Инструкция: оформляем допуск к государственной тайне

Инструкция: оформляем допуск к государственной тайне

Инструкция: оформляем допуск к государственной тайне

Допуск к государственной тайне — это право получать информацию, которая представляют собой гостайну. Закон установил строгий алгоритм, по которому предоставляется доступ.

Допуск к государственной тайне представляет собой процедуру, в ходе которой оформляется возможность получать секретные сведения и работать с ними. Вопросы, связанные с тем, как происходит оформление допуска к государственной тайне, регулирует закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1.

Формы допуска к государственной тайне

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 устанавливает следующие формы допуска к государственной тайне, то есть к информации закрытого характера. Они устанавливают степень секретности информации, которую применяет сотрудник в работе, а также обязанность последнего не разглашать подобные сведения:

  • форма допуска 3 к государственной тайне позволяет использовать секретные сведения, как вариант — дает доступ к бумагам, имеющим гриф «Для служебного пользования»;
  • форма допуска 2 к государственной тайне дает право использовать совершенно секретные сведения;
  • форма допуска 1 к государственной тайне откроет информацию, которая имеет особую важность, к примеру, финансового характера, связанную с планированием.

Ограничения для претендентов

Лицо получит отказ в случаях:

  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличия в отношении него производства по уголовному делу (преступление против госвласти или умышленное) и статуса обвиняемого;
  • имеющейся непогашенной или неснятой судимости по указанным преступлениям;
  • уголовного преследования, прекращенного по нереабилитирующим основаниям, если с момента прекращения не закончился срок, который аналогичен сроку давности привлечения к уголовной ответственности за такие деяния;
  • наличия противопоказаний медицинского характера по перечню, определенному Приказом Минздрава РФ от 26.08.2011 № 989н;
  • проживания на постоянной основе за пределами государства как самого претендента, так и его близких или оформления ими бумаг для выезда на ПМЖ в иные страны;
  • обнаружения по факту проверок таких действий лица, которые несут угрозу государству;
  • уклонения лица от мероприятий по его проверке или наличия ложной информации в сведениях, изложенных в анкете.

Ограничения прав для осведомленных лиц

Законодатель определяет 2 категории лиц, по отношению к которым могут быть установлены ограничения:

  1. Допущенные к гостайне.
  2. Ранее допускавшиеся к гостайне.

Распределение связано с тем, что периоды ограничений длятся вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в настоящее время. К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений.

Существуют такие виды ограничений в правах (Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 24):

  1. Выезд за пределы государства. Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления. Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15.08.1996 № 114. Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют.
  2. Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию.
  3. Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого.

Как оформляется

Список должностей, по которым возможно оформление, устанавливает номенклатура должностей сотрудников, которые подлежат оформлению на доступ к гостайне.

Номенклатуру формирует секретное подразделение предприятия и утверждает у руководителя.

Алгоритм оформления состоит из нескольких этапов.

Шаг 1. Работник, который хочет получить доступ к государственной тайне, готовит пакет документов.

  • анкета установленной формы (ф. 4, приложение к Постановлению Правительства РФ от 06.02.2010 № 63);
  • документы, которые удостоверяют личность и обосновывают информацию в анкете (паспорт, военный билет, трудовая книжка, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера (Приказ Минздрава 898н);
  • согласие провести в отношении себя мероприятия по проверке (п. 21 анкеты);
  • согласие временно ограничить (частично) свои права.

Дополнительно придется ознакомиться с действующим в отношении гостайны законодательством (п. 19 анкеты).

Шаг 2. Кадровая служба обрабатывает документы.

На этом этапе оформления:

  • сотрудника знакомят с законодательством о гостайне;
  • проверяют совпадение информации из анкеты и предоставленных документов;
  • при необходимости уточняют информацию.

Шаг 3. Режимное подразделение предприятия проверяет и оформляет документы.

На этом этапе оформления ответственный сотрудник:

  • получает карточку формы 1 на допуск к гостайне (утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63) в учреждениях, где ранее трудился человек, за последние 5 лет;
  • анализирует предоставленную информацию и определяет, есть ли основания для отказа;
  • оформляет документы, связанные с гостайной (карточки формы 1, копию трудового договора, обязательства лица по сохранению тайны);
  • инструктирует допускаемых к государственной тайне лиц;
  • при оформлении допуска, по которому требуется проверка ФСБ, направляет в указанный орган безопасности письмо-обоснование для оформления, а также, в соответствии с Постановлением № 63, анкету формы 4, карточку формы 1, учетную карточку формы 10, списки на оформляемое лицо и его родных формы 11.

Шаг 4. Военный комиссар выносит решение в отношении военнообязанных.

Шаг 5. Руководители госорганов и госорганизаций выносят решение.

Шаг 6. Обязанности по допуску к государственной тайне отражаются в контракте по оформлению доступа. Если контракта нет, то в расписке.

Допуск к государственной тайне по форме 3 оформляется без проверки органами безопасности.

Сколько действует разрешение

Допуск по 1-ой форме нужно переоформлять спустя 10 лет, по 2-ой и 3-ей — спустя 15 лет после даты, когда органы безопасности завершили проверочные мероприятия при переходе лица к другому работодателю. Если сотрудник работает на предприятии постоянно, допуск к государственной тайне переоформлять не нужно.

Если в течение полугода по факту окончания мероприятий по проверке решение о допуске работника к гостайне не оформлено, информация об осуществлении органами безопасности мероприятий по проверке в карточке формы 1 на допуск к гостайне становится недействительной.

Могут отобрать доступ к государственной тайне и до того, как его срок истечет. Перечень случаев исчерпывающий:

  • обстоятельства, изложенные в разделе по ограничению прав на допуск;
  • прекращение трудового соглашения по результатам закончившихся оргштатных мероприятий;
  • нарушение в грубой форме (однократно) обязательств, связанных с защитой гостайны.

Окончание допуска не прекращает обязательства лица по сохранению гостайны.

Социальные гарантии, связанные с допуском к государственной тайне

Сотрудники, получившие доступ, имеют ряд социальных преимуществ:

  • надбавки в % к зарплате (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573);
  • преимущественное право на оставление трудиться (при наличии остальных равных прав) при осуществлении оргштатных мероприятий.

Работники, занятые непосредственно в режимных подразделениях предприятия, вправе претендовать на надбавку за стаж работы по такому направлению.

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Как оформить работнику допуск к государственной тайне

Место работы сотрудника является основным. Какие последовательные действия должны предпринять работодатель и работник при оформлении работнику допуска к государственной тайне? Оформление каких документов, внутренних локальных актов при этом необходимо (описать по очередности)? Должно ли быть прописано в трудовом договоре либо должностной инструкции работника, что у него должен иметься либо имеется допуск к государственной тайне? Какими законами и нормативными актами разъясняется этот порядок оформления допуска?

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-I) допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне (далее — Допуск) осуществляется в добровольном порядке. При этом граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к гостайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления Допуска в установленном порядке (п. 6 Инструкции. (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Постановление)).

Оформление Допуска осуществляется по месту работы (службы) (п. 5 Инструкции). Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к гостайне, определяется номенклатурой должностей работников (далее — Номенклатура) (форма 3), которая разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (далее — РСП)*(1) и подписывается его руководителем. В Номенклатуру подлежат включению только те должности, по которым допуск работников к гостайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей (п.п. 19-21 Инструкции).

Согласно п. 22 Инструкции Номенклатура в 2 экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в орган безопасности (далее — орган ФСБ) по месту их расположения. В сопроводительном письме указываются сведения, предусмотренные указанным пунктом.

Пунктом 23 Инструкции определено, что после согласования с органом ФСБ Номенклатура утверждается: в государственных органах, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органах местного самоуправления — руководителями соответственно государственных органов, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органов местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами; в организациях — руководителями организаций.

На наш взгляд, по своему смыслу данный пункт устанавливает только категории лиц, которым предоставлено право утверждения Номенклатуры после ее согласования с органом ФСБ. В госорганах, названных госкорпорациях, органах местного самоуправления такое право предоставлено их руководителям или уполномоченным ими же должностным лицам. В организации таким правом обладает только лицо, являющееся ее руководителем.

В силу п. 27 Инструкции подготовка материалов для оформления Допуска осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации (далее — кадровые подразделения). Направлять граждан в РСП и органы ФСБ по вопросам, связанным с оформлением Допуска, запрещено.

Согласно п. 28 Инструкции граждане, которым оформляется Допуск, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими гостайну*(2).

Как следует из п. 29 Инструкции, работники кадрового подразделения:

а) знакомят гражданина, которому оформляется Допуск, с нормами законодательства РФ о гостайне, предусматривающими ответственность за его нарушение*(3);

б) сверяют сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;

в) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете*(4);

г) доводят до гражданина, которому оформляется Допуск, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о гостайне*(5).

Кроме того, как следует из ч. 3 п. 21 Закона N 5485-I, необходимы письменное согласие указанных граждан на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-I, а также письменное согласие на проведение полномочными органами в отношении них проверочных мероприятий*(6).

Необходимые документы передаются кадровым подразделением в РСП. В свою очередь, РСП осуществляет действия, указанные в п. 31 Инструкции, в том числе:

оформляет, учитывает и хранит карточки (форма 1), копии трудового договора (контракта) и расписки, содержащие обязательства граждан по соблюдению требований законодательства РФ о гостайне (форма 2);

осуществляет контроль за исполнением установленных требований по Допуску;

осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6-8);

проводит инструктаж граждан, допускаемых к гостайне (документ, которым бы определялся порядок такого инструктажа, найти, к сожалению, не удалось).

На каждого гражданина, которому оформляется Допуск с проведением органом ФСБ проверочных мероприятий, РСП направляет в орган ФСБ документы, указанные в п. 33 Инструкции. Согласно п. 34 Инструкции органы ФСБ могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Документы, не соответствующие требованиям Инструкции, возвращаются органом ФСБ для доработки.

В соответствии с п. 38 Инструкции карточка (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером Допуска возвращается в организацию. Решение о Допуске оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (п. 39 Инструкции).

Взаимные обязательства администрации и гражданина, допущенного к гостайне на постоянной основе, отражаются в трудовом договоре (контракте) (ч. 8 ст. 21 Закона N 5485-I). Соответственно, полагаем, что в трудовом договоре также необходимо:

отразить факт принятия работником на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну (п. 10 Инструкции);

зафиксировать письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-I;

определить виды, размеры и порядок предоставления социальных гарантий, предусмотренные ч. 6 ст. 21 Закона N 5485-I*(7).

Кроме того, как подчеркивает судебная практика, в трудовом договоре также должны быть отражены сведения о том, что должностные обязанности предусматривают допуск к государственной тайне*(8).

В заключение отметим, что изложенное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в органы ФСБ, которым в силу п. 3 Постановления предоставлено право давать госорганам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

1 февраля 2019 г.

*(1) В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих гостайну, руководителями органов госвласти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите гостайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ, и с учетом специфики проводимых ими работ (ч. 4 ст. 20 Закона N 5485-I). Вместе с тем обнаружить соответствующие нормативные документы, утвержденные Правительством РФ, к сожалению, не удалось.

Как отмечается в п. 7 Разъяснения. утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2011 N 408н, структурными подразделениями по защите государственной тайны считаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные подразделения, а также отдельные должности, замещаемые специалистами, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны. Перечень структурных подразделений и отдельных должностей по защите государственной тайны утверждается приказами (распоряжениями, указаниями). В перечень включаются только те структурные подразделения и отдельные должности, на которые согласно утвержденным в установленном порядке положениям (должностным регламентам, должностным обязанностям) возложено выполнение конкретных задач (функций) с учетом специфики проводимых работ по защите государственной тайны, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в качестве их основных функций.

Согласно п. 32 Инструкции в случае отсутствия в организации РСП или работника, исполняющего функции РСП, оформление Допусков осуществляется РСП организации, которая оказывает данной организации услуги по защите гостайны.

*(2) Форма и порядок получения такой справки утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2011 N 989н.

*(3) Поскольку законодательством не определена обязательная форма документа для таких случаев, полагаем, что организация вправе самостоятельно разработать соответствующий документ (например, расписку), в котором будут отражены сведения и подпись гражданина об ознакомлении с такими нормами.

*(4) Анкета гражданина, которому оформляется Допуск, подписывается работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения (при наличии печати) (п. 30 Инструкции).

*(5) Смотрите форму 2 — Примерное содержание обязательств граждан перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о гостайне.

*(6) Специальных форм документов для таких случаев не предусмотрено, соответственно, организация также вправе их разработать самостоятельно.

Согласно п. 8 Инструкции проверочные мероприятия, связанные с оформлением Допуска, осуществляются органом ФСБ по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона N 5485-I (ч. 5 ст. 21 Закона N 5485-I).

Согласно ч. 9 ст. 21 Закона N 5485-I устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

*(7) Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573.

*(8) Смотрите решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.08.2017 по делу N 2а-422/2017.

КС РФ разъяснил порядок допуска к гостайне в судебном разбирательстве

Конституционный Суд РФ опубликовал постановление по делу о проверке конституционности ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, которые оспаривал бывший сотрудник ОБЭП Евгений Горовенко. Во время прохождения заявителем службы в правоохранительных органах в его отношении осуществлялось дисциплинарное производство в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению дел оперативного учета в процессе ОРД. За допущение этих нарушений он был уволен из органов, а затем в его отношении было возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос, которое завершилось постановлением обвинительного приговора.

В ходе производства по уголовному делу по ходатайству Евгения Горовенко проводилась почерковедческая экспертиза, выявившая факты подделки его подписей в делах оперативного учета, в связи с нарушениями при ведении которых он был уволен. Материалы, касающиеся подделки подписей, были выделены в отдельное производство для проверки наличия в действиях неизвестных лиц признаков преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ «Служебный подлог». По ее результатам неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись.

Поскольку Горовенко извещался об этом без ознакомления с содержанием постановлений, он подал жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействие должностных лиц следственного органа, выразившееся в непредоставлении ему информации, связанной с материалами проверки. Жалоба была частично удовлетворена: суд признал Евгения Горовенко лицом, чьи права и законные интересы затрагивает эта проверка и принятые по ее итогам решения.

Вместе с тем суд, руководствуясь п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне, согласно которому государственную тайну составляют в том числе сведения в области оперативно-розыскной деятельности, пришел к выводу, что Евгений Горовенко, не имея допуска к секретной информации, вправе ознакомиться лишь с той частью материалов проверки, которая не содержит секретных сведений, а также вправе получить копии вынесенных в ходе проверки постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во исполнение решения суда заявитель был ознакомлен с несколькими томами несекретных материалов, а с томами, содержащими секретные и совершенно секретные сведения, ознакомление не производилось. Ему также были вручены копии семи постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, за исключением последнего, которому был присвоен гриф секретности. Жалоба Горовенко на непредоставление ему данного постановления была оставлена судом без удовлетворения со ссылкой на то, что требуемая информация содержит государственную тайну, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

В этой связи Евгений Горовенко обратился в КС РФ, указав, что ст. 21 и 21.1 Закона о гостайне не соответствуют основному закону, поскольку они, по его мнению, неполно определяют круг лиц, которым может быть разрешен допуск к материалам уголовного судопроизводства, содержащим сведения, составляющие государственную тайну. Тем самым оспариваемые нормы позволяют отказывать заинтересованному лицу, защищающему свои права, в ознакомлении с материалами проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверки сообщения о преступлении и с вынесенными на их основании решениями об отказе в возбуждении уголовного дела, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также в предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которому присвоен гриф секретности, в связи с отсутствием у такого лица допуска к государственной тайне.

Конституционный Суд принял жалобу к рассмотрению, согласившись, что в поднятом заявителем вопросе обнаружилась правовая неопределенность. В итоге оспариваемые нормы были признаны соответствующими Конституции РФ, однако Суд разъяснил их конституционно-правовой смысл.

КС РФ напомнил, что в своем Постановлении от 23 марта 1999 г. № 5-П он признал неконституционным ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу. А по смыслу же правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П и других его решениях, обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным его участником, а «наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права».

КС РФ указал, что право обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела предполагает обязанность государства обеспечить возможность его реализации, которая прямо зависит от доступа к обжалуемому решению и материалам соответствующей проверки, поскольку это необходимо для реализации возможности мотивированно оспорить законность и обоснованность такого постановления. В противном случае сообщившее о преступлении лицо, хотя и не признанное в официальном порядке потерпевшим, но полагающее себя пострадавшим от преступления, будет ущемлено в праве на судебную защиту.

Читайте также  Единство методов материальной и нематериальной

Как пояснил Конституционный Суд, использование уполномоченными должностными лицами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результатов ОРД, хотя и включенных в перечень сведений, составляющих государственную тайну, но содержащих лишь информацию о наличии или отсутствии признаков преступления и о других обстоятельствах, имеющих значение для принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела, не может служить препятствием для ознакомления сообщившего о преступлении лица с процессуальным решением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами, дающими основание для его вынесения.

Лишение возможности ознакомиться с таким постановлением фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются им, подчеркнул Конституционный Суд.

Также КС РФ сослался на Постановление от 27 марта 1996 г. № 8-П, согласно которому закрепленный ст. 21 Закона о государственной тайне порядок допуска к ней с целью выявления обстоятельств, которые могут служить основанием для отказа в допуске, носит характер общего правила, не исключающего использование иных способов доступа к государственным секретам и защиты государственной тайны. В частности, ст. 21.1 данного закона предусматривает особый порядок допуска к государственной тайне перечисленных в ней лиц – без проведения предусмотренных его ст. 21 проверочных мероприятий, что предопределяется спецификой занимаемой этими лицами должности или осуществляемой ими профессиональной деятельности.

Также КС РФ указал, что статус участников уголовного судопроизводства определяется не только отраслевыми нормами, но и требованиями Конституции РФ. Следовательно, их процессуальное положение, наполняемое в том числе конституционно-правовым содержанием, не исключает доступа к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну, способами, не связанными с оформлением допуска к таким сведениям, притом что защита государственной тайны будет обеспечена предусмотренными законом средствами. «Иное приводило бы к тому, что лица, не имеющие допуска к государственной тайне, ограничивались бы в праве на судебную защиту в случаях, когда сведения об оспариваемых решениях (действиях, бездействии) нашли отражение в материалах, которым присвоен гриф секретности», – пояснил Суд.

Соответственно, распространение действия ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне на лиц, которые наделены правом обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и которые не осуществляют в уголовном процессе служебную или профессиональную деятельность, и лишение их тем самым возможности ознакомиться с этим процессуальным решением и материалами, послужившими основанием для его вынесения, со ссылкой на отсутствие у них допуска к государственной тайне противоречили бы Конституции РФ.

Конституционный Суд также подчеркнул, что, исходя из принципа равенства перед законом и судом, участники уголовного судопроизводства, относящиеся к одной категории, наделены равными процессуальными правами. «Действие названного принципа и баланс между защитой прав лиц, заинтересованных в получении информации, и соблюдением правового режима государственной тайны должны обеспечиваться и при реализации этими лицами права на обжалование в суд решений органов государственной власти и должностных лиц и права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы», – говорится в постановлении КС РФ.

Суд указал, что лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области ОРД, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом отмечается, что средствами обеспечения государственной тайны в различных видах судопроизводства могут, кроме прочего, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, их привлечение к уголовной ответственности в случае ее разглашения.

Таким образом, Конституционный Суд постановил, что правоприменительные решения, принятые в отношении Евгения Горовенко в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в данном постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов считает, что данные КС РФ разъяснения будут полезны заявителям – потенциальным потерпевшим по уголовным делам.

«Вместе с тем сходные положения, касающиеся прав адвоката – представителя заявителя знакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и обосновывающими его материалами ОРД, составляющими государственную тайну, были ранее высказаны в Постановлении КС РФ от 6 ноября 2014 г. № 27-П по жалобе О.А. Лаптева (докладчиком по обоим делам выступал судья КС РФ А.И. Бойцов). И в том, и в другом случае КС РФ разграничил собственно результаты ОРМ и организационно-технические сведения, предоставив заявителю и его адвокату возможность знакомиться только с первыми», – отметил Максим Никонов.

Партнер АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Михаил Кириенко указал, что постановление в очередной раз показывает порочную практику правоприменителей, которые игнорируют конституционные гарантии и принципы. «На практике суды и правоохранители полностью игнорируют положения Конституции РФ, буквально толкуя и применяя уголовно-процессуальный закон, порой очевидно лишая заинтересованных лиц права на доступ к информации и на обжалование решений. Решение Конституционного Суда является позитивным и позволит обеспечить данные права граждан в рамках уголовного процесса при его сопряженности со сведениями, содержащими государственную тайну», – уверен эксперт.

Он также обратил внимание на то, что КС РФ сделал дополнительный акцент на важности положений ст. 24 Конституции РФ, которые имеют общий характер и не связываются с конкретным статусом участника уголовного судопроизводства, а предполагают учет сферы негативного влияния и затрагивания интересов гражданина в его рамках.

Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов назвал решение Конституционного Суда убедительным, а подход к поднятой проблеме – взвешенным. «Полагаю, что это решение, с учетом его обязательности для исполнения всеми должностными лицами, должно стать достаточным запретительным инструментом в отношении нарушения прав. Позиция КС РФ о том, что любые интересы государства, связанные с государственной тайной, не могут быть выше личных интересов лиц, чьи права ущемляются, созвучна моей собственной правовой позиции по этому поводу», – отметил он.

Вместе с тем Андрей Гривцов добавил, что теперь необходимо принятие судебного или законодательного акта, позволяющего подвергать объективному сомнению и обжаловать произвольное присвоение документу статуса секретного: «В настоящее время подобное обжалование, по сути, сводится к формальности».

По словам адвоката КА «Лапинский и партнеры» Константина Кузьминых, в своем постановлении КС РФ указал на недопустимость ситуаций, когда из-за одного листа секретных сведений, не имеющих важности для дела, все его материалы засекречиваются. Суд акцентировал внимание на том, что задачей руководителей оперативно-розыскных подразделений и надзирающих органов является недопущение ситуаций необоснованного засекречивания производств, к которым могут быть допущены лица, не имеющие допуска к государственной тайне.

«Строго говоря, необоснованное засекречивание материалов уголовных производств может граничить с провокацией преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ. На мой взгляд, разъяснения КС РФ понятны: “секретить” уголовное судопроизводство можно только в исключительных случаях, когда без секретных материалов процедура доказывания невозможна», – заключил Константин Кузьминых.

Как оформить допуск к государственной тайне

Государственная тайна — это информация о деятельности РФ в сфере внешней политики, экономики, разведки (контрразведки), оперативного розыска, военной сфере, которая охраняется страной, поскольку ее передача может снизить уровень безопасности государства. Расскажем о допуске к государственной тайне (его видах, оформлении). Какие гарантии и ограничения с этим связаны?

Нормативная база

Что такое допуск к гостайне

Большинство вопросов, связанных с государственной тайной (ГТ), регулирует Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1.

Допуск к государственной тайне означает оформление доступа к информации, элементу ГТ (относительно граждан), а для юридических лиц — это получение ими права провести работы с применением таких данных.

Какие бывают допуски и что это значит

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 определяет три формы допуска к государственной тайне:

  • форма допуска 1 к государственной тайне — сведения особой важности, например, документы планирования;
  • форма допуска 2 к государственной тайне — сведения совершенно секретные, в плане кадров это может значить допуск к персональным данным секретного оперативного состава;
  • форма допуска 3 к государственной тайне — секретные сведения, это, как правило, доступ к документам с пометкой «для служебного пользования».

Каждая из них определяет уровень секретности сведений, которые использует сотрудник, плюс его обязанность сохранить (и не разглашать) их.

Ограничения по допускам для кандидатов

Кандидату откажут в доступе к ГТ, если он:

  • рецидивист, лишен либо ограничен в дееспособности, что признано судом, его судят либо он находится под следствием за преступления против государства плюс другие тяжкие преступления, судим за такие деяния и его судимость не снята;
  • подвергался уголовному преследованию, но преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;
  • имеет медицинские противопоказания из перечня, который установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н;
  • постоянно проживает за границей и(или) оформляет документы, чтобы там постоянно жить, данное ограничение касается и его близких родственников — родителей, детей, супругов, братьев, сестер (полнородных — оба родителя общие и неполнородных — только один родитель общий), усыновителей, усыновленных;
  • в ходе проверочных мероприятий своими действиями угрожал безопасности РФ;
  • уклонялся от проверочных мероприятий и(или) указал заведомо ложные сведения в анкете.

Ограничения для секретоносителей

Секретоносители, которые допущены (или в прошлом были допущены) к ГТ, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут относиться:

  • к праву выезда в другую страну на время, оговоренное в контракте, когда оформляют допущение гражданина к ГТ (если лицо допускают к особо важной или совершенно секретной информации, максимальный срок ограничения — пять лет с даты последнего ознакомления лица с соответствующими данными), до окончания срока ограничения, определенного трудовым договором или согласно ФЗ от 15.08.1996 № 114. Указанный срок может быть продлен Межведомственной комиссией по защите ГТ, максимум в общей сложности до десяти лет, когда имеется заключение этой комиссии о том, что соответствующие сведения на день подачи заявления о выезде за рубеж сохраняют прежнюю степень секретности;
  • к праву на передачу сведений из состава ГТ и на эксплуатацию открытий (изобретений), включающих такие сведения;
  • к праву на неприкосновенность частной жизни при проведении контрольных мероприятий, когда оформляют допущение к ГТ.

Лица с двойным гражданством, обретенным по Закону РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1, получают доступ к ГТ аналогично с должностными лицами и гражданами РФ (Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63). Они работают с ГТ по третьей форме только после проверки органами ФСБ.

Порядок оформления допуска

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 утверждает инструкцию, которая детально регулирует оформление допуска к государственной тайне. Обозначенный порядок включает следующие этапы:

  1. Предоставление необходимых документов (паспорт, трудовая книжка, военный билет, свидетельства о рождении, о заключении, расторжении брака, диплом об образовании и т. п., анкета, которая заполнена собственноручно, а также справка об отсутствии медицинских противопоказаний (как ее получить, расскажет Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н)).
  2. Ознакомление с законодательством о ГТ (п. 19 анкеты), чтобы претендент мог решить, сможет он выполнять работу, которая затрагивает ГТ, или нет.
  3. Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на временное частичное ограничение его прав (п. 21 анкеты).
  4. Осуществление проверочных мероприятий касательно претендента. Их проводят в отношении граждан, когда они получают первую или вторую допускную форму, третья допускная форма предполагает проведение таких мероприятий, только если есть сомнения в подлинности анкетных данных.
  5. Оформление допущения. В отделе защиты ГТ организации или властного органа оформляют допущение, подробно разъясняют человеку нормы законодательства о защите ГТ, об ответственности за ее разглашение, а также ограничения, связанные с допущением. Перед визированием и постановкой печати на анкету должностные лица сверяют указанную там информацию с документами проверяемого человека. Другая работа по допущению к ГТ выполняется режимно-секретными подразделениями.
  6. Решение о допущении относительно военнообязанных лиц (мобилизованных или призванных на военные сборы) принимает военный комиссар. Соответствующее решение относительно руководителей госорганов и госорганизаций принимают те, кто их назначил на свои должности, руководителям частных организаций доступ дает заказчик работ с применением данных из состава ГТ. В организацию, чей руководитель обладает нужным допущением, направляется письмо, заверенное печатью организации — оформителя допущения, где указаны допускные форма и номер, дата окончания проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, который проверял кандидата, и дата принятия соответствующего решения.
  7. Оформление обязанностей граждан, связанных с допущением, происходит через их отображение в контракте, если таковой заключен. В противном случае такие обязанности фиксируются в расписке.

Социальные гарантии, связанные с допуском

Лица, допущенные к ГТ в постоянном режиме, получают следующие социальные гарантии:

  • процентные надбавки к заработку (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573);
  • преимущественное право остаться на работе (при прочих равных), когда органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями проводятся организационные и(или) штатные мероприятия.

Сотрудники отделов защиты гостайны плюс к социальным гарантиям, перечисленным выше, имеют процентную надбавку к заработку за стаж труда в таких отделах (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573).

Прекращение допуска к ГТ

Соответствующий допуск может быть прекращен, если:

  • возникли основания, которые ограничивают кандидатов (перечислены выше);
  • расторгнут контракт из-за проведения организационных и(или) штатных мероприятий;
  • однократно нарушены контрактные обязательства по защите ГТ.

Прекращение доступа к ГТ может привести к расторжению трудового договора, если такое положение прописано в нем. Лишение доступа не прекращает обязательств лица по неразглашению сведений ГТ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector