 Галогены
28.10 Сера, селен, теллур.
04.11 Азот, фосфор, мышьяк.
11.11 Углерод, кремний, олово, свинец.
18.11 Общие свойства металлов. Щелочные и щелочноземельные металлы.
25.11 Бор и подгруппа алюминия.
02.12 Переходные металлы. Медь, серебро,золото. Цинк, кадмий, ртуть.
09.12 Лантаноиды. Хром, молибден, вольфрам.
16.12 Марганец. Железо, кобальт, никель.

Место химии в системе естественных наук
Наука как один из способов познания мира – преимущества и ограничения. Роль научных парадигм. Парадигмы современной физики, химии, биологии. Недопустимость абсолютизации научных истин.
Возникновение и развитие химии
Древнейшие химические технологии. Алхимия европейская и китайская. Возникновение современной европейской науки. Классическая химия. Естественнонаучная революция на рубеже XIX и XX веков. Перспективы развития естественных наук в XXI веке.
Основные понятия химии
Атом, простое вещество, химический элемент. Сложное вещество(соединение), молекула, ионные кристаллы. Размерные эффекты, нанохимия. Химическая реакция.
Химическая эволюция материи
Возникновение химических элементов. Образование сложных веществ и органических молекул. Антропный и телеологический принципы.

ХИМИЧЕСКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Элементы химической термодинамики
Системы (изолированные, закрытые, открытые). Свойства систем – экстенсивные и интенсивные. Функции состояния.
Равновесное состояние. Статистический характер классической термодинамики.
Энтальпия. Закон Гесса. Энтальпия образования вещества, химической реакции.
Энтропия как движущий фактор химической реакции.
Изобарно-изотермический потенциал (свободная энергия Гиббса) как критерий возможности химической реакции.
Обратимые и необратимые химические реакции. Термодинамическое равновесие. Константа равновесия химической реакции, связь со свободной энергией Гиббса. Закон действующих масс.
Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Элементы химической кинетики
Скорость химической реакции, методы ее измерения. Кинетическое уравнение. Порядок и молекулярность реакции. Элементарные химические реакции. Сложные реакции.
Энергия активации. Зависимость скорости реакций от температуры. Реакции при низких температурах. Катализ. Ферментативный катализ.

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Строение атома и периодический закон
Открытие электрона. Эксперимент Резерфорда.Модель Бора.
Создание квантовой механики. Одноэлектронная модель. Волновая функция. Квантовые числа. Квантово-механическое обоснование периодического закона.
Методы исследования – рентгеноструктурный анализ, УВИ-спектроскопия, электронная и туннельная микроскопия. Потенциал ионизации, работа выхода, сродство к электрону, электроотрицательность. Размеры атомов и ионов. Строение атомного ядра.

Химическая связь
Неэмпирические квантовые расчеты. Физические модели: отталкивание электронных пар, гибридизация атомных орбиталей. Типы перекрывания орбиталей: -, -связи.
Энергия химических связей. Длина, полярность связей. Полярность молекул, дипольный момент. Геометрия молекул.
Комплексные соединения. Участие в химической связи d- и f-электронов. Типичные комплексообразователи и лиганды. Константа нестойкости комплексов. Хелатные и полидентатные лиганды. Важнейшие биолиганды.

Агрегатные состояния вещества
«Идеальный газ» и реальные газы. Жидкое состояние. Твердое состояние, типы кристаллических решеток. Стекла, гели. Жидкие кристаллы.

Многокомпонентные системы
Компонент, фаза. Способы выражения концентраций. Фазовые диаграммы.

Растворы неэлектролитов
Простейшие модели растворов. Осмос, криоскопия, эбуллиоскопия. Перегонка. Азеотропные смеси.

Растворы электролитов
Изотонический коэффициент. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации.
Протолитические равновесия. Кислотность по Бренстеду. Ионное произведение воды, рН. Произведение растворимости. Гидролиз, буферные растворы, природные буферные системы.
Окислительно-восстановительные процессы. Электродный потенциал. Ряд стандартных потенциалов. Гальванические элементы и аккумуляторы. Топливные элементы. Электрохимическая коррозия.
Уравнение Нернста. Константа равновесия окислительно-восстановительной реакции.

ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

Водород
Нахождение в природе, лабораторные и промышленные способы получения. Гидриды металлов и неметаллов. Водородная связь. Применение водорода. Изотопы водорода.

Кислород
Биологическая роль кислорода и озона, образование и распад озона в атмосфере. Оксиды и «оксидная» классификация неорганических соединений. Пероксиды.
Вода. Структурные особенности. Клатраты.

VIIА группа – галогены
Изменение физических и химических свойств в ряду галогенов. Нахождение в природе, методы получения простых веществ и их применение.
Галогеноводороды, галогениды металлов и неметаллов.
Реакция диспропорционирования. Кислородные соединения галогенов. Оксокислоты хлора – закономерности изменения химических свойств. Хлорат калия и перхлорат аммония.

VIА группа – сера, селен, теллур
Простые вещества, получение и применение серы и селена. Сероводород и сульфиды. Круговорот серы в природе.
Сернистая и серная кислоты, окислительно-восстановительные свойства. Сульфиты и сульфаты. Разнообразие оксокислот серы, олеум, тиосульфаты.
Селеновая и теллуровая кислоты.

VА группа – азот, фосфор, мышьяк
Простые вещества. Устойчивость молекулы азота.
Водородные соединения, строение молекул. Синтез аммиака. Гидроксид и соли аммония. Гидразин. Фосфин.
Оксиды азота, азотистая и азотная кислота. Биологическая роль нитритов и нитратов. Роль нитрата калия в развитии науки и техники.
Кислородные кислоты фосфора. Соли фосфорной кислоты, удобрения. Полифосфорные кислоты, АТФ. Биологическая роль соединений VА группы.

IVА группа – углерод, кремний, олово, свинец
Простые вещества. Аллотропные модификации углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены, нанотрубки. Полупроводниковые свойства кремния и германия.
Водородные соединения кремния и германия. Карбиды и силициды.
Оксиды углерода. Строение молекул. Карбонильные комплексы. Угольная кислота, карбонаты. Океанический карбонатный буфер и парниковый эффект.
Оксид кремния. Кремниевая кислота, силикаты, стекла. Силикагель, молекулярные сита, цеолиты.
Германий. Применение металлических олова и свинца. Соединения олова (II) и олова (IV). Оксиды и соли свинца. «Этилированный» бензин.

Общие свойства металлов
Металлическая связь. Зонная теория.

IА группа – щелочные металлы
Нахождение в природе, получение простых веществ. Гидроксиды, оксиды и пероксиды. Биологическая роль натрия и калия.

IIА группа – щелочноземельные металлы
Простые вещества, соли, оксиды и гидроксиды. Биологическая роль бериллия, магния, кальция. Жесткость воды.

IIIА группа – бор и подгруппа алюминия
Бор: бориды, бораны, борная кислота, бура.
Нахождение в природе алюминия, получение простого вещества. Коррозионная стойкость алюминия и его сплавов. Амфотерность соединений алюминия.

d-элементы. Переходные металлы
Участие d-электронов в химической связи. Медь, серебро, золото и их соединения. Цинк, кадмий, ртуть, биологическое действие их соединений.
Семейство лантаноидов. Зависимость химических свойств от электронного строения атомов.
Хром, молибден, вольфрам. Соединения хрома (III) и хрома (VI). Хроматы и дихроматы. Биологическая роль молибдена.
Марганец. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных степенях окисления.
Железо, кобальт, никель. Ферромагнетизм. Стали. Проявляемые степени окисления. Устойчивость комплексов в зависимости от природы лигандов. Биологическая роль железа.

Литература к практикуму
П2005 Практикум по общей химии Под ред. С.Ф.Дунаева, 4-е изд., М.: Изд-во МГУ, 2005
Интернет: Методические разработки к практикуму (Практическое пособие по общей и неорганической химии):http://www.chem.msu.su/rus/teaching/general.html

Старые версии:
П2000 Гузей Л.С., Кузнецов В.Н., Жмурко Г.П., Татаркина А.Л., Азиева Л.М., Лобода Т.П.
Практикум по общей и неорганической химии, М., 2000
Пр81 Практикум по общей химии Под ред. Соколовской Е.М., Зайцева О.С. / 3-е изд., М., 1981 П2002, 2003(2,3), 2004 Практическое пособие по общей и неорганической химии Часть 1, 2, 3, 4. Под ред. С.Ф.Дунаева

Литература к лекциям (подготовка к коллоквиумам и экзамену): Лекции (самые новые версии в виде DOC-файлов можно получить на дискете 3′): http://www.chem.msu.su/rus/teaching/general/welcome.html;
Некоторые разделы с гиперссылками:
http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Zagorskii/welcome.html

Литература основная (рекомендуется получить в БУП МГУ)
Общая химия под ред. Соколовской Е.М. и Гузея Л.С.,М., 1989
Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов. – издание 15 и следующие. – Л., 1983

Литература дополнительная
Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия
Гузей Л.С., Кузнецов В.Н., Гузей А.С. Общая химия М,1999
Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: Учеб. для вузов/ Ю.А.Ершов, В.А.Попков, А.С.Берлянд и др. – 2-е изд. – М., 2000

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору

Биоинформатика: биологические тексты М.С.Гельфанд 29 октября 2006 Первый фестиваль науки МГУ Факультет биоинженерии и биоинформатики. — презентация

Презентация на тему: » Биоинформатика: биологические тексты М.С.Гельфанд 29 октября 2006 Первый фестиваль науки МГУ Факультет биоинженерии и биоинформатики.» — Транскрипт:

1 Биоинформатика: биологические тексты М.С.Гельфанд 29 октября 2006 Первый фестиваль науки МГУ Факультет биоинженерии и биоинформатики

3 Расшифрован ли геном? Перехватить зашифрованное сообщение – еще не значит его понять

4 Фрагмент генома (0.1% генома E. coli) Геном бактерии: несколько миллионов нуклеотидов От 600 до 9 тысяч генов (примерно 90% генома кодирует белки)

5 Фрагмент генома (0.0001% генома человека) Геном человека: нуклеотидов Примерно 25 тысяч генов,

6 Что же мы хотим понять? Где –картировать гены в геноме и определить аминокислотные последовательности кодируемых белков Что –предсказать функции генов (кодируемых белков) Когда –описать регуляцию генов, зависимость экспрессии от внешних условий и внутреннего состояния клетки Где – 2 –определить локализацию белка в клетке (или вне её) Таблица генетического кода

7 Пропаганда Проблемы: нет возможности исследовать все экспериментально Возможности: можно использовать методы сравнительной геномики –> 1000 геномов бактерий (

400 полных) –простейшие: малярийный плазмодий, инфузория, лейшмания, … –растения: арабидопсис, тополь, рис –пара дюжин дрожжей и другие грибы –насекомые: дюжина дрозофил, комар, пчела, … –позвоночные: человек, шимпанзе, мышь, крыса, собака, курица, 2 рыбы, … последовательности статьи

8 Поиск генов если известен белок: просто

9 … или родственный белок: тоже просто

10 Статистические особенности Отличия в частотах олигонуклеотидов в кодирующих и некодирующих областях Стартовые кодоны GenMark

11 Начала генов Bacillus subtilis dnaN ACATTATCCGTTAGGAGGATAAAAATG gyrA GTGATACTTCAGGGAGGTTTTTTAATG serS TCAATAAAAAAAGGAGTGTTTCGCATG bofA CAAGCGAAGGAGATGAGAAGATTCATG csfB GCTAACTGTACGGAGGTGGAGAAGATG xpaC ATAGACACAGGAGTCGATTATCTCATG metS ACATTCTGATTAGGAGGTTTCAAGATG gcaD AAAAGGGATATTGGAGGCCAATAAATG spoVC TATGTGACTAAGGGAGGATTCGCCATG ftsH GCTTACTGTGGGAGGAGGTAAGGAATG pabB AAAGAAAATAGAGGAATGATACAAATG rplJ CAAGAATCTACAGGAGGTGTAACCATG tufA AAAGCTCTTAAGGAGGATTTTAGAATG rpsJ TGTAGGCGAAAAGGAGGGAAAATAATG rpoA CGTTTTGAAGGAGGGTTTTAAGTAATG rplM AGATCATTTAGGAGGGGAAATTCAATG

12 Участок связывания рибосом dnaN ACATTATCCGTTAGGAGGATAAAAATG gyrA GTGATACTTCAGGGAGGTTTTTTAATG serS TCAATAAAAAAAGGAGTGTTTCGCATG bofA CAAGCGAAGGAGATGAGAAGATTCATG csfB GCTAACTGTACGGAGGTGGAGAAGATG xpaC ATAGACACAGGAGTCGATTATCTCATG metS ACATTCTGATTAGGAGGTTTCAAGATG gcaD AAAAGGGATATTGGAGGCCAATAAATG spoVC TATGTGACTAAGGGAGGATTCGCCATG ftsH GCTTACTGTGGGAGGAGGTAAGGAATG pabB AAAGAAAATAGAGGAATGATACAAATG rplJ CAAGAATCTACAGGAGGTGTAACCATG tufA AAAGCTCTTAAGGAGGATTTTAGAATG rpsJ TGTAGGCGAAAAGGAGGGAAAATAATG rpoA CGTTTTGAAGGAGGGTTTTAAGTAATG rplM AGATCATTTAGGAGGGGAAATTCAATG

13 Сравнение генов в родственных геномах Гены консервативнее, чем межгенные области (точнее, особенности эволюции другие)

14 Мораль Комплексный подход: использование многих разнородных соображений, каждое из которых по отдельности – слабое Сравнительный подход: одновременный анализ множества геномов (находящихся на различных эволюционных расстояниях друг от друга)

Читайте также  Основные этапы проведения Специальной оценки

15 Как предсказывать функции Белки, похожие по последовательности, имеют сходные функции Если нет родственных белков с известной функцией, то: –предсказав структурные особенности, можно определить функциональный класс –изучение геномного контекста позволяет отнести белок к функциональной подсистеме

16 Метаболический путь биосинтеза рибофлавина (витамина В 2 )

17 Консервативная последовательность перед генами рибофлавинового пути

18 … и еще перед одним геном (ypaA) цветные стрелки – гены пути желтые стрелки – ypaA, ген с неизвестной функцией черные стрелки – регуляторный элемент

19 YpaA: транспортёр рибофлавина 5 предсказанных ТМ-сегментов => потенциальный транспортёр регуляторный RFN-элемент => ко-регуляция с генами метаболизма рибофлавина => транспорт рибофлавина или предшественника S. pyogenes, E. faecalis, Listeria spp.: есть ypaA, нет генов биосинтеза рибофлавина => транспорт рибофлавина Предсказание: YpaA – рибофлавиновый транспортёр (Gelfand et al., 1999) Проверка: YpaA переносит рибофлавин (генетический анализ, Кренева и др., 2000) ypaA регулируется рибофлавином (анализ экспрессии на микрочипах, Lee et al., 2001; прямой эксперимент, Winkler et al., 2002).

20 Молекулярная эволюция После расхождения видов изменения в генах накапливаются почти случайно => гены в близких видах более похожи, чем в далеких => степень различия генов можно использовать для датировки расхождений

21 Молекулярная палеонтология: как видели динозавры

23 Реконструированный белок и его свойства

24 Не только тексты Можно использовать данные, которые порождаются другими типами массовых экспериментов Уровень экспрессии: –Концентрации мРНК –Концентрации белков –Время жизни мРНК и белков Взаимодействия: –Белок-ДНКовые –Белок-белковые Структура генома –Метилирование ДНК –Положение и модификация нуклеосом Функционально-генетические –Летальность мутаций –Фенотип –Синтетические летали

25 Графы белок-белковых (структурных, сигнальных и др.) и белок-ДНКовых (регуляторных) взаимодействий в дрожжах

26 Экспрессия (уровень работы) генов Цикл развития малярийного плазмодия

27 Биоинформатика Биоинформатика – это биология in silico Кто этим занимается: –биологи, математики, физики, химики –… биоинформатики Хорошая биоинформатика связана с биологией –обработка результатов –проверка предсказаний –в хороших современных проектах эти шаги повторяются несколько раз, начиная с этапа планирования

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector