Дети-сироты для включения в списки на обеспечение

Дети-сироты для включения в списки на обеспечение

Дети-сироты для включения в списки на обеспечение

Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Счетная палата померила сиротские метры

Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Что предлагает Счетная палата

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

В настоящее время на территории Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (Конституцией РФ, федеральными актами: Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Жилищным кодексом РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ) и законодательством субъектов Российской Федерации.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1 ст. 8 ФЗ №159 от 21 декабря 1996 г.).

Для того чтобы получить жилье, необходимо попасть в список детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

В список включаются:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут претендовать на жилое помещение, в случае, если:

— в одном жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав, бывшие усыновители, лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;

— площадь жилого помещения не соответствует социальной норме предоставления жилого помещения;

— жилое помещение признано непригодным для проживания;

— проживают граждане, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

— проживают граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящие на учете в наркологическом диспансере;

— проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченными в дееспособности;

— у ребенка тяжелая форма хронического заболевания, при которой совместное проживание в одном жилом помещении невозможно.

Читайте также  Кто является материально ответственными лицами

Заявление о включении в список по месту жительства лиц, могут подать:

— законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений;

— дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности;

— лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;

— лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;

— законные представители недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет и в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Заявление для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подается в письменной форме с приложением следующих документов:

— копия свидетельства о рождении;

— копия паспорта гражданина Российской Федерации;

— копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);

— копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;

— копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя);

— копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

— документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченную организацию) лично, с помощью почтовой связи либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

По истечении 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список, уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:

— о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;

— об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.

Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.

Информация о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список или об исключении их из списка размещается уполномоченным органом в Единой государственной информационной системе социального обеспечения не позднее следующего рабочего дня со дня включения в список или исключения из него.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот по договору найма специализированного жилого помещения, на основании письменного заявления, сроком на 5 лет по достижении ими возраста 18 лет, и в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По истечении срока предоставления жилого помещения договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на пятилетний срок снова неограниченное количество раз. Такой порядок устанавливается в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления таких обстоятельств устанавливается законом субъекта РФ. По окончании срока договора и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, жилье по договору социального найма поступает в бессрочное пользование владельца, чтобы закрепить за собой собственность его остается только приватизировать.

Включение детей-сирот в список на получение жилья в Москве

В данной статье мы рассмотрим центральный этап получения квартиры сиротами, а именно — включение в список детей–сирот подлежащих обеспечению жильем. Будут подробно рассмотрены правовые основания для получения жилья сиротами, порядок подачи заявления о включении в список, а так же действия государственных органов после получения заявления и всех сопутствующих документов.

Полная информация о получения жилья сиротами в Москве на сайте Законодательство РФ предусматривает возможность получения бесплатного жилья сиротами. Однако для реализации этого права придется потрудиться

Как попасть в список детей–сирот для получения квартиры в Москве

В соответствии с федеральным законодательством, региональные власти должны вести специальный учет (список) всех сирот, которые должны быть обеспечены квартирой. Данный учет ведется исключительно по личному заявлению либо самих сирот, либо их законных попечителей. Не лишним будет заметить, что финансовое обеспечение процедуры предоставления жилья сиротам полностью ложится на плечи региональных властей, в данном случае на бюджет города Москвы.
Сама процедура включения в список начинается с подачи в ( орган опеки по месту жительства ) [1] специального заявления (скачать его можно будет далее в этой статье).

Правовые основания необходимые для получения квартиры сиротами

Есть несколько обязательных условий , которым лицо, являющееся сиротой, должно соответствовать для того, чтобы претендовать на получение квартиры в Москве. Выражаясь юридическим языком, условия перечисленные ниже определяют правосубъективность лиц, которые вступают в правоотношения по получению жилья от государства. Перечислим их:

  1. Необходимо иметь место жительство в Москве. Почти всегда это означает наличие постоянной регистрации. Однако из этого правила есть вполне логичные исключения:
    • Нахождение на воспитание в государственной организации для детей‑сирот в г. Москве. В этом случае постоянная регистрация не нужна;
    • Выявление органами опеки в Москве ребенка, находящегося без родительской опеки, и помещение его под надзор в государственную организацию для сирот;
  2. У сирот не должно быть своей квартиры ни в собственности, ни в социальном найме. Либо, если такое жилье имеется, то проживание в нем должно быть признано невозможным [2] . Установления факта невозможности проживания детей‑сирот в занимаемой квартире является отдельной и достаточно сложной темой. Обязательно ознакомьтесь с ней, т.к. в Москве действуют достаточно широкие правила признания невозможным проживания детей‑сирот в занимаемом жилье. (Ссылка будет дана ниже);

Если сирота подпадает под перечисленные выше условия правосубъективности, то необходимо еще соответствовать условиям вступления в правоотношения по получению жилья. Наличие хотя бы одного из указанного ниже условия является обязательным.

  • Местом получения свидетельства о рождении ребенка является г. Москва, либо ребенок был выявлен и устроен в организацию (первично) или в семью в г. Москве;
  • Организация для сиротой, в которой ребенок окончил пребывание, находиться в Москве;
  • Местом жительства лиц, которые являлись законными представителями детей‑сирот (речь идет об опекунах, попечителях, о приемной семье и т.д.) является г. Москва;

Включения детей–сирот в список на получения жилья в Москве

  1. Попечитель, в том случае, если сироте исполнилось 14 лет . Однако тут имеется один существенный недостаток. Такое заявление должно быть подано не позднее трех месяцев с момента исполнения ребенку 14 лет! На наш взгляд данное правило должно быть изменено. Совершенно не понятно, почему срок подачи заявления ограничен тремя месяцами;
  2. Представители государственных органов, если ребенок–сирота находится в учреждении для детей–сирот;
  3. Если ранее никаких оснований для того, чтобы претендовать на получения жилья не было, но они появились, то заявление необходимо подать в течение 30 дней с момента возникновения указанных оснований и наступления 14 лет ;
  • Выявления факта невозможности проживания в квартире;
  • Переезд в Москву (при наличии иных условий для реализации этого права);

Заявление о включении в список детей–сирот для получения квартиры в Москве (скачать)

Документы прилагаемые к заявлению

Все документы, которые необходимо приложить к заявлению, для удобства можно разделить на две категории:

Документы, которые должны быть обязательно приложены к заявлению
  1. Свидетельство о рождении.
  2. Паспорт гражданина РФ . Обратите внимание, что с момента исполнения ребенком 14 лет попечители могут подать заявление только в течение 3 месяцев. Поэтому с получением паспорта лучше не тянуть!
  3. Документы, подтверждающие полномочия представителей (доверенность, справка об установлении опеки и т.д. )
  4. В случае, если имело место изменение фамилии или имени, необходимо будет представить соответствующие документы (Справку с ЗАГСа ) .
Документы, которые прилагаются к заявлению по собственной инициативе
  1. Выписка из домовой книги .
  2. Единый жилищный документ .
  3. Копия финансово–лицевого счета нанимателя жилого помещения .
  4. Документ, подтверждающий право пользования муниципальным жильем (если такое право есть).
  5. Документ, подтверждающий утрату родителей.
  6. Специальный документ, подтверждающий невозможность проживания сироты в занимаемом жилье .
  7. Акт о назначении попечительства .
  8. Выписка из ЕГРН о правах на имеющиеся объекты недвижимости.
  9. Такая же выписка из ЕГРН только в отношении умерших родителей .

После подачи заявления и всех документов, заявителю предоставляется справка о принятии заявления, в справке так же указываются все приложенные документы. Так же надо помнить, что отказать в приеме заявления МФЦ не в вправе!

Включение детей-сирот в список на получение жилья в МосквеПопадание в список сирот для обеспечения жильем, центральный и самый главный этап получения квартиры.

Сроки и последовательность принятия решения о включении в список на получения жилья

Значение и роль ( органов опеки )

При решении вопроса о включении в список на обеспечения жильем, компетентность органов опеки сводится практически к тому, что они выступают некими посредниками при приеме заявления и всех документов. После того, как заявление принято, в течение 5 рабочих дней МФЦ должно передать полученное заявление в ГБУ Центр «Содействие» .

Компетентность ГБУ Центра «Содействие»

ГБУ Центр «Содействие» после получения заявления и всех документов от органа опеки не позднее 5 рабочих дней приступает к проведению межведомственных запросов. Делается это для того, чтобы подтвердить указанные в заявлении данные, а так же для получения дополнительных документов, если заявитель их не представил по собственной инициативе.
После получения ответов на все поданные межведомственные запросы ГБУ Центра «Содействие» либо приступает к принятию решения по существу, либо, в случае если в документах и в заявлении чего–то не хватает, направляет уведомление заявителю о необходимости уточнения сведений.

Запрос об уточнении сведений

Данный запрос должен быть вручен заявителю , если документы, например, не соответствую требованиям закона, или в самих документах имеются какие–либо противоречия. В этом случае запрос направляется самому заявителю, который в срок не позднее 3 месяцев должен будет донести недостающие документы в орган опеки.

Если по каким–то причинам заявитель не донес документов, ГБУ Центр «Содействие» повторяет запрос по истечению трех месяцев.

Принятие заключения по заявлению

В течение 45 дней с момента получения заявления и всех документов ГБУ Центр «Содействие» подготавливает заключение, в котором указывается, имеются ли основания для принятия в список детей–сирот или таких оснований нет.

Функция департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы

После получения заключения от ГБУ Центр «Содействие» ДТСЗН г. Москвы выносит окончательное распоряжение о включение в список или об отказе в включении в срок не более 15 дней .

Мы постарались максимально подробно разъяснить процедуру подачи заявления о включении в список сирот для обеспечения квартирой в г. Москве. Однако важно помнить, что на этом процедура получения квартиры не заканчивается! Последний этап, а именно этап предоставления жилья сиротам рассмотрен в следующей нашей статье.
Если у вас остались вопросы, Вы можете позвонить по указанным телефонам, и наши специалисты окажут Вам бесплатную консультацию. Так же Вы можете воспользоваться формой обратной связи или оставить комментарий ниже.

1. С подачи мэра Москвы Собянина С.С. правила подачи заявления о включении детей-сирот в список подлежащих обеспечению жильем изменились. Если ранее заявление подавалось в органы опеки по месту жительства, то теперь заявление нужно подавать в МФЦ . Данное изменение правил освещалось в СМИ чуть ли никак правовой прорыв, который должен значительно облегчить сиротам процедуру получения квартиры. На наш взгляд, никакого серьезного упрощения процедуры не произошло.
2. Это может показаться странным, однако иногда самые очевидные вещи кажутся не такими очевидными для российского суда. Например, совсем недавно закончилось долгое судебное разбирательство по вопросу о том, может ли сирота претендовать на получения жилья, если квартира, в которой проживает сирота, не является ни собственностью, ни муниципальным жильем. Несмотря на конкретное указание закона, которое прямо и недвусмысленно указывает, что претендовать на жилье могут лица не имеющие собственного жилья или не проживающие в квартире по договору социального найма, все нижестоящие судебные инстанции признали, что проживание на законных основаниях в квартире, собственником которой сирота не является, должно расцениваться как основание в отказе в выдаче жилья. Точку в этом вопросе поставил аж Верховный суд РФ (дело №5-КГ18-318 )

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector