Антитеррористическая защищенность: требования

Антитеррористическая защищенность: требования

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 №202.

Последний устанавливает обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (объекты спорта), включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

Согласно названному нормативно правовому акту в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта осуществляется их категорирование.

Для проведения категорирования объекта спорта решением ответственного лица правообладателя спортивного объекта создается комиссия по его обследованию и категорированию, к работе которой могут привлекаться представители территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию).

В зависимости от степени угрозы совершения на объектах спорта террористических актов и возможных последствий их совершения и с учетом оценки состояния защищенности объектов спорта устанавливаются категории опасности объектов спорта (1-4 категории).

В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта первой-третьей категорий опасности оборудуются инженерно-техническими средствами охраны:

а) объекты спорта, отнесенные к первой категории опасности:

— системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

— охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;

— системой контроля управления доступом;

— стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;

— контрольно-пропускными пунктами (постами);

б) объекты спорта, отнесенные ко второй категории опасности:

— системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

— охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;

— стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;

— контрольно-пропускными пунктами (постами);

в) объекты спорта, отнесенные к третьей категории опасности:

— системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

— охранной телевизионной системой;

Объекты спорта, отнесенные к четвертой категории опасности, обеспечиваются инженерно-техническими средствами охраны по решению ответственных лиц с учетом степени угрозы совершения на них террористических актов.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности возлагается на ответственных лиц спортивного объекта.

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

3 июня 2020, 15:36

Какие требования к обеспечению антитеррористической защищенности обязательны для исполнения собственниками спортивных объектов?

Требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 №202.

Последний устанавливает обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (объекты спорта), включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

Согласно названному нормативно правовому акту в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта осуществляется их категорирование.

Для проведения категорирования объекта спорта решением ответственного лица правообладателя спортивного объекта создается комиссия по его обследованию и категорированию, к работе которой могут привлекаться представители территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию).

В зависимости от степени угрозы совершения на объектах спорта террористических актов и возможных последствий их совершения и с учетом оценки состояния защищенности объектов спорта устанавливаются категории опасности объектов спорта (1-4 категории).

В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта первой-третьей категорий опасности оборудуются инженерно-техническими средствами охраны:

а) объекты спорта, отнесенные к первой категории опасности:

— системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

— охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;

— системой контроля управления доступом;

— стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;

— контрольно-пропускными пунктами (постами);

б) объекты спорта, отнесенные ко второй категории опасности:

— системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

— охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;

— стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;

— контрольно-пропускными пунктами (постами);

в) объекты спорта, отнесенные к третьей категории опасности:

— системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

— охранной телевизионной системой;

Объекты спорта, отнесенные к четвертой категории опасности, обеспечиваются инженерно-техническими средствами охраны по решению ответственных лиц с учетом степени угрозы совершения на них террористических актов.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности возлагается на ответственных лиц спортивного объекта.

Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях обеспечения безопасности граждан предусмотрена обязанность руководителей организаций принимать меры к антитеррористической защищенности объектов (территорий), препятствующие совершению террористического акта.

Требования антитеррористической защищенности конкретных объектов (территорий) утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения руководителями организаций и ведомств.

Федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Так, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) дополнена статьей 20.35, частью 1 которой предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Частью 2 статьи 20.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение аналогичных действий в отношении объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В случае нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также воспрепятствования деятельности лиц, уполномоченных на их выполнение или обеспечение (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), предусматривается штраф: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

За аналогичные правонарушения в отношении объектов (территорий) религиозных организаций размер штрафа составит: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Законом предусмотрено, что положения части 2 статьи 20.35 КоАП РФ вступают в силу с 1 мая 2020 года.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьёй, относятся к подведомственности судей (часть 1 статьи 23.1 Кодекса).

Правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются в пределах своих полномочий должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов, а также должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации (пункты 1, 56, 103 части 2 статьи 28.3 Кодекса).

ПАМЯТКА руководителям УК, ТСЖ по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных жилых домов

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

При проведении проверок правоохранительными органами жилищного фонда выявляются факты открытого доступа к чердачным, подвальным и подсобным помещениям отдельных многоквартирных домов.

Свободный доступ в подвал и кровлю создают условия для возникновения опасности для жизни и здоровья людей, проживающих в многоквартирных домах, поскольку отсутствие замков на дверях подвальных помещениях и люках выхода на крышу обуславливает возможность проникновения в данные помещения посторонних лиц, угрозу совершения взрыва или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

При организации антитеррористической защищенности жилищного фонда следует учитывать, что многоквартирные жилые дома являются одной из целей террористических организаций. Результаты расследований, произошедших в Российской Федерации взрывов многоквартирных жилых домов, свидетельствуют о том, что взрывчатые вещества закладывались именно в подвалы домов, куда посторонние имели свободный доступ.

В силу частей 1 и 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 8 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ предусматривается: «осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам».

Как следует из п.п. 3.3 (содержание чердаков), 3.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй — в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке. Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.

Аналогичные требования в части запирания входных дверей на замок предусматриваются п.п. 3.4 и 3.4.5 Правил в отношении подвалов и технических подполий (входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери. Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток».

Рекомендации руководителям УК и ТСЖ:

— обеспечить постоянный мониторинг выполнения требований федерального законодательства в вопросах антитеррористической защищенности помещений многоквартирных домов (далее — ПМД);

— организовать постоянный контроль за закрытием на замок чердачных и подвальных ПМД и порядком хранения ключей от данных помещений;

— провести разъяснительную работу среди жильцов о целесообразности оборудования в доме системы видеонаблюдения за территорией, системы контроля и управления доступом на территорию дома, охранной и тревожной сигнализации и иных системы защиты;

— разместить в домах на досках объявлений информацию для жильцов о мерах антитеррористической безопасности, пожарной безопасности, телефонах экстренных и специальных служб, УК (ТСЖ), признаках подготовки террористических и других противоправных актов (в т.ч. незаконном проживании трудовых мигрантов, «резиновых» квартирах и т.п.) и действиях при их выявлении;

— при выявлении или получении информации о подозрительных предметах, местах группового моления, а также о подозрительных лицах, компактно проживающих трудовых мигрантах, арендующих жилые помещения или проживающих в них без законных на то оснований, «резиновых» квартирах — немедленно информировать по телефону (или любым иным способом):

  • УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (телефон дежурного 8 (812) 438-71-10);
  • УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга (телефон дежурного 8 (812) 573-49-10).

В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ ЛИЦ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМЕ БЕЗ ЗАКОННЫХ НА ТО ОСНОВАНИЙ, «РЕЗИНОВЫХ КВАРТИРАХ», МЕСТ ГРУППОВОГО МОЛЕНИЯ НЕОБХОДИМО НЕМЕДЛЕННО СООБЩАТЬ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ!

Единый телефон службы спасения – 112
УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: 8 (812) 438-71-10
УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга: 02, 8 (812) 573-49-10

Государственная экспертиза: соответствие проектной документации требованиям по антитеррористической защищенности

В.М. Вернигор

Базовую роль в сложившейся ситуации играют государственные меры, направленные на антитеррористическую защищенность объектов и территорий и обеспечение безопасности людей. Законодателем уже создана правовая основа, позволяющая разрабатывать в проектной документации мероприятия по антитеррористической защищенности различных категорий объектов.

Согласно принятому в марте 2006 года Федеральному закону № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» общим принципом при разработке мероприятий по антитеррористической защищенности является принцип соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности. То есть, исходя из анализа возможных террористических угроз и уязвимости объектов, должен определяться объем разработки инженерно-технических мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.

В развитие части 2 пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительством Российской Федерации было принято постановление от 25 декабря 2013 года № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», предусматривающее меры по созданию защиты объектов (территорий) от совершения на них террористического акта. Также этим документом определены требования к паспортам безопасности объектов.

В «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, были внесены – постановлениями правительства от 15 февраля 2011 года № 73 и от 23 января 2016 года № 29 – следующие изменения. Подраздел «Технологические решения» – пункт 22, добавлены подпункты «п (1)», «п (2)», «п (3)», «у» и «ф» – дополнен требованиями в части:

  • обоснования проектных решений по предотвращению несанкционированного доступа на объект физических лиц и транспортных средств;
  • обоснования проектных решений по обнаружению взрывных устройств, оружия и боеприпасов – для зданий и сооружений социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в много- квартирных домах, в которых предполагается единовременное нахождение более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима;
  • обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Раздел 6 «Проект организации строительства» – пункт 23, добавлен подпункт «т (1)» – дополнен требованиями по охране объектов в период строительства.

Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» – пункт 36, добавлены подпункты «м (1)» и «х (1)» – дополнен требованиями в части обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства.

Кроме того, в 2011 году приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 320 от 05 июля 2011 года введен в действие Свод правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (СП 132.13330.2011). Его разделы 1, 7 и 8 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил обязательного применения, утвержденный постановлением Правительства России № 1521 от 26 декабря 2014 года. В соответствии с данным Сводом правил проектная документация, в части антитеррористической защищенности должна содержать сведения о классификации объекта по значимости в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть причинен в результате акта незаконного вмешательства.

Классификация объекта указывается заказчиком в задании на проектирование и определяется на основе анализа возможных террористических угроз и уязвимости объекта. При этом данный анализ должен выполняться организациями, обладающими научно-техническим потенциалом и опытом работы в соответствующей области, с учетом требований по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Опыт работы Главгосэкспертизы России по изучению проектных решений в части разработки мероприятий по антитеррористической защищенности объектов показывает, что многим проектам свойственны следующие недостатки:

  • отсутствие системного подхода в применении нормативных правовых актов, ведомственных норм и правил, которых на данный момент насчитывается более 100;
  • отсутствие требований заказчика в задании на проектирование к разработке «Инженерно-технических мероприятий по антитеррористической защищенности объектов»;
  • отсутствие в проектной документации сведений о категории объекта и об отнесении объекта к тому или иному классу значимости в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту;
  • отсутствие в проектной документации мер по охране объекта в период строительства и другие – наличие в проектной документации большого объема декларативной информации.

отсутствие системного подхода в применении нормативных правовых актов, ведомственных норм и правил, которых на данный момент насчитывается более 100;
отсутствие требований заказчика в задании на проектирование к разработке «Инженерно-технических мероприятий по антитеррористической защищенности объектов»;
отсутствие в проектной документации сведений о категории объекта и об отнесении объекта к тому или иному классу значимости в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту;
отсутствие в проектной документации мер по охране объекта в период строительства и другие – наличие в проектной документации большого объема декларативной информации. Кроме того, зачастую проектная документация предполагает оснащение объекта инженерно-техническими средствами как для режимных объектов, без учета специфики террористических угроз.

Существующая сегодня нормативная правовая база, по нашему мнению, не в полной мере соответствует актуальным вопросам разработки мероприятий по антитеррористической защищенности объектов. В соответствии с действующими нормативными документами решения об охране объектов и антитеррористической защищенности должны быть представлены в пяти разделах и подразделах проектной документации.

Полагаем, что в дальнейшем, в развитие части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимо внести в «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» полноценный раздел или подраздел «Мероприятия по антитеррористической защищенности». По всей видимости, необходима корректировка и Свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» в части обобщения требований по антитеррористической защищенности. Изменения законодательных и нормативно-правовых актов предопределяют разработку и нового направления экспертной деятельности – «Антитеррористическая защищенность объектов капитального строительства».

Автор: заместитель начальника Главгосэкспертизы России Владимир Вернигор
Журнал «Безопасность зданий и сооружений», №1, май 2017 г.

Читайте также  Нужен ли нотариус для выдела долей детям?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector