Атлас новых профессий Финансовый сектор
Атлас новых профессий — как выбрать будущее уже сегодня
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» с 2019 года реализует программу «Социальный лифт» , которая позволяет талантливым абитуриентам, попавшим в трудные жизненные обстоятельства, получить бесплатное высшее образование. В одном из лучших российских университетов, даже не преодолев проходной балл на бюджетное место.
В программе на конкурсной основе могут принять участие дети, за исключением жителей городов-миллионников, из малообеспеченных многодетных семей, абитуриенты, проживающие в сельской местности и моногородах, дети родителей, погибших или ставших инвалидами при исполнении воинского долга и другие категории абитуриентов, для которых затруднено получение высшего образования.
В 2021 году Высшая школа экономики вновь расширяет прием по программе «Социальный лифт» и готова принять до 190 первокурсников для обучения за свой счет в Московском, Санкт-Петербургском, Нижегородском и Пермском кампусах университета. Студенты, принятые в рамках этого проекта, также получают дополнительную материальную поддержку на время обучения в университете.
Подробная информация о проекте, правила и порядок участия размещены на сайте университета по ссылке www.hse.ru/lift . Прием документов заканчивается 1 июня 2021 года.
Атлас новых профессий – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.
Атлас – это не классификатор профессий, и не носит всеобъемлющий характер, его задача – показать масштаб проблемы и подходы к её решению. В России отсутствуют механизмы ввода в эксплуатацию новых профессий, и мы надеемся, что Атлас станет первым шагом к созданию таких механизмов.
Развитие мировой экономики настолько динамично, что нынешняя система образования и бизнес требуют совершенно новых компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей. Данный Атлас – сигнал для абитуриентов, определяющих свою карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свое время. Для вузов и предприятий – это возможность предпринять совместные шаги по разработке новых образовательных программ уже сейчас, чтобы у нас был шанс вырастить высоко востребованных специалистов к 2020 году.
В Атласе подробно по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий в интервале до 2020 г. и после 2020 г. В исследовании приняли участие свыше 2500 российских и иностранных экспертов. «Атлас новых профессий» включает:
- Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики;
- Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде;
- Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего;
- Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки;
- «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующие потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.
Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? «Атлас» поможет ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку. «Атлас» включает в себя более 160 новых и устаревающих профессий в различных отраслях, в частности:
Атлас новых профессий 3.0
«АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ» 3.0 – инструмент профориентации XXI века. Это книга для подростков, где в форме коротких историй рассказывается о неочевидных и актуальных для России профессиях ближайшего будущего.
В «Атласе» вы найдете:
• будущее 28 отраслей от тяжелой промышленности до fashion-индустрии;
• 200+ новых профессий;
• необходимые для успеха надпрофессиональные навыки и советы, как их развить.
Что полезного дает «Атлас»
Подростку
Ты узнаешь о перспективных профессиях и сможешь выбрать из них самую интересную для себя. Будешь представлять, как устроена работа изнутри. Поймешь, какие навыки понадобятся для успеха в будущем и как их можно получить.
Родителю
Вы узнаете, как изменится рынок труда в будущем, и поможете подростку сориентироваться в новых профессиях. Научитесь разбираться в трендах и разговаривать с тинейджером на одном языке.
Педагогу
Вы получите общее понимание того, куда движется экономика, и сможете говорить со школьниками о том, зачем им может понадобиться тот или иной школьный предмет, какие навыки стоит развивать и в какое будущее целиться. На основе материалов книги сможете проводить увлекательные занятия по профориентации.
Любопытному взрослому
Ваша карьера буксует? Прочитав книгу, увидите перспективы развития в вашей области и поймете, каких знаний и навыков не хватает для роста.
Увлекательная история вместо нравоучений
Взрослые часто совершают две ошибки: либо говорят с подростками так, будто те уже получили пару ученых степеней, либо так, будто им 5 лет. Мы сами не любим занудные трактаты и морализаторство. Поэтому пишем «Атлас» так, чтобы читать его было не только полезно, но и интересно.
Книга состоит из историй про девочку-подростка Нику. Как и все тинейджеры, она пытается понять, кем хочет стать, и боится ошибиться с выбором. Неожиданное происшествие отправляет ее в будущее, где Ника путешествует по миру профессий из разных сфер экономики.
В каждой главе команды специалистов конкретной отрасли решают рабочие задачи, а Ника им в этом помогает.
В путешествии Ника разбирается в том, как устроен рынок труда будущего, справляется со страхами и сомнениями. Вернувшись домой, девушка вырабатывает план действий, которые приблизят ее к профессии мечты.
Зачем читать «Атлас новых профессий»
- Узнать о том, что ждет различные отрасли и какими будут профессии будущего.
- В интересной форме начать разговор со старшеклассником о его профессиональном будущем.
- Начать осознанно строить свою образовательную и карьерную траекторию уже сегодня.
Читай и выполняй задания!
В конце каждого рассказа вы найдете один или несколько рабочих кейсов, похожих на те, что решали специалисты в рассказе. В кейсе ставится какая-то задача (например, быстро и с минимальным вредом для окружающей среды построить в пустыне высокотехнологичное здание). Читателю надо придумать, какие специалисты из Атласа нужны, чтобы выполнить эту задачу, какими инструментами они будут пользоваться, как будет выглядеть их рабочее место, и написать об этом небольшую историю. Эти творческие задания могут стать первым шагом для обсуждения с подростком его профессионального будущего.
Истории можно прислать на адрес . Лучшие истории будут опубликованы на сайте разработчиков Атласа новых профессий, а победитель народного голосования по итогам года получит приз.
Атлас новых профессий (профессии будущего)
Энергогенерация и накопление энергии . . . . . . . . . . . . . . . .
Энергосети и управление энергопотреблением . . . . . . . . . . . .
Новые материалы и нанотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Добыча и переработка полезных ископаемых. . . . . . . . . . . . .
Робототехника и машиностроение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Индустрия детских товаров и сервисов . . . . . . . . . . . . . . . . .
Причины устаревания профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Устаревающие интеллектуальные профессии. . . . . . . . . . . . .
Устаревающие рабочие профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЧТО зА КАРТы ВНУТРИ, еСлИ ЭТО «АТлАС»?
«Атлас» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет . Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие
в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям . Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает . Некоторые занятия
в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми . Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку .
«Атлас» – это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее .
Эта версия «Атласа» является первой, а потому экспериментальной . Мы хотим,
чтобы «Атлас» был понятным и полезным для его читателей . Поэтому мы будем рады вашим отзывам и предложениям по его доработке . Вы можете направить их по адресу atlas@refuture.me .
КАК РОДИлСя «АТлАС»?
Впервые в России Московская школа управления «СКОлКОВО» и Агентство
стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики . Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий . Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий» .
Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование . есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство)
и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения . Мы предполагаем, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным .
ФОРСАйТ — ПОДзОРНАя ТРУБА В БУДУщее?
Форсайт (от англ. «foresight» – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.
ОСНОВНые ПРИНцИПы ФОРСАйТА:
Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;
Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон;
есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подгото-
виться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Именно исходя из этих принципов, Атлас новых профессий показывает будущее, которое планируют совместно создавать ведущие компании отраслей в соответствии со своими планами развития – освоения новых рынков, выпуска новых продуктов, применения новых технологий и т.п. Атлас является одним из элементов подготовки к желаемому будущему – поскольку эти планы развития смогут быть реализованы только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить.
Каждой отрасли отводится отдельный раздел, в начале которого вы можете ознакомиться с кратким прогнозом развития отрасли до 2030 года, узнать, какие новые технологии и тенденции оцениваются отраслевыми экспертами и работодателями как наиболее интересные и перспективные.
Для каждой отрасли приводится перечень новых профессий с кратким описанием их рабочих задач. Список этих профессий не является окончательным и исчерпывающим (вполне возможно, могут появиться и другие профессии и специализации) – однако он иллюстрирует те важные изменения, которые ожидают отрасль в ближайшие годы.
Для каждой профессии указываются ее ключевые характеристики, такие как:» (и далее уже блоки «горизонт», «тип специализации»и пр.).
НАВИгАцИя ПО «АТлАСУ»
До 2020 года – профессии, которые
«Атлас новых профессий» состоит из двух
востребованы «завтра». В развитых
странах многие из этих профессий
появились уже сегодня (например,
Первая часть посвящена новым про-
энергоаудиторы, сетевые врачи,
гМО-агрономы и др.). Это профес-
сии, которые будут востребованы
Вторая часть посвящена «професси-
в России в ближайшее десятилетие.»
Первая часть посвящена профессиям,
которые будут возникать в ближайшие
После 2020 года – профессии, ко-
годы в наиболее перспективных, высоко-
технологичных и быстрорастущих отраслях
торые потребуются «послезавтра»
и при благоприятном технологиче-
ском развитии страны и мира. Эти
профессии сегодня могут показаться фантастическими, хотя первые шаги в решении профессиональных задач такого рода (например, задачи киберпротезистов, программистов виртуальных миров и др.) уже сделаны. Это профессии, которые являются новыми не только для России, но и для других стран.
Кросс-отраслевая – набор знаний, навыков и умений, дающий возможность найти работу в разных отраслях / на стыке отраслей.
Внутриотраслевая – набор знаний, умений и навыков, позволяющий работать в одной отрасли.
НАДПРОФеССИОНАлЬНые НАВыКИ И УМеНИя
Эти навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность
профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Ниже приведен список некоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего. Это:
Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
Умение управлять проектами и процессами.
Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
Также в «Атласе» представлен рекомендательный раздел по каждой отрасли, разъясняющий:
какие вузы России дают базовую подготовку позволяющую через несколько лет оказаться в первом составе специалистов будущего;
какие крупнейшие работодатели
присутствуют на российском рынке в рассматриваемых отраслях, готовятся к внедрению новых технологий и, значит, уже сейчас определяют спрос на специалистов будущего;
комментарии о рынке труда в отраслях
Во второй части «Атласа» вы можете узнать о том, что же будет с некоторыми востребованными профессиями в ближайшие 20 лет.
Технологии обновляются, оборудование устаревает, инструменты становятся грудой металлолома. Профессии тоже стареют и умирают. Этот процесс естественен, он происходил и происходит при любой смене технологических циклов, например, кучеров заменили таксисты, почтальонов – администраторы почтовых серверов. Но если раньше циклы были длинною в десятки, а то и сотни лет, то теперь их продолжительность не превышает 10–15 лет. И хотя «старение» профессий не происхо-
дит мгновенно, лучше узнать о «кандидатах на пенсию» как можно раньше, а не тогда, когда уже получил «пенсионную карту». Возможно, выбирая будущую профессию, вы с интересом поглядываете на одну из тех, которые вскоре уйдут в прошлое – например, на профессию бухгалтера, и даже не представляете, что есть молодой и перспективный сектор новых рабочих задач.
Профессии будущего в финансовой сфере – уже сегодня
В эпоху цифровизации, коснувшейся буквально всех сфер жизнедеятельности, финансовая система претерпевает колоссальные изменения. Развитие искусственного интеллекта и появление автоматизированных систем кардинально меняет как сами цели экономики и бизнеса, так и сущность профессий финансового сектора.
В современной финансовой системе, где появляются новые цифровые платформы, финансовые инструменты, и даже новые валюты, основанные на цифровых кодах, необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в новых, нестандартных условиях.
В Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики уже сегодня можно получить профессию, которая будет востребована в самое ближайшее время:
— персональный менеджер по финансовому развитию – специалист, занимающийся разработкой персональных финансовых планов, индивидуальных планов инвестиций, развития карьеры, бизнес-планов и пр.;
— финансовый инженер – специалист, занимающийся разработкой финансовых программ с использованием передовых технологий и машинного обучения;
— менеджер краудфандинговых платформ – специалист, занимающийся организацией деятельности и вопросами финансирования краудфандинговых платформ;
— тренд-вотчер – специалист, занимающийся анализом тенденций, происходящих в экономике, расчетом на основе этих данных возможных рисков и угроз, а также стратегии развития компании;
— ICO аналитик – специалист, занимающийся анализом криптовалютных рынков и бирж, составляет прогнозы развития блокчейн-экономики;
— менеджер портфеля корпоративных венчурных фондов – специалист, занимающийся управлением инвестициями компании в стартапы;
— мультивалютный переводчик – специалист, занимающийся организацией систем обмена традиционных и альтернативных валют;
— специалист по криптовалютам – специалист, занимающийся биржевой торговлей на бирже криптовалют, инвестированием с помощью альтернативных валют.
Получить эти и многие другие профессии, которые будут актуальны в недалеком будущем, можно, имея финансовое образование. Впрочем, только этого уже завтра будет недостаточно. Новый специалист экономической сферы должен уметь не только грамотно разбираться в вопросах инвестирования, страхования, прогнозирования экономического развития, разработки инструментов для расчета и обработки большого массива данных, но и уметь быстро и оперативно получать новую информацию, анализировать новые тенденции международной экономики.
Все это не возможно без знания английского языка. Сегодня знание английского языка – это не просто конкурентное преимущество на рынке труда, а инструмент успешной профессиональной коммуникации, открывающий безграничные возможности внешнеэкономической деятельности, существенно повышающий возможности трудоустройства за рубежом.
Получить новые профессии, востребованные в финансовой сфере сегодня, в СПбУТУиЭ можно на международных программах: «Международные финансы» и «Международный финансовый менеджмент».
СПбУТУиЭ постоянно работает над приведением билингвальных англо-русских образовательных программ в соответствие с требованиями потенциальных работодателей из различных отраслей экономики, расширяет связи с международными партнерами, заключает договоры с ведущими в своей отрасли компаниями.
Студенты, обучающиеся на международных программах СПбУТУиЭ, имеют возможность поехать на стажировку в зарубежный вуз-партер. Обучение в течение одного или двух семестров позволяют получить актуальные знания в сфере международной экономики и освоить азы новых, еще не получивших распространение в России, профессий. Большинство вузов-партнеров СПбУТУиЭ — это крупные научно-исследовательские центры с собственными лабораториями, где студенты могут работать над собственными бизнес проектами или подключиться к разработке проекта в команде одной из международных компаний.
Учеба в зарубежном вузе дает возможность остаться в другой стране и построить карьеру на мировом уровне, в любом случае — это отличный опыт и существенное преимущество для трудоустройства в России.
Диплом СПбУТУиЭ позволяет выпускникам стать «узнаваемыми» на рынке труда. Университет быстро реагируют на вызовы современности, принимает инновационные решения и дает не просто образование, но и самое главное – профессию, востребованную в ближайшем будущем.