Медработник кто это такой, особенности профессии, чем

Медработник кто это такой, особенности профессии, чем

Особенности медицинской профессии

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.

2. Михайлов Ю.М. Охрана труда в медицинских учреждениях: Практическое пособие / Ю.М. Михайлов. –М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2009 г. — 208 с.

3.Травкин А.К. Пожарная безопасность в медицинских учреждениях. – М., Инфра-М, 2007. – 438 с.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон РФ от 30декабря 2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».

3. Федеральный закон РФ от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ «О внесении изменений вТрудовой кодекс Российской Федерации».

4.Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г.№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5. Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2008. — 317 с.

6. Кекелидзе З.И. Медицинские работники в чрезвычайных ситуациях. Материалы ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского / З.И. Кекелидзе, Б.П. Щукина. – М., 2009. — 46 с.

7. Рофе А.М., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда. – М. МИК, 1999. – 169 с.

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2013).

Введение.

Труд – это эффективная форма человеческой деятельности, оказывающая положительное влияние на его здоровье и обеспечивающая социальное благосостояние.

В широком понимании труд представляет собой сознательную, целенаправленную и легитимную деятельность человека (людей) по производству (созданию) материальных или духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки, культуры, искусства и др.) способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми.

Однако некоторые виды труда в сочетании с определенными условиями могут вызывать так называемые профессиональные заболевания. Чаще всего, развитию профессиональных заболеваний способствуют неудовлетворительная техническая оснащенность производства и недостаточное соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Трудовой процесс (труд) чаще всего рассматривают по виду, тяжести, напряженности, режиму и связи человека с орудием труда.

Вид труда определяют по функциональным системам организма, на которые приходится основная нагрузка. Наиболее распространено деление на преимущественно физический и преимущественно умственный труд.

Физическим трудом называют деятельность, связанную с энергетическими затратами и преимущественной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и системы, обеспечивающие его функционирование. Физические динамические нагрузки организм человека чаще всего испытывает при передвижении тела и перемещении предметов.

Физические статические нагрузки возникают при поддержании рабочей позы, удержании груза и других напряжениях мышц.

Умственным трудом называют деятельность, связанную с приемом и переработкой информации и требующую преимущественного напряжения органов чувств, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Такой труд иногда разделяют на управленческий, операторский, творческий, преподавательский, студенческий и другие виды.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая основную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и обеспечивающие его функциональные системы (дыхательная, кровообращения, выделительная и др.).

Чрезмерные физические нагрузки, особенно в течение длительного времени, вызывают первоначально утомление, а затем приводят к развитию специфических патологических состояний.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на центральную нервную систему.

Режим труда – это чередование периодов работы и отдыха в течение определенного периода времени (рабочий день, сутки, неделя, год). Оптимальным режимом труда является такой, при котором работающий человек сохраняет максимальную работоспособность без ущерба для здоровья.

Производственная среда представляет собой совокупность физических, химических, биологических и психофизиологических (социально-психологических) факторов, в которой осуществляется трудовая деятельность человека.

Факторы трудового процесса и производственной среды могут быть полезными, индифферентными, а также, в зависимости от выраженности неблагоприятного действия на работающего человека – вредными и опасными.

Труд медицинских работников относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов деятельности, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Отдельные отрасли здравоохранения по риску возникновения профессиональных болезней могут сравниться с некоторыми ведущими отраслями промышленности. Как правило, профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у инфекционистов (фтизиатров), патологоанатомов и стоматологов.

Медицинский труд, как и любая профессиональная деятельность человека, представляет собой совокупность факторов трудового процесса и окружающей среды (производственной, медицинской, госпитальной, больничной, внутрибольничной).

Особенности медицинской профессии

В рамках модернизации здравоохранения активно меняется отраслевое законодательство, реализуется ряд новых проектов, в т. ч.национальный проект «Здоровье». Реализация поставленных целей в сфере охраны здоровья граждан во многом зависит от медицинских кадров, поддерживающих (либо не принимающих) осуществляемые реформы и проекты. Позиция медицинского корпуса в целом и его отдельных групп зависит от множества факторов, но ключевую роль играют интересы профессионального сообщества.

Одинаково важны материальные и нематериальные стимулы (достойная заработная плата, возможность повышения квалификации, самореализации, защищенность в случае заболевания или травмы, отношение к профессии в обществе и прочее).

В зависимости от предмета труда различают несколько типов профессий. Согласно этой классификации врач относится к типу профессии «человек – человек», предполагающей отзывчивость, наблюдательность, развитые коммуникативные способности, эмоциональную устойчивость.

По характеру труда выделяют два класса профессий. Профессии исполнительского класса связаны c работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, характеризуются стереотипным подходом к решению проблем. Профессии творческого класса предполагают анализ, исследование, испытание, контроль, принятие нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития. Врачей традиционно относят ко второму классу профессий, медсестер – к первому. Однако в связи с развитием стандартизации в здравоохранении, увеличением количества правовых норм (приказов, инструкций, правил и проч.) акценты в профессии смещаются. В большинстве типичных ситуаций врач должен строго следовать правилам, инструкциям, стандартам. И только в клинически сложных случаях вправе выходить за их рамки (по заключению консилиума, клинико-экспертной комиссии и проч.). Таким образом, от современного медицинского корпуса требуется строгое следование «писаным» и «неписаным» правилам в сочетании с гибкостью и нестандартностью мышления и умением быстро находить и поддерживать контакт с пациентом.

Поэтому особым элементом структуры общественных отношений в профессии врача является личность врача.

Подавляющее большинство упоминаний о личности врача встречается в деонтологической медицинской литературе.

Этот традиционно деонтологический подход является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Его можно обозначить как нормативно-регулирующий, так как он содержит основные требования к личности врача, выработанные обществом. Основные деонтологические требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в известных заповедях Гиппократа, которые врачи принимают как профессиональную Клятву. В основе этих требований лежит традиционное представление о ролевых отношениях «врач – больной», являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими установлению контакта с больным и обеспечивающими авторитет у больного.

Следует отметить важное отличие профессии медицинского работника от других профессий типа «человек – человек». Работа врача и среднего медицинского персонала связана с высоким риском. Например, имея дело с инфекционными и психическими больными, медики работают в неблагоприятных условиях и должны предпринимать повышенные меры предосторожности.

В зависимости от занимаемой должности и функциональных обязанностей врача риски условно могут быть разделены на высокие и средние. Группу высокого риска составляют стоматологи, хирурги, акушеры-гинекологи, инфекционисты, фтизиатры и др.

Врачебный труд – тяжёлый. По существующей шкале тяжести труда медицинские специальности расположены от второй до пятой категории (всего их шесть, причём шестая — наивысший уровень тяжести). К пятой категории тяжести труда отнесены специальности хирурга, анестезиолога, реаниматолога, врача скорой помощи, эндоскописта, рентгенолога, патологоанатома, судебно-медицинского эксперта. К четвёртой – участковые врачи, стоматологи, врачи терапевтического профиля, работающие в стационаре, дермато-венерологи, отоларингологи, акушеры-гинекологи, бактериологи, врачи функциональной диагностики. К третьей – врачи поликлиник, врачи-лаборанты, эпидемиологи, гигиенисты, физиотерапевты. Ко второй – статистики и валеологи.

Высокие требования, изначально предъявляемые к профессии врача, закреплены в специальном законодательстве. Общие обязанности закреплены в Трудовом кодексе РФ. Однако правовой статус личности, работника, лица определенной профессии характеризуется не только совокупностью определенных требований, обязанностей и ограничений, но и конкретными правами, а также гарантиями.

Система здравоохранения сегодня — это более трех миллионов работающих, тысячи медицинских организаций (лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений) десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации,электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт,сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника; применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости. Во вредных и неблагоприятных условиях труда (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения; радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы; операционные, стерилизационные, отделения гипербарической оксигенации и др.) заняты сотни тысяч работников здравоохранения. В связи с этим, особую значимость приобретает проблема охраны и укрепления здоровья самого медицинского работника, формирование его отношения к собственному здоровью и мотивации на здоровый образ жизни.

Тот факт, что профессия медика является самой гуманной среди всех прочих сфер человеческой деятельности, наверное, не станут отрицать даже педагоги, следующие в этой условной иерархии вслед за людьми в белых халатах.

Но то, что врачевание людей ко всему прочему еще и одно из опаснейших занятий на Земле, достоверно известно только самим «эскулапам».

По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности.

По оценке экспертов в структуре профессиональных заболеваний первое место стабильно занимают инфекционные — порядка 80 % всех профессиональных недугов, а несомненные лидеры по заражению врачей – вирусные гепатиты, составляющие почти 40 % всех приобретенных на службе болезней.

Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов.

Кто такой врач и как получить профессию?

Врач – это одна из самых необходимых профессий. Ведь это специалисты, которые владеют знаниями и навыками, используя которые диагностируют, лечат и контролируют течение различных заболеваний.

Профессия врача – одна из самых древних и важных для человечества. За тысячи лет своего существования она претерпела значительные трансформации, и современные доктора не только лечат болезни, но и занимаются их профилактикой, порой для рядовых пациентов творя чудеса, которые и не снились знахарям шахов, лекарям фараонов и лейб-медикам императоров. Но, как и в доисторические времена, чтобы стать врачом, надо обладать недюжинным интеллектом и огромным желанием спасать людей.

История

Люди лечили друг друга с незапамятных времен, но как наука медицина стала формироваться в Древнем Риме и Древней Греции. Серьезный вклад в развитие врачебной мысли внесли Гиппократ, Гален и Везалий, которые утверждали, что болезнь – это не наказание за грехи, а сбой в работе организма, вызванный вполне земными, а не мистическими причинами.

Праотцом профессии врача безоговорочно признается великий древнегреческий медик Гиппократ. Именно он начал классифицировать заболевания, основываясь не только на их локализации, но и на причинах возникновения. Древнеримский доктор и философ Гален внес значительный вклад в развитие физиологии как науки и считается основоположником экспериментальной медицины. Бельгиец, а по большому счету гражданин средневековой Европы, Везалий вошел в историю медицины как отец современной анатомии.

В Средние века медицина пришла в упадок из-за сильного влияния церкви, которая считала любое научное изыскание греховным, запрещала применять обезболивающие средства и вскрывать трупы для изучения нормальной анатомии человеческого тела и патологических изменений органов. Одним из немногих ученых, которые в смутную эпоху Средневековья продолжали вносить вклад в развитие научного целительства, был Амбруаз Паре. Он проводил мелкие операции, изобрел несколько инструментов и считается основоположником современной хирургии.

Позже большим прорывом стало изобретение зубного врача У. Мортона – он нашел способ притуплять боль с помощью химических веществ. Немецкий физик В. Рентген открыл излучение, благодаря которому стала возможной диагностика состояния внутренних органов без нарушения целостности тканей. В конце 18 века англичанин Э. Дженнер разработал эффективную прививку от оспы, и это стало прорывом в борьбе с опасными инфекционными заболеваниями. Позднее Луи Пастер нашел вакцину от бешенства и сибирской язвы.

В 20 веке открытия посыпались одно за другим: в лабораторных условиях был выделен спасительный для диабетиков инсулин; найдены губительные для раковых клеток химиопрепараты; синтезированы гормональные средства, антибиотики; разработаны методики диализа при почечной недостаточности; отработаны операции по трансплантации органов. Есть все предпосылки полагать, что 21 век будет не менее богатым на новые открытия.

Описание профессии

Доктора давным-давно уже не средневековые универсалы-цирюльники, которые между бритьем бород удаляли зубы и вправляли вывихи. Дать в двух словах характеристику современной профессии врача крайне затруднительно хотя бы потому, что на сегодняшний день существует более 200 медицинских специализаций.

Несмотря на огромное разнообразие профилей, любая из специализаций врачей относятся к одному из четырех основных направлений:

  1. Терапевтическое. Эти врачи принимают пациентов в поликлиниках и лечат консервативными (нехирургическими) методами в стационарах больниц. Для этого проводят осмотр, опрашивают, собирают анамнез заболевания, направляют на анализы. После постановки диагноза назначают терапию, а при необходимости рекомендуют оперативное лечение.
  2. Хирургическое. Эти доктора проводят иссечение, удаление, восстановление, трансплантацию органов и тканей.
  3. Психологическое и психиатрическое. Специалисты занимаются коррекцией поведения и эмоционального фона.
  4. Патологоанатомическое. Медики проводят не только вскрытия для уточнения причины смерти, но и прижизненную диагностику на основании исследований биоматериалов, которые предоставляют для анализа все оперирующие клиницисты – хирурги, эндоскописты и другие врачи.

Многие врачебные специальности могут относиться и к терапевтической, и к хирургической группе, например, стоматолог: он может быть терапевтом и челюстно-лицевым хирургом.

Специальности, вузы и предметы ЕГЭ

Чтобы стать врачом, надо поступить в медицинский вуз, где предстоит грызть гранит науки в течение 6 лет. Еще минимум два года уйдет на обучение в ординатуре – это нужно, чтобы получить узкую специализацию.

Для поступления в медицинские вузы кроме обязательных русского языка и математики понадобятся еще результаты ЕГЭ по биологии и химии (ее иногда заменяют физикой – это зависит от приоритетов вуза).

Медицинские вузы есть во всех регионах России. В рейтинги по разным версиям традиционно входят несколько медуниверситетов*:

    . . . . .
  1. Сибирский государственный медицинский университет (Томск). . . (факультет фундаментальной медицины). (медицинский факультет).

*Список не отражает позиций медицинских вузов в различных рейтингах – в него вошли постоянные участники международных и российских ренкингов.

В конце последнего курса выпускник получает диплом специалиста по одному из трех укрупненных направлений:

С 2017 года интернатуру заменила первичная аккредитация, которая включает в себя оценку практических навыков, тестирование, решение ситуационных задач. Успешно пройдя ее, выпускник медвуза сразу может поступать на работу в лечебных учреждениях первичного звена (амбулаториях, поликлиниках, здравпунктах, дневных стационарах) и заниматься медицинской практикой. Для получения более узкой специализации придется поступать в ординатуру.

В период всей трудовой деятельности врач должен каждые 5 лет проходить аккредитацию. Для этого недостаточно просто сдать тестирование – в промежутках между экзаменами от доктора требуется участие в конференциях и мастер-классах, прохождение курсов повышения квалификации. Этот процесс получил название непрерывного медицинского образования (НМО). Учет научно-профессиональной активности ведется начислением баллов. Если за 5 лет врач не наберет нужного их количества, то аккредитацию не пройдет и не получит допуска к дальнейшей работе.

Плюсы НМО для пациентов очевидны – врач не останавливается в профессиональном развитии. Минусы касаются в первую очередь докторов из глубинки – медики из отдаленных населенных пунктов далеко не всегда располагают временем и лишними средствами для поездок на конференции и семинары в крупные города.

В настоящее время на рынке труда особо востребованы врачи нескольких специальностей:

  • терапевты – принимают пациентов в поликлинике или лечат их в стационаре;
  • хирурги – занимаются инвазивными манипуляциями и операциями, а также тяжелыми травмами, переломами и т. д.;
  • педиатры – лечат детей, в том числе новорожденных;
  • акушеры и гинекологи – специализируются на женских болезнях, ведут беременных, принимают роды;
  • психиатры – помогают при отклонениях в психической сфере;
  • патологоанатомы – исследуют образцы тканей живых пациентов и устанавливают причину смерти;
  • стоматологи – помогают пациентам при проблемах с зубами и деснами;
  • врачи функциональной диагностики – занимаются обследованиями больных при помощи аппаратуры (УЗИ, МРТ, КТ, эндоскопия и т. д).

В последние годы активно развивается подготовка семейных врачей, которые обладают универсальными медицинскими знаниями и умениями по терапии, кардиологии, педиатрии, хирургии и гинекологии. Такой доктор не только проводит осмотр и назначает лечение, но и делает небольшие операции, может принимать роды. Разумеется, профессия семейного врача требует высокого уровня знаний и практических навыков.

Обязанности

Круг профессиональных обязанностей врача зависит от выбранной специальности, но и терапевты, и хирурги должны:

  1. Проводить осмотр и опрос больного.
  2. Устанавливать предварительный диагноз.
  3. Направлять пациента на необходимые лабораторные и инструментальные исследования.
  4. Ставить окончательный диагноз.
  5. Назначать лечение или передавать пациента узкому специалисту.
  6. Следить за ходом терапии или проводить оперативное лечение.
  7. Курировать больного все время его нахождения в стационаре или на амбулаторном лечении.
  8. Фиксировать все наблюдения в медкарте, выдавать больничные листы.
  9. При выписке давать рекомендации о дальнейшем лечении и по профилактике осложнений.
  10. Брать на учет пациента при наличии у него хронического заболевания или отслеживать его состояние, если он входит в группу риска.

Кому подходит профессия

Врач – это одна из немногих профессий, в которую надо идти исключительно по призванию. Кроме того, доктору никак не обойтись без таких личных качеств, как:

  • острый ум и способность анализировать;
  • хорошая память;
  • умение быстро принимать решения и нести ответственность за их последствия;
  • стрессоустойчивость;
  • гуманность и сочувствие боли человека;
  • тактичность;
  • способность найти общий язык с пациентом и его близкими;
  • терпение и выдержка.

Чтобы стать врачом и уважаемым специалистом, надо обладать альтруистическими наклонностями. Потребность в медицинской помощи не подчиняется строгому графику – часто придется жертвовать личным временем и планами. При этом есть у профессии врача такие существенные минусы, как:

  • низкая оплата труда;
  • постоянный груз ответственности за жизни других людей;
  • затраты времени и сил, связанные с необходимостью постоянного обучения.

Заработная плата

Самые высокие зарплаты в России медики получают в Москве и области, в Магадане и на Крайнем Севере, самые маленькие – в Кабардино-Балкарии. Разброс, согласно данным Росстата, довольно большой – от 40 до 176 тыс. р. Однако эта статистика, мягко говоря, излишне оптимистична, потому что в маленьких городах или поселках врачи обычно получают 12–15 000 р. в месяц.

Оплата труда часто зависит от региона: там, где условия проживания суровые, врачи зарабатывают от 137 до 176 тыс. р. Менее 30 тыс. р. составляет доход докторов в Алтайском крае, Астраханской, Тульской, Воронежской областях, Чувашии. Немногим больше зарплата в Екатеринбурге и Краснодарском крае – 32 тыс. р.

В вакансиях на сайтах трудоустройства средняя ежемесячная заработная плата врача в зависимости от специализации составляет:

СпециальностьОклад в рублях
Косметолог90 000
Акушер-гинеколог90 000
Анестезиолог-реаниматолог66 000
Остеопат65 000
Нейрофизиолог62 000
Судовой врач60 000
Стоматолог50 000
Педиатр47 000
Педиатр46 000
Терапевт40 000
Врач функциональной диагностики35 000
Уролог30 000

Как строить карьеру

Продвижение в государственном учреждении может проходить по вертикальной или горизонтальной линии. В первом случае врач занимает административную должность, а во втором – получает более высокую квалификацию.

Карьеру можно выстроить и в науке, если есть интерес и способности к исследованиям. Знания, талант и опыт помогут простому преподавателю вуза или практикующему врачу стать не только завкафедрой или деканом факультета, но и медицинским светилом международного уровня.

Перспективы профессии

Мир шагнул в третье тысячелетие, но профессия врача была и остается перспективной и востребованной. Жизнь постоянно ставит перед человечеством новые задачи, а о том, чтобы у всех и каждого хватило здоровья решать их, предстоит позаботиться нынешним и будущим поколениям врачей.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия врач подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Профессия: врач

Чем занимается врач, какие качества важны для этой профессии, что нужно знать для поступления и учёбы на медицинском.

Профессия: врач

Какие знания нужны для поступления в медицинский вуз

Химия и биология. При поступлении в медицинский вуз, в первую очередь, важно хорошее знание биологии и химии. Лучше, если вы не просто зубрите, а искренне интересуетесь этими предметами. Так вам будет проще успешно сдать ЕГЭ и дополнительные вступительные экзамены, которые проводят некоторые медицинские вузы. На первых курсах в университете вы продолжите изучение этих предметов, но более углублённо.

Английский. Также уделите внимание изучению английского языка. Самые свежие статьи о важных медицинских открытиях сначала выходят на английском. Можно ещё в школе начать тренироваться и читать материалы c порталов PubMed и Cochrane, которые публикуют результаты новейших исследований. Эти сайты ориентированы на профессиональную аудиторию с медицинским образованием, но также публикуют публицистические статьи, которые будут понятны школьникам и студентам с языком уровня Intermediate. Единственное, нужно понимать: современная наука развивается очень быстро. Исследования, о которых вы читали на первом курсе, могут оказаться неактуальными к тому времени, когда вы закончите обучение.

Как я стала врачом

Поступила в медицинский вуз в последний момент

Я родилась и выросла в Пензе, окончила школу с золотой медалью. Собиралась поступать на биолого-химический факультет и стать преподавателем по этим предметам. Но когда мы с мамой уже собирались отнести документы на биофак, я поняла, что на самом деле хочу поступать на медицинский. Я не раз задумывалась об этом в школе, но в семье никто не работал в этой среде и мне казалось, что я не смогу поступить без связей.

Приёмная комиссия Самарского государственного медицинского университета тогда приехала к нам в город и была как раз через дорогу. Я подала документы для поступления на педиатрический факультет, выбрала экзамен по химии в качестве вступительного, получила «пять», и меня зачислили.

Выучилась на невролога

На педиатрическом факультете я училась шесть лет. Ещё два года я училась в ординатуре в Нижегородской государственной медицинской академии по специальности «невролог». Правда, сначала я собиралась стать патологоанатомом. Но, кроме основной учёбы, я много занималась в СНО — студенческое научное сообщество, которое организует кружки по разным специальностям, и это помогло мне сделать правильный выбор. В научных кружках я посмотрела на разные направления медицины, познакомилась с опытными специалистами и благодаря их советам выбрала специализацию, которая мне действительно подходит. Эти занятия были дополнительной нагрузкой к учёбе, но я очень советую их всем студентам-медикам — не стоит упускать такую возможность для развития.

После получила предложение стать нейрофизиологом в частной клинике. Нейрофизиолог — это врач-аналитик, который проводит обследование пациентов при помощи различных медицинских приборов, собирает и анализирует полученные данные, чтобы установить или уточнить диагноз.

Я прошла дополнительные курсы по видео-ЭЭГ-мониторингу. Это исследование активности головного мозга, которое проводится от одного часа до двух суток. Чаще всего его назначают, чтобы исключить или подтвердить эпилепсию, а также его проводят людям, которым уже установлен этот диагноз — чтобы посмотреть динамику, поймать приступ, понять, как он проходит, из какой зоны головного мозга идёт. Пациент находится в палате, где ему делают электроэнцефалограмму и параллельно проводят видеосъёмку.

Получила редкую специализацию эпилептолога

Так я набралась опыта в обследовании больных с эпилепсией, и меня пригласили в Нижегородскую детскую областную больницу в качестве невролога-эпилептолога.

Сейчас я работаю по нескольким направлениям: веду приём и как обычный невролог, и как невролог-эпилептолог. Также провожу видео-ЭЭГ-мониторинг и исследование сна на полисомнографе, чтобы получать более точные данные при диагностике эпилепсии.

По сути, разделения на взрослого и детского невролога нет. Врач сам выбирает, с кем он будет работать. За время практики в ординатуре я поняла, что с детьми мне работать проще. От ребёнка гораздо больше эмоциональной отдачи — он искренне тебе улыбается, общается, смеётся над шутками. Есть возможность поговорить со всей семьёй моего пациента — на приём приходят не только мамы и папы, но бабушки, дедушки и другие родственники.

Детский невролог чаще всего работает со следующими проблемами:

  • задержка речевого и моторного развития;
  • детский церебральный паралич;
  • эпилепсия;
  • тики;
  • энурез;
  • головные боли;
  • головокружение;
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Ребёнка, у которого подозревают эпилепсию, стараются направить не просто к неврологу, а именно к эпилептологу. Есть много препараторов, которые можно назначить при таком диагнозе, но они должны подбираться специалистом из этой области после детального обследования пациента.

В результате я с удовольствием углубилась в область неврологии, которой мало кто занимается. Узкий профиль не мешает мне вести общий неврологический приём. Когда я наблюдаю пациента в качестве эпилептолога, не закрываю глаза и на другие проблемы.

Что должен уметь хороший врач

Много учиться. Главный вопрос, на который вы должны ответить перед тем, как становиться врачом: «Вы готовы учиться 8 лет, а затем всю оставшуюся жизнь?»

Учёба в медицинском вузе не может быть лёгкой. Когда я была студентом, приходила домой после сложных занятий, но снова садилась заниматься. Первые три курса — особенно сложные и пропускать занятия в этот период нельзя. Это базовые знания, которые останутся на всю оставшуюся жизнь. Нужно сразу понять, что свободного времени в студенческие годы у вас не будет.

Врачи заканчивают университет, но никогда не перестают учиться. Это не значит, что вы раз в год будете ездить на недельные курсы по повышению квалификации. Вы каждый день будете мониторить новые исследования и иностранные статьи, чтобы пользоваться самыми свежими данными в своей работе — иметь возможность помогать своим пациентам современными методами.

Справляться со стрессом. Самое страшное для любого врача — смерть пациента. К сожалению, от этого не застрахован даже самый хороший специалист. К этому невозможно подготовиться. Это боль, которая навсегда остаётся в душе. Выбирая профессию врача, вы должны понимать, что однажды можете пройти через серьёзный психологический стресс.

Сочетать ответственность и человечность. Эти качества я считаю обязательными для врача. В нашей профессии не получится жить только по правилам, которые записаны в уставе медицинского учреждения. Часто нужно будет принимать решения, опираясь на свой личный, а не только профессиональный, опыт, нести ответственность за своего пациента, даже в ущерб личной жизни. В разумных пределах, конечно, но нужно быть готовым к тому, что рабочий день не заканчивается ровно в 17:00, как у офисного работника. Врачам регулярно приходится задерживаться, и после работы они всё равно не «отключаются». Есть сложные пациенты, с которыми важно быть на связи 24 часа в сутки.

Оспаривать устаревшие данные. Я уверена, что хороший врач должен придерживаться принципов доказательной медицины. Это подход, при котором решение о лечении пациента теми или иными средствами принимается, исходя из доказательств эффективности и безопасности этих средств.

Доказательная медицина, которая широко распространена во всём мире, только приходит в Россию и продвигается при помощи небольшой группы специалистов. Когда я училась, у нас об этом предмете была одна-единственная лекция длительностью 30 минут. После неё я зашла на медицинский портал Cochrane, изучила их последние рекомендации по препаратам и поняла — половину того, что мы изучаем в вузе, можно забыть.

Дело в том, что международные и российские рекомендации по лечению заболеваний очень сильно отличаются. Может оказаться так, что в университете вы будете учить одно, а когда станете самостоятельным врачом, начнёте обучение заново. Это не значит, что в медицинских вузах плохо учат. Базовые знания там дают отличные, но всё остальное будет зависеть от вашей самостоятельной работы.

Сейчас есть много вебинаров по доказательной медицине, а также российский форум Rusmedserv, где можно пообщаться с коллегами, получить ссылку на литературу и хорошие статьи. Однако каждый вечер вам придётся выбирать между развлекательным роликом на ютьюбе или сериалом и чтением научной статьи. Я до сих пор выбираю второе.

Это не значит, что кроме работы, у меня нет другой жизни — я всегда нахожу время для семьи, своего ребёнка, встреч с друзьями. Но моя профессия по-настоящему увлекает меня, поэтому я очень осознанно подхожу к планированию своего времени — выделяю отдельные часы, чтобы не только принимать пациентов, но и изучать научные материалы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Полезно знать — профессии в медицине

Конечно, лечить людей (да и зверей тоже) почетно и ответственно, однако учиться на врача — долго и трудно. Этот непростой шаг требует многократного взвешивания и железобетонной уверенности в том, что медицина — ваше призвание. Случайные люди в этой профессии не приживаются.

Ветеринар

Сказочный доктор Айболит излечивал всех зверей без разбора. Современные ветеринары более избирательны. У каждого из них есть своя специализация. Кто-то лечит кошек и собак, кто-то – грызунов, кто-то – крупный рогатый скот, а кто-то – пресмыкающихся.

Мало того, у звериных докторов, также как и у человеческих, есть специализация по видам болезней и внутренним органам. Ветеринарные технологии шагнули далеко вперед. Сейчас братьям нашим меньшим делают сложнейшие операции, например, на глазах, назначают физио-процедуры и массажи, делают инъекции.Все эти манипуляции выполняют разные специалисты.

Помимо безусловной любви к животным и желания облегчать их страдания ветеринару необходимо колоссальное терпение и поистине звериное чутье. Пациент вряд ли сумеет внятно объяснить, что и где у него болит. А от верного диагноза зависит успешность лечения.

Рынок труда

Ветеринары работают в специализированных клиниках, научных институтах, на крупных животноводческих комбинатах.

Еще 20 лет назад ветклиники в Москве можно было пересчитать на пальцах двух рук. Сейчас «звериные больницы» есть практически в каждом районе.И во многие из них требуются опытные ветеринары.

Но особо высок спрос на ветуслуги в сельских районах. Бывшие совхозы и частные фермы остро нуждаются в специалистах. Оклад ветеринарного врача составляет обычно 20–30 тысяч рублей. Дополнительные доходы приносит частная практика и/или преподавание.

Особенности обучения

Специализаций на ветеринарных отделениях и факультетах не предусмотрено. Все пять лет обучения студенты получают универсальную базовую подготовку.

Однако те, кто уже в студенчестве заинтересовался определенной отраслью ветеринарии, могут заниматься дополнительно на базе одной из кафедр в студенческих кружках. Начиная с третьего курса все студенты проходят практику в одном из базовых учреждений вуза.

В отличие от медицины интернатуры или ординатуры в ветеринарии не предусмотрено. Диплом выпускника специальности «Ветеринария» автоматически дает право на врачебную деятельность. Те, кто хочет продолжить обучение дальше и получить специализацию, поступают в аспирантуру.

Сергей Комаров, ветеринарный врач

— У меня мама ветврач. Я уже в детстве вращался в этой среде. В старших классах рассудил, что выбирать надо ту профессию, о которой больше всего знаешь. И, не мудрствуя особо, подал документы в ветеринарную академию.

Работа у нас напряженная. Хотя само понятие рабочего дня в различных клиниках отличается. Где-то приняты стандартные 9–10-часовые рабочие смены, кто-то работает сутками, другие дежурят ночами. На моей практике, если за 20 часов работы удалось принять 20 пациентов, по полчаса на каждого – это повезло. Если 40 – уже тяжело.

Большая часть наших пациентов – кошки, собаки и домашние грызуны. Однажды привели домашнюю рысь. Запомнился случай, когда нашим пациентом был цирковой мишка. Очень терпеливый и спокойный оказался! Ему осматривали поврежденный глаз, а он спокойно ел печенье.

Врач

Универсальных докторов, отвечающих за все и вся, не бывает. Даже самые знающие из них специализируются на определенной группе болезней или органе организма.Чтобы стать хорошим врачом, недостаточно соответствующего образования. Для успеха необходимо призвание – особая склонность к профессии, умение глядеть в корень проблемы, проявлять ответственность и небезразличие.

Рынок труда

Для врача есть несколько основных видов карьеры. Во-первых, лечебная практика. В этом случае доктор растет профессионально: набирается опыта, нарабатывает собственную клиентуру, повышает квалификацию. Во-вторых, научная и преподавательская карьера. Защищая диссертации, специалист создает и поддерживает имя в научном мире, занимается исследованиями, открывает новые способы лечения. В-третьих, административный путь. В этом случае дослужиться можно до заведующего отделением клиники, а в будущем и ее директора. Вакансий для докторов хватает и в государственных больницах, и в частных медицинских центрах. Чаще всего доктора-практики совмещают сразу несколько мест работы, что позволяет им зарабатывать достаточно приличные деньги.

Особенности обучения

Чтобы стать врачом, вам понадобится почти 10 лет. Первые шесть из них уйдут на получение базового медицинского образования в вузе. О веселых студенческих годах придется забыть: программа крайне насыщенная. Вам предстоит проштудировать массу учебников и освоить колоссальный объем информации, выучить физиологию человека, особенности строения организма, сотни различных заболеваний. Обучение неотделимо от практики: вам предстоят часы в «анатомичке», работа в качестве младшего и среднего персонала в базовых клиниках. На старших курсах студенты, как правило, определяются с дальнейшей специализацией.

Диплом о высшем образовании еще не дает права вести самостоятельную трудовую деятельность в качестве врача. Для этого нужно дополнительно окончить интернатуру или ординатуру. Первый вариант подходит тем, кто решил сконцентрироваться на практической работе. Второй – тем, кто больше тяготеет к научной деятельности. После ординатуры многие выпускники идут в аспирантуру.

Гелена Тихонова, врач, сотрудник Ин-тамед.-биологическихпроблем РАН

— В семье было немало врачей, с детства вращалась в этом мире и понимала, что он мне близок. К тому же в юности была идеалисткой: хотела помогать людям, приносить пользу обществу. В школе училась очень хорошо, поэтому в институт поступила легко. Оканчивала вуз на Дальнем Востоке. От этого времени остались смешанные впечатления: с одной стороны, веселые беззаботные годы, с другой – колоссальная нагрузка. Правда, мне, в отличие от многих сокурсников, перегрузки давались довольно легко. Сразу после окончания института поступила в ординатуру, затем – в аспирантуру. В итоге к 25 годам уже стала кандидатом медицинских наук, а к 27 – врачом высшей категории.

Работала в поликлинике терапевтом. Затем наша семья переехала в Москву. Поняла, что возвращаться в поликлинику уже не хочу: привлекала научная работа, более сложные задачи. Так и оказалась в институте, где работаю уже несколько лет. Занимаюсь медицинскими наблюдениями за человеческим организмом во время перегрузок

Мед и цинская сестра

Основная задача медицинской сестры — выполнение назначений лечащего врача. Она делает уколы, ставит капельницы, следит за своевременным приемом лекарств, проводит перевязки. Сестры милосердия работают в клиниках, поликлиниках, травмпунктах, лабораториях. Отдельная «песня» – операционная сестра. Для этой работы нужна молниеносная реакция, идеальная память, сноровка. Малейшая ошибка может повлиять на ход операции. Недаром хирурги предпочитают на протяжении многих лет работать «в связке» с одной и той же сестрой. Многие считают, что для этой работы необходим талант: даже элементарные уколы у одних сестер практически не ощущаются, а у других – совсем наоборот.

Рынок труда

Практически во все городские клиники и поликлиники постоянно требуются медицинские сестры. Основная причина нехватки персонала – низкая заработная плата. При полной нагрузке медицинская сестра может рассчитывать на 15–20 тыс. руб. Чуть выше (20–25 тыс. руб.) доходы сестер в частных клиниках. Неплохая возможность заработать для среднего медицинского персонала – работа в различных коммерческих исследовательских центрах. Сестрам, владеющим редкими методиками исследований, работодатели готовы платить 30 тыс. рубл. и более в месяц.

Дополнительный источник дохода – частная практика. В Москве есть существенный спрос на сиделок и нянь со средним медицинским образованием.

Особенности обучения

Будущие медсестры изучают строение человеческого тела, закономерности функционирования органов и систем, причины развития патологических процессов. Учатся проводить основные гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия. Осваивают философию и теорию сестринского дела.

За период обучения студенты проходят несколько производственных практик. На выходе сестры готовы не только проводить различные медицинские процедуры и манипуляции, но и оказывать доврачебную помощь и проводить предварительную диагностику состояния пациента.

В большинстве колледжей Москвы подготовка медицинских сестер осуществляется по стандартам Всемирной организации здраво охранения. Все большее распространение получает двухуровневая система подготовки: после прохождения базового курса желающие могут поступить на программу повышенного уровня.

Ирина Зотова, выпускница медицинского колледжа № 4

— Биология и химия в школе давались хорошо, привлекала медицина. Но поступать в медицинский вуз не решилась: оценивала себя критически и понимала, что вряд ли хватит на это знаний. Поэтому решила для начала получить среднее медицинское образование, а уж потом штурмовать институт.

Этот колледж находился сравнительно недалеко от моего дома, к тому же там училась соседка.

В училище неожиданно понравилось учиться: в отличие от средней школы, практически нет неинтересных предметов, которые совершенно точно не пригодятся в жизни. К концу обучения практически созрела продолжить образование.

Но когда проходила практику, мне предложили остаться на работе в базовой клинике. Согласилась, решив отложить грядущее поступление в вуз на год. В результате так увлеклась работой, что до высшего образования дело так и не дошло. Сейчас рассуждаю так, если все пойдут во врачи, то кто станет работать медсестрами?

Стоматолог

Всех врачей, которые работают в стоматологии, можно назвать стоматологами, но у каждого своя специфика работы и уровень доходов. С какой бы проблемой ни обратился пациент в стоматологический центр, первый доктор, с которым придется столкнуться, – терапевт. Он ведет первичный прием, ставит диагноз, лечит зубы, направляет на рентген. Если доктор выявил у пациента заболевания, требующие помощи узкого специалиста, он выдает направление к хирургу, пародонтологу, ортопеду…

Одна из самых перспективных на сегодняшний момент специальностей – пародонтология. Болезни десен, к сожалению, встречаются практически столь же часто, как и кариес. Проблемами с прикусом занимается врач-ортодонт.

Рынок труда

Для стоматолога возможны три варианта карьеры. В первом случае врач растет профессионально, формально оставаясь на одной должности, повышает квалификацию. С опытом повышается качество работ, профессиональная репутация и доходы, формируется своя клиентская база. Второй путь – продвижение по административной лестнице: рядовой доктор – заведующий отделением – заместитель главврача – главный врач. Третий вариант – научная карьера. Молодой специалист поступает в аспирантуру, защищает кандидатскую диссертацию. Через некоторое время пишет докторскую…

Доход терапевта в частной клинике, в зависимости от его квалификации и нагрузки, составляет 45–90 тыс. руб. Лучшие из лучших зарабатывают больше. Еще выше планка ортопеда – 150 тыс. руб. не предел!

Особенности обучения

Чтобы стать стоматологом, впрочем, как и врачом любой другой специальности, нужно пройти довольно долгий путь. Первый шаг – поступление в вуз. На первых курсах студенты получают фундаментальную базовую подготовку: изучают латинский язык, физику, химию, математику. Первые специальные дисциплины вводятся в учебный план на втором и третьем курсах. И уже после третьего года обучения студенты отправляются на первую врачебную практику. Под присмотром врача они выполняют несложные манипуляции.

После окончания пятого курса молодой врач получает диплом… без права ведения практической деятельности. Чтобы работать врачом, теоретических знаний недостаточно. Обязательные практические навыки можно получить в годичной интернатуре. По большому счету это уже полноценная работа врачом в условиях клиники, но обязательно под присмотром квалифицированных специалистов.

Дальше можно продолжить обучение в ординатуре, которая позволяет стать узким специалистом по одному из направлений стоматологии.

Анжела Кузьмина, стоматолог-терапевт

— Стоматологов на рынке труда сейчас действительно в избытке. Но вот хороших врачей не так уж много. Знаю это не понаслышке – сама занимаюсь подбором докторов в нашу клинику. Раньше мы проверяли работу всех кандидатов на практике. Потом от этого пришлось отказаться: слишком много претендентов. Сейчас сначала разговариваю с потенциальным сотрудником.

Если врач не может поставить диагноз, не знает, какое лечение нужно назначить при различных симптомах, смотреть его в работе не имеет смысла. Каждый уважающий себя доктор должен учиться постоянно. Стоматология развивается. Проходит пол-года, и появляются какие-то новые материалы, технологии. Нужно постоянно повышать свою квалификацию, чтобы оставаться востребованным специалистом. И потом легче будет защитить диссертацию.

Профессия врач

Профессия врача одна из древнейших – она существует с незапамятных времен, еще с доисторического периода. Уже в первобытную эпоху появились первые лекари, которые знали свойства многих растений и умели применять их целительную силу. В результате их лечебной деятельности со временем накопился достаточный опыт, давший толчок появлению самой медицины как науки

Основоположником медицины был великий древнегреческий врач Гиппократ. Считается, что он первым начал классифицировать заболевания, исследуя причины их возникновения. А прародителем экспериментальной медицины принято считать Галена – древнеримского хирурга и философа. Он внес неоценимый вклад в развитие таких дисциплин как физиология, неврология, анатомия, патология и фармакология.

Описание

Специализации

Всего существует бесчисленное множество различных врачебных специализаций, поэтому для более четкого описания их следует классифицировать по следующим критериям:

Во-первых, все врачи делятся на клиницистов и диагностов.

Клиницисты — это доктора, взаимодействующие непосредственно с самим пациентом. Они осматривают больного, собирают анамнез (историю болезни), в нужных случаях направляют его на обследование, а затем ставят ему окончательный диагноз и назначают определенный курс лечения. Среди клиницистов есть такие специалисты, как терапевты, педиатры, хирурги, неврологи, психиатры, ортопеды-травматологи, гастроэнтерологи, отоларингологи, окулисты, нейрохирурги, эндокринологи, гинекологи, урологи, семейные врачи и т.д.

Диагносты же проводят сами исследования и делают пациентам описательные заключения, но без права постановки окончательного диагноза. К ним относятся рентгенологи, УЗИ-специалисты, лабораторные диагносты, врачи функциональной диагностики и т.п.

Во-вторых, все медицинские специальности также подразделяют на хирургические и нехирургические.

Врачи с хирургической специальностью — это медики, проводящие не только крупные операции, но и такие инвазивные процедуры, как резекции, пункции, взятие биопсии, или даже обыкновенные инъекции. Проведение всех этих манипуляций требует от самих докторов осуществлять прием пациентов в специально предназначенных режимных кабинетах с повышенными антисептическими требованиями.

Помимо хирургов различных направлений список врачей с данной специальностью включает в себя акушеров, гинекологов, урологов, офтальмологов, отоларингологов, стоматологов, и т. д.

Специалисты нехирургического профиля занимаются обследованием и лечением пациентов с помощью любых неинвазивных методов (например, пальпации, аускультации, разного рода томографических исследований и т.д.). К таким врачам относятся все диагносты, а также обыкновенные терапевты, педиатры, иммунологи, дерматологи, кардиологи, гастроэнтерологи, эндокринологи, неврологи, психиатры и т. д.

В-третьих, по уровню специализации выделяют врачей узкого и широкого профиля.

Ярким примером широкопрофильного специалиста является семейный врач. Он имеет базовые знания по всем специальностям, поэтому, в отличие от обычного терапевта, он может диагностировать намного больше заболеваний, но если ему не хватает квалификации для лечения пациента, он перенаправляет его уже к узкоспециализированному врачу.

Специалисты узкого профиля – это доктора, работающие с одним конкретным органом или заболеванием, профессия которых представляет собой ответвление от более крупного направления. Например, флеболог – хирург, занимающийся лечением вен; фониатор – отоларинголог, работающий с голосовыми связками; паркинсонолог – субспециальность невролога, лечащего болезнь Паркинсона; нарколог – психиатр, помогающий справиться с наркотической или алкогольной зависимостью и т. д.

Однако некоторые специальности не поддаются общей классификации, и среди них следует выделить патологоанатома и судебно-медицинского эксперта. Первый изучает влияние разного рода болезней на изменение в строении тканей и органов, второй проводит медицинскую экспертизу жертв различных преступлений. Обе этих профессии играют важнейшую роль, ведь без патологоанатомов врачи не могли бы иметь полную картину развития многих серьезных болезней, а без судмедэкспертов была бы практически невозможна криминалистика.

Плюсы

Среди особо положительных аспектов профессии хотелось бы отметить такие как:

  • врачи всегда востребованы;
  • чувство общественной значимости;
  • глубокое личное удовлетворение от помощи пациентам, а порой от спасения их жизни;
  • неограниченный спрос на хороших специалистов;
  • достаточно высокий уровень зарплаты в частных заведениях;
  • возможность неплохого карьерного роста.

Минусы

Хотя профессия во многом кажется замечательной, у нее есть и обратная сторона, которая сможет устроить далеко не всех.

  • Долговременный процесс получения образования (в целом, вместе с аккредитацией и стажировкой, занимает более 8-9 лет);
  • огромная ответственность и отсутствие права на ошибку;
  • крайне напряженный трудовой график (включая работу по ночам, часто в выходные и праздничные дни);
  • сильный стресс.

Где получить образование

Учебные заведения

Фундаментальное медицинское образование дают такие многим известные российские вузы, как:

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

Сеченовский университет был и до сих пор остается одним из ведущих медицинских образовательных учреждений в России, где всегда готовили специалистов высочайшего класса. Программа обучения составляется в соответствии с новейшими мировыми стандартами, а потому в ВУЗе дается образование не только по привычным, но и по таким новейшим специальностям, как генный инженер или IT-медик

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Этот университет (бывш. 2-й Московский государственный медицинский институт) также считается одним из лучших российских медицинских ВУЗов. Здесь студентов обучают по многим направлениям, среди которых есть не только обычные терапия, сестринское дело и стоматология, но даже такие современные, как биохимия, биофизика или даже кибернетика.

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова

Павловский университет, равно как и Сеченовский с Пироговским, имеет репутацию одного из наиболее престижных научных и медицинских центров в России. Как бывший женский институт, это заведение стало первым европейским заведением, в стенах которого женщины могли получить полноценное высшее врачебное образование. Сейчас это уже общий для всех ВУЗ, где готовят высококлассных специалистов по таким специальностям, как стоматология, педиатрия, лечебное дело, спортивная медицина и т.д. Некоторые базы университета располагаются в крупных петербургских поликлиниках и больницах.

Читайте также  Форма М-29 Отчет о расходах материалов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector