Фонд оплаты труда: что это такое, как его рассчитать

Фонд оплаты труда: что это такое, как его рассчитать

Соблюдаем предельные соотношения зарплат руководства АУ

Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены?

На какие документы опираться?

Обязанность руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений выдерживать соотношение зарплат установлена ст. 145 ТК РФ. Согласно ее нормам предельные границы утверждаются правовыми актами Правительства РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления, действующими в отношении учреждений соответствующего уровня, а индивидуальные значения, укладывающиеся в данный диапазон и распространяющиеся на конкретное учреждение, определяет орган-учредитель.

На федеральном уровне действует такая конструкция. Положение № 583[1] установило предельное соотношение зарплат — диапазон в кратности от 1 до 8, а органы-учредители утверждают в этих рамках индивидуальные пороги. В частности, Минспорт и Минпросвещения сохранили для своих подведомственных учреждений кратность 8 (соответственно приказы от 25.06.2018 № 591 и от 17.07.2019 № 380).

В отношении региональных и муниципальных учреждений используется похожая схема. Например, в Калужской области предельное соотношение зарплат (в кратности 6) задано Постановлением правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159, а органы-учредители в своих сферах регулирования установили аналогичный диапазон (см., например, приказы министерства культуры и туризма Калужской области от 20.04.2017 № 151, министерства труда и социальной защиты Калужской области от 07.02.2018 № 132-П).

На предельные соотношения, заданные органом-учредителем, и надо ориентироваться при сопоставлении средних зарплат руководящего состава автономного учреждения и остального персонала.

Отметим, что некоторые учредители снижают для подведомственных учреждений предельное соотношение зарплат по сравнению с максимальным диапазоном, утвержденным на уровне публично-правового образования. А кто-то еще и дифференцирует значения по должностям управленческого персонала, группам руководителей или даже отдельным учреждениям. Так, руководители учреждений здравоохранения Московской области[2] разделены на пять групп, для которых установлены разные соотношения зарплат (от 5 до 7), в то время как для заместителей руководителей и главных бухгалтеров названных учреждений действует одно общее значение – 4,5.

Вот еще несколько примеров.

соотношение зарплат

предельное соотношение зарплат

* Отдельное значение установлено для каждого учреждения.

Как рассчитать соотношение зарплат?

Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений.

1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет.

Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно-педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066).

2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью.

3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).

4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.

5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.

Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.

Пример.

Штатная численность работников автономного учреждения составляет 70 человек, из них четверо — это руководитель, два его заместителя и главный бухгалтер. Фактически начисленная за 2019 год зарплата основных работников – 28,5 млн руб., руководителя – 1,5 млн руб. (из них 100 тыс. руб. – плата за работу по совместительству преподавателем). Рассчитаем соотношение зарплаты руководителя и основного персонала.

Сначала определим, какая часть зарплаты руководителя учитывается по руководящей должности: 1 500 000 — 100 000 = 1 400 000 (руб.). Соответственно в фонд оплаты труда основного персонала войдет зарплата руководителя за работу по совместительству: 28 500 000 + 100 000 = 28 600 000 (руб.).

Численность сотрудников составит 67 чел. (66 чел. основного персонала + 1 совместитель).

Вычислим среднюю зарплату основных сотрудников: 28 600 000 руб. / 67 чел. / 12 мес. = 35 572 (руб.).

Затем определим среднюю зарплату руководителя учреждения: 1 400 000 руб. / 12 мес. = 116 667 (руб.).

Рассчитаем соотношение зарплат: 116 667 руб. / 35 572 руб. = 3,28.

Если орган-учредитель утвердил предельный порог кратностью 5, 4 или даже 3,5, требование к соотношению зарплат автономное учреждение выполнило, если же необходимо соблюдать кратность 3, зарплата руководителя АУ не укладывается в установленные границы.

Что грозит за превышение порога?

За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Однако некоторым учреждениям не нужно соблюдать общие нормы. В силу ст. 145 ТК РФ Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций госсектора, для которых не действуют установленные пороги. На федеральном уровне такой перечень существует (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р), утверждены подобные списки и в некоторых регионах и муниципальных образованиях (например, в Калужской области – см. Постановление правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159).

Какую информацию публиковать?

После того, как рассчитаны соотношения зарплат, руководящему составу АУ нужно исполнить еще одну обязанность – раскрыть сведения о своей среднемесячной зарплате. Согласно ст. 349.5 ТК РФ информация (полное наименование учреждения, занимаемая должность, Ф. И. О. руководящего работника и размер его средней зарплаты) размещается на официальном сайте органа-учредителя, а если он примет соответствующее решение – еще и на сайте учреждения.

Порядок и сроки представления и размещения информации о зарплатах определяются нормативными актами Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления. В отношении федеральных учреждений действует Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521 – согласно ему сведения должны быть размещены в Интернете до 15 мая года, следующего за отчетным. На региональном и муниципальном уровнях сроки зачастую меньше. К примеру, в Самаре (реквизиты нормативного акта даны в таблице) муниципальным учреждениям необходимо до 15 марта направить информацию в отраслевой орган и до 10 апреля она должна быть опубликована на сайте городской администрации.

В начале 2020 года руководящему составу автономных учреждений предстоит отчитаться перед органами-учредителями по соблюдению предельного соотношения зарплат и подать соответствующие сведения для публикации на сайтах органов власти. Кстати, в будущем законодатели намерены еще сократить разрыв между заработком управленческого персонала организаций госсектора (в том числе учреждений) и рядовыми сотрудниками. Предельное соотношение зарплат планируется прописать в ст. 145 ТК РФ, установив для всех случаев кратность 8. Такой законопроект (№ 746454-7) внесен в Госдуму.

[1] Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

[2] Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, утв. Постановлением правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 (с последующими изменениями).

[3] Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Что такое фонд оплаты труда, что он в себя включает и как он рассчитывается

Оплата труда – главный механизм регулирования трудовых отношений и мощный стимул заинтересованности персонала в качестве выполняемой работы. Затраты на заработную плату сотрудникам – одно из основных направлений расходов любого предприятия. Поэтому решение вопросов, связанных с формированием фонда оплаты труда (ФОТ), всегда должно находиться на контроле у руководства фирмы, при этом решаться своевременно и в пользу персонала. В статье речь пойдет о значении ФОТ, его отличии от ФЗП, структуре, порядке расчета.

Что такое фонд оплаты труда?

Фонд оплаты труда – это денежные средства предприятия, которые рассчитываются для выплаты персоналу за оказанные им услуги за определенный временной период. В сумму входит не только заработная плата, но также дополнительные премии, надбавки, компенсации из разных источников финансирования.

При помощи фонда оплаты труда анализируют затраты на выплату вознаграждения работникам различных структурных подразделений, регулируют, оптимизируют, корректируют ставки, оклады, расценки. Именно от данной суммы происходят начисления всех выплат, предусмотренных действующим законодательством: отчисления в социальные, страховые фонды, пенсионные отчисления и др. Поэтому ФОТ – это не только механизм для рационального распределения средств компании, но также инструмент стимулирования и поощрения ее работников.

Регулируют данную сумму не только организации, но и законодательные акты, поэтому у любого работника есть возможность самостоятельно узнать, что входит в ФОТ и рассчитать его величину.

Что включает в себя ФОТ?

Для вычисления общей величины расходов на выплату персоналу заработной платы производят расчет фонда оплаты труда, структура которого включает следующие данные:

  • заработная плата, начисляемая работникам, вне зависимости от выполняемых ими должностных обязанностей;
  • если оплата за работу сотрудникам начисляется в виде выпущенной продукции, то при расчете включают стоимость этой продукции;
  • все поощрения, начисляемые работникам в виде денежного вознаграждения;
  • если для сотрудников фирмы организовано бесплатное питание, то в фонд войдут средства, которые выделяются на него;
  • надбавки за выполнение работы без перерыва, за выслугу лет;
  • средства, начисленные в счет компенсаций больничных листов или прогулов не по вине работников;
  • надбавки для выплаты сотрудникам, переведенным на нижестоящие должности;
  • средства, выделяемые на проезд, оплату проживания для работников, работающих вахтовым методом;
  • средства на зарплату сотрудникам сторонних организаций или индивидуальным предпринимателям, оказывающим разные услуги;
  • средства для выплаты пенсий, если сотруднику пришлось выйти на пенсию в связи с наступлением особой ситуации (например, получена производственная травма, ставшая причиной получения инвалидности до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного законодательством).

Из расчета исключаются такие суммы, как:

  • дивиденды;
  • кредиты, выдаваемые сотрудникам без начисления процентов за пользование денежными средствами;
  • социальные пособия, начисляемые и выплачиваемые из государственного бюджета;
  • премии, выдаваемые персоналу за качественную работу в течение года;
  • любые виды материальной помощи;
  • компенсации, вызванные ростом цен.

Также при расчете не принимаются во внимание одноразовые или непостоянные выплаты, средства, которые работающие получают из фондов страхования.

Отличия между ФОТ и ФЗП

Несмотря на схожую формулировку между двумя этими показателями, у них есть одно принципиальное различие:

  • величина ФОТ включает сумму начисленной заработной платы и социальных выплат за определенный временной период;
  • в ФЗП включена сумма заработка (оклады, надбавки, премии, компенсации, связанные с условиями труда) за вычетом социальных выплат за аналогичный период времени. То есть все те суммы, которые полагаются сотруднику за фактически отработанное время и выполненную работу.

Разница будет понятнее, если привести конкретный пример:

На предприятии за ноябрь 2017 года начислено 500 000 рублей, выплаты за этот месяц составили:

– 300 000 рублей – заработная плата за период с 15 по 31 октября 2017 года;

– 130 000 рублей – сумма начисленного аванса работникам за ноябрь 2017 года.

Таким образом, ФОТ составил 500 000 рублей, а ФЗП – 430 000 рублей.

Два показателя могут по величине совпадать друг с другом на тех предприятиях, где не предусмотрено поощрение работников в денежном эквиваленте или любое другое поощрение, при этом выплачивается только заработная плата. Тогда и при планировании текущих и будущих расходов фирмы во внимание принимается только ФОТ. Он представляет собой более широкое понятие и включает суммы всех начислений, в том числе и фонд заработной платы (ФЗП).

Формула расчета годового ФОТ

На предприятии расчетом занимается бухгалтерия, но при желании самостоятельно вычислить величину данного показателя может любой работник.

Все сотрудники, рассчитывающие ФОТ, должны быть осведомлены о том, на основании каких документов и по каким правилам определяется этот показатель. На величину ФОТ прямое влияние оказывает система оплаты труда, существующая в организации.

Во внимание принимаются следующие факторы:

  • величина оклада;
  • размеры тарифной сетки;
  • расценки за выполнение сдельных работ;
  • различные надбавки и премии.

Вычисление проводится на основании данных, полученных из следующих документов:

  • расчетные ведомости за год, где отражаются все выплаты, осуществляемые предприятием по всем работникам без исключения;
  • табели учета рабочего времени. Ведением данной документации занимаются ответственные лица. Именно они вносят в табели количество фактически отработанных часов, а также пропущенного и сверхурочно отработанного времени;
  • штатное расписание по всем сотрудникам, в котором обозначены тарифные ставки, размеры надбавок к окладам, показатели выработки и т.д.

Стандартной формулы для расчета годового фонда нет. Тем не менее для определения значения показателя в цифровом выражении применяются два способа:

ФОТ г = Сзп * Ч * 12, где

ФОТ г – годовой фонд оплаты труда;

Сзп – средняя заработная плата на предприятии за определенный временной период (год);

Ч – среднесписочная численность всех работников предприятия.

Чтобы получить размер средней заработной платы, сумму всех выплат, которые были начислены и выплачены персоналу, делят на 12 месяцев.

ФОТ г = (Зг + Дд) * К, где

Зг – заработная плата, начисленная сотрудникам за год;

Дд – доплаты и иные поощрения персонала;

К – фиксированный коэффициент для предприятий, работающих в районах Крайнего Севера или на приближенных к нему территориях.

Формула расчета месячного ФОТ

Для определения месячного фонда используют видоизмененную формулу нахождения годового показателя:

ФОТ м = Сзп * Ч, где

ФОТ м – месячный фонд оплаты труда;

Сзп – средняя заработная плата за месяц;

Ч – среднесписочная численность.

Осознанный и взвешенный подход при планировании деятельности любого предприятия – залог стабильности и успешного развития в будущем. ФОТ относится к важнейшим финансовым показателям, правильность расчета которого станет основополагающим фактором при прогнозировании трудовой деятельности и разработки комплекса мероприятий, направленных на стабилизацию баланса фирмы.

Так как фонд формируют предприятия, которые самостоятельно занимаются собственным финансированием, то осуществляя планирование и расчет этого показателя, необходимо отдельно направлять средства на формирование резервных фондов. Такие мероприятия помогут не только возмещать задолженности перед персоналом, но также резервировать оставшиеся лишними денежные средства.

Заключение

Таким образом, оплата труда – многофакторное понятие, включающее множество разных элементов, действие которых направлено на установление зарплаты и рационализацию расходования средств организации. Поэтому, формируя ФОТ, важно принимать во внимание не только интересы фирмы, но и всех сотрудников, а также специфику деятельности компании.

Разбираемся вместе: что такое фонд оплаты труда

Все начисления, предназначенные для выплаты работникам за определенный период времени, в совокупности составляют фонд оплаты труда. Структура ФОТ отражена в Постановлении № 89 Госкомстата РФ. Расчетом показателя занимается бухгалтерия либо экономический отдел предприятия.

Фонд оплаты труда включает в себя совокупность произведенных организацией начислений работникам за определенный период (год, месяц, день), в которые входят все расходы по заработной плате, все виды премий, социальные выплаты, а также все возможные финансовые поощрения за отработанное и неотработанное время.

Законодательное регулирование

Фонд оплаты труда как понятие закреплен постановлением Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. № 89 и введен в действие с 1 января 1996 г. Документ четко определяет состав и структуру понятия, перечисляет элементы, в него входящие

Историческая справка. Первоначально понятие и состав ФОТ были определены в документе от 13 октября 1992 года №6-3/124 «Инструкция о составе средств, направляемых на потребление» (утв. Госкомстатом РФ), в котором подробно обозначены пункты выплат, учитываемых при расчетах.

Фонд оплаты труда тесно связан с фондом заработной платы, хотя это не идентичные понятия, поскольку ФЗП входит в состав ФОТ. То есть к ФЗП относят причитающие за труд вознаграждения, без учета премиальных и прочих стимулирующих, а также законодательно определенных начислений.

Структура понятия

Фонд оплаты труда включает в себя следующие элементы выплат:

  • Основная заработная плата – это основные выплаты работникам за фактически отработанное время или выполненный объем работ. Если в локальных актах организации содержатся условия привлечения работников к сверхурочным работам, то эти начисления также будут включены в данную статью. Сюда же включают выплаты за простои не по вине работника, выданные в виде зарплаты материальные средства (продукты или продукцию).
  • Дополнительная заработная плата – это различного рода надбавки, предусмотренные законодательством либо самой организацией (надбавка за «вредность», районный коэффициент). К фонду допзарплаты также относят начисления по отпускам, командировочным и по больничным листам.
  • Стимулирующие выплаты: премии, поощрения, компенсации.

Рис. 1. Среднегодовые показатели

Рис. 1. Среднегодовые показатели

Есть элементы начислений, которые не относятся к ФОТ:

  • годовые премиальные разового характера;
  • дивиденды, начисленные сотрудникам организации;
  • финансовая помощь единовременного характера;
  • премии, выплачиваемые за счет специальных средств организации;
  • ссуды, предоставляемые работникам на договорной основе;
  • льготы различного характера;
  • возмещение транспортных расходов (путевки, проездные и т.д.).

Порядок расчета показателей

Расчетом ФОТ на предприятии занимается бухгалтерская служба, экономический отдел или другие специалисты, имеющие доступ к следующей информации:

  • Расчетные ведомости за определенный период, в которых указаны начисления, осуществленные организацией по всем группам персонала.
  • Табели учета рабочего времени, в которых содержатся данные по отработанным, прогулянным, ночным, сверхурочным часам за определенный период.
  • Штатное расписание, в котором имеется информация о штатных единицах, ставках, оплате (повременной).

Рис. 2. Расчет среднегодовых показателей

Рис. 2. Расчет среднегодовых показателей

Расчет ФОТ можно осуществить несколькими способами:

    Расчет среднегодового показателя по среднемесячной заработной плате, при котором среднемесячная зарплата умножается на среднесписочную численность сотрудников организации за месяц, произведение умножается на 12 месяцев (год).

Пример. Среднесписочная численность работников за месяц – 15 человек, среднемесячная зарплата – 250 тыс. руб. Расчет среднегодового ФОТ: 15 * 250 000 * 12 = 45 млн руб.

Например. Годовая зарплата работников предприятия в г. Норильске составила 120 млн руб., надбавки и доплаты – 60 млн руб., при районном коэффициенте 1,8. Расчет среднегодового ФОТ: (120 + 60) * 1,8 = 324 млн руб.

Например. При среднемесячной зарплате одного работника 32 000 руб. и среднемесячной численности персонала 10 человек расчет среднемесячного ФОТ будет выглядеть следующим образом: 32 000 * 10 = 320 000 руб.

Рис. 3. Распределение зарплаты по группам работников

Рис. 3. Распределение зарплаты по группам работников

Внимание! В крупных организациях с большой численностью персонала расчет фонда оплаты труда производится по группам специалистов. Например, по административно-управленческому персоналу, производственным рабочим, обслуживающему персоналу. Это разделение помогает получить при расчетах более точные данные.

Планирование и анализ

Размер ФОТ определяется экономистами предприятия на год вперед для получения точных цифр, сколько денег понадобится для начисления заработной платы, поскольку эта статья расходов является одной из приоритетных в хозяйственной деятельности организации. Планирование помогает заранее рассчитать не только основные выплаты, но и возможные стимуляторы, премиальные и доплаты за переработку.

Прогнозирование темпов роста производства позволяет с точностью до рубля определить возможное увеличение рабочих площадей и количества работников. Без процесса планирования ФОТ невозможно эффективно управлять предприятием и предвидеть возможные риски, неприятности, связанные, например, с задержкой зарплаты, вовремя непогашенными налогами, взносами и сборами.

Читайте также  Образец отчета о командировке 2022

Рис. 4. Планирование расходов на з/п

Рис. 4. Планирование расходов на з/п

Экономисты обязаны периодически проводить анализ показателей, выявлять отклонения от плановых цифр, выяснять причины невыполнения плана и что конкретно этому способствовало.

Платить вовремя зарплату – это одна из самых важных обязанностей предприятия, поэтому планирование, анализ, эффективность расчетов фонда оплаты труда, грамотное его распределение – это важный элемент работы финансовой, экономической и управленческой команды. Правильно поставленная работа позволит избежать негативных последствий и нарушения законодательства.

Как рассчитать фонд заработной платы

Вознаграждение, выплачиваемое сотрудникам, — одна из основных статей затрат для любого бизнеса, независимо от сферы деятельности и масштаба. Поэтому при управлении финансами нужно обратить особое внимание на эту область. Рассмотрим, как производить расчет фонда заработной платы работников предприятия.

Виды выплат в пользу сотрудников

Напомним, фонд заработной платы — это сумма заработной платы работникам, которая начислена по трудовым и коллективным договорам, а также по другим локальным актам предприятия, содержащим нормы трудового права РФ, за определенный период (месяц, квартал, год).

Все виды вознаграждений, которые бизнесмен платит своим работникам, можно разделить на три группы:

1. Основные выплаты, связанные с трудовым процессом. Их обычно объединяют под общим наименованием «фонд заработной платы» (ФЗП):

  • выплаты по окладу, тарифу или сдельным расценкам;
  • доплаты за особые условия труда;
  • премии за трудовые показатели.

2. Дополнительные выплаты, связанные с работой. Вместе с перечисленными выше эти платежи образуют фонд оплаты труда (ФОТ):

  • премии за выслугу лет;
  • отпускные, компенсация за неиспользованный отпуск; , декретные и другие подобные выплаты;
  • компенсация питания, проезда, мобильной связи;
  • компенсация затрат на жилье для иногородних сотрудников.

Если никаких дополнительных выплат в пользу сотрудников не производится, то ФЗП и ФОТ будут совпадать. Но это только теоретическое допущение, т.к. на практике какие-либо из перечисленных платежей всегда присутствуют.

3. Прочие выплаты, не связанные с трудовой деятельностью. Их обычно не включают в ФОТ, а относят к социальным расходам:

  • премии к юбилею и по другим подобным основаниям;
  • материальная помощь;
  • компенсация путевок, занятий спортом, затрат на лечение;
  • пособия, которые выплачиваются за счет средств ФСС, ПФР, ФОМС, и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Учет ФЗП и ФОТ

Если говорить об источниках информации по выплатам в пользу сотрудников, то в первую очередь речь идёт о бухучете. Однако бухгалтерские регистры далеко не всегда содержат всю необходимую для управления информацию.

Важно!

Всем собственникам и руководителям компаний необходимо различать понятия бухгалтерского и управленческого учета. Поясним основные отличия:

  1. В первую очередь бухучет ориентирован на потребности государственных органов и других внешних пользователей. Для чиновников, которые разрабатывают его правила, бизнес-цели компании-налогоплательщика вторичны.
  2. Регламенты бухучета одинаковы для всех предприятий, без учета отрасли и тем более — индивидуальной специфики. Поэтому в большинстве случаев для полноценного контроля за бизнесом необходимо вести управленческий учет.
  3. Если говорить конкретно о ФОТ, то представление затрат на него в управленческом учете может существенно отличаться от бухгалтерских данных. Речь идет как об отнесении затрат на те или иные счета (производственные, коммерческие, управленческие расходы и т.п.), так и об их группировке по направлениям бизнеса. Все отклонения от бухгалтерских регламентов нужно отразить в Положении об управленческой учетной политике.
  4. Далеко не все бизнесмены платят своим сотрудникам полностью белую зарплату. Это тоже является причиной возникновения разниц между двумя видами учета.

Планирование ФЗП и ФОТ

Проще всего планировать ФЗП. Если не предполагаются существенные кадровые изменения, то можно отталкиваться от фактических показателей.

Для сотрудников с фиксированным окладом для расчета ФЗП используются данные о среднемесячном заработке (СЗ) и среднесписочной численности (Числ). Формула расчета будет выглядеть следующим образом:

ФЗПо = СЗ х Числ х 12

Для сотрудников, зарплата которых основана на почасовом тарифе, формула расчета фонда заработной платы на год выглядит по-другому:

ФЗПт = Сст х Ч, где
Сст – сумма ставок всех «почасовиков»
Ч – годовое количество рабочих часов

Для «сдельщиков» расчет будет основан на расценках за единицу (Р) и плановом объеме выпуска (В). Также здесь нужно отдельно указать надбавки (Н) и премии (П), т.к. они обычно не входят в сдельный тариф.

ФЗПс = Р х В + Н + П

Пример 1

Среднесписочная численность сотрудников ООО «Альфа», работающих «на окладе» — 30 чел. Плановая среднемесячная зарплата на 2019 год с учетом надбавок — 45 000 руб. Плановый выпуск на год — 50 000 изделий, тариф за 1 изделие — 400 руб., премия для «сдельщиков» за выполнение плана — 10% от «базовой» суммы.
ФЗПо = 30 х 45 000 х 12 = 16 200 тыс. руб.
ФЗПс = 50 000 х 400 + (50 000 х 400) х 10% = 22 000 тыс. руб.
ФЗП = 16 200 + 22 000 = 38 200 тыс. руб.

Планировать другие составляющие затрат на персонал сложнее. Если отпускные еще возможно спрогнозировать на основе графика, то заранее точно оценить потребность в социальных выплатах практически невозможно.

Поэтому здесь обычно используют нормативный метод оценки. При формировании годового бюджета утверждают определенный процент от выручки, в который должны «вписаться» все затраты на персонал. Затем из полученной суммы вычитают расчетный ФЗП. За счет оставшихся средств и производится финансирование дополнительных и социальных расходов.

Пример 2

Плановая выручка ООО «Альфа» на 2019 год — 220 000 тыс. руб. Норматив затрат на персонал (без учета страховых взносов) — 20%.
ФОТ = 220 000 х 20% = 44 000 тыс. руб.
Следовательно, на дополнительные и социальные расходы может быть направлена сумма
ДР = 44 000 – 38 200 = 5 800 тыс. руб.

Оптимизация расходов на персонал

Все предприниматели стремятся оптимизировать свои затраты, особенно в сложной экономической ситуации. Естественно, внимание руководителей обращается и на выплаты в пользу работников. Но просто снижать заработную плату и стимулирующие выплаты весьма опасно. Нельзя отрицать важность нематериальных стимулов, но все-таки основным мотивирующим фактором для работников является именно уровень оплаты труда.

Адекватный уровень вознаграждения дает возможность привлечь квалифицированных сотрудников и рассчитывать на их высокую эффективность. Напротив, снижение выплат демотивирует работников и может провоцировать их на противоправные действия. Иными словами, работодатель имеет право ожидать от сотрудников качественного выполнения трудовых обязанностей ровно в той степени, в какой уровень зарплаты соответствует рыночным показателям.

Поэтому вместо снижения расходов на персонал лучше пересмотреть систему мотивации:

  • премиальные и другие дополнительные выплаты должны побуждать работников совершать действия, максимально полезные для организации;
  • для наиболее квалифицированных и ценных сотрудников необходимо разработать специальные меры материального стимулирования.

Также, чтобы уменьшить расходы на персонал, можно «поработать» с резервами по снижению налогов с различных видов выплат в пользу сотрудников, чем, к слову, и занимаются специалисты 1C-WiseAdvice, работающие в направлении аутсорсинга расчета зарплаты .

Наши клиенты получают не просто «правильно рассчитать-выплатить-вовремя отчитаться», а гораздо больше:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector