Категории и разряды: иерархия внутри профессий

Категории и разряды: иерархия внутри профессий

Классификация персонала

Услышав словосочетание «классификация персонала», многие подумают, что это что-то из экономической теории, абстрактное и вообще не имеет отношения к реальности. Но это не так. Все передовые компании делят свой персонал на группы. Это помогает не только вести учет труда, но и мотивировать, развивать сотрудников. Как это реализуется, какие бывают классификации – читайте в статье.

Что такое «персонал», его признаки

Это постоянный состав работников конкретной компании. Учитываются наемные специалисты, собственники и совладельцы предприятия.

У понятия «персонал» есть свои признаки. Например, рабочий, которого пригласили вымыть окна в офисе компании на 12 этаже, не входит в это понятие. А если организация заключит с ним трудовой договор, и рабочий продолжит работать на постоянной основе, тогда его можно включить в штат.

Продолжим этот пример. В компанию нанимают сотрудника мыть окна на высоком этаже, потому что у него есть опыт, навыки и специальные знания в этой области. Это совпадает с целями работодателя – чистые окна.

На основе этого утрированного примера подведем итог и выделим признаки персонала:

  • наличие заключенного трудового договора;
  • характеристики, которые помогают специалисту работать (квалификация, навыки, образование, опыт);
  • есть цель деятельности, которая совпадает с задачами предприятия.

После того как мы рассмотрели понятие «персонал», перейдем к его категориям.

Категории персонала

Делят на производственный и непроизводственный.

Первый занимается трудом, который можно «потрогать». Например, кондитер испек торт, рабочий покрасил стены, бухгалтер составил отчет.

Производственный штат предприятия подразделяется на категории:

    . Они работают физически. Рабочий персонал делят на основной и вспомогательный. Первые трудятся в производственных цехах, а вторые обслуживают производство. К вспомогательным относят официантов, грузчиков, уборщиков.
  1. Служащие. У них преобладает интеллектуальный труд. Например, управление, бухучет, юриспруденция и другое. Служащих делят на 3 группы: руководители компании или ее отделов, их заместители; специалисты (экономисты, юристы); служащие (делопроизводители, технические специалисты).

Это мы рассмотрели производственный персонал. Непроизводственный – специалисты, которые работают в непромышленных сферах. Они не создают ничего материального, но их труд не менее важен. Это могут быть работники ЖКХ или поликлиник.

Кто и как классифицирует персонал

Международная организация труда делит трудящихся на три категории:

  1. «Белые воротнички». Специалисты, занятые нефизическим трудом. Это могут быть офисные или школьные работники (учителя, завучи).
  2. «Синие воротнички». Это рабочий класс. Они занимаются ручным трудом, получают почасовую зарплату или сдельную за объем работ.
  3. «Серые воротнички». Обслуживающий персонал. Это официанты, уборщицы, грузчики.

В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:

  • top management – высшее звено (генеральный директор);
  • middle management – среднее звено (руководители подразделений);
  • lower management – низшие звенья (руководители подотделов, групп, бригадиры).

В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:

  • линейные – генеральный директор, начальник цеха;
  • нелинейные – функциональные руководители (например, технический директор, HR-директор).

Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:

  • высококвалифицированные кадры (например, авиатехник, шеф-повар или кардиолог);
  • квалифицированные (бухгалтер или сварщик);
  • неквалифицированные (дворник, грузчик).

Классификация работников в организациях

Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:

  • профессиональная структура – представители различных профессий;
  • квалификационная структура – рабочие различной квалификации;
  • содержание квалификации – знания, умения, навыки, опыт и другие составляющие для выполнения конкретной работы.

В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:

  1. Половозрастная структура. Руководитель старается соблюдать паритет между мужчинами и женщинами, поэтому в его компании работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Также он стремится набирать работников разных возрастных групп. Одни – молодые, инициативные, предлагают новые идеи, а другие – опытные и стабильно выполняют свои функции, но с менее гибким мышлением.
  2. По семейному статусу. По своему опыту руководитель знает, что семейные работники более надежны, так как они заинтересованы в стабильной и хорошо оплачиваемой работе. Но есть и риски: например, женщины с маленькими детьми часто уходят на больничный.
  3. По образованию. Практически на любом предприятии требуются кадры с высшим, средним или неоконченным образованием.
  4. Стаж работы. В производственный отдел руководитель предприятия нанимает рабочих, несмотря на опыт. В отделе есть мастер, который готов обучить новеньких. Но в технический и научно-исследовательский отделы руководитель ищет специалистов с опытом работы от трех лет.

Работников также делят:

  1. По функциям, которые специалист выполняет в производственном процессе. Например, одни рабочие собирают оборудование, другие – упаковывают его, маркетологи проводят рекламную кампанию.
  2. По роду занятий (специалист с высшим образованием, служащий, частный предприниматель).
  3. По сроку работы. Например, бухгалтер пять лет работает в компании – он постоянный специалист. Инженер-технолог ушла в декрет, на ее место взяли другого специалиста – это временный работник. Студент летом устроился продавцом в ларек мороженого – это сезонная работа.

Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:

  • формы производственной деятельности (прокладка электрики или составление сметы);
  • тарифные разряды (они определяют соотношение заработной платы и квалификации) – всего их восемь;
  • классы квалификации – выше мы их уже рассмотрели;
  • модель заработной платы: может быть сдельная, премиальная, классическая;
  • уровень механизации труда – насколько автоматизирована работа.

Для чего нужна классификация и примеры ее использования

Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.

Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы.

Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.

Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала.

Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии.

Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.

Справочная информация: «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

Внимание! С 1 января 2021 года действует механизм «регуляторной гильотины». По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ).

Необходимо учитывать, что Правительством РФ определен перечень нормативных правовых актов и их групп, а также отдельных положений, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины». При этом в отношении некоторых актов и положений установлен ограниченный срок нахождения в перечне (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Наименование раздела ЕКС

Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях

Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37

Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях

Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н

Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии

Приказ Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 N 251н

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда

Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики

Постановление Минтруда России от 29.01.2004 N 4

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 N 188

Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях

Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н

Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр

Постановление Минтруда России от 20.12.2002 N 82

Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта

Приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н

Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 220н

Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства

Приказ Минздравсоцразвития России от 15.02.2012 N 126н

Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 338н

Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации

Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 225н

Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор

Постановление Минтруда России от 29.01.2004 N 5

Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва

Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 220

Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2008 N 347

Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи

Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 N 678

Квалификационные характеристики должностей работников организаций дорожного хозяйства

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 47

Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 48

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации

Приказ Минздравсоцразвития России от 22.04.2009 N 205

Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики

Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977

Квалификационные характеристики должностей работников плавучих атомных станций

Приказ Минтруда России от 18.06.2014 N 384н

Квалификационная характеристика должности «Конфликтолог»

Приказ Минздравсоцразвития России от 22.12.2009 N 1007

Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности

Приказ Минздравсоцразвития России от 10.04.2012 N 328н

Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 N 547н

Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 N 550н

Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.03.2009 N 107

<*> Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины», в части государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя

Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя

Чтобы правильно оформить титульный лист учебной работы, нужно указать название вуза, предмет, ФИО и группу студента, а также не ошибиться в данных преподавателя. Обычно трудности возникают, когда нужно написать его учёную степень и звание, поэтому сегодня мы раскроем секреты иерархии в научном мире.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Больше лайфхаков, которые помогут учиться в колледже и вузе мы собрали в информационном телеграм-канале. А для тех, кто любит экономить, сделали специальную группу с акциями и скидками.

Учёная степень и звание: определения, разница

Узнаем, что означают эти понятия и чем одно отличается от другого.

Учёная степень

Учёная степень — квалификация, которая отражает уровень научно-исследовательской деятельности человека.

Решение о присуждении степени принимает диссертационный совет, соответственно, получить степень, можно только подготовив и защитив кандидатскую или докторскую диссертацию.

Учёное звание

Учёное звание — категория, которая отражает профессиональные достижения сотрудника в научно-педагогической работе.

Учёные звания присваивает Минобрнауки: соискатель направляет туда документы, которые подтверждают, что он соответствует квалификационным требованиям.

Научные звания и степени по возрастанию

Теперь расскажем об иерархии учёных степеней и званий.

Учёные степени в порядке возрастания в России

В РФ присуждают две учёные степени:

  1. Кандидат наук.
  2. Доктор наук.

Степени дополняются названием сферы деятельности, к которой относится научная работа соискателей: например, кандидат физико-математических наук, доктор исторических наук и пр. В полное название также входит номер и название специальности в рамках отрасли: например, доктор технических наук по специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах».

Учёные звания в порядке возрастания

Учёных званий в России тоже существует 2:

  1. Доцент.
  2. Профессор.

Наличие степени кандидата наук не делает её обладателя автоматически доцентом (также, как и докторской — профессором).

Чтобы получить учёное звание, нужно иметь не только степень, но и определённый стаж преподавательской деятельности, статьи в научных изданиях и пр.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Получение степени — важный момент в жизни учёного

Вопросы об учёной степени и звании

Ответим на самые популярные вопросы об этих категориях.

Научная степень или учёная степень?

Согласно нормативным документам, правильным считается вариант «учёная степень». Формулировку «научная степень» иногда употребляют в разговорной речи.

Бакалавр — это учёная степень или нет?

Бакалавр является не учёной степенью, а уровнем высшего образования.

Интересно, что в других странах, где действует Болонская система, бакалавр считается учёной степенью.

Магистр — это учёная степень?

Магистр также считается образовательным уровнем, а не учёной степенью.

Но после магистратуры можно поступить в аспирантуру или оформить соискательство, подготовить кандидатскую и получить степень кандидата наук.

Доцент — это должность или учёная степень?

Доцент — учёное звание, а не степень. Этим же словом называется одна из должностей преподавательского состава в вузах.

Для присвоения звания доцента нужно иметь от 5 лет стажа научно-педагогической работы, кандидатскую степень и минимум 20 профильных публикаций.

При этом, чтобы занимать должность доцента, необязательно получать такое учёное звание: достаточно иметь степень кандидата наук.

Профессор — это должность или учёная степень?

Также, как и в случае с доцентом, профессор — учёное звание или должность преподавателя. Такую должность могут занимать педагоги со степенью кандидата или доктора наук.

Звание профессора обычно присваивают докторам наук, но если у кандидата есть необходимый научно-педагогический стаж (от 10 лет) и определённое количество публикаций (зависит от специальности), он также может его получить.

Учёная степеньУчёное звание
Кандидат наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации)Доцент (степень кандидата наук, от 5 лет стажа, 20 публикаций)
Доктор наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации)Профессор (степень кандидата или доктора наук, от 10 лет стажа, кол-во статей зависит от специальности)

Академик — это учёная степень или звание?

Понятие «академик», по сути, ближе к званию, чем к степени, но формально считается скорее титулом. Академиком может стать выдающийся учёный, доктор наук, чей вклад в конкретную отрасль является значительным для её дальнейшего развития.

В России 4 государственных академии:

  • Российская академия наук (РАН);
  • Российская академия образования (РАО);
  • Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН);
  • Российская академия художеств (РАХ).

В каждой из них академики избираются пожизненно.

Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2021

На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:

  1. «Доцент» сокращается как «доц.».
  2. «Профессор» — «проф.».
  3. «Кандидат» — «канд.».
  4. «Доктор» — «д-р».

Кроме того, сокращается специальность, по которой присвоена степень. Например: канд. биол. наук (кандидат биологических наук), д-р мед. наук (доктор медицинских наук). С полным перечнем сокращений научных степеней и званий можно ознакомиться по ссылке.

Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.

А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Республики Коми

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ — объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Читайте также  Профессия Водитель (Шофёр): где учиться, зарплата

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету трудаКлассы профессий по характеру труда
ИсполнительскиеТворческие
123
«Человек—человек»Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника»Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система»Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ»Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа»Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек — человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист — с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа «человек-знаковая система» творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа «человек-человек»

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector