Дисквалификация директора в 2022 году

Дисквалификация директора в 2022 году

Как проверить дисквалификацию руководителя

Дисквалификация директора и учредителя, проверить которую можно как совершенно бесплатно, так и за небольшие деньги, не позволяет им занимать в компании руководящую должность определенный срок. Согласно п. 8 ст. 83 Трудового кодекса РФ, она является одним из оснований для увольнения топ-работника – по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Особую бдительность следует проявлять при заключении сделок с контрагентами. Если договор подпишет дисквалифицированный руководитель, ФНС может не признать расходами оплаченные по нему товары и услуги, а также отказать в предоставлении вычетов.

Дисквалификация директора и учредителя: причины и последствия

Наиболее распространенные причины, по которым дисквалифицируют руководителя компании таковы:

предоставление недостоверной информации при регистрации компании;

регулярное невыполнение руководителем предписаний, полученных от контролирующих органов – ФНС, МЧС, трудовой инспекции, и т.д.;

неисполнение требований трудового законодательства;

незаконное банкротство предприятия.

Руководителя вправе дисквалифицировать только суд — на срок от 6-ти месяцев до 3-х лет (КоАП РФ, ст. 3.11). Если это случилось, директор фирмы должен быть немедленно уволен, как только судебное постановление вступит в законную силу (КоАП РФ, ст. 32.11).

Дисквалификация генерального директора или иного руководителя организации не позволяет ему далее возглавлять компанию, или начать управление другой фирмой. За нарушение этого требования ему грозит административный штраф в размере 5 000 рублей. Еще более солидный штраф предусмотрен за заключение договора на руководство фирмой с дисквалифицированным лицом – до 100 000 рублей для компании (КоАП РФ, ст. 14.23).

Дисквалификация учредителя применяется редко, и это понятие условно. Ее применяет не суд, а ФНС. Так налоговики «наказывают» основателей компаний, которые бросают свой бизнес, не ликвидировав фирму. Она продолжает числиться в ЕГРЮЛ, как работающая организация, но не подает отчетность и не платит никаких налогов. Налоговая служба самостоятельно удаляет ее из Реестра, однако после этого в течение 3-х лет отказывается регистрировать компании, в управлении которых принимает участие «ленивый» учредитель (пп. «ф» п. 1 ст. 23 закона о госрегистрации № 129-ФЗ от 08.08.2001).

Как проверить дисквалификацию руководителя

П. 2 ст. 32.11 КоАП РФ обязывает уполномоченных лиц перед заключением контракта проверять, не дисквалифицирован ли их контрагент. Административной ответственности за игнорирование данного требования не установлено, однако со стороны налоговиков фирму могут ожидать неприятности. Если выяснится, что стороной договора являлось дисквалифицированное лицо, они сочтут сделку несостоявшейся, а потраченные компанией средства не признают расходами компании. На налоговые вычеты в такой ситуации рассчитывать тоже не стоит.

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо проверить, не дисквалифицирован ли бизнес-партнер. ФНС с 2012 года ведет специальный Реестр, куда заносит всех дисквалифицированных лиц. Доступ к нему открыт для всех заинтересованных граждан. Для удобства поиска конкретного лица на сайте ФНС организован особый сервис: « ]]> Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц ]]> ». Он позволяет сделать запрос о руководителе контрагента по различным данным:

дате его рождения;

организации, которую он возглавляет;

Если в Реестре обнаружится интересующее лицо, пользователь получит о нем достаточно подробную информацию. В частности, он узнает, за что был дисквалифицирован контрагент, и на какой период.

Другим способом получения сведений о наличии или отсутствии дисквалификации у руководителя фирмы является отправка письменного запроса непосредственно в ФНС. Он должен содержать просьбу о предоставлении данных о конкретном лице – в виде выписки из Реестра или справки. Эта услуга платная, ее стоимость составляет 100 рублей, срок исполнения не более 5 дней (п. 27 Регламента, утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2014 № 177).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Все о дисквалификации руководителей

Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

Судебно-арбитражная практика

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

Пример 1

1

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Пример 2

2

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации ­о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

Пример 3

3

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, ­возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Справка

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

Дисквалификация директора как следствие грубых бухгалтерских нарушений, включая отсутствие аудиторского заключения

По мнению многих специалистов, экономика России в настоящее время находится в критическом состоянии и даже достигла «дна». При этом многие руководители организаций стараются извлечь максимум возможного из сложившейся ситуации. Кто-то пытается активно увеличить свое присутствие на рынке, в том числе из-за слабости конкурентов, кто-то предпринимает успешные усилия по развитию новых направлений бизнеса, осуществляет и внедряет новые технологии и т.д. Именно таким современным и прогрессивным руководителям может быть очень обидно за то, что в то время, когда они активно способствуют развитию своих организаций, их могут дисквалифицировать, то есть лишить права руководить своей организацией на срок до двух лет.

Усиление санкций за грубое нарушение правил бухучета вплоть до дисквалификации руководителя

С 10 апреля 2016 года усилена ответственность по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности (Закон от 30 марта 2016 г. № 77-ФЗ) (см. журнал «Бухгалтер Татарстана» № 7, 2016).

Ранее по данной норме должностному лицу грозил штраф от 2000 до 3000 рублей. Теперь его размер увеличен и составляет от 5000 до 10 000 рублей.

Кроме того, введена ответственность за повторное нарушение. Таковым является нарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за однородное административное правонарушение (п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ). Речь идет о периоде, когда прежде вынесенное постановление о назначении административного наказания вступило в силу, но со дня окончания исполнения данного постановления не истек год (ст.4.6 КоАП РФ).

За повторное грубое нарушение правил бухучета установлен штраф в двойном размере – от 10 000 до 20 000 рублей. Причем в качестве альтернативы штрафу предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет.

Напомним, дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Такой вид наказания назначается судьей (ч.1 ст.3.11 КоАП РФ).

Таким образом, дисквалификация применима только к руководителю организации, как лицу, осуществляющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (ч.3 ст.3.11 КоАП РФ). Иными словами, за повторное грубое нарушение правил бухучета руководитель организации, сам того не ожидая, может лишиться должности.

Расширенный состав грубых нарушений правил бухучета

Что же может привести к таким последствиям? Перечень деяний, которые образуют состав правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ, значительно расширен.

По-прежнему грубыми нарушениями требований к бухучету считаются:

– занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;

– искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

Дополнительно к ним введены следующие виды грубых нарушений:

– регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;

– ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

– составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

– отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о ней (в случае, если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Отсутствие аудиторского заключения

Как видим, теперь наказание предусмотрено в том числе и за отсутствие у организации аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности (в случае, если аудит является обязательным) в течение установленного срока его хранения. Такой срок согласно статье 29 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляет не менее 5 лет после отчетного года.

Напомним, перечень случаев проведения обязательного аудита установлен в статье 5 Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит бухгалтерской отчетности должен быть проведен:

– в организациях, чья выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов на конец предшествующего года составляет более 60 млн рублей;

– во всех акционерных обществах, в том числе непубличных (ранее именовавшихся ЗАО), независимо от финансовых показателей;

– в иных установленных случаях (случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год Минфин привел в информации от 19 января 2016 года).

Таким образом, если в течение предусмотренных 5 лет хранения аудиторского заключения (в случае обязательного аудита) выяснится, что оно отсутствует, возможна ответственность по статье 15.11 КоАП РФ – вплоть до дисквалификации руководителя.

Протоколы за нарушения, предусмотренные данной нормой, уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (ст.28.3 КоАП РФ). То есть выявить отсутствие аудиторского заключения (как и любое другое грубое нарушение требований бухучета) могут налоговики во время выездной налоговой проверки. А какое за это последует наказание, решит суд.

Напомним, ранее в большинстве случаев отсутствие аудиторского заключения грозило лишь ответственностью по статье 19.7 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено наказание за непредставление аудиторского заключения в Росстат в виде предупреждения или штрафа на должностное лицо от 300 до 500 рублей, на организацию – от 3000 до 5000 рублей.

Теперь же в связи с усилением ответственности в сфере бухучета мало у кого из руководителей возникнет желание сэкономить на проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Отсутствие права на упрощение бухгалтерского учета

В связи с ужесточением наказания за грубые нарушения требований бухучета следует напомнить и об изменениях в части возможности применения упрощенных способов его ведения, в том числе составления отчетности в упрощенном порядке.

Так, вести бухучет упрощенным способом (в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность) вправе организации, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

– субъекты малого предпринимательства (СМП);

– организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

При этом с 16 ноября 2014 года указанная норма действует в редакции Закона от 4 ноября 2014 года N 344-ФЗ. Согласно внесенным изменениям упрощать бухучет и отчетность данные организации вправе, если они не перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. А именно, если они не подлежат обязательному аудиту, не являются жилищными или жилищно-строительными кооперативами, микрофинансовыми организациями и т.д.

Таким образом, если организация относится к СМП*, но, к примеру, подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права на упрощения она не имеет.

* К субъектам малого предпринимательства относятся организации, которые соответствуют критериям, установленным статьей 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Напомним, с 1 августа 2016 года поменялись 2 таких критерия: вместо средней численности используется показатель среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, вместо выручки от реализации используется показатель дохода, полученного за предшествующий календарный год. При этом предельные значения показателей для малых предприятий остались прежними: по численности – 100 человек, по доходам – 800 млн рублей. Кроме того, с 1 августа 2016 года на сайте ФНС введен в действие Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС формирует его самостоятельно на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации от других госорганов и уполномоченных организаций.

Напомним, упрощение способов ведения бухучета и составления отчетности заключается, в том числе в неприменении положений ряда ПБУ. Например, малые предприятия могут:

– не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков, выплату годовых вознаграждений, гарантийный ремонт и т.д.) (п.3 ПБУ 8/2010);

– не отражать разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью, постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства (п.2 ПБУ 18/02);

– не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п.3.1 ПБУ 16/02);

– использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п.12 ПБУ 9/99, п.18 ПБУ 10/99);

– проценты по любым займам учитывать как прочие расходы (п.7 ПБУ 15/2008);

– не переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения (п.19 ПБУ 19/02);

– любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные без ретроспективного пересчета (п.9 ПБУ 22/2010) и т.д.

В ПБУ, которые предусматривали способы упрощения учета для малых предприятий, также были внесены поправки. Приказом Минфина от 6 апреля 2015 года N 57н их положения привели в соответствие с нормами Закона № 402-ФЗ.

Таким образом, организации, относящиеся к СМП, которые до рассматриваемых изменений в бухгалтерском законодательстве имели право на упрощенный бухучет и неприменение отдельных ПБУ, но после лишились его, с 2015 года обязаны были вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме. Кроме того, необходимо было произвести ретроспективный пересчет сопоставимых показателей бухгалтерской отчетности за все периоды, приведенные в бухгалтерской отчетности за 2015 год.

Если такие организации не учли приведенные изменения и продолжали вести бухучет в упрощенном порядке, то их действия автоматически подпадают под грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету (в том числе к бухгалтерской отчетности). В этом случае как минимум были искажены показатели бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. А это, как уже было сказано, влечет ответственность по статье 15.11 КоАП РФ, вплоть до дисквалификации руководителя.

Аудиторская проверка как способ минимизации рисков привлечения к ответственности

Таким образом, чтобы максимально исключить ответственность должностных лиц организации (вплоть до дисквалификации руководителя) за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, руководителям организаций целесообразно рассмотреть вопрос о заключении договора на оказание аудиторских услуг с аудиторскими компаниями, имеющими безупречную репутацию и высококвалифицированных специалистов. Конечно, привлечение аудиторской компании – это не полная гарантия исключения административной ответственности руководителей. Но в любом случае это средство для своевременного выявления и устранения ошибок в бухгалтерском учете и при составлении бухгалтерской отчетности, а также осуществления в дальнейшем превентивных мероприятий для минимизации (оптимизации) рисков правонарушений в области бухгалтерского и налогового учета.

Чего бизнесу ждать от ФНС в 2022-2024 годах

19 ноября в преддверии Дня работника налоговых органов руководитель ФНС Д.В. Егоров дал большое интервью РБК . Директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» Алексей Иванов разобрал сигналы главного мытаря.

Ежегодные программные интервью руководителя ФНС всегда дают много полезной информации о планах налоговиков. В этом году я выделил 6 главных инсайтов, которые бизнесу не стоит игнорировать.

Собираемость налогов растет:

В целом за год по консолидированному бюджету мы планируем выйти на 28 трлн руб., то есть плюс 7 трлн к показателям прошлого года. Но, если даже учитывать, что тот год был аномальным, и сравнивать поступления с 2019-м, то уже сейчас идет превышение на 23% в любом случае.

При этом только треть дополнительных поступлений обеспечила подорожавшая нефть. А значит, большая часть прироста обеспечил другой бизнес. Методы увеличения собираемости мы все знаем, не скрывает их и Даниил Вячеславович:

Доля добровольно уточненных налоговых обязательств по итогам девяти месяцев 2021 года в общем объеме поступлений контрольно-аналитической работы составила 52% (125 млрд руб.).

Курс себя оправдал, курс продолжится — прессовать на комиссиях станут сильнее:

Что касается доначислений — мы все-таки нацелены на то, чтобы те плательщики, у которых мы нашли некие искажения, сами их исправили, — то тот уровень корректировок налогов, который мы видим, нас более чем устраивает.

Недвусмысленный намек: уточняйтесь, не доводя до налоговой проверки.

Расчеты наличными сложно администрировать, особенно в отношениях микробизнеса с населением:

. когда ты видишь снятие налички, ты не можешь сказать, на что человек снимает себе деньги. Но всегда рядом с «C» [consumer, потребитель] будет «B» [business, бизнес]. Следовательно, использование средств уже становится менее для нас понятным.

Поэтому тотального контроля за платежами физиков не планируется — иначе, они перейдут в нал, а это большее зло:

Если выбирать между наличными и безналичными расчетами, то, конечно, на государственном уровне интереснее именно такая система расчетов [безналичных]. Поэтому когда мы говорим о налоговом контроле в этой сфере, он должен быть достаточно аккуратен, чтобы это не превращалось в набеги на бытовую деловую активность.

Безналичные платежи сильно увеличились в объеме, активизировались и схемы по анонимизации потоков безнала. ФНС будет бороться с этим:

Но, когда попадаешь в цифровое пространство, ты все равно оставляешь след. И это вопрос времени, когда этот след будет выявлен. Если говорить о криптовалютах, то мы сейчас достаточно плотно занимаемся этим рынком, понимая, что эта система расчетов может создать достаточно существенную эрозию для налоговой базы.

Возможно, речь идет о полном законодательном запрете на операции с криптовалютами и ужесточение ответственности. А взамен — цифровой рубль с прозрачной историей владения.

Логичное завершение тренда, который развивается уже не первый год:

Поэтому наша общая стратегия направлена на то, чтобы в итоге привести систему к такому состоянию, чтобы деклараций не было вообще. Это касается и физических лиц: в перспективе мы планируем отказаться от декларации 3-НДФЛ для большинства случаев.

Это касается и налоговых вычетов:

Для вычетов не нужно будет сдавать декларации, они будут автоматизированы. Все вычеты планируем перевести на этот принцип к 2024 году.

Для физиков — однозначно хорошая новость. Это должно ускорить процесс получения вычетов и упростить жизнь налогоплательщиков.

В 2021 году стартовали два огромных проекта. Первый — обязательный электронный документооборот, о котором я рассказывал в начале года:

Это долгосрочный проект, тяжелая инфраструктурная история, разбитая на два фундаментальных блока. Для начала нужно развернуть на основании требований бизнеса такую инфраструктуру, которая позволила бы очень легко и дешево обмениваться в электронном виде документами, прежде всего в сегменте b2b. И в случае удачи на первом этапе мы как раз получим ту самую инфраструктуру, в которой уже сможем перейти к модели налогообложения — по налогу на финансовый результат, НДС или налогу на прибыль.

Второй — единый налоговый счет:

Сегодня мы наших налогоплательщиков сделали в некотором смысле заложниками бюджетной системы, когда они вынуждены все свои платежи государству разбивать по видам муниципальных образований, по бюджетной классификации — вариаций, по которым нужно заполнять платежное поручение, больше, чем можно себе представить. Наше предложение заключается в том, что мы от взаимодействия с плательщиком, у которого, условно, больше 40 лицевых счетов, переходим к взаимодействию через один лицевой счет. Все остальное становится отдельными субсчетами. Это значит, что я должен буду расплачиваться через один счет, а государство само руками налоговой службы распределит все эти платежи между бюджетами.

Взвешенная позиция. И с этими проектами в первые годы явно будет куча сложностей, лучше сконцентрироваться на борьбе с ними.

Об этом тренде я уже не раз писал на vc.ru. Главным драйвером станет новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения, о которой я рассказывал на прошлой неделе:

На самом деле очень легко проследить, что мы делаем, и увидеть нашу стратегию в создании налоговых режимов. В начале — самое простое. Теперь начинаем усложнять систему. Но цель остается той же — мы сами считаем налоги.

Посмотрим, как это будет работать — старт уже 1 июля 2022 года.

А вот об этом я давно думаю, но еще не озвучивал публично. ФНС стала крупнейшим оператором данных. Логично начать их коммерциализировать:

Мы поняли, что обладаем невероятным ценностным активом в виде различного рода данных. И мы их структурировали, систематизировали, обезличили там, где это необходимо, учитывая, что мы обременены налоговой тайной. И подготовили для различного рода поставок. Теперь госорганы и компании могут подключиться к личному кабинету потребителя данных, который, по сути, становится витриной, в которой ты можешь выбрать как вид данных, так и канал их поставки… На старте будут предоставляться деперсонифицированные и агрегированные данные по всем типам налогоплательщиков и режимам налогообложения: ФЛ/ИП/ЮЛ, ККТ, самозанятые, УСН, НДС, налог на прибыль, транспортный налог, данные из деклараций 2-НДФЛ, 3-НДФЛ — более 45 наборов данных

Хотя, возможно, речь идет о некоммерческом использовании. В любом случае бизнесу эти данные будут интересны.

В целом, больших неожиданностей интервью не оставило. В ближайшие 2-3 года будут развиваться те тренды, фундамент под которые закладывался в 2010-е. Скучно бизнесу не будет, легко тоже!

Читайте также  Входит ли в трудовой стаж годы обучения в училище
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector