Как проводится внеочередная аттестация в 2022 году?

Как проводится внеочередная аттестация в 2022 году?

Новый регламент проведения аттестации

Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 459 утвержден Административный регламент Ростехнадзора предоставления госуслуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности ГТС, безопасности в сфере электроэнергетики (далее — Регламент аттестации).

Словарь

Регламент (от фр. règlement) — документ, который перечисляет и описывает по порядку этапы (шаги), которые должна предпринимать группа участников для выполнения бизнес-процесса, как правило, с указанием требуемых сроков выполнения этапов (шагов).

Административный регламент — нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги[1].

Регламент аттестации определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур по предоставлению данной государственной услуги.

Как и ранее, государственная услуга предоставляется по экстерриториальному принципу — в любом территориальном органе Ростехнадзора по вашему выбору.

Алгоритм предоставления услуги по аттестации

Регламент аттестации и предполагает, что на сайте Ростехнадзора должны быть формы и образцы заявлений. Но вы найдете там только форму, которая приведена в приложении № 3 к регламенту. Поэтому мы подготовили свой пример заявления (пример 1).

Могут ли не принять документы?

Документы не примут, если:

они не поддаются прочтению;

содержат записи, выполненные карандашом, подчистки, приписки, исправления, а также если в них нет необходимых сведений, подписей;

не подтверждена УКЭП при предоставлении государственной услуги в виде сформированного электронного дела через Единый портал тестирования и госуслуги.

Согласно Регламенту аттестация должна быть проведена в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения территориальным органом Ростехнадзора заявления об аттестации.

В течение 5 рабочих дней со дня получения заявления территориальная комиссия должна принять решение о допуске работника к аттестации. О своем решении комиссия уведомляет заявителя или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или через e-mail.

Если решение положительное, заявителю сообщают дату, время и место проведения аттестации.

Если решение отрицательное, заявителю сообщают «об оставлении заявления без рассмотрения» и указывают причины отказа.

Согласно Регламенту аттестация проводится в виде тестирования в электронной форме. Если аттестуемый ответил верно не менее чем на 18 вопросов из 20, результат теста положительный. После тестирования автоматически распечатывается индивидуальный лист компьютерного тестирования аттестуемого. Аттестуемый подписывает этот лист, впоследствии документ приобщается к его личному делу.

Опоздание или неявка на аттестацию квалифицируется как проваленный экзамен. Этот «провал» регистрируется в протоколе ТАК. Перенести аттестацию нельзя, даже если причина неявки была уважительной. Госпошлину платить второй раз не надо, но заявление придется подавать заново.

По результатам тестирования в течение 3 рабочих дней должен быть оформлен протоколом заседания территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора с решением об аттестации аттестуемого лица или об отказе в аттестации.

В итоге максимум через 30 календарных дней вам должны направить или вручить выписку из протокола решения комиссии. С этого момента аттестация будет действовать 5 лет.

Обратите внимание!

Работники, которые не прошли аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на ОПО (ст.14_1 Федерального закона № 116-ФЗ).

РЕЗЮМЕ

Новый административный регламент не такой уж новый. Вместо одной строки согласия с обработкой персональных данных теперь нужно заполнять целую детализированную форму. Но зато меньше информации нужно указывать в самом заявлении, не нужно в обязательном порядке предъявлять документы об оплате госпошлины и за отсутствие описи документов теперь не откажут в приеме документов. Вот и все новшества.

[1] Пункт 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

С. Г. Подберезина, эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 4, 2021.

Новации в аттестации медработников

Институт профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения, введенный в практику с 23 июля 2021 г., является одновременно и новеллой законодательства, и аналогом ранее существовавшей системы присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинских работников. Порядок и условия проведения профессиональной аттестации отражены в Инструкции N 70 и существенно не отличаются от предыдущих подходов и требований, применяемых при присвоении квалификационных категорий. Вместе с тем Инструкция N 70 содержит ряд новых норм, которые рассмотрим ниже.

Под термином «аттестация» понимается процедура определения уровня квалификации и практических навыков работников, проводимая на основании результатов аттестационного экзамена и экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности (абз. 4 п. 2 Инструкции N 70). Введены также новые термины «аттестуемый» и «аттестационные документы» (абз. 2, 3 п. 2 Инструкции N 70).

Аттестация проводится на присвоение или подтверждение второй, первой и высшей квалификационной категории, при этом присвоение квалификационных категорий осуществляется последовательно (п. 18 Инструкции N 70). Имеются немногочисленные исключения из этого правила, изложенные в п. 24 Инструкции N 70, которые касаются работников, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности и внесших большой вклад в развитие отрасли. Срок действия квалификационной категории — 5 лет (ч. 2 п. 4 Инструкции N 70).

Аттестация подразделяется на обязательную, а также на проводимую по инициативе работника и по инициативе руководителя организации.

Обязательная аттестация проводится:

— для присвоения второй квалификационной категории;

— подтверждения квалификационной категории (ч. 1 п. 19 Инструкции N 70).

Установлен перечень лиц, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации (ч. 2 п. 19 Инструкции N 70), как правило, это лица, длительно не работавшие по уважительным причинам, беременные женщины и работники, проработавшие в соответствующей должности служащего менее года. В случае отказа работника от прохождения обязательной аттестации, отсутствия у работника необходимого объема времени профессиональной подготовки по вине работника руководитель организации (индивидуальный предприниматель), в которой (у которого) работает работник, направляет аттестационные документы в аттестационную комиссию (аттестационную подкомиссию) для принятия решения о снижении (отмене) квалификационной категории (ч. 3 п. 26 Инструкции N 70).

По инициативе работника проводится аттестация на присвоение более высокой квалификационной категории или подтверждение действующей квалификационной категории (ч. 2 п. 6 Инструкции N 70). Этот вид аттестации можно отнести к плановому. В таком случае работник обращается в кадровую службу организации (к индивидуальному предпринимателю), в которой (у которого) он работает, с заявлением о подготовке аттестационных документов (ч. 2 п. 26 Инструкции N 70).

Руководитель организации инициирует аттестацию на присвоение работнику второй квалификационной категории, а также на подтверждение квалификационной категории в отношении работника, который снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям. Это внеплановая аттестация, которой не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 5 лет (ч. 3 п. 6 Инструкции N 70).

Квалификационные категории медработникам присваиваются последовательно по каждой занимаемой должности. Определен минимальный объем рабочего времени занятого работника, при котором категория сохраняет действие, а работник допускается к аттестации на ее подтверждение: аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории могут проходить лица, работающие по основной должности служащего, в том числе на условиях неполного рабочего времени (не менее 0,25 ставки), а также работающие на условиях совместительства не менее, чем 0,25 ставки (ч. 2 п. 7 Инструкции N 70).

Для присвоения квалификационной категории работнику необходимо иметь установленные для каждой категории:

— стаж работы по специальности;

— объем времени профессиональной подготовки (ч. 1 п. 21 Инструкции N 70).

Требования к стажу работы по специальности и объему времени профессиональной подготовки для присвоения квалификационной категории медицинским работникам

КатегорияТребуемый стаж работы по специальностиТребуемый объем времени профессиональной подготовки
для работников с высшим медицинским, фармацевтическим образованиемдля работников со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием
ВтораяНе менее 3 летНе менее 100 часовНе менее 50 часов
ПерваяНе менее 6 лет и время работы во второй квалификационной категории не менее 3 летНе менее 160 часовНе менее 80 часов
ВысшаяНе менее 9 лет и время работы в первой квалификационной категории не менее 3 летНе менее 160 часовНе менее 80 часов

Новой является норма о включении в стаж работы для присвоения квалификационной категории периодов работы на должностях служащих в государственных органах управления здравоохранением всех уровней, на должностях освобожденных председателей и их заместителей комитетов профессионального союза работников здравоохранения (для аттестации по квалификации «врач — организатор здравоохранения», «провизор-организатор»), на должностях служащих в Белорусском Обществе Красного Креста, за пределами Республики Беларусь на должностях врачей-специалистов, провизоров-специалистов, медицинских, фармацевтических работников, имеющих среднее специальное образование, при подтверждении факта работы трудовым договором или договором, предусмотренным гражданским законодательством (ч. 1 п. 22 Инструкции N 70).

В объем времени профессиональной подготовки наряду с традиционными формами обучения включено участие в образовательных мероприятиях, проводимых с использованием современных технических средств обучения в удаленном доступе и дистанционных технологий, организуемых в целях совершенствования профессиональных знаний, в том числе по инициативе медицинских, фармацевтических общественных объединений, подтвержденное сертификатом участника (ч. 2 п. 23 Инструкции N 70).

Для аттестации на подтверждение квалификационной категории установлены новые требования по объему профессиональной подготовки: для работников с высшим медицинским образованием — не менее 160 часов, для работников со средним специальным медицинским образованием — не менее 80 часов.

Новым является требование для работников с высшим медицинским, фармацевтическим образованием, претендующих на высшую квалификационную категорию или для подтверждения высшей квалификационной категории, наличия за последние 5 лет не менее одной публикации или выступления на съездах, конгрессах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и других мероприятиях, проводимых в целях совершенствования профессиональных знаний. Для этой же цели засчитываются документы:

— о проведении мастер-классов или о внедрении новых методов оказания медицинской помощи, освоении новых технологий в фармацевтической промышленности;

— о назначении аттестуемого руководителем врачами-интернами, провизорами-интернами, резидентами-ординаторами, аспирантами, докторантами (ч. 2, 3 п. 21 Инструкции N 70).

Обязательным условием для присвоения (подтверждения) квалификационной категории является освоение содержания образовательных программ повышения квалификации по специальности в соответствии с занимаемой должностью служащего в количестве не менее 80 часов, а для работников со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием — не менее 40 часов (ч. 4 п. 23 Инструкции N 70).

Подготовку документов для аттестации обеспечивает совместно с работником кадровая служба организации. Кроме того, кадровая служба занимается вопросами, содержащимися в ч. 1 п. 26, п. 27 Инструкции N 70.

Одним из важных документов, представляемых в аттестационную комиссию, является отчет о профессиональной деятельности.

Требований к объему отчета о профессиональной деятельности не установлено. Инструкцией N 70 не предусмотрено получение заключения на отчет главного специалиста главного специалиста Минздрава, главного управления по здравоохранению областного исполнительного комитета (комитета по здравоохранению Мингорисполкома), органа управления здравоохранением ведомственных организаций здравоохранения, в полномочия которого входит ведение данного направления деятельности. Ранее наличие такого заключения было обязательным.

Аттестационные комиссии присваивают или подтверждают квалификационные категории по результатам:

— экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности;

— сдачи работником аттестационного экзамена (ч. 1 п. 29 Инструкции N 70).

Таким образом, аттестация проходит в два этапа, однако высшая квалификационная категория подтверждается работнику по результатам экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности без проведения аттестационного экзамена (ч. 5 п. 29 Инструкции N 70).

По результатам аттестации аттестационной комиссией (аттестационной подкомиссией) принимается одно из следующих решений:

— присвоить (подтвердить) квалификационную категорию, по которой работник проходит аттестацию;

— отказать в присвоении квалификационной категории;

— не подтвердить и снизить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее (для первой и высшей квалификационной категории);

— отменить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее (ч. 1 п. 30 Инструкции N 70).

Решение аттестационной комиссии (аттестационной подкомиссии) не позднее 10 рабочих дней со дня заседания утверждается соответствующим приказом, копия которого в течение 5 рабочих дней направляется в организацию (индивидуальному предпринимателю), работник которой проходил аттестацию (п. 32 Инструкции N 70).

Изменился порядок обжалования решений аттестационных комиссий. Аттестуемый имеет право обжаловать вынесенное решение в республиканскую аттестационную комиссию в течение 1 месяца со дня ознакомления с приказом (п. 37 Инструкции N 70). Ранее необходимо было обращаться в вышестоящую аттестационную комиссию по подчиненности.

Таким образом, установленный порядок профессиональной аттестации позволяет оценить уровень теоретической и практической подготовки работников, повысить ответственность работников за выполнение профессиональных обязанностей, стимулировать профессиональный рост работников.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Новые правила аттестации учителей в 2022 году

Новая система аттестации учителей, которую Министерство просвещения готовится осуществить в 2022 году, направлена на создание института наставничества и стимулирование предметников на повышение квалификации.

Другое новшество Минпросвещения — проект единой модели оплаты труда работников образования. В статье рассмотрено, как эти изменения повлияют на школьных учителей, как скажутся на заработной плате и карьере.

Заработная плата с 2022 года будет определяться по единой модели

На пресс-конференции 17 декабря 2020 года президент высказал мнение, что ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. Многие чиновники и блогеры высказываются о проблеме низких учительских зарплат, ее решить в настоящее время не получается.

В 75 регионах России указ президента от мая 2012 года в части оплаты учительского труда так и не исполнен. В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей.

Из-за низких зарплат учителя покидают поселки и города, выезжая в мегаполисы, где платят намного больше. Чтобы изменить эту систему, Минпросвещения при участии профильных профсоюзных организаций готовит проект единой модели оплаты труда педагогов. Как поясняют в ведомстве, эта модель позволит уйти от перекосов с заработной платой и усилить контроль за регионами.

Также в профильном министерстве заверили, что учительская ставка не может быть ниже МРОТ. Такую норму содержит закон о новой методике расчёта минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, принятый Госдумой в третьем чтении 16 декабря.

Установление понятной и прозрачной системы оплаты труда, которая будет одинаковой во всех регионах, является приоритетной задачей в обеих палатах парламента.

По мнению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, следующим шагом для Правительства должно стать увеличение доли должностных окладов в зарплате педагогических работников. С таким предложением она выступила на ежегодном совещании со статс-секретарями — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Депутаты парламентской фракции «Единая Россия» готовы оказать кабмину и Минпросвещения помощь для скорейшего внедрения новой оплаты труда педагогов. По мнению члена Комитета Госдумы по образованию и науке, координатора партпроекта «Новая школа» Алёны Аршиновой, необходимо защитить учителей от манипуляций с дополнительными ставками, установив справедливое соотношение оклада и дополнительных выплат. Таковым, по мнению единороссов, является соотношение базовой и стимулирующей частей заработной платы в пропорции 70 на 30.

В Минпросвещения обещают завершить разработку единой модели оплаты труда и уже в начале следующего года принять необходимые нормативные документы.

Чем отличается методист от наставника

Ещё одним новшеством для педагогов станет новая система аттестации учителей, которую планируют ввести в 2021 году. Напомним, сегодня в системе квалификации педагогических работников есть три профессиональные ступени: начинающий учитель, учитель первой категории и учитель высшей категории.

Как считают в Минпросвещения, такая модель не учитывает профессиональных навыков, которые должны иметь педагоги. Поэтому Минпросвещения предлагает новую цепочку: учитель, учитель-методист и учитель-наставник. Первая категория присваивается автоматически, вторая и третья — аттестационной комиссией.

Учитель-методист — это педагог, который может заниматься разработкой, новых педагогических технологий, участвовать в методических объединениях, проводить семинары, мастер-классы, руководить практикой студентов. Для того чтобы получить эту категорию, педагог должен иметь стаж не менее пяти лет и дополнительное профобразование, полученное за три года до аттестации.

Учитель-наставник поможет новым педагогам адаптироваться к работе в школе, мотивирует их, выстроит для новичков план профессионального роста, передаст им свой опыт. Наставниками смогут быть только педагоги, которые не менее семи лет проработали в школе, имеют высшую учительскую квалификационную категорию и дополнительное образование.

40 процентов учителей поддерживают независимую аттестацию

Из проекта Минпросвещения пока не ясно, какие надбавки будут получать методисты и наставники. При этом уточняется, что при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист») надбавки будут назначены за обе.

В Минпросвещения планировали опробовать новую систему уже в следующем году. Но из-за пандемии её внедрение могут отложить до 2022 года. «В любом случае нужно учитывать, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда —такое мнение в рамках опроса ОНФ высказали 73 процента учителей», — сообщила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

По словам депутата, параллельно идёт работа над национальной системой квалификации. Это — добровольная система аттестации, которую может пройти любой учитель. Проводится она независимо от работодателя по единым для всей страны критериям. По итогам оценки педагогу будут выдавать сертификат, отражающий уровень профессионального мастерства. Автором такой системы выступает Совет по профессиональным квалификациям в образовании.

Независимая оценка, напоминает Духанина, уже успешно применяется в медицине, сфере финансов и информационных технологий, индустрии гостеприимства, сварочном деле и других отраслях. По её данным, 40 процентов учителей готовы пройти национальную квалификацию, если её приравняют к аттестации. «Для системы образования это новый инструмент, позволяющий учителю реально повышать профессиональный уровень, видеть траекторию роста», — считает зампред профильного комитета Госдумы.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Аттестация персонала — это процедура, позволяющая работодателю оценить компетентность работников и их профессиональный уровень. В 2021 году существует определенный порядок проведения такой проверки сотрудников.

Для специалистов некоторых направлений обязательна аттестация деятельности профессионалов СПО с последующей выдачей сертификатов со стандартами Союза профессиональных организаций. Рассмотрим подробнее законодательную базу в этой сфере.

Нормативная база

Единого закона, которым регулируется проведение аттестации, нет. При определении квалификационного уровня специальная комиссия работодателя должна опираться на существующие профессиональные стандарты. К примеру, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности в области культуры регулируется отраслевым документом — письмом Минкультуры от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Для руководителей ФГУП предусмотрены другие нормы: аттестация проводится по постановлению правительства РФ № 234 от 16.03.2000.

В целом, аттестация — не обязательная процедура. Но для некоторых работников периодическая аттестация работников проводится в обязательном порядке. К ним относятся:

  • педагогические работники (ст. 49 273-ФЗ от 29.12.2012);
  • государственные и муниципальные служащие (ст. 33 342-ФЗ от 30.11.2011, ст. 33 141-ФЗ от 23.05.2016, ст. 48 79-ФЗ от 27.07.2004, ст. 18 25-ФЗ от 02.03.2007).

К таким служащим предъявляются повышенные требования по уровню квалификации и профессионализма.

Проверка проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации. В нем необходимо прописать:

  • предъявляемые требования к сотрудникам;
  • категории работников, подлежащих проверке;
  • сроки и периодичность;
  • основания для проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии;
  • правила оформления результатов контроля.

Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения, список документов, предоставленных для оценки, фамилии сотрудников, ответственных за их подготовку. Также в приказе указывают состав аттестационной комиссии.

При проведении должна соблюдаться определенная последовательность этапов подготовки проведения аттестации персонала: проверке предшествует подготовительная работа, организованная руководителями учреждений культуры. В это время служащим разъясняются цели, условия и формы контроля. Также сотрудники знакомятся с материалами, подготовленными для комиссии.

Далее аттестационная комиссия знакомится с материалами, предоставленными на каждого сотрудника. Проверка проводится работодателем в форме письменного тестирования, собеседования, экзамена и т. д. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности испытуемого. Для работников культуры существуют и другие формы проверки, например, просмотр спектакля, в котором задействован испытуемый. По результатам оценки комиссия выносит свое решение.

Периодичность проведения аттестации

Периодичность аттестации зависит от локальных нормативных актов, принятых в организации. В пунктах 4 и 15 постановления ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 (утратило силу, но для справки посмотреть можно) говорится, что оценка должна проводиться не чаще одного раза в 3 или 5 лет — для рядовых сотрудников, а для руководителей — не реже одного раза в два года.

Цель проведения аттестации

Работодатель преследует разные цели, принимая решение о проведении проверки в отношении своих сотрудников. Зачастую такие меры связаны с желанием уволить служащего, не справляющегося со своими обязанностями.

Согласно пунктам 3 и 14 статьи 81 ТК РФ, работодатель вправе уволить работника, если он не соответствует занимаемой должности. Этот факт устанавливает процедура определения соответствия работника требованиям занимаемой должности. Если результаты испытаний подтверждают некомпетентность служащего, работодатель использует их как основание для увольнения. Следовательно, такая оценка служит инструментом для подтверждения правоты работодателя при увольнении сотрудника, не справляющегося со своими обязанностями.

Читайте также  Заявление о задолженности по алиментам (образец)

Для служащих, которых уволили в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ, возможность прохождения проверки в независимом центре становится призрачной надеждой на восстановление. Особо полагаться на положительные результаты испытаний не стоит, поскольку существующее законодательство не предписывает работодателю прислушиваться к итогам таких проверок. Более того, в некоторых компаниях существуют свои, более жесткие, требования к квалификации.

Довольно часто итоги оценки применяются работодателями как основание для поощрения сотрудника за достигнутые им успехи. Например, это касается медицинских работников, которые в результате испытаний получают категории. В зависимости от этого производится дифференциация заработной платы.

Традиционная система аттестации

Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. Оценку проводит специально созданная комиссия работодателя.

Инструкция, как провести аттестацию работника на соответствие занимаемой должности в учреждении:

  1. Разработать положение об аттестации.
  2. Подготовить график проверки.
  3. Издать приказ по учреждению и утвердить членов комиссии.
  4. Сформировать обязательные документы.
  5. Проинформировать сотрудников.
  6. Провести экзамен.
  7. Запротоколировать ход оценки и подвести итоги.

Рассмотрим некоторые этапы более детально.

Положение об аттестации работников

Положение об аттестации составляется работодателем: его подписывает руководство предприятия. Документ включает следующие разделы:

  1. Общая информация. Обозначаются цели мероприятия, определяется состав аттестуемых, закрепляется периодичность процедуры и основания для проведения внеочередной проверки (при необходимости).
  2. Подготовительные мероприятия. В этом разделе указывают состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Для каждого из них определяют перечень полномочий и указывают, кто голосует, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе составляют график (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
  3. Порядок проведения. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. В этом разделе прописываются права работника при его несогласии с итогами оценки.
  4. Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.

Такое положение относится к категории локальных нормативных актов. Оно разрабатывается в каждой организации и содержит в себе сведения о предстоящих оценках квалификации. Ранее часто за основу при составлении этого документа принимались постановления от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267, но в настоящее время эта норма утратила силу, но может использоваться как справочный материал.

После разработки, согласования и утверждения положения с ним знакомят под подпись всех сотрудников. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить собственные интересы в случае возникновения спорных ситуаций.

Подготовка к проведению аттестации

Порядок подготовки к проведению проверки закрепляется в положении. На этом этапе необходимо определить условия его проведения. Рассмотрим их.

Состав комиссии

Аттестационная комиссия определяется руководителем организации. Она должна состоять из председателя, секретаря и рядовых членов. Необходимо указать, кто имеет право голоса, и прописать полномочия каждого из работников.

Рекомендуется, чтобы комиссия состояла из нечетного количества участников. Это позволит избежать одинакового количества голосов при принятии решения. Кроме того, необходимо документально зафиксировать, чей голос является решающим при разрешении спорных ситуаций. Состав комиссии постоянный. Перемещения или замены предусмотрены при конфликте интересов или кадровых перестановках.

График испытаний

Этот документ утверждается работодателем ежегодно. Его необходимо составлять заранее, чтобы аттестуемые успели ознакомиться. График содержит:

  • список сотрудников;
  • дату, время и место проведения экзамена;
  • список лиц, у которых получают документы, необходимые для прохождения испытания.

Уведомление работников

Сотрудники, которые проходят проверку, получают уведомление об аттестации на соответствие занимаемой должности заранее. Уведомление составляют в свободной форме. Самое главное, чтобы работодатель зафиксировал факт того, что работник знает о предстоящем мероприятии. То есть получение уведомления проходит под подпись. Если сотрудник отказывается, то составляется акт, который ему необходимо подписать. Если работник болеет, то на дом отправляется письмо с уведомлением о получении.

Подготовка необходимых документов

Работодатель самостоятельно предусматривает список необходимых документов, которые необходимо передать в комиссию. Иногда в организациях действует требование предоставлять для рассмотрения комиссией отчет о проделанной работе за конкретный период. Для некоторых профессий такими документами является портфолио.

Порядок проведения аттестации

В положении в обязательном порядке содержится раздел, регламентирующий проведение аттестационной процедуры. В первую очередь работодателю стоит определить, в каком случае возможен перенос испытания на другой день. Обычно главным условием выступает наличие кворума. То есть должны присутствовать две трети участников комиссии.

Проверка проводится только в присутствии работника. В большинстве организаций документально закрепляется необходимость обеспечения доброжелательной атмосферы. Члены комиссии задают вопросы, а работник отвечает на них. Затем экзаменуемый покидает помещение, а комиссия остается для совещания и принятия решения. После этого работника приглашают вернуться, а председатель комиссии объявляет итог.

В результате прохождения испытания принимается решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Если сотрудник отвечает установленным требованиям, он вправе ходатайствовать о повышении в должности. Если квалификационный уровень недостаточен, то возможны три варианта событий: работодатель направляет на учебу (на повышение квалификации), понижает в должности или увольняет.

При возникновении спорных ситуаций стоит помнить, что весь опрос и голосование фиксируются в протоколе.

Протокол аттестации работников

Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом и о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, его результат. В завершении работник ставит подпись под протокол. Унифицированной формы не существует, он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:

  • название документа;
  • дата и номер;
  • место проведения оценки;
  • состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
  • основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
  • краткое описание ответов на вопросы экзамена;
  • итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».

Протокол подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценки вносятся в аттестационный документ работника.

Результаты аттестации

Работнику, прошедшему проверку, выдают аттестационный лист — итоговый документ контроля. Он не унифицирован, поэтому составляется в свободной форме. В документе необходимо указать:

  • дату проведения оценки;
  • данные работника: Ф.И.О., образование, должность в соответствии со штатным расписанием, стаж работы в этой должности, общий стаж;
  • контрольные вопросы, которые были заданы во время проверки;
  • ответы на вопросы;
  • итог испытания;
  • подписи членов комиссии;
  • подпись работника, подтверждающая ознакомление с документом.

Если есть какие-то дополнения или примечания, они тоже фиксируются в результирующем листе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector