Что происходит с профориентацией в XXI веке?

Что происходит с профориентацией в XXI веке?

Инновационная профориентация школьников: непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность

Об основных принципах инновационной модели профессиональной ориентации и о том, как выстраивается профориентационная работа со школьниками в регионах России, рассказывает ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, д.пед.н. Игорь Сергеев.

Фото предоставлено Игорем Сергеевым

Основные идеи Концепции можно изложить в следующих тезисах.

Тезис 1. Конечная цель профориентационной работы – это человек, способный к самостоятельному, свободному и ответственному выбору. Выбор профессии, образования, повышения квалификации, должности, карьерной позиции в современном мире совершается неоднократно. Подготовка к такому выбору – серьёзная образовательная задача и в то же время длительный, непрерывный процесс. Таким образом, профессиональная ориентация сегодня приобретает вид непрерывного сопровождения профессионального самоопределения человека, начиная с раннего (старшего дошкольного) возраста и заканчивая выходом на пенсию. А значит, привычные разовые, «мероприятийные» форматы организации профориентационной работы – «дни профессий», «дни открытых дверей», соревнования, фестивали, ярмарки – должны уйти в прошлое. От мероприятий необходимо продвигаться к продолжительным, преемственным программам сопровождения профессионального самоопределения детей, молодёжи, взрослого населения.

Тезис 2. В современном мире профессиональный выбор человека – это предмет социального договора между всеми субъектами, заинтересованными в результатах этого выбора. Основными участниками договора выступают три главных благополучателя профориентационной работы со школьниками: во-первых, работодатели, во-вторых, сами школьники и, в-третьих, их родители. Образовательные организации в этом процессе выполняют роль своего рода «квалифицированных посредников» или провайдеров, представляющих интересы конечных заказчиков. Их задача – организовать взаимодействие «работодатель – школьник – родитель» в профориентационно значимом контексте. Как видим, современная профориентация выходит за рамки школы, службы занятости, кабинета профконсультанта и становится сетевым процессом, приобретая вид профориентационного нетворкинга. Инструментом такой работы должны стать уже не просто программы профориентационного сопровождения самоопределения, а сетевые программы. Участниками сетей, реализующих такие программы, могут быть разные типы образовательных организаций: школы, организации дополнительного образования детей, колледжи, вузы, работодатели (представленные, как правило, учебными подразделениями и кадровыми службами), а также специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги.

Тезис 3. Мейнстрим в развитии современной профориентации – от «кабинетно-диагностических» – к практикоориентированным форматам работы со школьниками. В 90-е годы прошлого века «профориентационную поляну» в нашей стране прочно захватили психологи. На тот момент это был прогрессивный фактор, позволивший сфокусироваться на самоопределяющейся личности школьника как на главной цели профориентационной работы. Однако на какое-то время профориентация потеряла связь со своим другим заказчиком – работодателем – и замкнулась в кабинетах психологов-профконсультантов. Прямая связь профориентационной работы с профессионально-трудовым контекстом была утрачена. Первые, достаточно наивные попытки вернуть эту связь в начале нового века нам хорошо известны – они имели вид мер по «популяризации» или «повышения престижа» определённых профессий. Сегодня становится ясно, что управление профессиональным выбором на основе привлечения «престижностью» тех или иных профессий – тупиковый путь, поскольку формирует ситуативную, поверхностную мотивацию выбора. Человек, выбравший профессию из-за её престижности, вряд ли станет потом эффективным работником. Мы противопоставляем стратегии «повышения престижа профессий» модель системной профориентационной работы со школьниками, выраженную формулой: «обучение самоопределению + профессиональное информирование + практикоориентированное сопровождение профессионального выбора». Если все три элемента этой модели успешно реализованы, то профконсультирование перемещается в разряд «дополнительных опций», подобных медицинским услугам: оно нужно только тем учащимся, кто, пройдя через базовую модель, так и не смог определиться с профессионально-образовательным выбором. Замечу, что в представленной базовой модели все три составляющие играют важную роль, но всё же решающее значение имеет практикоорентированный этап профориентационной работы со школьником, обеспечивающий у него формирование опыта погружения в реальную профессиональную среду, в настоящую профессиональную деятельность.

Комплекс современных практикоориентированных форматов со школьниками достаточно широк. Он включает в себя: организацию профориентационных практических и исследовательских проектов; конкурсы профессионального мастерства для школьников; интерактивные профориентационные экскурсии или экспедиции; ученические фирмы и бизнес-инкубаторы; программы предпрофессионального и профессионального обучения школьников; профессиональные пробы.

Три представленных принципа современной профессиональной ориентации – непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность – находят своё воплощение в региональных моделях построения профориентационной работы со школьниками. В 12-ти субъектах РФ функционируют сетевые экспериментальные площадки Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. Среди регионов-лидеров, успешно выстраивающих опережающие системы профориентационной работы с обучающимися, можно назвать Вологодскую, Иркутскую, Кемеровскую, Нижегородскую, Самарскую области. Здесь сформированы и развиваются территориальные сетевые циклы профессиональных проб. Это современная технология сопровождения профессионального выбора школьников, разработанная специалистами Центра и наиболее полно соответствующая трём базовым принципам.

Профессиональные пробы реализуются на основе модели «работодатели, колледжи и вузы – для школьников». Комплекс проб различной направленности объединён в сетевой цикл, при этом каждый школьник за время своего обучения в 8-х – 11-х классах может пройти 10-15 различных проб, выбирая их из достаточно обширного набора. Содержание набора профпроб, реализуемых в территории, соответствует перечню профессий, наиболее востребованных и перспективных для этой территории.

Например, в Вологодской области содержание цикла профессиональных проб строится на основе кластерного подхода: каждая из проб соответствует какой-либо из профессий/специальностей, входящих в один из трех приоритетных региональных отраслевых кластеров. В рамках кластера «Информационные технологии и связь» школьники 8-9 классов могут выбрать одну или несколько проб из набора, включающего десять различных программ, в том числе: «Компьютерная скоропись», «Робототехника», «Моделирование и персонажная анимация», «Программирование на языке Java» и др. Для учащихся 10-11 классов разработаны программы профпроб «Системное администрирование» и «Основы программирования – «1С: Предприятие 8». В рамках приоритетного кластера «Строительный комплекс и деревянное домостроение» предлагается другой избыточный набор проб, таких как «Декоративная отделка жилых помещений», «Строим умный дом» (и другие) – для учеников 8-9 классов или, например, «3-D проектирование деревянных лестниц» для старшеклассников. Наконец, свой пакет профпроб разработан и для регионального кластера «Туризм и народные промыслы» – «Мастерская живописной грамоты», «Проектирование туристических маршрутов», «Организация комплексного туристского обслуживания» и так далее. В других регионах содержание цикла профессиональных проб также заострено на наиболее востребованных профессиях (например, в Кемеровской области – на профессиях горного профиля, в Нижегородской – на профессиях инженерно-технического профиля для машиностроительного комплекса и т.д.). Такой подход позволяет обеспечить «мягкое» и вместе с тем эффективное профориентационное продвижение востребованных профессий, без использования примитивных «лобовых» решений в духе социальной рекламы.

Что представляет собой каждая профессиональная проба в составе цикла? Прежде всего, нужно отметить, что её разработчиком является колледж (иногда вуз), который готовит специалистов по данной профессии. Продолжительность каждой пробы составляет 16 и более часов, включая подготовительный, основной и оценочный этап. Основной этап профпробы обязательно проходит на территории колледжа или вуза: в учебной мастерской, в лаборатории, на территории учебно-производственного полигона и т.д. Иногда в разработке программы и реализации пробы принимают участие и работодатели.

В задачу общеобразовательной школы, участвующей в реализации сетевого цикла профпроб, входит формирование графика, по которому учащиеся посещают различные профпробы. В образовательную программу школы такие профпробы включаются либо в качестве курсов по выбору (факультативных, элективных), либо в качестве программ дополнительного образования за пределами учебного расписания. Большую роль играет привлечение родителей школьников, которые совместно с педагогами и школьниками участвуют в оценке хода и результата профессиональных проб, делая отметки на специальной «родительской» странице Дневника профпробы. Это позволяет сделать процесс профориентационной работы максимально прозрачным для родителей и, более того, активизировать и сделать более осмысленной их собственную позицию в процессе профессионального самоопределения детей.

Целью прохождения каждым школьником цикла профессиональных проб является не только выбор конкретной профессии, которая оказалась наиболее близка и интересна при погружении в ней. Не менее важная задача – формирование у подростков комплекса общих компетенций («Soft Skills»), необходимых для успешного самоопределения: способность оценивать успешность своей деятельности, «себя-в-профессии» и качество продукта, созданного в ходе профессиональных проб; готовность обоснованному выбору; умение видеть дефициты в своих знаниях, навыках и личностных качествах, которые необходимо закрыть, чтобы успешно обучиться и работать в избранной сфере деятельности. Таким образом, реализуемые в рамках территориального сетевого цикла профессиональные пробы относятся к категории «soft-проб». Это существенно отличает их от более привычных программ профессионального обучения для школьников, по итогам которого формируются, прежде всего, конкретные профессиональные знания, умения и навыки («Hard Skills»), а также от профессиональных «hard-проб», уже давно используемых для профотбора на профессии, требующие особых способностей или навыков.

За время работы экспериментальных площадок Центра в различных регионах страны в подобных профессиональных пробах приняло участие около 600 тыс. школьников. Значимым социально-экономическим результатом этой работы стало заметное возрастание интереса к востребованным в регионах профессиям, в том числе рабочим, увеличение конкурса на профессии и специальности среднего профессионального образования. Кроме того, технологию организации цикла профессиональных «soft-проб» для школьников предполагается использовать в новом федеральном профориентационном проекте «Билет в будущее», реализация которого началась в 2018 году.

По мере развития наших представлений о том, как должна выглядеть современная профориентационная работа со школьниками, методика разработки и организации профпроб претерпевает изменения. Меняется и сам мир профессий: стандартизованные наборы трудовых функций, отражённые в профессиональных стандартах, вскоре превратятся в динамичные, нередко персонализованные, а подчас и уникальные наборы компетенций. В связи с этим, ближайшим направлением развития станет разработка комплексов профессиональных проб для школьников, ориентированных на знакомство уже не с целыми профессиями, а с отдельными, прежде всего новыми и перспективными компетенциями. Это, например, компетенции межкультурного общения для ресторанно-гостиничного бизнеса или дистанционное управление транспортными объектами для железнодорожной сферы. Так, в Иркутской области, в рамках экспериментальной работы Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС уже ведётся разработка «Регионального атласа перспективных компетенций», который должен стать своего рода «техническим заданием» для разработки таких инновационных профпроб.

Что происходит с профориентацией в XXI веке?

Сегодня привычные методы профориентации перестают работать. Разбираемся, как и чему учить детей и готовить их к профессии — вместе с Дмитрием Судаковым, международным консультантом в области прогнозирования потребностей в кадрах и составителем «Атласа новых профессий».

Какие навыки нужны в XXI веке?

Из-за цифровизации, глобализации, демографических изменений, технологий новые профессии появляются чаще, чем раньше. Это влияет на изменение логики труда у существующих специалистов, изменение рабочих мест, спрос и оплату.

Со всех трибун и международных форумов сейчас говорят, что нам нужны принципиально иные профессиональные навыки. Не только и не столько предметные, сколько дополнительные — soft skills. Среди этих навыков: концентрация и управление вниманием, эмоциональная грамотность, цифровая грамотность, креативность, экологическое мышление, кросскультурность, способность к обучению и самообучению.

«Новое общество диктует новую грамотность: В XXI веке нужны не только чтение и письмо.»

  1. Концентрация и управление вниманием. Необходимы, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой.
  2. Эмоциональная грамотность. Приобретает все большую значимость в работе. Понимание своих эмоций и эмпатия помогут сохранить и сконструировать свою идентичность и взаимодействовать с другими.
  3. Цифровая грамотность. Способность работать в цифровой среде, в том числе, AR и VR, будет востребована так же, как чтение и письмо.
  4. Креативность. Рутинная деятельность будет автоматизирована, от работников потребуются умения мыслить нестандартно и создавать новое.
  5. Экологическое мышление. Помогает сознавать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.
  6. Кросскультурность. В любом городе, в любой среде будут встречаться различные национальные и возрастные культуры и субкультуры, в том числе, за счет разрыва поколений.
  7. Способность к обучению и самообучению. В быстро меняющемся мире человеку придется постоянно обучаться и самостоятельно осваивать новые области знаний.

Существуют и другие противоречия. В школе учат индивидуальному лидерству, а сейчас нужно поддерживать коллективную деятельность. В школе решают стандартные задачи, а растет спрос на творчество. Нужно развивать эмоциональный интеллект, но в школе за проявление эмоций «наказывают». Система образования наказывает за ошибки и убивает желание учиться всю жизнь. Современное общество относится к природе как к ресурсу, что противоречит экосистемности, способности человека видеть себя частью природы.

Какие проблемы есть в сфере профориентации?

Практики, созданные в конце 1960-х годов, были хороши, но создавались под плановую экономику. Специалисты понимали, как выглядит мир, который они хотят построить, могли обсчитать его. Из-за подсчета они понимали, какие нужны кадры и готовили их. Система иногда давала сбои, но была жизнеспособной.

«Старые методы профориентации создавались под другую экономику, поэтому сегодня они не работают»

  1. Нет крупного заказчика на кадры. Ни государство, ни крупный бизнес не может заказать кадры на 10 лет вперед, не может нести за это ответственность.
  2. Нет единого образа будущего. Раньше люди строили коммунизм, проводили олимпиаду, запускали человека в космос и объединялись вокруг этих проектов. Сейчас нет такого понимания ни по всей стране, ни в регионах, ни даже у жителей одного города.
  3. Растет уровень тревожности. Родители, основные заказчики профориентации, не понимают будущего и фантастически тревожатся. Ищут людей, которые возьмут на себя ответственность за будущее, но таких людей нет.
  4. Нет ответственности у профориентатора. Профориентаторы не отвечают за результат. Нет такого, что приходят выпускники пятнадцатилетней давности и могут отругать тех, кто их не правильно «сориентировал» тогда.

Классические подходы больше не работают. Раньше помогали школьнику разобраться в себе, найти интерес, узнать о современном рынке труда, подобрать профиль в школе и найти нужный уровень образования. Но статистика показывает, что 65 % выпускников российских вузов работает не по специальности, особенно, юристы и экономисты. Но система инертна — если сейчас массово готовить программистов, то через 15 лет они тоже не будут востребованы.

Как должна работать профориентация в XXI веке?

Требуется переосмыслить подход — профориентация должна из внешнего сервиса превратиться в навык. То есть человек должен научиться профессиональному ориентированию. В спортивном ориентировании учат найти нужный маршрут на пересеченной местности. А ученик должен найти маршрут в мире профессий: разбираться в мире профессий, определять собственные дефициты и строить образовательную траекторию, адаптироваться к изменениям, которые неизбежно произойдут.

Для решения этой задачи Дмитрий Судаков вместе со специалистами «Сколково» в 2014 году составил первую редакцию «Атласа новых профессий». Над ним работали эксперты и простые пользователи: сейчас над новыми редакциями работают специалисты стран СНГ и стран BRICS.

Внутри атласа есть следующая информация:

  1. 25 отраслей от добывающего сектора и социальной сферы до медиа и культуры.
  2. Приблизительно 80 процентов российской экономики «на свету».
  3. 200 новых профессий от энергоаудитора до разработчика киберпротезов.
  4. 60 профессий пенсионеров.
  5. Список крупнейших работодателей по отраслям.
  6. Список лучших колледжей и вузов.

Атлас не нужно просто читать взахлеб. Атлас — ориентир в завтрашнем мире для подростка. Он сам должен выбирать маршрут, понимать, будет ли он трудоустроен по профессии, которая ему интересна, как нужно ей научиться.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Профориентация — главный вызов 21 века

Система образования в России развивается довольно быстрыми темпами. Каждый год появляются новые школы с международными стандартами преподавания, российские ВУЗы попадают в крупнейшие мировые рейтинги. Главная цель образования — дать человеку базовые фундаментальные теоретические знания — выполняется на отлично. Но при этом вся эта система упускает то, что определяет будущее любого человека, а именно вопрос профессиональной ориентации.

Знания, которые даются в школе и в ВУЗе слишком далеки от того, что сегодня требуют работодатели. Более того, информационные технологии в рабочие процессы внедряются в разы быстрее, чем новые программы в систему образования. Именно поэтому сегодня наиболее ценны навыки адаптации (hard и soft skills) к вновь сложившимся вызовом, нежели глубокая теоретическая подготовка. А развивать данные навыки из-за теоретического подхода в образовании нужно вне стен своей школы или ВУЗа, и далеко не все этим занимаются.

Почему? Ответ довольно прост. Лишь 35% студентов удовлетворены выбором ВУЗа. Что говорит нам эта статистика? Студенты пытаются «через не хочу» закрывать сессии и получить заветный диплом нежели развивать себя в профессиональном плане. У них нет желания учиться на данном направлении, потому что «просто неинтересно». Отсюда возникает довольно очевидный вопрос: почему так много студентов делают «неправильный» выбор ВУЗа? Профориентация не является приоритетной задачей в системе российского образования. Лишь маленькая доля школ проводит различные занятия, которые направлены на профессиональную ориентацию учащихся. Многие читатели могут сказать, что они в школе проходили профориентационный тест или общались с психологом. Но все эти методы давно потеряли свою эффективность. Тест покажет наклонности ребенка очень обще, да и вообще с помощью теста ребенок не сможет сделать более осознанный выбор, доверяя лишь какому-то результату какого-то теста.

Более эффективный метод профориентации разработали в Гарварде еще в 19-м веке. Он называется кейс-метод. Его суть в том, что на занятиях ученики решают реальные бизнес-задачи (кейсы) от реальных компаний. На эти задачи никогда нет правильного ответа, поэтому ученики не действуют по шаблонам и формулам, а развивают структурное и креативное мышление. В России данный метод прижился лишь недавно, да и только среди студентов.

Учащиеся ВУЗов решают кейсы от разных компаний, понимают, что им нравится, а что нет. Это помогает им сделать более осознанный выбор стажировки или практики. Помимо занятий в университете, кейсы можно порешать на крупнейших кейс-чемпионатах. Дойдя до определенного этапа, ты защищаешь свое решение перед топ-менеджерами крупных компаний, что дает тебе возможность проявить себя и получить заветную работу мечты.

Но начинать решать кейсы в ВУЗе довольно поздно. Так как при неправильном выборе ВУЗа, как уже было сказано выше, большое количество времени уходит на изучение нелюбимых предметов, что снижает количество времени, которое можно выделить на кейсы (а времени для них нужно очень много). Поэтому главная задача любого абитуриента — найти, как минимум, примерный спектр специальностей, которые ему интересны, поступить на факультет с данной направленностью и успешно, помимо изучения теоретических предметов, покорят бизнес-игры и кейс-чемпионаты.

Выглядит довольно красиво, но как сделать тот самый выбор правильно? Вопрос довольно открытый, но есть определенные методики и наработки, которые показали хорошие результаты. И снова мы возвращаемся к кейс-методу, который придумали гарвардские ученые. Решая бизнес-задачи в школе, ребенок знакомится с разными специальностями и отраслями, получает первый практический опыт. Помимо профориентации кейсы полезны для развития практических навыков (hard и soft skills). К ним относятся навыки структурного мышления, анализа, работы в команде, работы в различных компьютерных ПО. Этим навыкам, к сожалению, не учат в школе, но они важны не только в работе, но и в обычной жизни. Каждый день мы принимаем различные решения, и чем глубже и грамотнее мы подойдем к вопросу, тем выше будет качество его решения.

Но есть и хорошие новости! В России есть несколько образовательных проектов, которые своей первой целью ставят профориентацию и используют кейс-метод за основу. Ниже приведу 3 главных проекта:

1. Всероссийский кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству. В 2020 году Высшая Школа Экономики впервые проводит кейс-чемпионат среди школьников. Партнером чемпионата выступает консалтинговая компания McKinsey & Company. Чемпионат проходит в три тура: отборочный, региональный и финальный. Победителям, помимо ценных призов, обещают немаленькие льготы при поступлении в НИУ ВШЭ.

2. Бизнес-лагерь от Клуба Путешественников Робинзонада Будущий руководитель: Секреты бизнеса… Робинзонада предлагает летние лагеря для детей 13-16 лет. Знаменитая сеть детских лагерей Робинзонада в 2020 году открыла свой первый бизнес-лагерь, за основу которого был взят кейс-метод. Участники смены развивали практические навыки и защищали кейсы перед представителями крупнейших компаний. В сезоне 2020-2021 Робинзонада планирует запуск еще нескольких лагерей, направленных на профессиональную ориентацию с помощью кейс-метода.

5 форматов профориентации, практикуемых во всём мире

Дорожная карта для тех, кто интересуется профориентацией — с любопытными форматами и примерами зарубежных проектов.

В России происходит бум профориентации. В последние годы помимо традиционных тестов, консультантов по выбору профессии и стажировок у нас появляются проекты по примерке профессий («профессиональные пробы»), становятся популярными экскурсии в компании, развивается менторство, снова набирают популярность колледжи, открываются отделы по профориентации и развитию карьеры при школах и университетах.

Читайте также :

Мы решили внимательнее приглядеться к опыту наших зарубежных коллег, где тема самоопределения уже давно в тренде, и никого не удивишь оплачиваемыми стажировками в ООН, турами для подростков в Африку или возможностью пойти в подмастерья (apprenticeships). Мы всё равно удивились, выбрали 5 самых популярных форматов и добавили десяток ссылок на стоящие проекты.

Читайте также  Отгул за переработку: как предоставляется выходной

Тематические парки

Самый известный тематический парк создал Уолт Дисней. Открыв в 1955 году DisneyLand, он превратил сказочный мир героев своих мультфильмов в реальность. Позже компания Disney открыла парк Epcot — модель мира, каким он будет в будущем, — объединив развлечение (entertainment) и образование (education) в единую концепцию edutainment. Формат тематических парков стал использоваться и для профориентации. Самый известный проект, город профессий Kidzania, появился в Мексике в 1999 году. Сегодня парки Kidzania существуют в 25 городах по всему миру.

Это огромный симулятор взрослой жизни — целый город с корпорациями и магазинами, больницами и университетами, где можно построить карьеру, заработать и потратить деньги, научиться работать в команде и строить репутацию, даже не перейдя в старшие классы школы. В этой же концепции работает небольшой парк Minicity в Любляне, Кидбург и Мастерславль в России.

Программы менторства

Никогда не рано встретиться с человеком, который уже прошёл длинный путь и может поделиться своим опытом выбора университета, построения карьеры, образа жизни.

Читайте также :

Особенно популярны такие программы для детей и подростков из малообеспеченных семей. Например, в проект SMART можно попасть с 5-го класса. Здесь у ребёнка появляются тьютор и ментор. Фактически «тьютор» (в данном случае — просто калька с английского tutor) еженедельно помогает подопечному разобраться с домашней работой, грамотно распределить время и обсуждает приоритеты в учёбе. Менторы встречаются с подопечными реже – 1 раз в 2 месяца, обсуждая не учёбу, а, скорее, жизненные радости и сложности.

Интересно, что появляются и новые форматы менторства: онлайн, speed-менторство (когда на встречу с условным «ментором» отводится всего час с некоторой периодичностью) или, например, взаимное (peer-to-peer) менторство, когда ровесники или близкие по образованию, уровню люди помогают друг другу, как например, в проекте The Peer Project: здесь ментором можно стать с 15 лет.

Стажировки

Пожалуй, самый популярный формат профориентации — стажировка. Оплачиваемые, бесплатные или платные стажировки, в своей стране или за рубежом. Например, проект Go Overseas собрал у себя на сайте десятки существующих программ со всего мира: от изучения бизнеса в Лондоне до работы переводчиком в России.

Будучи школьником, можно пройти стажировку в одном из многочисленных музеев, сделать исследование в зоопарке, познакомиться с дипломатическими миссиями в рамках пятинедельной cтажировки в ООН, получая при этом стипендию, или отправиться преподавать пятиклассникам, конечно, под наблюдением более опытного преподавателя.

Список оплачиваемых стажировок в США можно посмотреть здесь.

Волонтёрство

В отличие от стажировок (internship programs), волонтёрские программы (volunteer programs) направлены на решение социальных задач: обучение детей из малообеспеченных семей, облагораживание территории, помощь некоммерческим организациям. Кроме того, вакансии, которые называются стажировками, обычно требуют большего опыта, более высокого уровня образования и навыков.

Читайте также :

Что российской действительности совсем несвойственно — часто приходится платить за волонтёрские программы, причём не только за питание и проживание. Например, двухнедельное приключение в Коста-Рике обойдется как минимум в 3 000 долларов, а поездка в Южную Африку для развития «осознанного отношения к миру животных» около 3 500 долларов, и эта стоимость не включает в себя питание и билет. На такую программу можно попасть даже если тебе меньше 18 — такие услуги предлагает Global Vision International, Global Leadership Adventures, причём отправиться помогать можно и всем классом.

    ; , волонтёрские поездки исключительно для тех, кто младше 18; , программа для тех, кто владеет базовым уровнем испанского; , погружение в другую культуру; , летние волонтерские программы;

Свободный год (GAP year)

В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. Кроме того, высокие уровни безработицы (прежде всего в Европе) вынуждают молодёжь всё позже выходить на работу. В Берлине и Амстердаме вы не раз встретите людей, которые только в 27 начинают свою корпоративную карьеру.

Это вовсе не значит, что до этого они ничего не делали: наверняка с 16 лет разносили пиццу, работали в веломастерской, съездили поволонтёрить в Африку и, конечно, же почти без денег проехали всю Азию. Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какой опыт получить, но сотни и тысячи проектов предлагают тебе помощь в организации твоих приключений. Например, так выглядит программа gap year в Гватемале от проекта Максим Новель:

  • 20 недель изучения испанского;
  • 8 недель – работа с детьми;
  • 4 недели – работа с морскими черепахами;
  • 4 недели – преподавание английского;
  • 4 недели – забота о животных;
  • 1 неделя – обучение сёрфингу;
  • 1 неделя – обучение дайвингу и сертификация;
  • 2 недели – каникулы с проживанием

Несмотря на то, что в России сейчас бум профориентационных инициатив, стажировки и волонтёрство как форматы только-только становятся доступными для старшеклассников, а менторство по-прежнему живёт внутри корпораций или находится в зоне ответственности благотворительных фондов, работающих исключительно с детьми из детских домов.

В ближайшее время помимо нашей традиционной программы «Образ жизни: город» мы хотим объединить людей с интересными историями жизни и тех, кто пока не знает, как ему развиваться дальше. Если вам интересно стать спикером или организовать бесплатное мероприятие у себя в школе – напишите нам и мы будем вместе экспериментировать.

Авторы: Аня Бородай, Диана Колесникова, Ира Никитина

В оформлении материала использовано изображение с официального сайта Kidzania.

24 октября 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector