Аскон: Запрет на совместную работу родственников

Аскон: Запрет на совместную работу родственников

<Письмо> Минтруда России от 16.05.2017 N 18-2/В-297 <О применении отдельных положений постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 568>

Департаментом государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу применения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее — постановление Правительства Российской Федерации N 568).

Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568 устанавливает запрет работникам, замещающим должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее — фонд или иная организация), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фонде и иной организации, включенные в перечни, установленные нормативными актами фонда, локальными нормативными актами организации, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее — работники), а также гражданам, претендующим на замещение указанных должностей, на совместную трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Общим исключением, предусмотренным пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568, из данного запрета являются работники, замещающие должности в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение указанных должностей.

Вместе с тем, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N 568 для работников, замещающих должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждан, претендующих на замещение таких должностей, устанавливается запрет работы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Исходя из вышеуказанных положений постановления Правительства Российской Федерации N 568, запрет на совместную работу родственников и свойственников в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных казенных предприятиях (далее — организации) распространяется на работников указанных организаций, замещающих должности, включенные в перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации, при условии, что данные работники являются близкими родственниками или свойственниками, замещают должности руководителя, главного бухгалтера или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий в одной организации в условиях непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому.

Таким образом, данный запрет не распространяется на вышеуказанных работников, в случаях:

если финансово-хозяйственные полномочия работниками — близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому;

если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.п.).

Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), содержащих определение понятий «трудовые отношения» (статья 15), «трудовой договор» (статья 56), «рабочее место» (статья 209), работники, заключившие трудовой договор с работодателем, обязаны лично выполнять определенную этим договором трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя. Таким образом, все работники подконтрольны работодателю. О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении, является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.

Под осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, по нашему мнению, понимается постоянно, временно или по специальному полномочию исполнение трудовых обязанностей, связанных с принятием решений по следующим вопросам реализации финансово-хозяйственной деятельности организации:

финансовое планирование и финансовое обеспечение расходов учреждения (предприятия);

осуществление расчетов и платежей, формирование финансовой и бюджетной отчетности;

распоряжение имуществом учреждения (предприятия);

осуществление внутреннего финансового контроля;

осуществление государственных закупок;

заключение сделок от имени учреждения (предприятия);

управление деятельностью филиала, представительства иного обособленного структурного подразделения.

Ограничения при совместной работе близких родственников — что говорит закон?

Принято считать, что близким родственникам и своякам работать в одном учреждении запрещено. Действительно, есть ряд мест, где подобное сотрудничество под запретом, но, как и у любого закона, в данном случае есть ряд исключений. Рассмотрим организации, в которых родственные связи являются нарушением и наоборот, при каких обстоятельствах можно работать с родными.

Где ограничена совместная работа близких родственников?

В свое время государственному аппарату пришлось ввести жесткие ограничения на рабочие отношения между людьми, имеющими родственные связи. Коснулось это не только родных по крови, но и так называемых «свояков» — родных супруга, мужей/жен брата или сестры. Сделано это было для того, чтобы сократить количество коррупционных правонарушений, а также исключить различные привилегии и мошенничество.

В частности, запрет стоит на такие рабочие отношения между родственниками, где подразумевается финансово-хозяйственная деятельность и при которой один близкий находится в подчинении другого.

Близкие родственники не могут работать вместе:

  1. на государственной службе (Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», ст. 16, п. 5 ч. 1);
  2. на муниципальной службе (Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ», ст. 13, п. 5 ч. 1).

Кроме того, Федеральный закон «О противодействии коррупции» запрещает близким родственникам работать в следующих учреждениях:

  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном Фонде России;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в иных организациях, созданных государством на основании федеральных законов.

Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» допускается ограничение на деятельность лиц, которые занимают должности федеральной государственной службы (отдельные категории работников). В частности, это относится к директорам, начальникам, управляющим и главному бухгалтеру.

Разъяснения Минтруда о том, когда не распространяется запрет на совместную работу родственников

16 мая 2017 года в Министерстве труда России дали комментарии о тех случаях, когда запрет на совместную рабочую деятельность родственников не распространяется. Согласно им, финансово-хозяйственные полномочия между подобными работниками должны протекать вне условий непосредственного подчинения или контроля.

Под непосредственным подчинением подразумевается ситуация, когда начальник руководствуется внутренним регламентом и, согласно положению о структурном подразделении, является прямым начальником в отношении работника. То есть имеет право давать обязательные для исполнения указания и приказы, контролировать их выполнение, влиять на повышение в должности, назначать меры поощрения и взыскания за нарушение трудовой дисциплины, оформлять назначение на новую должность или перевод в другой отдел.

Запрет не актуален и в том случае, если один из работников осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг или выполнением работ, которые относятся к основным видам организации. Например, это касается сфер науки, культуры, здоровья, спорта, образования. То есть один из работников является спортсменом, танцором, актером, врачом, ученым или учителем.

Запретят ли работу родственников в прямом подчинении? Изменения в Закон о коррупции

На практике соискателю часто отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на действующее законодательство и аналогии. Якобы совместная работа родственников в одном учреждении строго запрещена. Данная отсылка не всегда верна, однако необходимо заметить, что такой закон в скором времени действительно может появиться.

В начале 2015 года в Государственную думу РФ внесли проект федерального закона с планами на изменения в законе «О противодействии коррупции». Изначально предлагалось добавить статью с запретом на работу родственников в одной муниципальной или государственной организации, или в их обособленном подразделении.

Данное предложение до сих пор находится в стадии рассмотрения и с уверенностью утверждать, что его примут или отклонят нельзя. Депутаты склонны к тому, что даже при внесении такой поправки будут действовать определенные исключения. Например, подобное правило не коснется совместной работы близких родственников в заведениях социального направления (образование, медицина, культура), если работники проживают в сельской местности. Скорее всего, данное исключение связано с нехваткой специалистов в отдаленных поселениях. Для такой местности характерны целые династии учителей, врачей и работников культуры.

Есть ли запрет на «родственные связи» в частных компаниях?

Многих волнует вопрос о том, правомерно ли отказывать работнику в трудоустройстве при его обращении в частную компанию, в которой числится его родственник или свояк. Здесь нужно внимательно изучить российское законодательство, чтобы при необходимости защитить свои права.

В Трудовом кодексе РФ нет ограничений на работу родственников в коммерческой компании. Данное ограничение относится только к государственным и муниципальным учреждениям.

Обращаясь к 64-ой статье Трудового Кодекса РФ, можно увидеть, что работодатель при найме соискателя на работу должен руководствоваться только его деловыми качествами и не принимать во внимание расу, национальность, религию, пол, социальное, материальное или семейное положение, место жительства или возраст. Отказ в трудоустройстве по вышеперечисленным причинам приравнивается к ущемлению прав на рабочую деятельность.

В самом ТК РФ нет расшифровки понятия «деловые качества», однако подобное разъяснение можно обнаружить в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Деловые качества трудящегося подразумевают под собой:

  1. обладание профессиональными качествами, навыками и квалификацией для занимаемой должности;
  2. личные качества, которые могут повлиять на выполнение обязанностей: состояние здоровья, уровень образования, опыт работы по специальности или конкретно в данной сфере.

Многие компании пытаются обойти стороной этот закон, вводя локальные акты с подобными ограничениями. Важно понимать, что подобная документация не имеет законной силы, так как идет вразрез с Трудовым Кодексом. Любые запреты в данной области должны приниматься на федеральном уровне. При отказе в трудоустройстве из-за родственных связей с кем-либо из работников, даже при занимаемой им руководящей должности, соискатель вправе обратиться в суд.

Подводя итоги, стоит подчеркнуть, что близкие родственники на работе не могут обладать какими-либо преимуществами и в равной степени не могут подвергнуться дискриминации. Данный вопрос четко регулируется российским законодательством на федеральном уровне. Ограничение на рабочие отношения между родными и свояками касаются только государственных и муниципальных учреждений, при условии непосредственного подчинения в финансово-хозяйственной деятельности. К частным (коммерческим) компаниям подобный запрет неприменим.

Запрет на совместную работу родственников в муниципальной автономной общеобразовательной организации

Могут ли в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении начальной общеобразовательной школе совместно осуществлять трудовую деятельность близкие родственники: речь идет о руководителе учреждения и сотруднике, не занимающем руководящую должность и не находящемся в непосредственном подчинении руководителю учреждения. Просим разъяснить порядок применения ст.10, 11 ФЗ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Ответы юристов (1)

Добрый день! Положения ст. 10, 11 Закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» так же дополняются ст. 349.2 ТК РФ, прописывающей ограничения для работников ряда учреждений (куда не входят образовательные) и, цитирую: «…иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами…».

Дополняет указанную статью Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, но и оно не содержит прямого указания на распространение перечисленных норм законодательства на работников муниципальных образовательных учреждений.

Министерством труда РФ в Письме от 16.05.2017 N 18-2/В-297 были даны разъяснения, из которых следует, что предусмотренные законом №273-ФЗ и ст. 349.2 ТК РФ ограничения и запреты на совместную работу родственников и свойственников не могут распространяться на случаи, если один из работников ведет деятельность в указанных учреждениях, связанной с непосредственным оказанием работ или услуг, которые входят в основные цели и задачи организации. Так же уточняются примеры таких должностей – врачи, учителя, спортсмены и т.д. и т.п.

Так же стоит уточнить статус Вашего учреждения, отраженный в Уставе и его основные цели и задачи. Так, например, если данное учреждение создано в целях обеспечения полномочий органов госвласти в сфере науки и образования, то оно подпадает под перечень учреждений, указанных в ст. 349.2 ТК РФ и, следовательно, на его руководящих работников распространяются все ограничения на запреты совместной работы. Однако если учредителем данной организации является, допустим, региональный орган власти – Департамент по образованию, то указанное учреждение не может быть признано органом госвласти и на его работников не распространяются ограничения и запреты, связанные с родством подчиненных и руководства.

Подводя итог, сообщаю:

  • Специальных норм, запрещающих совместную работу родственников в образовательных учреждениях, в действующем законодательстве РФ не существует;
  • В ряде случаев, в том числе при установлении данного запрета на уровне ведомственных нормативных актов, такие запреты могут иметь место быть.

Не зная точных должностей, о которых идет речь, так же затруднительно дать однозначный ответ, это лишь собственное экспертное мнение исходя из имеющейся у меня практики. Для защиты от возможных нарушений закона рекомендую направить официальный запрос в Роструд для разъяснения положений закона в этой части.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Курской области

Отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Юлия Рюмшина: Трудовой кодекс РФ не содержит запрета на совместную работу родственников, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому. Соответствующие ограничения установлены для некоторых категорий лиц законодательством о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, а также федеральными законами, регулирующими прохождение государственной службы в отдельных органах.

Например, государственные и муниципальные служащие не могут находиться на службе в случае близкого родства или свойства со служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Муниципальный служащий также не может находиться на службе в случае близкого родства (свойства) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию.

К числу близких родственников и свойственников относятся родители, супруги, дети, братья, сестры служащего и его супруга (супруги), а также супруги детей.

О нарушении антикоррупционного законодательства может свидетельствовать и прохождение службы не являющимися близкими родственниками (свойственниками) в непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому. Если в полномочия служащего входит принятие решений, влекущих возможность получения доходов, иных выгод, преимуществ его родственником (свойственником), такая ситуация образует личную заинтересованность.

Ситуация, при которой личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служащим должностных обязанностей, осуществление полномочий, является конфликтом интересов.

Государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Курской области

Прокуратура Курской области

29 июня 2020, 16:25

В каких случаях работа гражданина в подчинении родственника будет считаться нарушением антикоррупционного законодательства?

Отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Юлия Рюмшина: Трудовой кодекс РФ не содержит запрета на совместную работу родственников, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому. Соответствующие ограничения установлены для некоторых категорий лиц законодательством о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, а также федеральными законами, регулирующими прохождение государственной службы в отдельных органах.

Например, государственные и муниципальные служащие не могут находиться на службе в случае близкого родства или свойства со служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Муниципальный служащий также не может находиться на службе в случае близкого родства (свойства) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию.

К числу близких родственников и свойственников относятся родители, супруги, дети, братья, сестры служащего и его супруга (супруги), а также супруги детей.

О нарушении антикоррупционного законодательства может свидетельствовать и прохождение службы не являющимися близкими родственниками (свойственниками) в непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому. Если в полномочия служащего входит принятие решений, влекущих возможность получения доходов, иных выгод, преимуществ его родственником (свойственником), такая ситуация образует личную заинтересованность.

Ситуация, при которой личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служащим должностных обязанностей, осуществление полномочий, является конфликтом интересов.

Государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также  Земельный участок за 3 ребенка волгоградская область
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector